На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC


Натан Миронович Мильштейн. 100-летие великого мастера инвенций

Анна Висенс

31 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения великого скрипача XX века Натана Мироновича Мильштейна.

Несмотря на то, что Мильштейн родился в 1903 году в Одессе, а учился в Петербургской консерватории, столетие музыканта отмечается более широко на Западе, чем на родине.

Мильштейн уехал из России в 1925 году, будучи еще совсем юным скрипачом, и за границей нашел признание и славу. Многие современные музыканты считают его лучшим скрипачом прошлого века. За его неподражаемое и виртуозное исполнение Баха, Мильштейна называли мастером инвенций.

Сам Мильштейн вспоминал, что впервые он почувствовал тягу к игре на скрипке, когда мать повела его, еще совсем маленького мальчонку, на концерт известного тогда вундеркинда Яши Хейфица, который был старше Натана всего лишь на два года. Игра юного виртуоза впечатлила его до глубины души.

Начало пути
Однако когда Мильштейн начал свои занятия у скрипача Петра Столярского (у которого в учениках ходили и Яша Хейфиц, и Давид Ойстрах, и Леонид Коган), его постигло некоторое разочарование. Видимо, он не представлял какой труд стоит за магическими звуками музыки. Позже Мильштейн признавался, что любовь к скрипке приходила к нему постепенно.

Уже в 1915 году 12-летний Натан выступил солистом на концерте в Одессе, посвященном 50-летию композитора Александра Глазунова. Через год юный скрипач брал уроки в Петербурге у самого известного музыкального педагога тех времен - Леопольда Ауэра, чеха по происхождению. Через руки Ауэра прошли такие замечательные скрипачи как Ефрем Цимбалист, Миша Эльман, и все тот же Яша Хейфиц.

"Вы должны работать над музыкой головой, а не пальцами", - любил говорить Ауэр своим ученикам.

Именно за исполнение произведений Баха его прозвали мастером инвенций
Как бы перефразируя слова своего учителя, Мильштейн много лет спустя написал, что хорошему музыканту необходимы прежде всего "темперамент, яркая личность и твердый характер" - ни слова о технике... Между тем, современники Мильштейна вспоминают, что техника у него была уникальная: создавалось ощущение, что игра дается ему удивительно легко, и звуки лились будто сами, без труда.

Друзья-невозвращенцы

В 1921 году Мильштейн познакомился с пианистом Владимиром Горовицем, который впоследствии станет его ближайшим другом. Именно с Горовицем Натан отправился через четыре года на гастроли в Берлин, где оба решили оставить навсегда за своими плечами родину с неясным и тревожным будущим.

Надо признать, что имя Горовица российским любителям классической музыки знакомо гораздо лучше, чем имя Мильштейна, возможно, потому что пианист успел побывать в Москве до смерти и выступить с концертами, имевшими феноменальный успех. А Мильштейн в Россию так больше ни разу и не приехал.

Оказавшись в сердце Европы, 22-летний Натан решил продолжить работать над собой и искал достойного для себя учителя. Когда Мильштейн попросил об аудиенции бельгийского скрипача и педагога профессора Брюссельской консерватории Эжена Изаи, тот согласился с неохотой. Однако, услышав "Капризы" Паганини в исполнении молодого музыканта, Изаи задумался и ответил, что Натан, на его взгляд, не нуждается в учителях.

Благословение Изаи имело огромное значение для Мильштейна и, по его же словам, сыграло решающую роль в его самоощущении как музыканта.

Переезд в Америку

В 1929 году скрипач перебрался в США, где, несмотря на бесспорный успех в музыкальных кругах, получил американское гражданство лишь через 14 лет. В Америке Мильштейн вдруг увлекся живописью и даже преуспел в этом искусстве.

Но музыку не оставил; более того, он стал сочинять собственные произведения - именно в эти годы родилась его знаменитая "Паганиниана".

После Второй мировой войны Мильштейн перебрался в Лондон, где и провел остаток своих дней. В Европе его ждали многочисленные концерты и напряженный график преподавательской работы.

Мильштейн перестал выступать за три года до смерти, но вовсе не потому, что прожитые годы брали свое, а по трагической случайности. В 1989 году скрипач упал и сломал руку - страшный удар для блестящего музыканта, который продолжал восхищать своей игрой, несмотря на то, что ему было за 80. Представители той удивительной плеяды музыкантов, которую представлял Мильштейн, давно сошли со сцены, либо ушли из жизни, а он все играл и играл, еще более виртуозно, чем 20 или 30 лет назад.

В 1990 году вышла в свет книга Мильштейна "Из России на Запад" в литературной записи Соломона Волкова. Работа над воспоминаниями продолжалась семь лет.

Несмотря на то, что Мильштейн за 67 лет так ни разу и не увидел свою бывшую родину, он остро сопереживал всему, что происходило с Россией. В своих воспоминаниях он пишет: "Иногда можно услышать: "Пускай музыканты хорошо играют, а в политику не вмешиваются, это не их дело". Я всегда отвечаю: "Политика слишком важна, чтобы оставлять ее профессионалам".

Мильштейн умер 21 декабря 1992 года.

Григорий Пятигорский, блестящий виолончелист, одногодка и друг Мильштейна писал о нем: "Его скрипка сливалась не только с его руками, но и со всем его телом. Натан мог быть только тем, кем он был - потрясающим скрипачом".

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/entertainment/newsid_3359000/3359429.stm






сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100