_ РАЗДЕЛЫ _ ПОДРАЗДЕЛЫ _ КАРТА САЙТА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
БЮРО УСЛУГ
ДЕЛОВОЙ МИР
ИНФОРМАГЕНТСТВО
ОТ И ДО
ИНТЕРНЕТ-ЛОЦИЯ
НАШ КЛУБ
ИСТОКИ
О ДУХОВНОМ
БОГОМ ИЗБРАННЫЙ
ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ
613 МИЦВОТ
ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ
ПЕРСОНАЛИИ
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ЕВРЕЙСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
НАШ КАЛЕНДАРЬ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
ДОРОГА ЖИЗНИ
ЖИТЕЙСКИЕ УСЛУГИ
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
ПЛОЩАДКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
БИЗНЕС-УСЛУГИ
НОВОСТИ БИЗНЕСА
КОТИРОВКИ И КУРСЫ
e-РЕСУРСЫ
БИЗНЕС-ДОСЬЕ
ВЕРНИСАЖ
ЕВРЕЙСКАЯ МАМА
ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР
ИГРЫ ОН-ЛАЙН
АНЕКДОТЫ, ЮМОР
ШПИЛЬ, БАЛАЛАЙКА
ТЕСТЫ
ГОРОСКОПЫ
ОДИН ДОМА
ВИРТУАЛЬНЫЙ РОМАН
КОНКУРСЫ
ВИРТУАЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ
ЗНАКОМСТВА
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
ПРЕССА
ИЗ ЖИЗНИ ОБЩИН
МЫ И ПОЛИТИКА
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
НАШЕ ДОСЬЕ
ФОТОАРХИВ
КАТАЛОГ РЕСУРСОВ
ЕВРЕЙСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
КОНЦЕПЦИЯ
КАК СТАТЬ ЧЛЕНОМ КЛУБА
УСТАВ IJC
ИМЕЮ СООБЩИТЬ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
ЧАТ
ФОРУМЫ
КОНФЕРЕНЦИИ
ВЕРНИСАЖ   ПЕРВАЯ СТРАНИЦА:: ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ:: ВЕРНИСАЖ:: КОЛЛЕКЦИЯ ИУДАИКИ
 

КОЛЛЕКЦИЯ ИУДАИКИ

«ПРЕДМЕТЫ ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗА ЖИЗНИ».

Чтение Торы. Арон Кодеш

В жизни еврея Тора имеет огромное значение. Она определяет все наше поведение, все наши поступки.

Свиток Торы написан на листах пергамента, сшитых вместе. Право писать свиток Торы имеет лишь опытный переписчик, тщательно соблюдающий все необходимые правила. Пишут Тору чернилами, гусиным пером.

Согласно Галахе, закону Торы. если в свитке не хватает всего-навсего одной буквы, им нельзя пользоваться и он не обладает никакой святостью. Этот закон обеспечивает абсолютную точность в передаче Торы из поколения в поколение. Наш свиток Торы - в точности такой же, каким был свиток, написанный рукой Моше-рабейну.

Когда свиток Торы готов, его наматывают на две деревянные оси, называемые эц гахаим, "древо жизни", обвязывают поясом и надевают на него меиль - специальное покрывало, обычно красиво расшитое и разукрашенное. В некоторых общинах принято помещать свиток Торы в деревянный или серебряный футляр (на репродукциях футляр и меиль из зала Иудаики Музея Израиля в Иерусалиме)

В каждой синагоге есть арон кодеш - шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Арон кодеш принято закрывать особым занавесом, называемым парохет. - всегда красиво и богато расшитым. Всё это делается, чтобы выразить любовь еврейского народа к Торе и благоговение перед ее святостью (на репродукциях Арон Кодеш и Тора из синагоги в Марьиной Роще в Москве, а также рисунок «Арон Кодеш» Тимура ивановского 12 лет)

Еще в глубокой древности было решено, что в каждую из суббот года будет читаться определенный раздел Торы. Разделов этих столько же, сколько недель в году - так что в течение года вся Тора прочитывается целиком от начала до конца. Кроме субботы. Тору читают еще дважды в неделю: в понедельник и в четверг, во время молитвы "Шахарит". Но в эти дни читают не весь недельный раздел, а только его начало. Тору читают в синагоге также во время еврейских праздников - те отрывки, которые по своему содержанию с этими праздниками связаны.

