|
|
СТРАНИЧКА КАШРУТАВсем известно, что кухня каждого народа уникальна. Евреи несут в традициях приготовления еды "ароматы" многих стран, где выпало им жить. Это факт уни-кальный. Но на самом деле неповторимость еврейской кухни в другом: евреи даже на самом каждодневном уровне, даже в самых бедных семьях относятся к еде как к священнодействию, потому что вся еврейская кухня подчинена установлениям Закона Моисеева, а не просто удовлетворению потребностей организма в еде. Требования "кошерности" то есть употребления дозволенной евреям пищи, обусловили приемы обработки продуктов, подготовки к приготовлению еды, даже время готовности пищи к приему. Вспомним хотя бы приготовление знаменитого шаббатнего чолнта, еды, которую ставят в печь в пятницу до зажигания субботних свечей, а поспевает она к субботе. Множество еврейских праздничных блюд связано с Торой и обычаями еврейского народа. Поистине пища - дело святое. Мацу едят в память об Исходе из Египта, молочные блюда - в Швуэс, оменташн - напоминают о веселом Пуриме, в который можно пить много вина. А во время пасхального сэдера трапеза приобретает совершенно особое значение, неотрывно связанное со значением молитв, благословением. Это священнодействие и для взрослых, и для детей, которые приобщаются к великой традиции Пасхального сэдера, чувствуя не без помощи трапезы все, что должны были пережить бней Исраэль в дни Исхода. Евреи по-разному относятся к соблоюдению кашрута. Обычно соблюдающие кашрут едят кашерную пищу у себя дома, у друзей, так же соблюдающих законы кашерного приготовления еды, или в ресторанах, имеющих статус кашерности. В других домах они предпочитают пить кофе, воду или свежие фрукты. Многие американские евреи едят кашерное у себя дома и некашерное вне дома. Такое поведение могут назвать лицемерным. С точки зрения еврейского права предпочтительно есть кашерное хотя бы дома, чем вообще его не есть. Другие евреи (их много) не едят кошерное и дома, но воздерживаются от наиболее некашерной пищи - свинины (а в Америке и моллюсков). Некоторая часть евреев придерживается законов кашрута в Пасхальнык 8 дней - не ест хамец. Слово "кашер" привычно связано с едой, однако его значение гораздо шире: на иврите оно означает "подходящий", поэтому и о человеке можно сказать: "кашерный еврей, о каком-либо деле можно заметить "кашерное" оно или "некашерное" с юридической точки зрения. И в этих случаях противоположным словом, антонимом будет слово "трефной". Все американские продукты, имеющие сертификат кашерности, помечены значком- английской буквой "U", окруженной большим "О", торговая марка Союза ортодоксальных общин Америки. В США 16 тысяч наименований продуктов находятся под таким контролем. Вы можете познакомиться с "Ароматами еврейской кухни", прочитав 900 рецептов в новой книге, которую можно приобрести по адресу: Б.Бронная, д.6. Справки по телефонам (095) 202 31 72, 202 73 70. Совершать путешествие по стране Кашрута на страницах нашего Вестника нам поможет издательство "Геулим", выпустившее в свет "Практическое руководство по соблюдению еврейских диетарных законов". Начнем с простого вопроса: как еврей ест и почему совершает "омовение рук"? "Во всех путях твоих познавай его" - это значит, что и принимая пищу, еврей приближается к Богу, если не занимается просто насыщением организма продуктами питания. Когда три еврея обедают за одним столом и в это время обмениваются словами Торы, они тем самым возвышают животный акт приема пищи и облагораживают его.Больше того, сам стол становится тогда жертвенником Б-жьим. Перед тем как сесть за стол, еврей обязан мыть руки подобно коэну некогда в Храме, совершающему в начале службы омовение. В брахе, которую еврей произносит перед мытьем рук, говорится о "вознесении рук" вместо омовения или очищения их, следовательно, руки должны быть чистыми до омовения. Мицвой омовения чистых рук физический акт приема пищи возвышается, облагораживается и превращается в акт Б-жественной службы. Этим подчеркивается та истина, что человек живет не для того, чтобы есть, - он ест для того, чтобы жить жизнью, посвященной службе Б-жьей. В этом смысл словосочетания на иврите "Нетилат ядаим" - возвышение рук, основной части брахи, произносимой перед едой. Благославляя Б-га и провозглашая Его "Царем Вселенной", мы выражаем перед каждой трапезой веру еврея в то, что Вселенная и все, что в ней, и пища, которую мы едим, принадлежит Б-гу, из рук Которого мы эту пищу принимаем, чтобы поддерживать нашу жизнь, единственная цель которой - служить Ему. Вот почему "Во всех путях твоих познавай его". Даян д-р И.Грюнфельд |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
![]() |