ДАН ЗАКАЗ ЕМУ НА ЗАПАД?

К чему распространять байки о печальной судьбе российских евреев в Германии и противных немцах

Уже второй очерк на эту тему помещает Олег Лурье в «Новой газете». Первый появился месяца три тому назад. Он поразил меня, живущего в Германии с 1974 года, злобной неправдой о немцах и об униженном якобы и нищенском существовании эмигрантов из России. Во втором очерке («Новая газета» от 13.05.2001) автор пошел еще дальше в очернении немцев и положения российских эмигрантов. Усугубляется ситуация еще и тем, что напечатан очерк в номере, посвященном годовщине окончания Великой Отечественной войны. Скандально уже само заглавие: «Плен после победы» с подзаголовком: «Он брал Берлин в 1945-м, а в 1992-м оказался в Гамбурге», т.е. в плену у немцев, образно говоря!

В очерке предстает перед нами несчастный эмигрант из России, герой Великой Отечественной войны, по глупости своей уехавший на ПМЖ в ФРГ и терпящий теперь всяческие унижения от немцев.

Чтобы читателю была ясна моя позиция, добавлю еще о себе: я, как и герой очерка, тоже еврей, эмигрировал из СССР (в 1972 г.) по политическим мотивам, участвовал (до эмиграции) в правозащитном движении, в сахаровском его крыле.

Так вот, ни я, ни мои родные и друзья за все годы жизни в Германии ни разу не сталкивались с такими людьми и фактами, которые описываются в очерках г-на Лурье.

Например, я никогда не слышал, чтобы продавцы в Германии позволяли бы себе «ворчать в адрес расплодившихся эмигрантов в ихнем добром фатерлянде». Среди немцев есть, конечно, люди, недовольные наплывом эмигрантов (по опросам, недовольных примерно 15%), но чтобы при обслуживании покупателей «ворчать в их адрес» - такое в Германии просто невозможно!

И уж совершенно возмутителен рассказ героя очерка о его посещении немецкого «собеса». «Самое страшное для меня, - рассказывает он, - это необходимость ходить в этот «собес». Выстоишь полдня в очереди с турками, арабами и африканцами (и ЭТО унизительно для нашего героя!), зайдешь в кабинет, а там немец (не служащий, а именно «немец»!) такой молодой и холеный, в очечках с золотой оправой. Прочтет он фамилию и спрашивает так брезгливо: «Ну и чего тебе нужно?» (Стопроцентная ложь: на «ты» в Германии говорят только с очень близкими людьми и вне служебных обязанностей!) Герой объясняет, что пришел за пособием на летнюю одежду - 500 марок, выдаваемым безработным эмигрантам. Но «немец» выдает ему только 400 ДМ, заявляя, что и этого, мол, «для него слишком много, т.к. он бесперспективен и никакой ценности для великой Германии не представляет».

Это чудовищная ложь: среди немцев о «Великой Германии» никто уже не думает, даже, наверное, и неонацисты. Как говорится, не надо по себе судить! И уж по крайней мере никто в госучреждении о таких материях разглагольствовать не станет. Смехотворен и вымысел героя о том, что «немец» выдал ему меньше денег, чем положено. В Германии никто не выдаст вам ни меньше, ни больше того, что полагается! В довершение ко всему герой наш, взяв упомянутую сумму, старается побыстрее выскользнуть из «собеса», «чтобы уж и выданные деньги назад не забрали!» Сплошной бред и «разжигание национальной ненависти».

Но в очерке присутствует бред и более, так сказать, «возвышенного» свойства. Например, немцы, оказывается, косо смотрят на боевые ордена героя (и на него - соответственно), и он свои ордена по этой причине даже прячет под плащом, «ветхим и застиранным». (Все детали бьют в одну точку!)

«Осторожно озираясь по сторонам, мой собеседник, - пишет О. Лурье, - прошептал: «Я носил их и буду носить, пока не загнусь, и похоронят меня с этими наградами. Ты понял? И пусть в еврейской общине, через которую я здесь оказался, мне постоянно талдычат, что этими орденами я оскорбляю наших немецких хозяев. Ты вдумайся, ведь они действительно хозяева! Все равно не сниму наград. Правда, вот приходится их прятать под этим тряпьем... Но не сниму!» - и старик молча плакал». (Выделено мною. - В.Б.)