Когда приходит время чтения Торы, открывают арон кодеш,хазан берет свиток Торы и несет его к специальному столу, который обычно стоит посреди синагоги на возвышении, называемом бима, а

все молящиеся спешат выразить свою любовь к Торе, целуя ее. После того. как свиток Торы кладут на стол, начинают вызывать тех, кому оказывают честь "взойти к Торе". Каждый из них произносит благословение, и чтец прочитывает соответствующий отрывок недельного раздела. Затем вызванный к Торе снова благословляет. Когда чтение закончено, свиток Торы поднимают раскрытым, и все, кто находится в синагоге, смотрят на него и произносят: "Вот Тора, которую передал Моше сынам Израиля!"

В субботу после прочтения недельного раздела Торы принято читать еще отрывок из книг пророков, который по содержанию связан с недельным разделом Торы или с событиями времени, когда это происходит. Отрывок этот называется гафтара.

Кадиш

Кадиш - это совершенно особая молитва. Она написана па арамейском языке - разговорном языке евреев в те времена, когда они находились в Вавилонском изгнании. "Кадиш" создан как раз в те времена - потому-то он и написан по-арамейски.

Главное, чему учит нас "Кадиш", - что еврейский народ во всем, что он делает, видит возвеличивание, освящение имени Б-га. Эта молитва и начинается словами: "Да возвеличится и освятится великое имя Его..."

Дальше упоминается об ожидаемом нами освобождении из изгнания и приходе Машиаха: "...И да взрастит Он спасение, и да приблизит он приход Машиаха Своего!"

В центре "Кадиша" стоит воззвание, которое вслед за хазаном громко повторяют все молящиеся: "Да будет великое имя Его благословенно вечно, во веки веков!"

А в конце молитвы выражается надежда на то, что Всевышний примет нашу молитву благосклонно: "Да будут приняты молитвы и просьбы всего Дома Израиля их небесным Отцом", а также - что Он пошлет мир и счастливую жизнь "нам и всему Израилю".

Есть несколько вариантов молитвы "Кадиш". Некоторые из них выполняют роль границ между определенными разделами молитв и произносит их хазан. Но все-таки главное предназначение "Кадиша" - быть молитвой, которую говорит человек, находящийся в трауре после смерти кого-нибудь из близких родственников. В его устах она приобретает новый смысл: несмотря на постигшее его страшное несчастье, он признает высшую справедливость суда Всевышнего, величие и святость Творца нисколько не померкли в его глазах. Согласно традиции, чтение "Кадиша" скорбящим приносит огромную пользу душе покойного, поднимая ее все выше и выше в духовном мире. все ближе и ближе ко Всевышнему. И еще: чтение "Кадиша" - это последнее добро, которое тот, кто остался жить в этом мире, может совершить для своего умершего родственника.

(на репродукции старое еврейское кладбище в местечке)

В течение 11 месяцев со дня смерти родственник покойного говорит "Кадиш" каждый день во всех молитвах - в "Шахарит", "Минхе" и "Маариве", а затем - каждый год в годовщину смерти, тоже во всех молитвах дня. В этот день принято также приходить на кладбище и читать "Кадиш" над могилой в присутствии десяти взрослых евреев - миньяна..

Мезуза

Как на входной двери дома есть табличка, на которой написано, кто живет в этом доме, так мезуза, прикрепленная справа от двери, объявляет всем: "Это - еврейский дом!"

Мезуза - это полоска пергамента, выделанного из кожи животного, которое Тора определяет как "чистое". На ней рукой опытного переписчика, особым шрифтом, которым пишут только свиток Торы, тфилин и мезузы (сокращенно на иврите - спгам), написаны два отрывка из Торы: первый из них - "Шма, Исраэль!" ("Слушай, Израиль"), второй - "И будет: если послушаетесь Моих повелений..." В этих отрывках заключена суть еврейской веры в единого Творца мира.

Мезузу сворачивают в трубочку и вкладывают в узкий длинный футляр, предохраняющий мезузу от всего, что может повредить ей: от сырости, солнечных лучей и т.п. Если хоть одна буква мезузы сотрется - вся мезуза станет негодной.

Перед тем как прикрепить мезузу к косяку двери, благословляют: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш. Царь Вселенной, повелевший нам прикреплять мезузу".

Так же, как раз прикрепленная к косяку двери мезуза остается на нем навсегда, так и вера в Б-га, выраженная исполнением этой заповеди, уже никогда не уйдет из сердец обитателей дома.

Проходя мимо мезузы, прикрепленной у нашей двери, мы задерживаемся на мгновение и целуем ее.

Талмуд рассматривает мезузу как одну из семи мицвот данных Б-гом из любви к Израилю.

(на фоторепродукциях мезузы из коллекции Иерусалимского художника Яакова Гринвурцеля)

Буквально слово "мезуза" означает "дверной косяк". По сути же это свиток пергамента из кожи кошерного (разрешенного в пи-щу) животного. В тексте Торы дважды говорится о заповеди нанести слово Творца "на косяки (мезузот) твоего дома и твоих ворот" (Два-рим 6 - 9; 11 - 20).

На пергаменте особым шрифтом (тем, которым пишут свитки Торы) на двадцати двух строчках записаны две части (из трех) мо-литвы Шма. Текст этот целиком взят из Торы (Дварим. 6: 4 - 9; 11: 13 - 21). В этих отрывках декларируется наше признание Единства Творца и наша обязанность исполнять Его заповеди. Писать мезузы может только человек, освоивший эту специальность - сойфер. К сойферу предъявляется целый ряд требований, смысл которых сводится к тому, что в праведности этого человека не должно быть со-мнений. Далеко не безразлично, о чем думал пишущий мезузу во время работы. Степенью доверия к сойферу порой объясняется стоимость мезузы.

Мезуза помещается в футляр. На внешней стороне футляра пишут букву "шин", или буквы "шин", "далет", "йуд". Буквы эти образуют одно из имен Б-га, отражающее атрибут Его всемогущест-ва. Есть комментарий, согласно которому, буквы эти - аббревиатура слов "Шомер длатот Исраэль" - "Страж врат Израиля". Футляры для мезуз всегда были полем для творчества умельцев. В музеях иудаики хранятся множество образцов этого классического еврейского искусства.

Укрепляют мезузу в верхней трети дверного косяка справа от входящего. В большинстве общин прикрепляют футляр так, чтобы верхний конец был наклонен вовнутрь. Прежде, чем прибивают ме-зузу к косяку, произносят: "Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и заповедовавший нам прикреплять мезузу".

Мезуза прикрепляется у входных дверей, у двери каждой жи-лой или рабочей комнаты, кухни. Прикрепляют мезузы при входе в общественные здания и синагоги. Периодически - дважды каждые семь лет - мезузы надо проверять, чтобы удостовериться, что текст не повредился. Проверку делают у специалистов.

В Израиле мезузу прикрепляют при вселении в дом; за пределами Израиля - не позднее чем через 30 дней после вселения. Поэтому, снимающий квартиру или номер в гостинице на период меньше тридцати дней, свободен от выполнения заповеди. По этой же причине нет мезуз и на шалашах в праздник Суккот.

Иерусалимский талмуд рассказывает о раби Егуде а-Наси, ко-торый в ответ на дорогой подарок послал своему знакомому мезузу. Тот выразил недоумение по поводу явного несоответствия ценности подарков. Тогда раби Егуда объяснил: "Ты послал мне подарок, который я теперь должен буду охранять; я же послал тебе подарок, который будет охранять тебя!"

Тфилин и Цицит

B одежде, у которой есть четыре угла, Тора велит нам привязывать цицит.

Около каждого из четырех углов делают отверстие, в которое продевают четыре особые нити - они-то и называются цицит. Их складывают вдвое и завязывают особым образом - так, что из связки выходят восемь концов нитей. И так - на каждом из четырех углов одежды.

Цицит символизирует принадлежность человека к избранному народу, принявшему веру в единого Б-га. Каждый мужчина, принадлежащий к народу Израиля, носит под верхней одеждой четырехугольный кусок ткани, в центре которого - отверстие, а по четырем углам - цицит. Эта одежда называется талит катан, "малый талит". А во время молитвы "Шахарит" мы надеваем талит гадоль, "большой талит" - в него мы закутываемся с головой. Во многих общинах талит гадоль надевают только женатые мужчины, однако есть общины, в которых талит гадоль надевают и мальчики - после того, как они достигают возраста бар-мицва (13 лет).

Тфилин. Четыре раза Тора повторяет повеление: "И повяжи их как знак иа руку твою, и будут они знаками над глазами твоими". Это указание на то, что тфилин, внутри которых заключены все четыре отрывка из Торы, в которых это сказано, следует возлагать и на руку, и на голову.

Согласно традиции, передающейся в еврейском народе из поколения в поколение, тфилин. изготавливают из телячьей кожи. Они выглядят как черные кубики, с одной стороны которых свисает черный кожаный ремешок.

Четыре отрывка из Торы, находящиеся внутри тфилин, написаны на пергаменте опытным переписчиком священных текстов. То, что в них написано, - это слова нашей веры в Б-га, в частности, в то, что мы обязаны творить добро и знать, что Всевышний вознаграждает за добрые дела и наказывает за дурные.

Один из тфилин, называемый тфилин шель яд, повязывают на левую руку, на бицепс, напротив сердца. Другой, тфилин шель рош, помещают на голову так, чтобы он находился надо лбом в точности посредине, над переносицей. Ремешки служат для того, чтобы закрепить тфилин на том месте, где им следует быть.

Места, на которые возлагают тфилин, намекают на глубокое значение этой заповеди. Тфилин шель яд - что все наши дела (символом которых является рука) и все наши чувства (символом которых является сердце) мы подчиняем Всевышнему; тфилин шель рош - что наш разум мы ставим на службу Всевышнему и берем на себя обязанность стремиться лишь к исполнению воли Всевышнего, творя добро, справедливость и истину.

Тфилин - это снаряжение, которое берут с собой еврейские мальчики, когда вступают на путь исполнения заповедей Торы - достигнув возраста бар-мицва, 13 лет.

Тфилин возлагают перед началом утренней молитвы "Шахарит" в будние дни.

Шаббатние свечи, бокалы для кидуша.

Тора рассказывает, что Всевышний создал небеса и землю за шесть дней. К дню седьмому дело Творения оказалось завершенным, и в этот день Всевышний ничего не создавал. Так освятился этот день и превратился в день покоя, шабат.

Народ Израиля - первый в истории народ, который ввел обычай не работать в седьмой день недели, но отдыхать от работы. И работникам, и рабам евреев, и даже домашним животным, принадлежащим евреям, запрещено работать в субботу.

Шабат - это высочайшее социальное достижение, предназначенное для того, чтобы освободить человека и его сознание для высоких, духовных занятий, для укрепления семьи и дружеских связей между людьми. Однако этим еще далеко не исчерпывается значение субботы.

Соблюдение субботы - это выражение человеком своей веры в Б-га, Творца Вселенной и признания того, что кроме нашего материального мира существуют еще высокие духовные миры. Им-то и посвящается, главным образом, субботний день.

Евреи отдыхали в субботу, еще пребывая в египетском рабстве. Моше, выросший в доме фараона, увидев, как изнурительно работают его собратья, обратился к фараону с просьбой дать этим несчастным рабам один день в неделю для отдыха. Фараон согласился. Таким образом, суббота напоминает нам не только о творении мира Всевышним, но и об исходе из Египта.

Заповеди Торы, связанные с соблюдением субботы, разделяются на две группы:
заповеди, предписывающие отдыхать от работы; заповеди, запрещающие работать в субботу.

