На главную

Поиск по сайту


Полезные ссылки:
История евреев Беларуси

ОГЛАВЛЕНИЕ

Новосельцев А.П.
Хазарское государство

Глава V

  1. Рыбаков Б. А. Русь и Хазария (к исторической географии Хазарии) // Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия. М., 1952; Он же. К. вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси//Сов. археология. 1953. Т. 18, С. 128—150.
    • Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 37.
    • Работы А. Я. Федорова и Г. С. Федорова, С. А. Плетневой, А. В. Гадло, В. А. Кузнецова и др.
    • Труды Д. Данлопа, П. Голдена, Д. Людвига, Д. Немета, К. Цегледи и др.
    • Понятие "государственная граница" в ту эпоху не совпадало с современным.Тогдашние границы не охранялись и не определялись столь тщательно, как сейчас. Но они существовали хотя бы потому, что определенная территория составляла объект налогового (даннического) обложения в пользу того или иного государства. Речь идет именно о государственной территории, поскольку существовали различные (сложные) виды зависимости одних государств от других. Трудность в том, что подобные виды зависимости в силу специфики эпохи или наших источников о ней не всегда определенны. Но понятие "государственная граница" существовало всегда с тех пор, как возникло государство.
      Особенности были и у кочевых политических объединений, когда на их рубежах с оседлыми обществами могли возникать своеобразные нейтральные территории, появление которых связано со спецификой кочевого хозяйства. См.: Егоров В. А. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. М„ 1985. С. 31.
    • Название зафиксировано в двух вариантах, которые отражают разные иранские наречия.
    • Ибн Хордадбех. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик. Лейден, 1889. С. 123; Ат-Табари. Тарих ар-русуль ва-л-мулук. Сер. 1. С. 895.
    • Кудрявцев А. А. Великий город на Каспии. Махачкала, 1982.
    • Мовсес Каланкатваци. История страны алуанк. Ереван, 1984. С. 78.
    • Ал-Мас'уди. Мурудж аэ-захаб. Париж, 1865. Т. 4. С. 208.
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2664. Официально он носил, очевидно, титул "марзпан" ("пограничный правитель").
    • Бал'ами. Тарих-е Табари. Тегеран, 1958. С. 336.
    • Имя это означает "вепрь страны".
    • Бал'ами. Указ. соч. С. 336.
    • Новосельцев А. П. и др. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 364—365.
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2667.
    • События этих лет по-разному освещены в источниках.
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2667.
    • Там же. С. 2890; Ибн ал-Асир. Ал-камиль фи-т-тарих. Каир, 1934. Т. 3. С. 66.
    • Ал-Куфи. Книга завоеваний. Баку, 1981. С. 11; Ал-Белазури. Китаб футух ал-булдан. Лейден, 1866. С. 204.
    • Особенно в изложении Бал'ами.
    • Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966. С. 156—180.
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 93—116.
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 16; Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т- 3. С. 210.
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 100—101.
    • Там же. С. 102—103.
    • Там же. С. 103.
    • Там же. С. 120.
    • Там же. С. 123 (набеги из года в год). О нашествии на Армению см. также; Левонд. Патмутюн. СПб., 1887. С. 16.
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 123—134.
    • Мовсес Каланкатваци (Там же. С. 123) описывает путь Исраэла от Пероз-Кавада (Партава) до р. Кура, после пересечения которой и начиналась тогда граница Албании.
    • Там же. С. 124.
    • Там же. С. 156.
    • Беляев Е. А. Указ. соч. С. 187—188.
    • Тер-Гевондян А. Н. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977. С. 73—74.
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 160.
    • Там же.
    • Тер-Гевондян А. И. Указ. соч. С. 75—78.
    • О нем см.: Там же. С. 85—92.
    • Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. С- 64.
    • Там же.
    • В наше время численность табасаранцев 85 тыс. человек. См.: Брук С. И. Население мира. М., 1986- С. 144-
    • Основы иранского языкознания: Новоиранские языки. М., 1982. С. 447—554.
    • Дьяков И. М. Языки древней Передней Азии. М., 1967. С. 88, 165.
    • Климов Г. А. Введение в кавказское языкознание. М., 1986. С. 81—108.
    • Там же. С. 81.
    • Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 123.
    • Ибн ал-Факих. Китаб ал-булдан. Лейден, 1885. С. 287.
    • Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 124.
    • Ал-Белазури. Указ. соч. С. 196.
    • Ал-Куфи. Указ. соч. С. 9 (в переводе 3. М. Буниятова — Табаристан).
    • Там же. С. 56,
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 126.
    • Ал-Куфи. Указ. соч. С. 9.
    • Там же. С. 17.
    • Там же. С. 56—57.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 191 (текст ал-Мас'уди).
    • Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 291.
    • Ал-Белазури. Указ. соч. С. 196.
    • Там же.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 132—136; Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI—XI вв. (Сарир) //Ист. зап. 1963. Т. 73. С. 249—266.
    • Ибн Русте. Ал-А'лак ан-нафиса. Лейден, 1892. С. 147; Бартольд В. В. Соч. М., 1963. Т. 8. С. 40.
    • Товма Арцруни. Патмутюн арцрунеац тан. Ереван, 1985. С. 274. На др.-арм. яз. В. Варданян в новоармянском переводе заменил "аврhаз[к]" на "апхазнер", т. е. абхазы (Там же. С. 275), хотя оснований для этого нет. Абхазы жили далеко от цанар, названных рядом, да к тому же христианство было в раннем средневековье и у аварцев. О христианстве части населения ас-Сарира пишут уже ранние арабские источники. См.: Ибн Русте. Указ. соч. С. 147.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 134.
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1667.
    • Более 400 кг.
    • Ал-Куфи. Указ. соч. С. 55.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 204.
    • О них см.: Там же. С. 137—142.
    • О филан-шахе одни источники говорят как о самостоятельном владетеле, напр. Ибн Хордадбех (Указ. соч. С. 123), ал-Белазури (Указ. соч. С- 157); другие отмечают, что титул "филан-шах" принадлежал "сахиб ас-сарир" (ал-Мас'уди, см.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 203).
    • У нас нет доказательств, что все эти политические объединений можно рассматривать как государства.
    • Ал-Куфи. Указ. соч. С. 56.
    • Минорск-ий В. Ф. Указ. соч. С. 48 (хроника Дербента).
    • Персидский титул. См.: И6н Хордадбех. Указ. соч. С. 17; Моджмал ат-таварих - Тегеран, 1939. С, 422 и др.
    • Собственно аланский титул был, очевидно, багатар. В арабских источниках он есть в форме "бгайр" у Ибн Русте (Указ. соч. С. 148). Багатар—иранское слово, перешедшее в славянские (богатырь) и тюркские (бахадур) языки. Багатар — эристав овсов упомянут в грузинской хронике. См.: Картлис цховрэба, Тбилиси, 1955. Т. 1. С. 261.
    • См.: карты в книге В. А. Кузнецова "Очерки истории алан" (Орджоникидзе, 1984. С. 96, 142).
    • Данные Иби Русте и ал-Мас'уди (Минорский В. Ф. Указ. соч. С- 204, 221).
    • Упомянут у ал-Мас'уди (Там же. С. 204). Город называется и в источниках XIII в. Варианты его названия есть в китайских источниках. См.: Bretschneider E. A mediaeval researcher from eastern asiatic sources- L., 1888. Vol. 1. P. 316-317.
    • Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 161.
    • В. Ф. Минорский (Указ. соч. С. 145) помещает ее по соседству с Орджоникидзе; В. А. Кузнецов (Указ. соч. С. 161) полагает, что Матас был расноложен в ущелье Большого Зеленчука.
    • Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 257—259.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 205 (данные ал-Мас'удн).
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1437.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 204.
    • Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 197—202. Прокопий Кесарийский (И, XXIX, 15) называет алан и абасгов христианами.,
    • Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 204.
    • Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932. С. 117.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С, 204 (данные ал-Мас'-уди).
    • Bar Hebraci. Chronicum Syriacum. P., 1890. P. 180. Вспомним и указание Константина Багрянородного на то, что аланы могут нападать на девять климатов Хазарии, прилегающих к Алании. См.: Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Wash., 1967. Vol. 1. P. 64—65. Указание царя Иосифа на то, что все аланы до пределов афкана (абхазов) платят ему дань (Коковцов П. К Указ. соч. С. 101—102), вряд ли соответствует истине, тем более что это сообщение присутствует только в пространной редакции письма хазарского царя.
    • См.: Летопись Картли. Тбилиси, 1982. С. 47.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 204—205.
    • Там же.
    • И6н ал-Факих. Указ. соч. С. 294; Товма Арцруни. Указ. соч. С. 274; Иованнес Драсхинакертци, История Армении. Ереван, 1986. С. 207; и др.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 211; Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Пути развития феодализма. M., 1972. С. 40.
    • С. Н. Какабадзе, M. Д. Лордкипанидзе и др.
    • Джуашер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгосали. Тбилиси. 1986. С. 47.
    • Мкртумян Г. Р. Грузинские феодальное княжество Кахети в VIII—XI вв. и его взаимоотношения с Арменией. Ереван, 1983. С. 14 и др.
    • Там же. С. 39,
    • Ал-Йакцби. Тарих. Лейден, 1883. Т. 2. С. 598,
    • Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 371—372.
    • Понятие Касахия есть у Константина Багрянородного (Ор. cit. Vol. 1. Р. 186-187). У него Касахия упомянута после страны Папагия, из чего можно заключить, что название "кашаки" ("касоги") относилось не ко всем адыгам, а только к северо-восточной их группе.
    • Минорский В. Ф. Указ, соч. С. 206—207.
    • Там же. С. 206.
    • Об этом есть данные в письме Иосифа (Коковцов П. К. Указ. соч. С. 101). но сведениям этого царя не всегда можно верить. Гораздо существеннее указание грузинских летописей (Летопись Картли. С. 48) об освобождении абхазов от власти Византии во второй половине VIII в. с помощью хазар, которые не могли быть связаны с Абхазией иначе, чем через земли адыгов. Это дает известные основания полагать, что власть (влияние?) хазар над адыгами в VIII в. была велика.
    • Ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Париж, 1863. Т. 2. С. 47.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 208—209.
    • Во всяком случае, объяснение этнонима как "сродники" (Там же. С. 209) для Х в. невероятно.
    • Название первого из них труднообъяснимо, второе—вероятно, мадьяры.
    • Ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Т. 2. С. 59—60, Одно из самых сложных известий о Восточной Европе этого автора. Объяснения (Marquart J. Osteuropaische und ostaasiatische Streifzuge. Leipzig. 1903. S. 60-74; Dunlop D. The History of the Jewish Khazars. Princeton, 1954. P. 212) малоубедительны. Вопрос не может быть прояснен из-за отсутствия параллельных источников.
    • Худуд ал-алам. Л., 1930. Л. 8а.
    • Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. Р. 64-65.
    • ПСРЛ. M., 1962. Т. 1. С. 51, 84.
    • Consianiine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 64—65 (отдельно идет речь о византийских климатах в Крыму).
    • Ibid. L., 1962. Vol. 2. P. 62. В. Г. Васильевский определял климат как город н район, область (Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. .2. С. 171—197), но сами климаты искал на Дунае (Там же. С. 201).
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 107.
    • Название реки здесь отсутствует, но в пространной редакции письма Иосифа названа р. Атиль.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 24 (др.-евр. текст).
    • Там же. С. 31 (др.-евр. текст).
    • Этноним неясен. Есть попытки возвести его к названию части мордвы (эрзя), таинственному третьему "виду" русов (Арса) и т. д. См.: Там же. С. 99.
    • Т. е. марийцы.
    • Этноним сопоставляют с названием города ("мадинат") Вантит у Ибн Русте (Указ. соч. С. 143). У Гардизи и автора "Худуд ал-алам" также идет речь о городе ("шахр") Вабнит или Вантит славян (Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С, 38 (перс. текст); Худуд ал-алам. Л. 376). Некоторые видят в вннтит славянское племя вятичей (Коковцов П. К. Указ, соч. С, 99; Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 147; Lewicki Т. Znajomosc krajow i ludow Europy u pisarzy arabskich IX i X w.//Slavia Antique. Warszawa; Poznan. 1961. Т. 8. S. 161 и др.). Другие исследователи (А, Я. Гаркави, Й. Маркварт, А. П. Новосельцев) высказались за отождествление этого города с Киевом (Новосельцев А. П. и др. Указ, соч. С. 394). Разумеется, это тоже гипотеза, но она сопоставима с ПВЛ, которая отмечает власть хазар над Киевом.
    • Очевидно, вариант савир-сувар.
    • Это, несомненно, та часть славян, которая и согласно ПВЛ платила, дань хазарам.
    • Об этом см.: Новосельцев А. П. Древнейшие государства на территории СССР: Некоторые итоги и задачи изучения // История СССР. 1985. № 6. С. 97.
    • Хотя политически в этом районе в VIII--IX вв. господствовали хазары,, для IX в, надо учитывать мадьяр и печенегов.
    • Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 270. Другие варианты изданий и рукописей см.: Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 385.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 102.
    • Там же. С. 118.
    • Такова первоначальная форма названия. См.: Васильевский В. Г. Указ. соч. Т. 2. С. 374—380.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 106—107; Golb N., Pritsak 0. Khazarian Hebrew Documents of the Tenth Century, Ithaca; L., 1982.
    • Ее абсурдность доказана еще учеными прошлого века, тем не менее ее сторонники появлялись в 20—30-х годах, не исчезли они и ныне.
    • См., напр.: Якобсон. А. Л. Крым в средние века. М., 1973. С. 57.
    • ПСРЛ. Т. 1. С. 65.
    • Именно Крым стал одним из трех районов сосредоточения хазарского этноса который там фиксируется и после крушения Хазарии. См. данные Петахьи Регенсбургского в кн.: Три еврейских путешественника XI и XII ст. СПб. 1881. С. 4—5.
    • Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 104, 105 (на с. 103 это название относится даже к Азовскому морю). В Х в. Хазарским стало называться Каспийское море, но у ал-Мас'удн Хазарским названы и Черное, и Каспийское моря (Ал-Мас'уди. Китаб ат-танбих. Лейден, 1894. С. 60, 140). Ал-Мукаддаси (Китаб ал-такасим. Лейден, 1877. С. 16, 19) также называет оба моря Хазарским, оговаривая, что Черное море так названо у ал-Джайхани.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 196; ГТСРЛ. Т. 1. С. 7.
    • Саркел.
    • Самкерц.
    • Керчь.
    • Судак (Согдайа).
    • Алушта.
    • Лампас-Ломбадис (селения Малый и Большой Ламбат).
    • Очевидно, Партенит.
    • Алупка (?).
    • Готия или Киты.
    • Мангуп.
    • Возможно, Палакион (Балаклава).
    • Алма (около Бахчисарая).
    • Гурзуф. См.: Коковцов П. К.- Указ. соч. С. 105—110.
    • Прокопий Кесарийский. I, XII, 96, 97.
