На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ

Тора разделена на 54 главы так, что, что читая их в шаббат по одной или иногда по две главы, мы успеваем за год завершить один полный цикл чтения. Каждый из выпусков Интернет-журнала будет посвящен соответствующей недельной главе. Глава из Торы публикуется выборочно в свободном переводе, это не заменяет полноценного чтения Торы, но дает возможность войти в мир еврейской традиции, познакомиться с фрагментами классических комментариев к каждой недельной главе. В материалах рубрики представлен еженедельник “Восхождение”, орган Молодежной организации хасидов ХаБаД, “Беседы на темы недельных глав Торы” издательства ХАМА, подготовленные Арье бен-Эфраимом и др.

“НИЦАВИМ”

Согласно еврейскому календарю, главы “Ницавим” и “Ваелах” читаются вместе. “Ницавим” - одна из самых коротких глав Пятикнижия. Коэн, по традиции поднимающийся к свитку Торы первым, и следующий за ним левит услышат лишь по три стиха. Моше, обращаясь к людям, собравшимся, чтобы выслушать последние слова учителя, говорит:

Все вы стоите сегодня перед Всевышним: главы племен, старейшины и стражи ваши, весь народ Израиля, маленькие дети ваши, пришельцы, которые в стане вашем, все от дровосека до водоноса,- чтобы вступили вы в союз со Всевышним. Он будет вам Б-гом, а вы ему народом.

И не с вами одними, заключаю этот союз, с теми, кто стоит ныне здесь, но и с теми, кого нет с нами ныне.

Может быть, есть среди вас сегодня мужчина или женщина, семья или племя, сердце которого отвращено от Всевышнего, может быть есть среди вас корень ядовитый, корень полыни? И скажет: "Мир будет мне, хотя буду ходить по произволу сердца моего",- и пропадет сытый с голоду... И отделит его Всевышний от всех колен Израиля на злополучие. И скажет поколение, которое придет за вами, увидев беды и недуги: "Сера и соль, пожарище - вся земля. Не засевается и не дает урожая, не растет на ней трава!"

И скажут народы: "За что сделал Всевышний так с этой землей, за что разгорелся гнев Его?!"

И ответят: "За то, что оставили завет Всевышнего, Б-га отцов своих, и пошли, и служили чужим богам, которых не знали прежде. И изгнал их Всевышний из земли этой, и забросил их в чужую землю."

Сокрытое - Всевышнему, Б-гу нашему, а явное - нам и детям нашим навечно, чтобы исполнять все слова Закона этого.

И будет, когда исполнятся все слова благословений и проклятий этих - вспомнишь об этом среди народов, там, куда забросил тебя Всевышний. И обратишься ко Всевышнему, и послушаешься заповедей Его ты и сыны твои. Тогда смилостивится Всевышний, и вернет изгнанников твоих, и соберет из среды народов. И приведет тебя в землю, которой владели праотцы твои, и будешь владеть ею. И благословит тебя Всевышний, и размножит потомство твое больше, чем отцов твоих.

И обрежет Всевышний сердце твое и сынов твоих, чтобы любил ты Его всем сердцем и всей душой, ради жизни твоей.

И обратит Всевышний все эти проклятия против врагов твоих.

Начиная с поколения пустыни, все последующие поколения еврейского народа, включая и нынешние и еще не родившиеся, связаны вечным союзом с Создателем. “Тора говорит языком сынов человеческих”, - утверждают ученые в Талмуде. Поэтому чтобы лучше понять смысл слов Моше и значение союза Всевышнего с Израилем, следует сравнить этот союз с теми, которые обычно совершаются между людьми. Например, союз вечной дружбы. Такой союз закрепили в Беэр-Шеве филистимский царь Авимелех и наш праотец Авраам (отсюда и название города “колодец клятвы”). Яаков заключил своеобразный договор о ненападении со своим тестем Лаваном, и свидетелем их договора стал “холм”. Подобные соглашения есть в памяти многих народов. В чем смысл подобных союзов?

Если дружба прочна, то нет никакой нужды в церемонии братания. А если подлинной теплоты нет, то что даст какая-либо церемония? Если речь идет о честных людях, то, заключая между собой союз дружбы, они питают друг к другу самые искренние чувства. И в этот момент союз им действительно не нужен. Но может настать и другое время, когда по каким-либо причинам они будут отдалены друг от друга. Могут возникнуть и обстоятельства, охлаждающие их отношения. Разрыв, может быть, и даже вражда. И тогда сыграет свою роль союз, заключенный между ними в тот момент, когда связывающие их чувства находились в апогее. Этот союз сохранит их дружбу вопреки всех внешним и внутренним помехам, вопреки даже логике и здравому смыслу.