Умоляю читателей не плакать в унисон! Тут все - вранье! Никого в Германии чужие ордена не оскорбляют, только уважение вызывают. Спросите, если не верите, писателя-фронтовика Василя Быкова, тоже попавшего «в плен после победы», - уехавшего жить в Германию. «Косятся» же иные люди на Западе (не только в Германии) на советскую манеру «иконостасы» на груди носить. Да еще на штатском пиджаке! На Западе даже орденские ленточки штатские люди очень редко нацепляют.

Герой очерка получает от немецкого государства «минимальную(?!) пенсию и скромную(?!) квартирку» «как еврей, пострадавший во время войны» (родители погибли). Но и здесь он (или г-н Лурье - неясно) находит причину для недовольства: его, видите ли, возмущает формулировка причины для такой помощи!

Далее выясняется, что герою и немецкую речь слышать неприятно, и преследует его мысль, что среди пожилых немцев могут быть те, кто его отца «в газовую камеру загнал».

Оставим в стороне вопрос: зачем же при такой чувствительности наш герой в ФРГ эмигрировал, а не в Израиль, к примеру? Не потому ли, что был наслышан, что там эмигрантам меньше благ причитается? (Он, между прочим, в любой момент может в Израиль переехать!) Интереснее другой вопрос: а в родном отечестве он не опасался, что среди окружающих его людей могут быть те, кто в лагерях миллионы зэков гноил, пытал, к стенке ставил, или те, кто доносами террору помогал?!

Пребывание героя в ФРГ представляется автором как плен. И у меня вопрос к автору: а на родине герой его очерка не находился в плену, живя под властью сталинско-брежневских антисемитов, которые и до сего дня находятся у власти в России, в демократическом камуфляже разумеется?

Тень наводится в очерке и на материальное положение эмигрантов. Пенсии, иронизирует герой (или автор очерка?), «вполне, мол, хватает, чтобы с голоду не подохнуть».

На что же в действительности хватает пособий и прочих благ, получаемых эмигрантами в Германии?

Хватает на квартиры, подобных которым у большинства эмигрантов в России и близко не было: три комнаты на семью из трех человек, стоимостью 1400 марок плюс оплачивается отопление и горячая вода (около 300 ДМ). (Так в Мюнхене, где я живу.) Хватает на приобретение хорошей мебели с оплатой ее доставки и установки. Хватает, что много важнее, на бесплатную и первоклассную медицинскую помощь, включая любые операции! (Неработающим эмигрантам предоставляется государственная медицинская страховка.) Плюс эмигранты получают ежемесячно около 600 марок на душу, плюс «детские деньги» (300 ДМ после 14 лет), плюс бесплатные курсы по языку и по приобретению профессии, если надо, плюс бесплатная учеба для детей в школе и в вузе. (В ФРГ образование бесплатно для всех.) И еще получают по 900 марок на летнюю одежду и 1200 - на зимнюю (на семью из трех человек), и 250 ДМ на Рождество. В целом получается зарплата среднего служащего. Но герой г-на Лурье в отличие от обычного эмигранта получает сверх всего еще и «скромную пенсию» как пострадавший от немецкого нашествия.

Так что, как видим, «подохнуть с голоду» очень непросто! Если б в России хотя бы на десятую часть так обеспечивали беженцев из СНГ, в том числе и русских, какое это было бы для них счастье!

Разумеется, денежных пособий (но не упомянутой выше пенсии!) эмигранта могут лишить, если он (в работоспособном возрасте) будет неоднократно отказываться от предлагаемой ему «собесом» работы и не будет работу искать или откажется посещать курсы по переквалификации (не имея возможности найти работу по своей прежней специальности). Но многие эмигранты исхитряются очень долго - годами - не работать, оставаясь на пособии.

