На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC


Сто "серебряных шаров" Виталия Вульфа


.В конце 80-х вместе с перестройкой в моду вошли новаторство и экспериментаторство. И молодая преподавательница рижской гимназии Галина решила организовать у себя в школе факультатив курс истории театра. "Посоветуй, кто мог бы мне помочь", обратилась она к приятелю, актеру театра Русской драмы Виктору Плюту, с которым они по утрам выгуливали собак. "Поговори с Яковом Рафальсоном", сказал Виктор и дал клочок бумаги с номером телефона. Но позвонить Галине не удалось скомканный листок без зазрений совести... слопала ее собака. "Пойду", решила Галя и отправилась в театр. Как оказалось навстречу собственной судьбе.
...По лестнице стремительно спустился улыбчивый молодой человек, они мило пообщались. И девушке почему-то показалось, что эта встреча каким-то образом изменит ее жизнь. "А через пару дней я узнала от коллег, что Яша, выступая по радио и рассказывая о своих впечатлениях от недавней поездки в Италию, неожиданно смодулировал: "Да что там Италия. Вот в Риге я недавно встретил такую женщину!.." Сейчас у четы Рафальсон растет 10-летний сын...

Семья на цыпочках
Яков Рафальсон родился на Украине (туда бежал его отец после того как всю родню немцы живьем закопали в Румбульском лесу), а прибыл на историческую родину в 1991 году, когда был принят в труппу Театра русской драмы. Прошедшая с той поры дюжина лет вместила не только безумное количество ролей, но и двукратное звание "Лучший актер года".
К популярности мой муж относится с юмором. Ему нравится вспоминать историю, как однажды в автобусе на него пристально уставилась миловидная блондинка. Яшу переполнила гордость: "Вот она слава! Уже в транспорте узнают". В ту же минуту девушка решительно подошла к нему: "Вы фотографировали наш отдел когда будут снимки?!" Эту байку муж очень любит говорит, она помогает ему не заболеть звездной
болезнью. Правда, я уверена, что сие ему и не грозит: Яша крайне застенчивый человек. Он все время удивляется успеху и признанию, словно они с неба свалились.
На мой вопрос, как Яков работает над созданием образов, Галина улыбается: "Не знаю... Я только чувствую, как накаляется атмосфера в доме. Мы все ходим на цыпочках, потому что Яша становится непредсказуемым. Никто не в состоянии предугадать, что его может вывести из себя: то ли громкая музыка, то ли слишком тихая; то ли шум телевизора, то ли отсутствие оного. Как бы мы себя ни вели, Яша найдет повод, чтобы взорваться: уж слишком напряженное состояние у него перед выпуском нового спектакля. И еще он всегда недоволен собой в подготовительный период: то ему мерещится провал, то кажется, что роль не по нему. Все эти мучения-переживания длятся до самой премьеры. Потом наступает затишье встреча со зрителем все ставит на свои места. Кстати, по опыту я знаю: чем больше муж паникует, тем больше потом успех..." Лишь бы никуда не ехать
Яков Рафальсон ни к чему в этой жизни не относится однозначно, в том числе и к собственным гастролям. С одной стороны, он их любит, считая глотком свежего воздуха: новые зрители, новые впечатления... С другой стороны, ему ужасно не нравится уезжать куда бы то ни было, ибо не по душе сам процесс отъезда.
Моя свекровь живет в Израиле. Я не знаю другого человека, который относился бы к матери с такой любовью и нежностью, как Яша. Мама для него это все, он ее боготворит и считает дни, когда сможет снова с ней повидаться. Но, даже собираясь в гости к ней, муж не упускает случая поворчать: "Как я не хочу уезжать! Как я не люблю уезжать!"
Еще у Рафальсона есть "гастрольный пунктик": ему нужен только отдельный номер в отеле. Правда, это не "звездная прихоть" совершенно не обязательно, чтобы это были роскошные апартаменты, сойдет и небольшая комнатушка. Важно другое: чтобы вечером он мог уединиться, прокрутить в голове произошедшее за день, послушать свой любимый джаз. И чтоб никто в это время не пытался рассказать сальный анекдот или навязать что-то. Даже такую безобидную вещь, как новости по телевизору.
Быт или...?
В быту Яша... разный. Я, например, не умею и не очень люблю заниматься домашним хозяйством. Да и времени у меня на это совершенно нет. Но муж все терпит. Лишь изредка в компании близких людей с юмором расскажет, какой ему достался завтрак, когда я убегала на работу. А порой Яша может разкапризничаться. Ему хочется, чтобы я разогрела обед и сама подала; чтобы рубашку положила рядом, а не сказала "возьми в шкафу"...
Мой следующий вопрос Галине чисто женский: "Умеет ли Рафальсон что-то делать по дому?"
Немногое. Но я по этому поводу не очень-то и комплексую: кто-то должен играть на сцене, а кто-то вбивать в нее гвозди. Правда, есть вещи, которые он делает классно. Например, часы чинит. Это хобби, унаследованное от отца. Муж относится к часам как к произведению искусства. Открывает крышку и восхищается: "Послушай, как они тикают. Это же музыка!"
Яков Абрамович чинит часы всему коллективу своего театра, равно как и многим в рижской классической гимназии, где Галя работает завучем. Прибавьте к этому всех знакомых из числа окружения семьи Рафальсонов, и станет понятно, что это по крайней мере одна пятая часть населения Риги.
