На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ВЫ ЕВРЕЙ? ИНОГДА...

"Наивно заблуждаясь, что избавились от своего еврейства, они не подозревают, что русские все равно их не считают своими и ничего, кроме брезгливого презрения, к ним не испытывают...Причем вполне заслуженно..."

Так пишет известный журналист, один из создателей видеофильма, посвященного не просто Делу киевского мещанина, приказчика кирпичного завода Бейлиса, а Саге об антисемитизме - Анатолий Козак. Он делится своими впечатлениями по поводу нашумевшей автобиографической книги Юрия Нагибина "Тьма в конце туннеля" и ставит волнующий каждого вопрос: "Кого можно считать евреем?"

Когда я вижу на улицах сборища граждан известного толка и слышу заклинания "Евреи, вон из России", мной овладевает не страх. И не возмущение. А сожаление. Как заблуждаются эти люди относительно присутствия моих соплеменников на территории Российской Федерации, а , впрочем, и на просторах всегда бывшего Союза!

Статистика не врет: в странах СНГ еще осталось некоторое количество "лиц еврейской национальности". Но вот можно ли с уверенностью считать всех этих людей евреями?

Может ли человек, не знающий своего родного языка, не желающий его изучать и даже слышать о нем, открестившийся от своей родословной, придумавший себе новую фамилию... новое имя-отчество (скажем Николай Иванович вместо Нухима Иосифовича), принципиально взявший в жены нееврейку и записавший своих детей полукровок на ее фамилию- может ли такой человек считаться евреем?

Кстати, если спросить об этом его самого, он, не стесняясь, скажет, что рад бы считаться кем угодно, русским, украинцем, даже китайцем, только не евреем!

Я оглядываюсь вокруг себя и с отчаянием и стыдом вижу массу подобных примеров.

Вот мой сосед, пенсионер Яша, отлично знающий идиш, но ни за что не желающий на нем разговаривать, словно каждое еврейское слово оскверняет, обжигает рот, унижает и оскорбляет...Он сменил трех русских жен, любит выпить и опохмелиться, обожает кислые щи и соленые грибочки, охотно зайдет в православный храм и там перекрестится. И это при том, что его библейская физиономия могла бы с успехом украсить знаменитое полотно А.Иванова "Явление Христа народу", так густо замешаны на ней все типичные иудейские черты - длинный, вислый нос, печальные выпуклые глаза, рыжие кудри...

И друг моего детства Ося, который пишет мне из Одессы: "Зачем ты стал сотрудничать с этими еврейскими газетками? Не связывайся, пожалуйста, с евреями, послушайся меня, держись от них подальше!"

Мой давнишний знакомый Миша, до сих пор слушающий передачи радио Израиля под одеялом, боящийся по телефону произнести слово "еврей", постоянно озирающийся, когда я на улице заговариваю с ним об антисемитизме... Наивно заблуждаясь, что избавились от своего еврейства, они не подозревают, что русские все равно их не считают своими и ничего, кроме брезгливого презрения, к ним не испытывают...Причем вполне заслуженно. Потому что, когда открылась возможность эмигрировать в Израиль, многие из них сразу же вспомнили о своих еврейских бабушках и дедушках, стали доказывать, что русскими были записаны по недоразумению, и укатили в землю обетованную, чтобы, как затем выяснилось, при первой же возможности убежать в Канаду или США.

И это евреи?

Страстная, яростная исповедь Нагибина всколыхнула все эти горькие размышления. Читая Нагибина, я вспомнил знаменитый в послевоенные годы роман Синклера Льюиса "Королевская кровь" - о белом американце, неожиданно открывшем, что в нем течет негритянская кровь, о его страданиях, о боли, отчаянии, мужестве.

С неменьшим мужеством повествует наш современник ... о судьбе мальчика с Чистых прудов, уже в детские годы ощутившим себя "жиденком", презренным и унижаемым на каждом шагу сверстниками...

Умер Юрий Маркович в возрасте 74-х лет! Не так уж стар он был! Блестящее, я бы сказал "бунинское" перо Нагибина доставляло нам радость во всех его произведениях, но такого мощного духовного потрясения, такого шока, как во время чтения "Тьмы", я не испытывал давно.

Сюжет в двух словах таков. Московский мальчик Петя Калитин... от своих товарищей по играм узнает, что он "жид". Мать объясняет, что да, его отец, отбывающий срок в Гулаге, еврей. Герой повести мучительно ищет ответ на вопрос "почему еврей считается существом неполноценным?" Ответа нет, потому что мальчик, а затем юноша, видит вокруг себя хамство, невежество, пьянство, разврат, воровство, и носителями всего этого являются люди, считающие евреев недочеловеками...

Самое поразительное, самое подкупающее в исповеди Нагибина - он никогда и нигде не утверждал, что папа у него "юрист", а смело, через жестокие драки в детстве, через неприятности в зрелости гордо пронес свою любовь к отцу-еврею, ничуть этого не стесняясь.

Но повесть не о евреях. Это размышление русского интеллигента о горькой судьбе своей родины, "давшей вовлечь себя в кровавое болото антисемитизма и поплатившейся за это зверствами сталинизма". Убедительно, страница за страницей, строчка за строчкой, автор ведет нас к главной для него истине: государственный антисемитизм, насаждавшийся и культивировавшийся в народных массах и при Сталине, и при Хрущеве, И при Брежневе, был не чем иным, как началом фашизма...

С болью посвящает писатель свои страницы теме поистине массового антисемитизма, к которому, по его мнению, всегда готова Россия, даже в наши постперестроечные дни...

Узнав уже взрослым от матери, что отец-еврей был его отчимом, а настоящий отец - русский, герой повести восклицает: "Я хочу назад, в евреи. Там светлее и человечнее".

Такова главная мысль, венчающая эту трагическую историю, столь типичную для нашей страны, нашего общества.

Как хотелось бы, чтобы эту книгу прочитал каждый еврей! Даже если он давно перестал считать себя таковым. Потому что исповедь Нагибина - это прекрасный урок мужества, преподнесенный настоящим человеком, не постыдившимся своего еврейства, пусть ошибочного...

Каждый волен выбирать себе место в жизни по вкусу. Не хочешь быть евреем - не будь им. Тебя никто не заставляет. Но только, пожалуйста, когда станет трудно, станет страшно, когда тебе опять плюнут в лицо, предлагая "уматывать" в Тель-Авив, не хватайся за свою пожелтевшую метрику и не требуй в израильском посольстве "законного права" вернуться на родину своих предков. Будь хотя бы в своем предательстве последователен. Если, разумеется, ты на это способен.

Что же касается земли обетованной, то возвращение на нее таких, как ты, едва ли украсит и укрепит тамошнее общество.

Так что оставайся-ка, Николай Иванович (Нухим Йосифович), дома.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100