Первые придают субботе ее домашний, семейный облик. В этот день все члены семьи остаются дома, идут в синагогу молиться и слушать чтение Торы, а потом все вместе садятся за субботнюю трапезу.

Заповеди, запрещающие работу в субботу, придают ей другой оттенок - оттенок серьезности. Что это такое - работа? Тора отвечает, что работа это всякое действие, создающее что-то новое. Наши мудрецы перечисляют 39 главных видов работы, которые запрещено делать в субботу, не считая многочисленных видов работ, производных от них. Так что для того, чтобы исполнить заповедь о субботнем покое как следует, необходимо серьезно изучать законы Торы.

С древнейших времен соблюдение субботы является отличительным признаком евреев. И, как говорит древнее изречение, "больше, чем народ Израиля бережет субботу, суббота бережет народ Израиля". На фоторепродукциях приборы «последняя вода» - для омовения кончиков пальцев накануне чтения благословения»Биркат амазон» - работы Иерусалимского художника Яакова Гринвурцеля)

АВДАЛА

( на фоторепродукции Ицика Гаон. Набор посуды для авдалы (обряда завершения субботы). Художественное стекло. 1997

Один из самых мистических обрядов, исполняемых евреями в течение недели - это hавдала, разделение между субботой и буднями.

Для того, чтобы плавно перейти от субботы к первому дню новой недели, произносят четыре благословения - чтобы душа, поднявшаяся в процессе субботних молитв на небывалую высоту, плавно спустилась с высшего духовного мира в наш, материальный (всего таких миров четыре).

Произносят благословение над бокалом вина, над благовониями, затем над огнем - красивой витой свечкой (огонь символизирует мир Иецира, именуемый в Каббале "огненным столпом")... И при этом (если вы хоть однажды видели этот обряд, то должны были обратить внимание) поступают так - протягивают к огню руку, сложенную горсточкой. Большой палец как бы прикрыт остальными четырьмя.

За этим простым жестом кроется великая тайна. Когда Моше-рабейну попросил Б-га показать ему истинное лицо, то Всевышний ответил, что это невозможно. Можно видеть Господа только "с оборотной стороны" - и Моше увидел букву "далет".

Символика этого на самом деле не так уж и сложна. "Далет" - четвертая буква еврейского алфавита. Самого Б-га, естественно, видеть невозможно - но можно знать и наблюдать проявления четырех сотворенных им миров. Это мы и символизируем во время авдалы, протягивая к огню четыре пальца и пряча пятый. После этого произносят благословение "... разделяющий между святым и будничным", и выпивают вино.

Кстати, у старых хасидских ребе можно было увидеть интересный обычай - для авдалы они брали не серебряный бокал, а обычный стеклянный стакан. Объясняется это тем, что исход субботы - время полутраурное. Традиция говорит, что на исходе субботы умерли Адам - первый человек на Земле, Иосиф-праведник и царь Давид. Поэтому роскошь серебра заменяется простым стеклом.

Вино допивают не до конца, а тем, что осталось в бокале, гасят авдольную свечу. Потом присутствующие макают кончики пальцев в это вино и мажут им глаза (считается, что этим исправляется зрение, несколько ухудшившееся за недельное изучение Торы), кое-кто даже сует мокрые пальцы в карман (вроде бы приносит богатство)...

У каббалистов из восточных евреев можно увидеть и более серьезный обычай. Они окунают палец в вино, которым затушили свечу, и прикасаются им к определенному позвонку.

Этот позвонок в Каббале называется "луз". Считается, что когда с приходом Машиаха произойдет оживление мертвых, то тела умерших давно людей будут восстанавливаться из "луза" (это наиболее крепкий позвонок).

Каждая часть человеческого тела получает энергию от определенного вида питания. Говорят, например, что богатая фосфором рыба полезна для мозга, а от жирной пищи растет живот... Для питания "луза" полезны только две вещи - вино авдалы и трапеза субботним вечером, именуемая "проводами Царицы", и посвященная царю Давиду.

(фотография из Музея Израиля в Иерусалиме - в таких декоративных формах хранятся благовония)

ХАНУКИЯ

Восьмисвечник, который зажигают в течение восьми дней Хануки.

Современные ханукии из коллекции Иерусалимского художника Яакова Гринвурцеля

ЦДАКА

Это отнюдь не милостыня. Это от слова ц е д е к - справедливость. Всё, что мы имеем в этом мире - от Творца. Даже, когда в результате огромных усилий, тяжелейшего труда, досталось нам что-либо - и тогда это от Творца. Бывает же иногда в жизни, что работаешь, стараешься, а толку нет. Не дал Б-г. Так что? Уже и стараться не надо?! Надо, да ещё и как! Но только помнить при этом, что стараниями своими мы создаем лишь сосуд для благословения, а наполняет этот сосуд (деньгами ли, здоровьем, прочими благами) сам Создатель. Так вот, давая нам, повелел Всевышний делиться частью полученного с нуждающимися.

(Закон устанавливает 10% от полученного дохода. Хотя, в зависимости от финансового положения,возможны колебания вокруг этой цифры). Восстанавливается при этом справедливость и даётся человеку возможность уподобиться Творцу - давать безвозмездно. Говорит Б-г в своей Торе, что тот, кто заботится о его, Б-га, "подопечных" - сиротах, нищих, вдовах - получит сторицей. Позаботится Б-г о тех, кто на попечении этого человека - о жене его,о детях, о близких. Вот почему принято, прося за кого-нибудь, давать отдельную цдаку.

Интересные есть детали в законе о цдаке. Оказывается выполнить её можно не только деньгами. Любая моральная и материальная поддержка ослабевшему - цдакой считается. А давать в первую очередь своим близким надо, и лишь потом,- чужим людям. И ещё: дать в долг считается большой заслугой. Поскольку, давая в долг, мы помогаем человеку "подняться". А это, согласитесь, дар, поважнее материального.

Необычайная важность этой заповеди самой Торой подчёркивается. Сказано Творцом, что в цдаке испытать его можно. (Вообще же испытывать Творца запрещено: не может человек сказать: "Вот если воздаст мне Б-г за..., то поверю"). Но здесь сам Всевышний обещает, что никогда не обеднеет человек оттого, что заповедь цдаки выполнил, и, более того, предлагает нам проверить и убедиться! Даже нищий из подаяний должен цдаку давать. Ведь мы все по образу и подобию созданы; и всем нам даётся уподобиться Создателю делами своими. Цдакой, в частности. Ещё раз-цдаку мы не от щедрот своих даём, а потому, что Торой заповедано; потому, что справедливость требует!

Три эти заповеди: Т Ш У В А, Т Ф И Л А, Ц Д А К А - великой силой обладают. Сказано, что даже если свыше предопределены были человеку всякие суровые испытания - могут эти заповеди защитить исполняющего их и отменить плохие предначертания.

Предметы Иудаики как традиция еврейского искусства

Когда перед вами произведение искусства, не всегда задумываешься о его прототипах в художественной традиции, о технике его создания и о смысле, на который оно лишь намекает, к тому же нередко допуская разные и даже противоречивые толкования. Иногда в нем отражено древнее предание, которое со временем превратилось в миф, породивший художественную традицию. И предание, и выросший из него миф, возникшие в определенном месте и в определенный период, могут переходить из страны в страну, из эпохи в эпоху.

Ноа Ашкенази. Менора (подсвечник) для праздника Ханука. 1996

Еврейские ритуальные предметы обычно отражают не только опыт многих поколений их владельцев, но и влияние исторических изменений в окружающей среде, из которой создатели этих предметов многое заимствовали, всегда приспосабливая новые элементы к назначению предмета и придавая ему формы и функции, совместимые с еврейской традицией.

Сила воздействия ритуальных предметов и их влияние на творчество свидетельствуют об их уникальности. Ритуальный предмет - не одна из археологических находок, которые можно скопировать и тиражировать, не просто образчик народного ремесла и не просто красивая вещь. Ритуальный предмет, даже если им пользуются редко, всегда остается неотъемлемой частью еврейского образа жизни.

Есть ритуальные предметы, которые, кроме своего назначения, имеют и декоративную ценность, варьирующую от дешевых массовых поделок до драгоценных творений, от кича до подлинного искусства. Ритуальный предмет - плод как религиозного, так и творческого вдохновения.

Сари Ицхак-Срулович. Менора для Хануки. 1989

Несмотря на то, что еврейские традиции за тысячелетия претерпели немало изменений, они всегда исходили из необходимости дать верующим возможность выражать религиозные чувства в осязаемых предметах и потому поощряли участие художников в изготовлении ритуальных предметов для каждого еврейского дома. При этом иудаизм перенимал опыт культурной среды, в которой еврейский народ процветал в определенные исторические эпохи.

С изменениями в характере ритуальных предметов менялся и подход к их изготовлению. Галаха (свод законов иудаизма) не предписывает, как изготовить тот или иной предмет, для этого следовало бы указать лучший для него материал, форму и даже точные размеры. А в таком случае ритуальный предмет мог бы показаться наделенным некоей сверхъестественной, магической силой, чего Галаха стремится избежать. Разумеется, есть основные правила, которым должны следовать создатели ритуальных предметов, но обновлять форму предметов и технику их изготовления Галаха не запрещает. Согласно еврейской традиции, ритуальные предметы имеют значение не сами по себе, а являются средством выражения смысла мицвот (божественных повелений).

Своей художественной ценностью ритуальные предметы всегда привлекали внимание знатоков и собирателей произведений искусства. Интерес к эстетике ритуальных предметов свидетельствует об осознании еврейским народом своей художественной самобытности. Чувство прекрасного органически вписывается в иудаизм, который определяет его термином хиддур мицва (украшение повеления).

В форме ритуальных предметов проявляется сочетаие новизны с глубоко укоренившимися древними традициями. В их форме можно обнаружить наслоения мотивов, навеянных множеством культур различных эпох. Это позволяет проследить эволюцию художественных направлений и стилей, которым следовали создатели ритуальных предметов, и выявить источники влияния на их творчество.

Исраэль Дахан и Бени Бронштейн. Подставка для этрога (цитрусового плода) на праздник Суккот (Кущей). 1988

На стендах выставки показаны два новшества в профессиональной подготовке студентов Академии Бецалел. Одно из них - создание учебного центра при кафедре промышленного дизайна, занявшегося изучением иудаистского понятия авдалы (буквально - разделение). Этот центр как бы совмещает Бет Мидраш (зал для изучения иудаистских текстов) с мастерской дизайна, что по замыслу его создателей будет способствовать плодотворному взаимодействию еврейской культуры и творчества.


Зелиг Сегал. Корона, увенчивающая футляр для свитка Торы. 1996

Веред Тамари-Кац. Мезузы (коробчки с фрагментами из Торы, прикрепляемые к дверным косякам еврейского дома). 1992

Современный философ Дов-Бернард Герценберг в своем труде «Искусство и иудаизм» определяет отношение иудаизма к художнику и eго творчеству как взаимоотношение между Богом-творцом и человеком-творцом, как взаимоотношение между творением и искусством: «У еврейского народа нет идеала, который был бы не на благо человека, и поэтому ничего из того, что не на благо человека, не может быть великим. В еврейском мире художник - не божество в центре внимания, а скорее человек, стоящий под сенью Бога1

1 На иврите бе цел Эл буквально значит «в тени Бога», отсюда Бецалел (Веселеил) - имя мастера, изготовившего Скинию Завета по велению Бога (Исход, 31:2,3). Его имя присвоено Академии художеств в Иерусалиме.
Яков Гринвурцель. Футляр для свитка библейской Книги Эстер (Есфирь) праздника Пурим. 1980

(по материалам статей Мули Бен Сасон)
Перевел Вульф Плоткин
На первой странице репродукция с картины Александра Вайсмана «Халуцим»



_         ВВЕРХ    
_

Реклама на IJC