Таково истинное положение. И, повторяю, г-н Лурье о нем не может не знать. В первом очерке он писал, что жил во время командировки в общежитии для вновь прибывающих российских эмигрантов. (В этих общежитиях эмигранты живут до оформления всех документов и распределения по местам постоянного проживания, и там «немцы» всех подробно знакомят с условиями их будущей жизни в Германии.)

Скажу еще несколько слов об уничижительной характеристике немцев в очерках Лурье (в первом очерке он даже говорит о «тупости немцев»!), об их якобы шовинизме и презрительном отношении к эмигрантам из России. Я вновь уверен, что г-н Лурье знает, что говорит неправду. Прежде всего большинство немцев с любовью и жалостью (сейчас) относится к простым русским людям. Когда в конце перестройки в России возник тяжелый дефицит товаров и продуктов питания (номенклатура и торговые директора, теперь-то мы знаем, придерживала продукты и товары в ожидании отпуска цен!), немцы бросились собирать деньги на закупку помощи для России, осаждали русских эмигрантов просьбами предоставить им адреса нуждающихся россиян. Когда по автобанам шли в Россию конвои «ластеров» (тяжелых грузовиков) с грузами помощи, жители прилегающих поселков и городков собирались на мостах-путепроводах над автобанами и приветствовали водителей «ластеров»! Что было с этой помощью в России, читатель, думаю, догадывается! А совсем недавно толпы немецких экологов блокировали управление крупнейшей нефтяной фирмы ФРГ, получающей нефть из России. Они требовали, чтобы фирма не допускала утечки нефти из трубопроводов в России, не губила вокруг природу и людей! И они добились увеличения ассигнований на ремонт нефтепровода. Что-то я не слыхал о подобных демонстрациях в самой России! Ну и я уже писал в «Новой газете», и сейчас напомню, о массовых, по 200 - 300 тысяч человек, демонстрациях и митингах протеста против поджога неонацистами общежития турецких эмигрантов, в результате которого погибли три турчанки. Такие демонстрации прокатились по всем крупным городам Германии. (Я участвовал в подобной демонстрации в Мюнхене.) И заметьте, не немки погибли - турчанки! Сколько в России подобных жертв в Чечне, в замерзающих городах? И никаких серьезных демонстраций солидарности ни в защиту «чужих», ни даже «своих»!

Да и сам факт, что немцы принимают еврейских эмигрантов из России, о чем говорит - об их шовинизме, ксенофобии? Между прочим, очень многие молодые немцы, юноши и девушки, ездили в прежние годы в Израиль работать в кибуцах, чтобы как-то компенсировать вину своих отцов перед евреями. И какие огромные в целом деньги до сих пор платит немецкое государство жертвам нацизма любых стран и национальностей!

Канцлер Германии (Вилли Брандт) стал на колени перед памятником жертв еврейского восстания в варшавском гетто и от имени всех немцев просил прощения у евреев за причиненные им нацистами страдания. Доживем ли мы когда-нибудь до того, чтобы глава российского государства встал на колени перед памятником, например жертвам чеченского народа? До извинения и перед всеми другими народами, пострадавшими от России? Осознаем ли мы, насколько сейчас выше по сравнению с российским обществом моральный уровень общества немецкого?

Пока что демократическая российская газета (каких уже мало осталось!) печатает очерки, чернящие немцев. Между прочим, ни одна газета в Германии не опубликовала бы подобных очерков о русских людях!

И последнее. Как объяснить, что журналист-международник такого высокого уровня, как г-н Лурье, не жалея своего времени и редакционных средств, раз за разом специально ездит в ФРГ, чтобы живописать жалкую судьбу российских эмигрантов? Не для того ли уж, чтобы выполнять заказ российских властей, недовольных эмиграцией в Германию, утечкой мозгов? Характерно, что в последнем очерке проскальзывает фразка о том, что вот герою очерка стыдно брать у «этих немцев» деньги, «а наши молодые, что после институтов в Германию подались, так они с удовольствием немецкие деньги принимают». Не тут ли собака зарыта? Если бы г-н Лурье написал один подобный очерк, можно было бы подумать, что это какое-то недоразумение, но два как объяснить?

Вадим БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ
07.06.2001

http://2001.novayagazeta.ru/nomer/2001/39n/n39n-s15.shtml



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки