На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC


Дмитрий Петров: "Я готов играть 24 часа в сутки!"

Мария Михайлова


Встретиться с уникальным импровизатором - пианистом Дмитрием Петровым мы договорились прямо в Останкино, перед съемками любимой нашими читателями телепередачи. То, что сегодня готовится программа "В нашу гавань заходили корабли", стало понятно еще у входа в телецентр. Несколько постоянных участниц с одиннадцати утра распевались прямо на лавочке у ворот. Здесь же новички с гитарами пытались очаровать молодых администраторов и добиться немедленной аудиенции у Эдуарда Успенского и Элеоноры Филиной... В артистической царила атмосфера предпрограммной суеты и творческого азарта. Но ни громкое пение, ни гитарные аккорды, ни взрывы смеха и иронические замечания участников программы,
прерывающие время от времени ход нашей беседы, вовсе не мешали - более того, сделали эту встречу еще более интересной.
- Дмитрий Михайлович, вы, наверное, из семьи музыкантов?
- Нет. Моя мама Софья Захаровна работала библиотекарем, а папа Михаил Иванович преподавал технологию металлов. Мы жили в городе Коврове. Я с раннего детства обожал музыку и любил слушать пластинки - залезал под стол и крутил там патефон. Читать я еще не умел, названий, естественно, не знал и различал любимые пластинки только по царапинам и сколам. Это были популярные в ту пору "Домино", "Расстались мы", какие-то танго - все то, что было модно крутить во дворах.
- Когда же вы начали заниматься музыкой?