Анапогична суть союза, заключенного Всевышним с еврейским народом. Этот союз означает, что особые отношения между Создателем и его избранным народом вечны и не подвержены изменениям даже в те эпохи, когда здравый смысл понять их не может. Эти отношения означают и то, что представители еврейского народа, которые открыто и в состоянии полной вменяемости заявляют о том, что не хотят и слышать об этом союзе, сами над собой не властны и рано или поздно и они, и окружающие их люди поймут, что и на них распространяются Моисеевы слова: “И не с вами одними, заключаю этот союз, с теми, кто стоит ныне здесь, но и с теми, кого нет с нами ныне”.

В главе "Ницавим", по мнению "Сефер а Хинух", нет заповедей, входящих в счет шестисот тринадцати.

Все бы стоите сегодня перед Всевышним... чтобы вступили вы в союз со Всевышним.

Цель существования Израиля и условие его неуничтожимое - служение Всевышнему.

Может быть, ...есть среди вас корень ядовитый, корень полыни?

Первые буквы этих четырех слов складываются в слово "шофар".

Звуки шофар а будят в сердце человека желание вырвать зло с корнем .

...чтобы любил ты Его всем сердцем и всей душой, ради жизни твоей.

Творец велел жить и любить жизнь. Это - не только инстинкт, но и заповедь Торы.

Сокрытое - Всевышнему..., а явное - нам и детям нашим навечно, чтобы исполнять все слова Закона этого.

Всевышний требует от нас только то, что мы можем исполнить.

"Тора не тиранит людей".

ХАСИДСКИЕ притчи

ВЗЯЛ НА СЕБЯ

Когда к раби Нахуму из Чернобыля приходили "кающиеся" - евреи, совершившие много грехов и решившиеся вернуться ко Всевышнему, он давал им "путь раскаяния' - велел поститься столько-то постов, учти в добровольное изгнание или пожертвовать состояние на выкуп пленных. Когда раби состарился, он стал посылать "кающихся' к своему сыну, р. Мордехаю. Люди выходили от него с улыбкой: вместо сотен постов он велел им только читать Теилим". Когда отец спросил его, почему он отпускает грешникам прощение "за полцены", он ответил: "Я просто перевешиваю их "котомку" себе на плечо".

“ВАЕЛЕХ”

Эта глава рассказывает о том, как Моше, зная о своей близкой кончине, передает по велению Всевышнего власть Йеошуа, своему ученику, всегда следующему за учителем. Всевышний велит Моше записать поэтическое обращение к еврейскому народу, которое станет содержанием следующей десятой главы книги “Дварим” Прошло более трех тысяч лет с того времени, как эта песня была прочитана перед еврейским народом. Множество литературных шедевров создали за эти времена. Но истерзанный многовековыми страданиями, не забыл наш народ Моисееву песнь.

И пошел Моше и говорил слова эти всему Исраэлю:

— Мне уже сто двадцать лет, и Г-сподь сказал мне: „Не перейдешь ты Иордан сей". Всевышний сам пойдет перед вами. Он истребит народы, и вы овладеете их землей. Поведет же вас, по слову Всевышнего, Йошуа сын Нуна. Крепитесь и мужайтесь, не бойтесь и не страшитесь, ибо Он идет с вами. Он не отступит от вас и не оставит вас.

И призвал Моше Йошуа и сказал ему перед глазами изучения подлинного текста Торы.

всего Исраэля:

— Крепись и мужайся, ибо ты войдешь с народом этим в землю, которую Г-сподь обещал отцам их.

И написал Моше весь закон этот и отдал коаним, сынам Леви, и велел им:

— К концу каждого семилетия, в год шмиты, в праздник Суккот, когда придут все евреи в Храм, чтобы показаться пред лицом Всевышнего, читай учение это перед ними вслух, собери народ.

Собери весь народ: мужчин и женщин, и детей, и пришельца, дабы слушали они и дабы учились. И убоятся Г-пода и будут строго исполнять все слова Торы. И сказал Г-сподь Моше:

— Дни твои приблизились к смерти, призови Йеошуа и войдите в шатер откровения.

И говорил Г-сподь в шатре: Ты умрешь, и народ этот станет блудить за чужими идолами. Напишите же себе эту песню и научите ей сынов Израиля. И когда отучнеет Израиль и отвергнгет Меня, будет песня эта свидетельством перед ним и не забудется вера в потомстве его.