    • О ситуации в Крыму в VI—XI вв. см.: Васильевский В. Г. Указ. соч. Т. 2. С. 351—427.
    • Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 50—55 и след.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 32 (др.-евр. текст), 102 (перевод).
    • Там же. С. 24 (др.-евр- текст), 82 (перевод).
    • Там же. С. 110.
    • Там же. С. 83.
    • Узу как название Днепра известно из турецкого и крымско-татарского языков См.: Будагов Л. 3. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. СПб. 1869. Т. I. С. 134—135.
    • Брун Ф. Черноморье. Одесса, 1879. Т. 1. С. 22. Не исключено, что эта река - Дон (Коковцов П. К. Указ. соч. С. 83) или даже Ока. Последнее подкрепляется данными ПВЛ о подчинении вятичей хазарам до 60-х годов Х в. Ср. также с описанием пределов Хазарии в конце пространной редакции письма Иосифа (Там же. С. 33 (др.-евр. текст), 103 (перевод)), где западная граница Хазарии фиксируется по р. Буз. и., вытекающей из р. Угру, которая составляет южную границу. Есть основания в последней видеть Дон, а в первой — Северский Донец или Оку.
    • Там же. С. 32, 33 (др.-евр. текст). 82, 102 (перевод).
    • Там же. С. 83.
    • Там же. С. 83, 102.
    • Там же. С. 31 (др.-евр. текст). П. К.. Коковцов (Там же. С. 98) транскрибирует название реки как Итиль, но текст оригинала дает, возможность читать как Атиль.
    • Там же. С. 81—82, 99—100.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193—194.
    • Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 259.
    • Артамонов М. И. Указ. соч. С. 386.
    • Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 255. Ср. у Хасдая ибн Шафрута (Коковцов П. В. Указ. соч. С. 63), которому хорасанские послы поведали, что по суше между Византией и Хазарией живет много народов.
    • О нем см.: Крачковский И. Ю. Изб. соч. М.; Л., 1957. Т. 4. С. 131—132.
    • См.: Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. 372—408.
    • Ибн Русте. Указ. соч. С. 139—145; Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С. 35—39 (данные Гардизи); Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India. L., 1940. P. 21—22.
    • Венгры (ал-маджарйе) помещаются между печенегами и страной Аскал "из булгар" (Ибн Русте. Указ. соч. С. 142).
    • Ибн Русте. Указ. соч. С. 139—140; Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi... P. 20—21.
    • Например, на востоке Хазарии указана стена ("дивар"), которая тянется между горами и морем (Худуд ал-алам. Л. 386). Известие, очевидно, заимствовано из "отчета" Саллама ат-Тарджумана (о нем см.: Крачковский И. К). Указ. соч. Т. 4. С. 137—141).
    • Обратим внимание на концовку пространной редакции письма Иосифа {Коковцов П. К. Указ. соч. С. 103), где практически вся Хазария связывается с бассейном Волги ("страна (наша) тучна, в ней много лугов, полей... все они орошаются из (нашей) реки и от (нашей) реки получают растительность").
    • В письме Иосифа даются размеры (городов) и расстояния в фарсангах. Но этим цифрам нельзя доверять. Например, город (столица) хазар указан имеющим размеры 50 на 50 фарсангов (т. е. 350—400 км), а ниже все пределы страны хазар на восток, юг, запад и север даны соответственно равными 20, 30, 30, 20 фарсангам! См.: Коковцов П. К. Указ. соч. С. 102 - 103.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 75.
    • Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131—1153 гг.). М., 1971. С. 55.
    • Там же. С. 27.
    • ПСРЛ. Т. I. С. 453.
    • Три еврейских путешественника... С. 4—5.
    • ПСРЛ. Т. 1. С. 147.
    • Ал-Истахри. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик. Лейден, 1870. С. 223; Ибн Хаукаль. Китаб сурат ал-ард. Лейден, 1939. Т. 2. С. 394.
    • Артамонов М. И. Указ. соч. С. 400; Golden P. Khazar Studies. Budapest, 1980. Vol. 1. P. 142—143.
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 78, 80.
    • См. выше.
    • Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 89—90.
    • Новосельцев А. П. Древнейшие государства на территории СССР. С. 97.
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 78.
    • Там же. С. 78, 81.
    • Там же. С. 89.
    • Там же. С. 80.
    • Ничего подобного этому описанию в источниках IX—Х вв. о хазарских правителях нет.
    • Ибн Русте. Указ. соч. С. 140.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 392.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 222; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 393.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 32 (др.-евр. текст).
    • Там же. С. 24 (др.-евр. текст). ha-hиндиим—индусы, ошибочно вместо ha-погриим.
    • Там же. С. 25, 32 (др.-евр. текст).
    • Там же. "Пардасим" (ед. число — "пардас") в современном иврите означает "цитрусовый или фруктовый сад". Слово происходит от греческого "охотничий заповедник", "рай". Это слово в эпоху эллинизма вошло в восточные языки в значении "сад, райский сад, рай" (перс. "фердоус"). П. К. Коковцов (Там же. С. 87) переводит его как "парк", однако это были, скорее всего, охотничьи заповедники царя и хазарской знати.
    • Там же. С. 25, 32.
    • Там же. С. 25.
    • Там же.
    • Там же. С. 24, 31.
    • Там же. С. 25, 32.
    • Роль торговли для Хазарии давно известна. П. Голден, например, считает Хазарию "торговым государством" (Golden P. Op. cit. Vol. I. P. 111).
    • Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 412—413.
    • Ибн Хаукаль. Указ. соч. Лейден, 1938. Т. 1. С. 13; Т. 2. С. 388.
    • См.: Смирнов П. П. Волзький шлях i стародавнi руси. Киiв, 1929.
    • Термин Константина Багрянородного (Новгород и его земля). См.: Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 56—57.
    • Ибн Хордадбех и Ибн ал-Факих. См.: Новосельцев А. П.и др. Указ. соч. С. 384—387.
    • Там же.
    • Ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Т. 2. С. 3.
    • Там же. Париж, 1861. Т. 1. С. 262.
    • Там же. С. 261—262 (Нитос, Булгарскос, Баджгурское, Печенежское). В 60-70-х годах ХП в. Русским морем ("йам Руси") называл Черное море Вениамин Тудельский (Три еврейских путешественника... С. 26-27). Русское (Черное) море знал и египетский энциклопедист ан-Нувайри (1279—1332 гг.) См.: Ан-Нувайри. Китаб нихойат ал-араб фи фунун ал-адаб. Каир, 1923. Т. 1. С. 247.
    • Коковцов П. К. Указ, соч. С. 62 - 65. Хасдай ибн Шафрут сам поясняет, что гблим — славяне. "Гблим" по-древнееврейски значит "пограничные жители" (от "гвул" — "граница"). Полагают, что речь идет в данном случае о чехах или поляках.
    • Там же. С. 61-66.
    • Там же. С. 65—66.
    • Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. М.; Л., 1939. С. 57—58.
    • Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 482; Ал-Мукаддаси. Указ. соч. С 324—325.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 223.
    • О набегах венгров на славян см.: Ибн Русте. Указ. соч. С. 142—143. Те же данные есть у Гардизи, Марвази.
    • Ал-Исгахри. Указ. соч. С. 221; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 482. См. данные ал-Мас'уди о мехах "буртаси", весьма ценимых восточными владыками {Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 196).
    • Это чувствуется уже в Кембриджском документе, где роль евреев в истории Хазарин преувеличивается. См.: Коковцов П. К. Указ. соч. С. I 114—116.
    • См., напр., данные ал-Мас'уди {Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193) (к иудеям по вере принадлежали не все хазары, а только царь, его окружение и его род). У ал-Истахри (Указ. соч. С. 220) прямо сказано, что хазары исповедуют мусульманство, христианство и иудаизм, есть среди них и идолопоклонники, но иудеи составляют меньшинство, а мусульмане и христиане—большинство.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193—194.
    • Там же. С. 194.
    • ПСРЛ. Т. I. С. 65.
    • О хазарской денежной системе см.: Быков А. А. Из истории денежного обращения Хазарин в VIII и IX вв. // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. М., 1974. Вып. 3.
    • Известные дискуссии об общественном строе у кочевников не привели к единому решению этой проблемы. К тому же они по большей части сконцентрированы вокруг проблемы земли и земельной собственности (см.: Марков Г. Е. Кочевники Азии. М., 1976. С. 278 и след.; и др.). Относительно общественного строя у кочевников в литературе существуют два прогивоположпых взгляда: у кочевников господствовали либо недоразвитые патриархально-феодальные отношения, либо развитые феодальные (Там же. С. 305). Вопрос о родовом строе или его формах у кочевников как бы затушсвывастся.
    • Любопытно, что племенные и родовые организации настолько присущи кочевым обществам, что в их формы облекаются даже некровнородственные объединения. Пример — так называемые казылбашские "племена" Ирана XV-XVII вв. Среди них были такие, как румлу и шамлу (первое букв. — ромеи, византийцы, второе — сирийцы), состоявшие на деле из объединения разных тюркских родов, ранее живших в Малой Азии и Сирии. Но объединены они были в "племя", а это "племя" уже делилось на роды.
    • Классический пример — узбеки и казахи, которые, и оседая на землю, помнили к какому племени (жузу для казахов) или роду они принадлежали.
    • См.: Коковцов П. К. Указ. соч. С. 25, 32 (др.-евр- текст).
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193.
    • Абаев В. И. Историке-этимологический словарь осетинского языка. М., 1979 Т. 3. С. 276.
    • В Московской Руси его заимствовали из Золотой Орды. Тарханное право существовало в Грузии XIII—XVIII вв. и ряде других стран.
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн алваниц ашхарh. Ереван, 1983.
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 82.
    • Там же. С. 201.
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 260.
    • Там же. С. 259.
    • Там же. С. 160.
    • Там же. С. 141, 242.
    • О рамиках см.: Новосельцев А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья. М., 1980. С. 187-189,
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 167.
    • Ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Т. 2. С. 212.
    • Ал-Куфи. Указ. соч. С. 41.
    • Дети тарханов — здесь, очевидно, какая-то категория тарханного сословия. Ср. "детей боярских" на Руси XV—XVII вв.
    • Там же. С. 50.
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 3. С. 647.
    • Ал-Бируни. Асар ал-бакийа. Лейпциг, 1878. С. 101.
    • Ал-Йакуби. Указ, соч. Т. 2. С. 344.
    • Моджмал ат-таварих. С. 422.
    • Ал-Хваризми. Китаб мофатих ал-улум. Лейден, 1895. С. 120. Далее автор добавляет: "...и совокупность (тарханов) —ал-тарахана". Этот термин встречается у ал-Мас'уди и других авторов.
    • Ал-Мас'уди. Мурудж аз-забах. Т. 2. С. 13.
    • Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 163,
    • О путешествии Саддама см.: Крачковский И. Ю. Указ. соч. Т. 4. С. 138—141.
    • Ал-Йакуби. Указ. соч. Т. 2. С. 446.
    • Ат-Табири. Указ. соч. Сер. 3. С. 338.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193—194.
    • Ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Т. 2. С. 13.
    • Новосельцев А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 25, 32.
    • Там же. С. 85, 102.
    • Там же.
    • Там же.
    • Там же. С. 33 (др.-евр. текст); Golb N., Pritsak О. Op, cit. P. 108—109. Голб переводит его как officer.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 196.
    • Scharaf al-Zaman Marwazi...P. 15.
    • Ibid.
    • Dunlop D. Op. cit. P. 116—170.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 194.
    • Там же. С. 193—194.
    • Там же. С. 194.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 25, 32 (др.-евр. текст).
    • Новосельцев А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья. С. 208—247.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 390, В Х в. хазарский царь не брезговал и другими статьями дохода. Так, когда русы в 909 г. заручились его разрешением пройти в Каспийское море, они обязались отдать хазарам половину своей добычи. См.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 199.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 24 и др. (др.-евр. текст).
    • ПСРЛ. Т. 1. С. 65.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 390.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 194 (данные ал-Мас'уди).
    • Там же.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 390.
    • Golb N., Pritsak 0. Op. cit P. 110—111.
    • Ш. В. Смбатян переводит "дашт" как "долина". См.: Мовсес Каланкатваци. История... С. 78.
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 134—135. Мой перевод несколько отличается от перевода Ш, В. Смбатяна.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193—194 (данные ал-Мас'уди).
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 194.
    • Там же.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221.
    • Там же.
    • Жители области Дайлем на южном берегу Каспийского моря.
    • Беляев Е. А. Указ. соч. С. 216—217.
    • Котович В. Г. О местоположении раннесредневековых городов Варачана, Баланджара и Таргу // Древности Дагестана. С. 199. Странно, что с этим соглашается арабист 3. М. Буниятов (Ал-Куфи. Указ. соч. С. 79), издавший русский перевод отрывка из сочинения ал-Куфи, у которого всюду Баланджар показан севернее Дербента-
    • Golden Р. Ор. cit. Vol. 1. Р. 221—246; Ludwig D. Struktur und Gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht der Schriftlichen Quellen. Munster, 1982. S. 242—262.
    • Сукри А. Ашхарацуйц. Венеция, 1881. С. 27.
    • Ludwig D. Ор. cit. S, 249.
    • Левонд. Указ. соч. С. 113—114.
    • Какое-то кавказское племя, жившее в пределах северных районов современной Азербайджанской ССР. См.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 28.
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 239.
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 124.
    • Нор баргирк hайказеан лезви. Венеция, 1837. Т. 2. С. 119. На арм. яз.
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 124, 132
    • Там же, С. 130. 132.
    • Вопрос этот будет рассмотрен ниже.
    • У царя Иосифа упоминается большая река Варшан [Коковцов П. К. Указ. соч. С, 25, 32), но этот гидроним следует искать не в районе Приморского Дагестана.
    • Marquart J. Ор. cit. S. 16—17.
    • Артамонов М. И. Указ. соч. С. 208, 312.
    • Там же. С. 229.
    • Плетнева С. А. Хазары. М., 1986. С. 26.
    • Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. Вып 1. С. 178—179, 183.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 128—129.
    • Котович В. Г. Указ. соч. С. 191, 317.
    • Ludwig D. Ор. cit, S. 249.
    • Ал-Куфи. Указ. соч. С. 79—80.
    • Плетнева С. А. Указ. соч. С. 26.
    • С такими огласовками находим термин у Йакута. См.: Йакут ар-Руми. Муджан ал-булдан. Бейрут. 1955, Ч. 1, С. 489.
    • Артамонов М. И. Указ. соч. С. 184.
    • Плетнева С. А. Указ. соч. С. 26.
    • В сарматских наречиях "длинный" — "дарга". См.: Основы иранского языкознания: Древнеиранские языки. М., 1979. С. 287.
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 895.
    • Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 287; Ал-Белазури. Указ. соч. С. 203; Ал-Йакуби Указ. соч. Т. 2. С. 194.
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2889. У Ибн ал-Факиха (Указ. соч. С. 289) упоминается стена на пограничье ("сагр") Баланджара. Но "сагр" в арабском значит и "ущелье".
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1560.
    • Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 489.
    • См., напр.: Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2667, 2889, 2890 и др.
    • Ал-Мас'уди. Китаб ан-танбих. С. 62.
    • Ибн Хордадбех (Указ. соч. С. 123) и Йакут (Указ. соч. Ч. 1. С. 489—490; Ч. 3, С. 253) различают эти города.
    • Речь идет о географах "классической школы" (ал-Истахри, Ибн Хаукаль, ал-Мукаддаси).
    • Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 123.
    • Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 286—289.
    • Ибн ал-Факих (Там же. С. 289) пишет о Баланджаре: "Что же касается Баланджара. а он у входа в землю хазар, то построил его Баланджар, сын Иафета".
    • Возможно, что такой вассал хакана существовал еще в 20-х годах VIII в.
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С- 9.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 187; Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 379—381.
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2890.
    • Ал-Куфи. Указ. соч. С. 19.
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер, 2. С. 1453.
    • Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т. 4. С. 187.
    • Ал-Йакуби. Указ. соч. Т. 2. С. 360.
    • Ал-Куфи. Указ. соч. С. 41, 48.
    • Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 490. Баланджара нет в письме царя Иосифа.
    • Даю огласовки по Йакуту ар-Руми (Указ. соч. Бейрут, 1957. Ч. 3. С. 253).
    • Плетнева С. А. Указ. соч. С. 28.
    • MacKenzie D. N. A concise Pahlavi Dictionary. Oxford, 1971. P. 24; Абрамян Р. Пехлевийско-персидско-армяно-русско-английский словарь. Ереван, 1965. С, 112.
    • Курдско-русский словарь. М., 1960. С. 659. Прибегать к материалам осетинского языка можно не всегда, так как хотя он и является потомком определенных аланских наречий, но, во-первых, существовали и другие аланские наречия, с которыми осетинский не связан, а во-вторых, осетинский под влиянием кавказских языков утратил значительную часть иранской лексики. В. Ф. Минорский склонялся к тому, что название Самандар может быть связано с "гуннским" племенем забендер, упоминаемым для VI в. Феофилактом Симокаттой. См.: Минирский В. Ф. Указ. соч. С. 143.
    • К этому можно добавить популярность названия "Белый город" у тюркских народов. См.: Будагов Л. 3. Указ. соч. Т. 1. С. 66.
    • Древнетюркский словарь. Л., 1969. С. 423.
    • 3. В. Тоган, Т. Левицкий, М. И. Артамонов, Д. Людвиг и др.
    • Сукри А. Указ. соч. С. 27.
    • Артамонов М. И. Указ. соч. С. 183.
    • Патканов К. Армянская география VII в. СПб., 1877.
    • Ал-Белазури. Указ. соч. С. 197.
    • Там же.
    • Ал-Куфи. Указ. соч. С. 20—21.
    • Там же. С. 41—42.
    • Арабский текст цитирую по: Validi Togan A. Z. Ibn Fadlan's Reisebericht. Leipzig, 1939. S. 296,
    • Именно на основе сведений ал-Куфи А. 3. Валиди сделал вывод о тождестве ал-Байды и Атиля. Никаких иных доводов не было и нет. Не привел их и Д. Людвиг, подробно остановившийся на данном вопросе {Ludwig D. Ор. cit. S. 251—259), Он, как и другие исследователи, его предшественники (Golden P. Ор. cit. Vol. I. P. 225), считает, что ал-Байда-Атиль имел и третье (тюркское) название — Сарыкшин (Ludvig D. Ор. cit. S. 253), упомянутое у Ибн Русте, Гардизи. Сарыкшин же (в первой части тюркское слово, во второй — иранское) может быть переведено как "Белое поселение".
    • Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 124.
    • Там же. С, 123, 124 (первый раз—о постройке Самандара Хосровом I, второй — в списке политических объединений Кавказа).
    • Что такое "между нами" — определить трудно. Это или Хамадан, откуда географ происходил, или Багдад.
    • Очевидно, легендарная стена Йаджуджа и Маджуджа.
    • Ибн ал-Факих.. Указ. соч. С. 290.
    • Там же. С. 298 (это пересказ соответствующего места из Ибн Хордадбеха).
    • Ибн Русте. Указ. соч. С. 139.
    • Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С. 36 (перс. яз.). См. также вариант Марвази: Sharaf al-Zaman Marwazi... P. 33.
    • Так считают ряд исследователей. См.: Golden Р. Ор. cit. Vol. 1. Р. 225; Ludwig D. Op. cit. S. 251.
    • Гардизи прямо пишет, что его источниками были труды Ибн Хордадбеха и ал-Джайхани. См.: Баргольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С, 62.
    • Цит. по: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 192. Ал-Мас'уди относит перенесение столицы в Атиль к 40—50-м годам VII в., что явная ошибка.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 222—223; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2, С. 393—394.
    • Это показывает, что прибрежная полоса Дагестана интенсивно использовалась под виноградники уже в то время. Позже, с новым наплывом кочевников в XI—XIII вв., они были уничтожены.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 223; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 394.
    • С этим можно сопоставить известие Левонда (Указ, соч. С. 113—114) о взятии Мерваном не названного хазарского города, расположенного на берегу моря. Это был, несомненно, Самандар.
    • Ал-Мукаддаси. Указ. соч. С. 361.
    • В "Худуд ал-алам" перечислены несколько хазарских городов, причем есть повторения: Дтиль, Самандар (о нем сказано, что он на берегу моря), Байда (в тексте Б. са), Баланджар, Хмдж, Саур (?), Хтлг и др. (Худуд ал-алам. Л. 386). Неизвестный автор этого сочинения здесь собрал воедино все, что смог найти в других трудах о городах Хазарии.
    • Али-эфенди. Куннат ал-акбар//Ленинградская гос. публичная библиотека. Рукопись. Турецкий, новая серия. Л. 75а, 157б; Ал-масалик ва-л-мамалик // ИВАН ЛО. РУКОПИСЬ В-797. Л. 96а; Ал-масалик ва-л-мамалик//Там же. Рукопись. А-672, Л. 80а.
    • Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 530.
    • Там же. Ч. 3. С. 253.
    • Политический деятель Халифата IX в., по происхождению хазарин.
    • Marquart J. Op. cit. S. 18.
    • Йакут ар-Руми. Указ. соч. Бейрут, 1955. Ч. 2. С. 389.
    • Там же. Ч. 3. С. 253.
    • В. Ф. Минорский, В. Г. Котович, С. А. Плетнева. См. также: Ludwig D. Op. cit, S. 248.
    • М. И. Артамонов, М. Г. Магомедов.
    • Г, С. Федоров.
    • Ф. Вестберг, 3. В. Тоган.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 31 (др.-евр. текст).
    • Там же. С, 101.
    • Левонд. Указ. соч. С. 41.
    • Ибн Хаукаль. Указ, соч. Т, 1. С. 15.
    • Там же. Т. 2. С. 385; Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 87. Этой форме соответствует название Волги в армянских (Сукри А. Указ. соч. С. 26) источниках. В еврейско-хазарских источниках [Коковцов П. К. Указ. соч. С, 31, 36 (др.-евр. текст)) название реки пишется с первой буквой "алеф", и Коковцов (Там же. С. 121-122) читает его как Итиль. Но поскольку огласовка в начале слова отсутствует, его вполне закономерно прочесть и как Атиль. Н. Голб (Op. cit. Р. 118—119) транскрибирует это название как 'tyl, но, судя по указателю (Р.159), принимает оба варианта (Атиль и Итиль). П. Голден (Op. cit. Vol. 1. Р. 64, 224—229 и др.) пишет Атиль и Итиль. Д. Людвиг (Op, cit. S. 251, 254 и др.) принимает форму Атиль.
    • Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 172—173.
    • Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XII—XIII вв. о. татарах в Восточной Европе//Ист. арх. М,; Л., 1940. Т. 3.
    • Зарубежная тюркология. М., 1986. С. 97—98.
    • О трех частях пишут ал-Мас'уди (Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 192—194) и царь Иосиф (Коковцов П. К. Указ, соч. С. 84—85, 102—103). Последний пишет о трех городах ("мдина"). У ал-Истахри и Ибн Хаукаля речь идет о двух частях хазарской столицы (Ал-Истахри. Указ. соч. С. 220; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 389).
    • У Ибн Хордадбеха и др.
    • Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 124.
    • Джурджанское (Гурганское) море—одно из древнейших наименований Каспийского моря, известное уже в античности.
    • Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 124.
    • Там же.
    • Там же. С. 154.
    • Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 384.
    • Там же. С. 385.
    • Ибн Русте. Указ. соч. С. 139.
    • Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С. 36.
    • Sharaf al-Zaman Marvazi... P. 21.
    • Худуд ал-алам. Л. 38б.
    • Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 2. С. 389.
    • Ludwig D. Op. cit. S. 251.
    • Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С. 113.
    • Ал-Истахри. Указ. соч, С. 210; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 389; Ал-Мукаддаси. Указ, соч. С. 355; Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 192.
    • В Кембриджском документе (Коковцов П. К.. Указ. соч. С. 36, 120; Golb N., Pritsak 0. Op. cit. P. 118—119) столица ("ир hа-мамлахаh) названа Казар. Н. Голб (Op. cil. Р. 127, 145—148) сравнивал это с персидским "хазаран", что вероятно.
    • Ибн Хаукаль. Указ. соч. т. 1. С. 15. Хазаран здесь, возможно, собирательное для хазар — Хазария.
    • Там же. Т. 2. С. 392.
    • Там же. С. 397.
    • Ал-Истарки. Указ. соч. С. 220.
    • Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 389.
    • Гумилев Л. Н. Открытие Хазарии. М., 1966. С. 27.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 220.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193—195.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 84—85, 102.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193.
    • Там же. С. 193—194.
    • Там же. С. 195.
    • Там же.
    • В 921/922 гг. царь и знать Волжской Булгарии приняли ислам, но основная масса населения еще долго придерживалась старых языческих культов.
    • Прежде всего подданные "сахиб ас-сарир", среди которых были христиане. (Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 219); христианство проникало в Дагестан из Грузии и Кавказской Албании.
    • Ибн Хаукаль. Указ, соч. Т, 1. С. 15; Т. 2. С. 392.
    • О нем см.; Путешествие АбуХамида ал-Гарнати... С. 27—30. 65—66. Упоминается Саксин и у других арабских авторов. См, напр.: Закария ал-Казвини. Асар ал-биляд. Геттинген, 1848. С. 402—403. На араб. яз.
    • Golden P.Op. cit. Vol. 1. P. 241. См. также: Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 182—183. По-хазарски название звучало как Шаркил (Коковцов И. К. Указ. соч. 31). В греческом языке, где звука "ш" нет, он был транскрибирован через "с". Ср. чувашское "шуркил"—"белое здание" (Зарубежная тюркология. С. 18).
    • Новосельцев А. П. Термин "вежа" в древнерусских источниках // Древнейшие государства на территории СССР, 198. М., 1989.
    • Артамонов М. И. Указ, соч. С. 318; Плетнева С. А. Указ. соч. С. 44.
    • Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 182—185.
    • Плетнева С. А. Указ. соч, С. 44.
    • Артамонова М. И. Указ. соч. С, 313—316. Ныне доказано, что салтово-маяцкая культура была этнически очень пестрой. В ее создании участвовали аланы, булгары, угры, хазары и др. См.: Плетнева С. Л. Указ. соч. С. 46.
    • Артамонов М. И. Указ. соч. С. 323—330.
    • Там же. С. 324—335.
    • Там же. С. 300.
    • Плетнева С. А. Указ. соч. С. 54.
    • Артамонов М. И. Указ. соч. С. 300—301.
    • Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 182—183.
    • Артамонов М. И. Указ. соч. С. 307—309; Плетнева С. А. Указ. соч. С. 53. Плетнева считает их гузами или хазарами.
    • С этой летописной статьей надо разобраться. В старых изданиях Лаврентьевской летописи (Лаврентьевская летопись. СПб., 1846. С. 27), в Ипатьевской летописи (ПСРЛ- Т, 2. С. 53) и Новгородской первой летописи (Новгородская первая летопись старшего и младшего извода. М.; Л., 1950. С. 117) градом названа Бела Вежа. Однако в некоторых изданиях ПВЛ (ПСРЛ. Т. 1. С. 65; Памятники литературы Древней Руси, XI — начало XII вв. М., 1978. С. 78) статья передана иначе: "град их и Белу Вежю взя"; в "Памятниках литературы Древней Руси" (С. 79) дается современный перевод: "и столицу их и Белую Вежу взял". Слово "град" в древнерусском языке означало первоначально всякое укрепленное (огороженное) поселение, а затем город вообще. Так что переводить в данном случае "град" как "столица" неточно. Неверно это и исторически, ибо хазарская столица Атиль была взята русами три-четыре года спустя.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 31, 102.
    • Там же. С. 35, 118.
    • Там же. С. 36, 120.
    • Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 385.
    • Васильевский В. Г. Указ. соч. Т. 2. С. 379 — 380.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 106—108.
    • Там же. С. 31 (др.-евр. текст), 107.
    • Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 384—385.
    • Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 186—187.
    • Ibid. Vol. 2. P. 156.
    • Эта мысль фигурирует в трудах авторов, искавших в IX—Х вв. так называемую Черноморскую Русь. См. также: Очерки истории СССР,III—IX вв. М., 1958, С. 874—875 (текст Б. А. Рыбакова). М. С. Грушевский усматривал в середине Х в. "украинскую Тмураканскую волость" (Грушевский М. Iсторiя Украiни — Руси- Киiв, 1913. Т. 1. С. 195).
    • Плетнева С. А. Указ. соч. С. 55.
    • Левонд. Указ. соч. С. 41.
    • Плетнева С. А. Указ. соч. С. 27.
    • Manquart J. Op. cit. S. 2—3; Артамонов М. И. Указ. соч. С. 203. 206; и др.
    • Котович В. Г. Указ. соч. С. 64; Ал-Куфи. Указ. соч. С. 79.
    • Ал-Куфи. Указ. соч. С. 18, 19, 79.
    • Там же. С. 42, 81.
    • Там же. С. 10,
    • Артамонов М. И. Указ. соч. С. 103, 170—171, 217, 281, 410.
    • Там же. С. 171 и др.
    • Худуд ал-алам. Л. 38б.
    • См. ниже.
    • Артамонов М. И. Указ. соч. С. 410.
    • Плетнева С. А. Указ. соч. С. 58—60.
    • Заходер Б. Н. Указ. соч. Вып. 1. С. 204 и др. Слово "заместитель" взято из источников — это арабское "халифа" (см.: Мешхедская рукопись. Л. 212б в кн.: Путешествия Ибн Фадлана на Волгу. Далее—Мешхедская рукопись). Однако смысл термина "халифа" не совсем совпадает с русским "заместитель". Арабское "халифа" — скорее заменяющий отсутствующего со всем объемом полномочий.
    • Заходер Б. Н. Указ. соч. Вып. 1. С. 218.
    • Там же. С. 224.
    • Там же. С. 229.
    • Duniop D. Op. cit. P. 21.
    • Ibid. P. 106.