С "железом" на вы
"В наше время я бы школу не закончил", шутит Рафальсон, чувствуя как он далек от достижений цивилизации.
Компьютера он побаивается. Долго разбирается в пультах от телевизора и видеомагнитофона, по многу раз перечитывает инструкции. На мобильнике до недавнего времени для него существовала только одна кнопка та, которую нажимаешь, чтобы ответить на звонок.
Яков Абрамович человек нетусовочный. Для него не существует принцип "это надо посмотреть, потому что все смотрят". И потому они с женой нечасто ходят на гастрольные спектакли: не раз имели повод убедиться, что сюда привозят далеко не шедевры.
Яша не может смотреть спектакль как обычный зритель. Когда ему что-то не нравится, он принимается охать и стонать и я понимаю, что никакими правилами приличия мне не удастся удержать его в зале. Домой возвращаемся понурые. А потом какое-то время даже не смотрим на гастрольные афиши. Может, что-то хорошее и пропускаем, но, увы, обычно у нас отрицательных впечатлений больше, чем положительных". Нет предела совершенству
До недавнего времени Яков Абрамович называл себя русскоязычным актером. Теперь он уже так не считает. И когда ему звонят с киностудии и предлагают сняться в новом фильме, он даже не интересуется, на каком языке снимают фильм! А случилось это после того, как Рафальсон стал участвовать в постановках на латышском языке.
Это придало мужу такой уверенности! Например, пропала вполне естественная паника перед завтрашним днем (в плане профессии)... Но каких трудов стоила ему эта уверенность! Когда муж впервые дал согласие на участие в латышском спектакле, я пришла в ужас, а друзья называли эту затею авантюрой. Ведь сказать, что Яша плохо владеет латышским, значит в 25 раз преувеличить факты. На самом деле он не владеет им вообще! Режиссер Лаурис Гундарс, пригласивший Рафальсона на роль в свой антрепризный Teatris TT, успокаивал Якова Абрамовича: "Ничего не бойся! Если во время репетиций ты вдруг что-то не будешь понимать возьми меня за руку и я на русском все тебе объясню". На первой же репетиции Рафальсон схватил Лауриса за руку и больше не отпускал. Во всяком случае в течение первых нескольких недель. А партнеры по спектаклю позже признались, что каждый день шли на репетицию и думали: "Вот сегодня Яша принесет роль и положит ее на стол". Но когда через две недели этого не произошло, все поняли, с каким трудоголиком имеют дело.
Участие в спектакле на малознакомом для артиста языке таит в себе много опасностей. Ведь на сцене актер зависит от каждой реплики своего партнера! "Если артист, играя на родном языке, может в неожиданной ситуации сымпровизировать, не меняя смысла фразы, то Яша, не услышав последнего "ключевого" слова... Ой, я боялась даже думать, что тогда будет", откровенничает Галя. Однако когда однажды это все-таки
произошло, Яков Абрамович не только не растерялся, но и сам стал импровизировать! И Галине стало ясно, что эту "планку" ее муж тоже взял. Это диагноз!
Когда супруги долго живут рядом, они, как правило, перестают удивляться друг другу. С Рафальсонами дело обстоит иначе.
Есть вещи, которые я до сих пор открываю в Яше. И по-хорошему завидую ему. Он наглядное свидетельство того, что если человек одарен, то во всем. Что бы ни делал Яков, это по крайней мере неординарно.
Но Галя не опасается, что из соображений такого рода ее муж вдруг займется конструированием самолетов или выращиванием тыкв. Главным делом его жизни все-таки остается сцена. Безграничной преданностью театральным подмосткам Галина объясняет многое в поведении своего мужа. Например, Рафальсон может очень быстро устать от какой-то бытовой суеты, ему трудно в течение дня два раза проехать на автобусе туда-сюда. Но в то же время каторжная круглосуточная работа в театре его не утомляет. Или другой пример. Яков Абрамович с детства не любит каруселей, во время экскурсий его трудно заманить на башню самого заманчивого замка он всегда найдет повод уклониться от экскурсии, сославшись на боязнь высоты. А на сцене... Какие страхи? Какое головокружение?
Полагаю, Рафальсон из тех артистов, о которых говорят: "Актер не профессия. Это диагноз!"
В роли нянечки
Яков Абрамович в душе ощущает себя 25-летним. Ну хоть к зеркалам не подходи! Наверно, потому ему очень по душе афоризм: "Трагедия не в
том, что мы стареем, а в том, что старея остаемся молодыми". И дедушкой он себя не ощущает, хотя трудно описать степень его привязанности к рыженькому жизнерадостному существу по имени "внучка".
В семье Рафальсонов любят такую "легенду". Когда родилась внучка, Яков Абрамович сказал невестке (жене старшего сына): "Наташа, вот
выпустим спектакль, у меня будет пара свободных дней и я посижу с Полиночкой!" Этого дня Наташа ждет вот уже два года. Яков Абрамович
тоже...

http://www.lublu.lv/2003/01/08/life3.html





сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
Copyright © IJC.Ru 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100