- Старшая сестра уже училась в музыкальной школе, а мне было всего четыре года, когда я тоже стал подходить к инструменту и подбирать по слуху то, что слышал на пластинках.
Родители рассказывали, как однажды, когда Аня была в школе, мама услышала звук фортепиано и подумала, что сестра раньше времени вернулась, но, войдя в комнату, обнаружила, что это я подбираю известные мелодии. Я был маленький и, соответственно, ладошка у меня была маленькая, так что я с трудом брал трезвучие и то "с перескоком", но подбирал сразу и мелодию, и созвучные к ней аккорды. Мама, увидев, как я подбираю мелодии с аккомпанементом, очень удивилась и повела меня в музыкальную школу. Оказалось, что у меня абсолютный слух, и меня приняли. Кроме слуха у меня оказалась еще хорошая память, и все, что задавал педагог, на следующий день я уже знал наизусть. Так что в музыкальной школе я "перескакивал" через класс - из первого в третий, из третьего в пятый...
- После музыкальной школы вы отправились учиться в Москву?
- Не сразу. Сначала я поступил в музыкальное училище во Владимире, где проучился два года. Некоторые педагоги там были из Москвы. Когда я учился на втором курсе, моя преподавательница Татьяна Павловна Садовская предложила мне попробовать свои силы в Москве. Я поехал в Москву, но дирекция Владимирского музыкального училища не отдавала мои документы, потому что хотела самостоятельно растить "такие кадры". Когда в московском училище меня попросили предъявить хоть какие-нибудь документы, я сказал, что есть только паспорт и мои руки!
И после прослушивания меня сразу взяли в училище при Московской консерватории. В 1969 году я, естественно, поступил в консерваторию, а в училище стал работать концертмейстером - аккомпанировал духовикам, скрипачам... Тогда-то меня и стали называть "музыкальным Мичуриным", потому что я занимался тем, что делаю и сейчас в "Гавани", - свободной импровизацией, "скрещиванием" разных музыкальных произведений.
Когда учился, бывало, прихожу к педагогу по мастерству, начинаю играть, а профессор меня останавливает, показывает ноты: "Что вы играете? Здесь этого нет!" Я настаиваю: "Но ведь красиво звучит!" - "Да, но только Бетховен этого не писал!" Но я всякий раз насыщал произведение какими-то новыми гармониями. Получалось здорово, но педагог обычно бывал неумолим: "Нельзя играть то, чего нет у композитора!"
А еще у нас в училище был такой предмет, как гармония, где давались такие задачки: к заданной мелодии надо подставить аккорды по строго определенным правилам. Но я всегда все это нарушал, и получалось гораздо красивее.
При поступлении в консерваторию меня все умоляли: "Пожалуйста, обойдись без своих штучек! Не экспериментируй, как обычно! Вот поступишь - тогда твори все что угодно".
Но я все равно решил задачку по-своему, нарушив некоторые правила, получилось оригинально и необычно. Комиссия была поражена столь
рискованным поступком, но, по счастью, меня все-таки приняли.
- Экспромты вам свойственны только в музыке или в обыденной жизни тоже?
- В основном - все-таки в музыке...
- А классическую музыку вы не исполняете?
- Как только я окончил консерваторию в 1974 году, то с радостью расстался с классикой. Мои педагоги сказали: "Tвое дело - эстрада,
импровизация, потому что ты всегда такое творишь за инструментом!" И я стал пианистом в Москонцерте. Когда участвовал в сборных концертах, то приходилось аккомпанировать всем подряд: то балетный номер, то ария из оперетты, то эстрадный цирковой номер... Мне это легко, я могу играть все что угодно! Если я один раз услышал мелодию, то мне этого достаточно, и ноты мне не нужны.
Например, мы отправлялись на плановые гастроли от Москонцерта по всей стране с каким-нибудь виолончелистом. Представляете себе, с каким трудом иной раз воспринимают классическую струнную музыку где-нибудь в глубинке? И подчас именно мое пристрастие к импровизации выручало нас на этих концертах. Вместо заявленного репертуара я выдавал концерты по заявкам от популярных эстрадных мелодий до "Танца маленьких лебедей" и полонеза Огинского. А началось это еще в годы учебы в консерватории, когда мне удавалось на гастролях поддержать консерваторский престиж, играя любимые народом "В Намангане яблочки" или "Ландыши".
- Так вот когда начался ваш путь в "Нашу гавань"! Говорят, на эту программу вас привела Кира Смирнова?
- Да, как-то мы вместе с Кирой Петровной были в поездке от Москонцерта, и она мне сказала: "Дима, есть такая передача! Это - твое! Это то, что именно ты можешь".
- Вам приходится репетировать перед передачей?
- Перед прямым эфиром некоторые участники подходят ко мне, чтобы прорепетировать, но мне это не нужно. Я предугадываю варианты, куда мелодия может пойти, а гармонии на всякий случай "заряжены в руках". И никаких репетиций! Ненавижу повторять то, что сыграл секунду назад. Мне достаточно первого звука, одной ноты, и дальше я всегда смогу аккомпанировать. Однажды в связи с этим был забавный случай. Когда участницу программы спросили: "Что вы будете петь?", она говорит: "Мне теперь все равно". Тогда я отвечаю: "А мне и подавно!" А оказалось, "Мне теперь все равно" - это название романса, который она собиралась исполнять.
- Дмитрий Михайлович, что кроме музыки в вашей жизни занимает важное место?
- Семья, конечно!
- Ваша жена - музыкант?
- Моя жена тоже работала в Москонцерте, но она не музыкант, а артистка оригинального жанра. У нее был потрясающий номер - световая феерия. Она жонглировала флюоресцирующими, светящимися предметами!
- Вы встречаетесь в свободное время с коллегами по "Гавани"?
- У Эдуарда Николаевича всегда все по секундам расписано, у актеров - спектакли, репетиции. А я, например, за свою жизнь столько наездился по гастролям, что теперь свободное время хочется проводить только дома с семьей, у телевизора. Даже иногда хочется, чтоб по телефону никто не звонил. От встреч и поездок я устаю, не устаю только от музыки! Готов играть 24 часа в сутки!
- А вам доводилось бывать с гастролями за рубежом?
- Я несколько раз был за границей, уже работая в "Гавани". Это были поездки в Америку и в Израиль. Когда мы приехали в Израиль, все были удивлены, потому что там было очень неспокойно и оттуда многие, наоборот, уезжали. Но Успенский сказал: "Ничего! Все уехали, а мы приедем!", и мы дали концерты в десяти городах.
А одна из поездок в Штаты у нас должна была быть, когда произошли эти страшные события 11 сентября. Тогда отменился весь тур, но мы полетели на один концерт в Нью-Йорк, только чтобы поддержать людей в трудную минуту.
- Где еще вас можно услышать кроме субботней программы Эдуарда Успенского?
- Сейчас больше нигде. Я человек такой: вот есть программа "В нашу гавань заходили корабли", и другого мне ничего не надо! Хотя поступают и другие предложения, но стоит только начать соглашаться и распыляться, сразу начнутся накладки и проблемы. К тому же иногда предлагают с
каким-нибудь коллективом поехать на гастроли в круиз. Но ведь одно дело взять с собой флейту или домру, а мне что же - рояль с собой тащить? А все эти синтезаторы я не признаю. Звук должен быть живой!




http://www.alefpress.com/mag/915/22.html





сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
Copyright © IJC.Ru 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100