    • Ibid. P. 114.
    • Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 99.
    • Ludwig D. Op. cit. S. 112—201.
    • Ibid. S. 165, 191.
    • Ibid. S. 187.
    • Gotb N.. Pritsak 0. Op. cit, P. 131.
    • Ibid. P. 132.
    • Новосельцев А. П. К вопросу о древнейшем титуле русского князя. С. 150—152.
    • Для Византии и Древней Руси следует учитывать возможность заимствования через булгарскую среду. Булгарский и хазарский, возможно, были диалектами одного языка.
    • Древнетюркский словарь. С. 405.
    • Golden P. Op. cit. Vol. 1. P. 15.
    • Первоначально "император" — почетное звание военного предводителя. В I—II вв. смысл его власти в Риме определялся званием princeps ("первый"), позже—dominus ("господин").
    • Ал-Бируни. Указ. соч. С. 101.
    • Бартольд В. В. Указ. соч. М., 1963. Т. 2. ч. 1. С. 32.
    • Ал-Хваризми. Указ. соч. С. 120.
    • Там же.
    • Ал-Белазури. Указ. соч. С. 196.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 132—137.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 72—112.
    • Там же. С. 28 (др.-евр. текст). Слово "cap" означает "глава, начальник", и вряд ли правильно его переводить применительно к условиям Хазарии как "князь" (Там же. С. 76 и др.).
    • Там же. С. 21 (др.-евр. текст).
    • Там же, С. 76.
    • Там же. С. 21.
    • Это библейский термин. В текстах Ветхого завета так обозначался народ, владеющий данной землей.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 34; Golb N., Pritsak 0. Op. cit. P. 110—113.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 34.
    • Там же. С. 116—117.
    • Там же. С. 19—21 и др.
    • Ибн Русте. Указ. соч. С. 139.
    • Бар-гольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С. 25.
    • В дошедшем до нас тексте Ибн Хордадбеха таких сведений нет.
    • Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С. 36 (перс. текст), 57 (перевод).
    • По происхождению он иранский, возможно, от "ихшид" (см.: Golden P. Op. cit. Vol. I. P. 209). Титул "ихшид" носил правитель Ферганы (Ал-Бируни. Указ. соч. С. 101; Ал-Хваризми. Указ. соч. С. 119) и правители Согда (Гафуров Б. Г. Таджики. М., 1972. С. 249).
    • Древнетюркский словарь. С. 519. В этом словаре сведений о шаде у хазар нет.
    • Худуд ал-алам. Л. 386.
    • Новосельцев А. П. К. вопросу об одном из древнейших титулов русского князя. С. 157—158.
    • Рипка Ян. История персидской и таджикской литературы. М., 1970. С. 91.
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 895—896, 881, 992, 1560 и др.
    • Подробности находим и у Ибн ал-Асира. Но этот писатель многое заимствовал v ал-Куфи.
    • Ал-Куфи. Указ. соч. С. 17, 18—21 и т. д.
    • Vaiidi Togan A. Z. Op. cit. S. 296—297.
    • Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения. М., 1980. С. 39, 40.
    • Там же. С. 155, 163.
    • Там же. Хаканом назван и властитель Хазарии, на дочери которой император Лев женил в 733 г. своего сына Константина (Там же. С. 68).
    • Michel le Syrien Chronique. P., 1901. T. 2. P. 478.
    • Ал-Мас'уди. Китаб ат-танбих. С. 164,
    • Bar Hehraci. Op. cit. P. 113.
    • Армянские писатели обычно называют хазар хазирами.
    • Левонд. Указ. соч. С. 17, 41, 101 и др.
    • Титул "царь севера" применительно к владыке хазар в армянских источниках встречаются очень часто. Это показывает, что хакан хазар как бы приравнивался к византийскому императору ("царю запада) и халифу ("царю востока").
    • Левонд. Указ. соч. С. 132.
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 142, 151, 153, 155, 158 и др.
    • Картлис цховрэба. Т. 1. С. 224—225.
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 140, 141 и др.
    • О титуле "джебу" ("ябгу") см.: Древнетюркский словарь. С. 222.
    • Смирнов В. Д. Крымское ханство под верхновенством Оттоманской империи до начала XVIII в. СПб., 1887, С. 350—360.
    • Ал-Белазури. Указ. соч. С. 208.
    • За Абхазию (во второй половине VIII в.).
    • Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 182—183.
    • Согдийские документы с горы Муг. М., 1962. Вып. 2. С. 196—197-
    • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1986. Т. 1. С. 181—182.
    • Древнетюркский словарь. С. 91 (приведены образцы использования слова со значением "правитель, начальник" в орхонских и других ранних тюркских надписях VIII в.).
    • Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 170—171. и др.
    • Бар Гебрей. Тарих мухтасар ад-дувал. Бейрут, 1890. С. 223.
    • Картлис цховрэба. Т. 1. С, 249—250.
    • Новосельцев А. П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя. С. 157—159.
    • Артамонов М. И. Указ. соч. С. 324—335.
    • Ибн Русте. Указ. соч. С. 139; Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С. 36.
    • Мешхедская рукопись. Л. 212б. А. П. Ковалевский переводит "великий хакан", очевидно учитывая вариант Йакута ("хакан ан-акбар"). См.: Путешествие Ибн Фадлапа на Волгу. С. 84, 166,
    • Мешхедская рукопись. Л. 212б. Отметим, что написание титула у Ибн Фадлана идентично варианту Константина Багрянородного, но отличается от Ал-Истахри—Ибн Хаукаля (см. ниже).
    • Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. С. 84, 166. Здесь малопонятная фраза, которую именно так перевел А. П. Ковалевский. По смыслу речь скорее идет о подчиненных хазарскому царю правителях.
    • Там же. С. 84.
    • Там же. Йакут здесь, очевидно, пользовался сведениями ал-Истахри или Ибн Хаукаля.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 220; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 390.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 220, 221, 224.
    • Там же. С. 224.
    • Там же.
    • Там же.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 195.
    • ПСРЛ. Т. 1.С. 65; Т. 2. С, 53.
    • Ал-Истахри сохранил любопытный рассказ о хазарском юноше, который обеднел настолько, что торговал на рынке хлебом. Однако он имел больше всех прав стать хаканом, для этого ему надо было лишь отречься от ислама, который он исповедовал, и перейти в иудаизм. См.: Ал-Истахри. Указ. соч. С. 224.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 194.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 390,
    • Там же.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 194.
    • Именно царя, а не хакана.
    • Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. С. 84.
    • Там же.
    • Там же. С. 167.
    • Фирдоуси. Шахнаме. М„ 1967. Т. 6. С. 143. На перс. яз.
    • Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. С. 167. Не является ли этот титул идентичным титулу мадьярских племен "кинда"?
    • Там же.
    • Этот титул Ибн Фадлан применяет к булгарскому царю. Причины неясны.
    • Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. С. 78.
    • Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 178. Арабские источники о венграх IX в. называют их главу ("раис") кинда, а того, кто ведает государственными делами, — джила. Последнее можно прочесть и как гила (Ибн. Русте. Указ, соч. С. 142; Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С, 37; Sharaf al-Zaman Marvazi... P. 22; Моджмал ат-таварих. С. 421). У Константина Багрянородного особенно интересен титул "карха", очевидно, ирано-тюркского происхождения ("кара-хан" — "правитель народа"; ср. "кар" в современном венгерском—"сословие, корпорация").
    • Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 170—175.
    • Ибн Русте. Указ. соч. С. 140.
    • Моджмал ат-таварих. С. 422.
    • Согдийские документы с горы Муг. Вып. 2. С. 83.