Праведники не стоят на месте, но находятся в постоянном процессе восхождения со ступени на ступень. Недельная глава „Ваелех" рассказывает о последнем дне земной жизни Моше, завершающем сто двадцать лет духовного служения. И в этот, последний, день Моше не позволил себе остановиться и отдышаться. „И пошел Моше..." Любавичский ребе

“Читай учение это перед ними вслух, собери народ”.

На первый взгляд, следовало сказать наоборот: собери народ и прочти ему всю Тору. Но только народ, приобщенный к Торе, может „собраться", стать единым целым. Поэтому надо сначала научить народ Торе и лишь потом станет возможным „гак-"гель" - единство. Раби Ицхак -Меир из Гур

“И пошел Моше ко всему Израилю”

Расставаясь с сынами Израиля, душа Моше разделилась на „искры", вошедшие в душу каждого еврея

Мааяна шел Тора

“Напиши себе эту песню...и не забудется Тора в потомстве нашем”. Эта заповедь обращена к каждому еврею: чтобы Тора не забывалась, каждый обязан написать (или заказать) кашерный свиток Торы.

ХАСИДСКИЕ ПРИТЧИ

МЕСТА ХВАТИТ

В синагоге раби Йеошуа из Островца был прихожанин, прихрамывавший на больную ногу. Все звали его Меир-хромой.

Однажды староста в присутствии ребе позвал Меира: “Эй, хромой, иди сюда!"

— Разве ты не знаешь,- сказал ему ребе,- что по закону Торы за такое „вежливое" обращение к нему ты достоин ада!?

— -Вот еще,- удивился староста,- все его так называют.

— А кто сказал тебе ,- ответил ребе, что в аду не хватит места для

“...ибо ты войдешь с народом этим в землю, которую Г'сподь обещал отцам их...

Раши добавляет: войдешь, и старейшины поколения будут с тобой".

Во всем поступишь в соответствии с их советом.

Но Г-сподь говорит с Йошуа иначе: „... ибо ты введешь народ этот в обетованную землю..." -введешь против их воли. Как случилось, что слова Моше диаметрально противоположны, на первый взгляд, словам Всевышнего?

На самом же деле нет в этих словах противоречия: искусство главы народа состоит в том, чтобы выслушать старейшин и мудрецов, но решение принять самостоятельно, не идя на поводу у общественного мнения.

“...будет песнь эта свидетельством перед ним и не забудется Тора в потомстве его”

В талмудическом трактате „Тмура" говорится: .Пусть лучше вырывают Тору с корнем, ' чем забудется она в среде евреев." Когда враги пытаются •вырвать Тору с корнем", просыпаются в евреях скрытые силы, они готовы пожертвовать жизнью, сохраняя верность Торе. Но бывают времена, когда Тора “потихоньку" забывается, когда ее влияние на жизнь народа постепенно ослабевает. Сыновья знают меньше отцов, а внуки - меньше, чем сыновья. Все их еврейство ограничивается празднованием „бар-мицвы”. И никому не приходит в голову, что такое тихое забвение разрушительнее жестоких антирелигиозных гонений.

Известный комментатор Писания р.Овадия Сфорно связывает начало главы “Ваелах” с началом предыдущей главы “Ницавим”. Р.Овадия Сфорно пишет, что Моше решил утешить свой народ по поводу своей предстоящей кончины, чтобы не смутить радость заключения союза с Всевышним. Моше упоминает, что ему уже исполнилось 120 лет, он дожил до столь преклонного возраста и не стоит особенно горевать о его кончине. Более того, Бог запретил ему переходить Иордан и из-за него задерживается вступление народа в Обетованную землю. Евреи ничего не потеряют, когда он умрет, ибо их будет вести отныне сам Господь.

Некоторые комментаторы считают, что Моше прекратил свое физическое существование, но не покинул свой народ. Он вошел в душу каждого еврея. Расставаясь с сынами Израиля, душа Моше разделилась на „искры", вошедшие в душу каждого еврея. В период между днями Рош-а-Шана и Йом Кипур душа Моше дает о себе знать с наибольшей силой, не случайно это время наиболее благоприятно для тшувы, для возвращения на путь добра и высокой нравственности. Вот почему эти десять днй получили название “Асерет йемей тшува”- “Десять дней раскаяния”.

В трактате “Псикта Рабба" говорят мудрецы:

Сказано о тшуве:

откройте Мне вход с острие иглы, и Я открою вам врата, сквозь которые пройдут и волы, запряженные в повозку'.

— Почему сказано: .вход с острие иглы"?- спросили ученики рабби Менахем-Мендла из Коцка.

— Довольно открыть Всевышнему крохотное оконце в душе, чтобы он открыл нам врата небесные. Но важно, чтобы оконце это болело и мучало, словно укол иглы в сердце.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100