    • Ат-Табари. Указ, соч. Сер. 2. С. 1694; Ал-Бируни. Указ. соч. С. 101.
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 163.
    • Golb N., Pritsak 0. Op. cit. P. 116—117. .
    • Чичуров И. С. Указ. соч. С. 39. 62.
    • Там же. С. 40, 64, 156, 164.
    • Там же. С. 129—130.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 118—119.
    • Golb N.. Pritsak 0. Op. cit. P. 116—117.
    • Ibid. P. 137.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 118.
    • Golb N., Pritsak 0. Op. cit. P. 116—117.
    • Перихамян А. Г. Указ. соч. С. 11-12.
    • Ал-Истахри. Указ, соч. С. 222—223.
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 240.
    • Там же. С. 240—241.
    • Геродот. IV, 71—72.
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 241.
    • Геродот. IV. 62; Аммиан Марцеллин. XXXI, 2, 23.
    • Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология, М., 1977. С. 62—67.
    • Вариантов много: осетинские, адыгские, чеченские, абхазские и др.
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 241.
    • Там же.
    • Там же. С. 250. В то же время Аспандиат назван "скайозор каджин" (т. е. рожденный богатырем, храбрый) (Там же. С. 251). В честь него сооружались храмы и идолы (очевидно, изображения Аспандиата).
    • Зарубежная тюркология. С. 75.
    • Мовсес Каланкатваци. Патмутюн,.. С. 241, 246, 250, 252, 254.
    • Он же. История... С. 212-213.
    • Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971. С. 447.
    • Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. С. 35.
    • Там же. С. 33—35.
    • Ачарян Р. (Этимологический коренной словарь армянского языка. Ереван, 1979. Т. 4. С. 172—173) дает разные значения, в том числе "ад, глубина земли", отсюда "сандара // метапет"—"адский князь".
    • Т. е. присущее всем древним иранцам, а не только персам.
    • Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972. С. 132, 133; Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1986. С. 65—68.
    • Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 467.
    • Там же. С. 574—575; Фирдоуси. Шахнаме. Т. 6. С. 166—321.
    • Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 680.
    • Мовсес Каланкатваци.. Патмутюн. С. 241.
    • Там же.
    • Там же. С. 250.
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 120.
    • Там же. С. 121.
    • Там же. С. 122—123.
    • Основатель армянской церкви (IV в.).
    • Современный Эчмиадзин.
    • Тер-Гевондян А. Н. Указ. соч. С. 50. В "Истории армянского народа" (Ереван, 1984. Т. 2. С. 316—317) четкого ответа на этот вопрос нет. В обобщающих трудах по истории Азербайджана (1958 и 1979 гг.) эти события вообще не затрагиваются. Есть старая статья С. Т. Еремяна (Моисей Каланкутуйский о посольстве к хазарскому хакану Алп-Илутверу // Записки Ин-та востоковедения АН СССР. М.; Л.. 1939. Т. 7).
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 123—131.
    • Там же. С. 124 и др.
    • У Каланкатваци он назван ишханом (князем) хонов и отмечено, что (прежде?) этот сановник отличился в Туркестане при хакане хазар (вар хазр хаканин"), снискал любовь последнего (см.: Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С, 249; Он же. История... С. 127). Вероятно, Алп-Илутвер участвовал в каких-то войнах хазар в Средней Азии, о которых других известий нет,
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 128—131.
    • Там же. С. 132.
    • Там же. С. 133—134.
    • Учитель, здесь как синоним католикоса.
    • Мовсес Каланкатваци. История... С. 134.
    • Там же. С. 148.
    • Левонд. Указ. соч. С. 16; История армянского народа. Т. 2. С. 317.
    • Ал-Белазури. Указ. соч. С. 208.
    • Ал-Куфи. Указ. соч. С. 51—52.
    • Некоторые халифы проявляли особое рвение в следовании догмам ислама. Йазид II (720—724 гг.), например, издал указ об истреблении в пределах Халифата всех свиней. См.: Левонд. Указ. соч. С. 100.
    • Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1966. С. 38—58. На Аравийском же полуострове принятие ислама стало обязательным.
    • Там же. С. 97.
    • Ибн ал-Acup. Указ. соч. Т. 4. С. 234.
    • Ибн Русте. Указ. соч. С. 139; Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С. 36 (перс. текст Гардизи).
    • В арабском "ра'исахум ал-а'ззм", в персидском "ра'ис-е бозоргтэр".
    • У Гардизи "сарханган".
    • У Гардизи "бозорган".
    • у рардизи "похожей на веру турок-гузов".
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 20 (др.-евр. текст).
    • Там же. С. 78—80, 95—97.
    • Там же. С.93.
    • Там же. С. 93—94.
    • Там же. С. 80.
    • Там же. С. 80, 97.
    • В пространной редакции их 12 за счет еще одного царя Аарона (Там же. С. 81, 97—98).
    • В более позднем Списке у Иехуды бен Барзиллая (конец XI в.) фигурируют восемь имен (Там же. С. 131).
    • Golb N.. Pritsak 0. Op. cit. P. 114—115.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 113—116.
    • Там же. С. 34—35 (др.-евр. текст).
    • Там же. С. 131—132.
    • Dunlop D. Op. cit. P. 116—121.
    • Ibid. P. 170.
    • Майорский В. Ф. Указ. соч. С. 193.
    • Там же.
    • Заходер Б. Н. Указ. соч. Вып. 1. С. 151.
    • Картлис цховрэба. Т. 1. С. 251; Летопись Картли. С. 48.
    • Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1973. Т. 2. С. 417.
    • Картлис цховрэба. Т. 1. С. 251.
    • Одно описано в "Картлис цховрэба" (Т. 1. С. 249—250), другое (799 г.) — в восточных источниках (Ал-Куфи, Ат-Табари, Бар Гебрей и др.).
    • Дживелегов А. К. Торговля на Западе в средние века. СПб., 1904. С. 20.
    • Cheine A. G. Muslim Spain: Its History and Culture. Minneapolis, 1974. P. 116—118.
    • Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 153.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 65—66.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193. Ал-Мас'уди говорит о современном ему гонении евреев, но такие события случались и прежде.
    • Там же. С. 195. Ал-Мас'уди здесь называет мусульманских купцов и ремесленников, но это не исключает существования подобных условий и для еврейских купцов.
    • Артамонов М. И. Указ. соч. С. 283—287
    • Там же. С. 273.
    • Древнетюркский словарь. С. 121; Артамонов М. И. Указ. соч. С. 278.
    • Коковцов П. К. Указ. соч. С. 119.
    • Golb N.. Pritsak 0. Op. cit. P. 3—43.
    • ibid. P. 14—15.
    • Ibid. P. 35—40.
    • Д. Данлоп, Н. Голб.
    • Данные Кембриджского документа {Коковцов П. К. Указ. соч. С. 113—120; Golb N., Pritsak О. Op. cit. Р, 106—117), а также ал-Истахри, Ибн Хаукаля, ал-Мас'уди.
    • Ал-Истахри. Указ. соч. С. 220; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 390.
    • Там же.
    • Лл-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Т. 2. С. 10.
    • Арабское "балад" означает и "страна", и "город".
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193.
    • Рассказ о юноше-мусульманине из рода хакана, которого видел на рынке информатор ал-Истахри.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 142.
    • Tarikh-i Fahru'd-Din Mubarakshah. L., 1927. P. 46.
    • Бартольд В. В. Указ. соч. М., 1968. Т. 5. С. 466—467.
    • Бернштейн С. Б. Константин-философ и Мефодий. М., 1984 С 59—77.
    • Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 195.
    • Dunlop D. Op. cit, P. 231.



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки