На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC


"На это место уж нету карты..."

Пётр Межирицкий (Сан-Диего)

И жить ещё надежде до той поры пока,
Атланты небо держат на каменных руках.
Александр Городницкий

Не всякая песня запоминается с первого раза. И уж далеко не всякая так врезается в память и остаётся с нами на всю жизнь, как "Атланты" Александра Городницкого. Одной лишь ею он навечно ввёл себя в песенный Пантеон, даже если бы не написал ничего иного.
Между тем, полевой геолог, доктор геолого-минералогических наук, учёный-геофизик, океанограф, исследователь мирового океана, академик Российской академии естественных наук, опубликовавший более 250 научных работ Александр Городницкий также и автор множества замечательных песен: тонких, проникновенных, наполненных внутренним благородством, столь характерным для уходящего поколения "классиков" авторской песни, одним из ярчайших представителей которого является и мой собеседник.



- На рубеже тысячелетий стал моден возврат к зловещим предсказаниям. Обильно поминается Нострадамус, появилось множество "компьютерных пророков", якобы расшифровавших код Пятикнижия. Один подобный интерпретатор библии, киевский учёный, недавно объявил, что конец света близок и произойдёт не позднее 40-50-х годов нынешнего века. По его мнению, из-за перехода Солнечной системы в другой знак зодиака произойдёт смещение угла наклона земной оси, и континенты (плавающие на слое магмы) придут в активное движение и столкнутся. В результате произойдет катастрофическое землетрясение, огромные участки суши уйдут на океанское дно, чудовищные цунами прокатятся над планетой, смывая всё живое с низменностей и предгорий... Как вы относитесь к подобным предсказаниям?

- А кто по специальности автор этой гипотезы? - первым делом осведомился Александр Городницкий.

- Геолог, доктор наук.

- Ах, геолог, доктор наук... Ну, я тоже геолог и тоже доктор наук и скажу, что это абсолютная чушь. Стабильность тектоники материковых плит определяется прежде всего эндогенными (внутренними - П.М.), а не экзогенными факторами. Имеется множество теорий, на чём сейчас просто нет смысла останавливаться подробно, но в этом все они так или иначе сходятся. Что же до оси вращения планеты, то в ближайшие 100 тысяч лет за неё можно не беспокоиться, она останется постоянной и не сместится настолько, чтобы вызвать какие-то катастрофы, подобные той, какая произошла задолго до нашей эры по неизвестной причине и в какой погибла Атлантида и крито-микенская цивилизация.
Пользуясь случаем, хочу сказать, что многие сходные эсхатологические идеи, раскручиваемые ныне и охотно подхватываемые досужими журналистами, не имеют под собой никаких оснований. Это прежде всего относится к так называемой углеродной смерти Земли за счёт выброса антропогенного углерода и экранирования атмосферы. Антропогенный углерод составляет ничтожно малую долю в естественных выделениях самой планеты. То же и об озоновых дырах, которые зияют в атмосфере, якобы вследствие пользования фреоном... и так далее. Исследования показывают, что озоновые дыры в ионосфере существовали задолго до человека, появлялись без всякого его участия и затягивались также сами собой вследствие естественных причин, к человеку ни малейшего отношения не имеющих. В жизни планеты удельный вес антропогенного влияния ничтожен, и я хотел бы успокоить читателя на этот счет.

- Так что гибели цивилизации, если она наступит, следует ждать не от планетных катастроф, а от самих людей?

- Именно так. Хочу ещё раз успокоить читателя: с планетой нашей всё в порядке, и глобальными катастрофами она нам не грозит. Главной опасностью представляется мне опасность глобальной войны. Сверхоружие находится теперь в руках стран Третьего мира, а события 11 сентября стали грозным сигналом...
В те дни я был в Израиле с концертом "Песни нашего века", с нетерпением ждал заявления России, и после выступления президента Путина мне впервые в жизни не было стыдно за свое правительство.
А теперь, говоря о несчастном Израиле, мне стыдно за правительства целого ряда европейских стран, и это уже помимо откровенно антисемитской позиции Франции в арабо-израильском противостоянии. Даже президент Буш, при достойном, в общем, поведении, мог бы занять более решительную позицию. Фактически Израиль находится сейчас в положении человека, которого бьют, в то время как союзники держат его за руки. Нелепо применять два разных стандарта, как это всё ещё делается по отношению к взрывам 11 сентября в Нью-Йорке и к, скажем, недавнему взрыву автобуса в Хайфе. Это звенья одной цепи - сопротивление цивилизованного человечества тёмному фанатизму. Здесь не с кем и не о чем договариваться, это миры с разными ментальностями, и сосуществовать они не могут.
Аналогичная ситуация и в чеченской войне, где положение к тому же осложнено российскими методами. Тем не менее, уже понятно, что линия фронта цивилизации против начисто отвергающего цивилизацию фундаментализма проходит сейчас по всей планете, а Израиль и Чечня попросту являются наиболее горячими точками. Нам пора уяснить, на чьей мы стороне: на стороне ли цивилизации или на стороне ничем не гнушающегося оголтелого средневековья.
Я понимаю, конечно, что за руки Израиль держат потому, что боятся арабских стран, экспортеров нефти, боятся, что они вынут свои вклады и начнётся глобальный экономический кризис. Многие европейские страны, например, Германия, слишком повязаны со странами Востока различного рода обязательствами, всё это я понимаю. Однако Англия заняла же достойную позицию. Уступки и так завели дело слишком далеко, в том числе уступки со стороны самого Израиля. Демократическое государство, плюрализм, борьба мнений - и в результате мы пришли к тому, к чему пришли. Но именно в Израиле решается судьба всей современной цивилизации. И этого никто не желает понять! Всё же я очень надеюсь, что президент Буш сумеет верно определиться в обстановке этого сурового и предельно ясного противостояния...

- Не играет ли роль в проарабском уклоне Запада также опасение столкнуться с организованным сопротивлением своих собственных, весьма многочисленных, хорошо организованных и высоко дисциплинированных мусульманских популяций?

- Я думаю, что безосновательно бояться этого. Общины мусульман в цивилизованных странах уже сумели оценить преимущества цивилизованного образа жизни и, наверное, поняли, что нелепо отказываться от них ради сомнительного загробного блаженства в садах Эдема. Большая часть этих мусульман уже цивилизованные люди. К сожалению, не они, а радикалы определяют политику... Если уже сейчас цивилизованное человечество станет бояться этих общин, то можно немедленно ставить крест на христианской цивилизации, ибо это означает, что морально она уже повержена.

- Нет ли у Вас опасения, что это уже произошло? Что высокая активность сил Зла проистекает из уверенности, что цивилизация подогнула коленки и не способна оказать должного сопротивления?

- Это сложный вопрос, и я боюсь, что мы с вами не найдём на него ответа. Я разделяю вашу тревогу, потому что на самом деле здесь имеется кричащее несоответствие. После событий 11 сентября американская демократия показала свою несостоятельность. Это можно сравнить со здоровым, никогда не болевшим человеком. В результате есть повышенная опасность, что он умрёт от первой же болезни. То же с американской демократией. Она всех выслушивает, всех понимает, всему находит объяснение... Но в данном случае речь идёт о моральном подходе к аморальности, о ценностной шкале в бесчеловечии. Потому-то, я думаю, демократиям - и европейской, и американской - надо очень срочно пересмотреть свои принципы, пока их не уничтожили, ибо их могут попросту уничтожить. Нельзя языком демократии разговаривать с теми, кто высмеивает принцип равноправия.

- Пересматривать принципы - безумно сложно. Вы ведь помните: "Пусть лучше сгинут Соединённые Штаты, чем принципы, на которых они основаны"...

- Но ведь это было на грани 18-19 века! Сейчас всё иное. Тогда можно было говорить: "Я не согласен с вашими убеждениями, но готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли свободно их высказывать". Это - пока их высказывают. Но их не высказывают, а вместо того обвязываются взрывчаткой и забираются в гущу мирной толпы! Тут уже не место прежней логике. Думаю, что, если бы - не дай Б-г, конечно, - события 11 сентября в Соединенных Штатах повторялись, настроения в обществе быстро изменились бы. Ещё раз - не дай Б-г, и всё же за одного битого двух небитых дают. А то ведь сейчас как-то очень быстро здесь все стали успокаиваться. А это ещё только первая ласточка была! Времена переменились, сейчас нельзя, как рекомендовал Клаузевиц, "готовиться к прошлой войне". Рекомендация устарела уже к началу Второй Мировой. А теперь и вовсе - война грозит быть беспощадной и всеобщей. Такую войну навязывают мусульмане-экстремисты, войну без всяких правил, и мне представляется, что, если мы немедленно не выработаем свои правила игры, мы вынуждены будем играть по их правилам, и - можем проиграть.

На этой тревожно-предупредительной ноте завершился наш политический экскурс и зашёл разговор об авторской песне. И здесь, прежде чем перейти к краткому резюме о нынешнем состоянии жанра в России, пора хоть несколько слов сказать о поэзии.
В двухстраничном предисловии к тоненькой, но яркой книжечке начинающего писателя (а по профессии учёного-биофизика) Анатолия Контуша Ал. Городницкий пишет:
"Могут ли строчки, произнесенные с эстрады, стать предметом литературы? ... самые крылатые фразы, слетевшие со сцены в зал и ставшие афоризмами, неизменно тускнеют... не подкреплённые сценическим обаянием озвучившего их автора. Нечто подобное происходит с авторской песней, которой часто отказывают в принадлежности к поэзии".
В этих выделенных мною словах такой понятный упрёк иным литераторам, кто, углубляясь в изыскания аллитераций и ассонансов, с высоты своих эмпиреев со снисходительностью относится к тому, что Владимир Фрумкин метко назвал "гитарной поэзией". Да притом поэзии не салонной, и не городской даже, а нередко космической. Даже Лев Аннинский в запоем читаемом великолепном предисловии (да ведь и жизнь какая! скалолаз - и мореплаватель! великолепный учёный - и едва ли не флибустьер!) к очередному сборнику стихов Городницкого тонет в обилии приключений и жизненных коллизий поэта и так и не успевает сделать должного анализа его поэтики.
Не хочу отбивать хлеб у рецензентов, литературоведов, но предоставляю читателю самому судить о поэтичности всем известных песен, таких как "Атланты", "Снега", "Перекаты" или о техническом совершенстве, скажем, "Воздухоплавательного парка": "Куда, петербургские жители, толпою весёлой бежите вы? Не стелют свой след истребители у века на самой заре. Свод неба пустынен и свеж ещё, достигнут лишь первый рубеж ещё... Не завтра ли бомбоубежище отроют у вас во дворе?" Какая великолепная перекличка с пророческим блоковским "Авиатором": "Иль устрашил твой взор несчастный грядущих войн ужасный вид, ночной летун, во тьме ненастной земле несущий динамит?" И тоже со знаком вопроса в конце...
Обзор современного состояния авторской песни в России Александр Городницкий начал кратким рассказом о шансоне в СССР и заметил, что после его развала и массовой эмиграции российская авторская песня распространилась по планете и продолжает своё бытие там как бы независимо, но в то же время и не без оглядки (так, по крайней мере, я его понял) на развитие её в России. Политически авторская песня не знает теперь ограничений, и сцена теперь свободна для таких язвительных обличителей, какими были Галич, Ким и отчасти Высоцкий. Но проблема, как считает Александр Городницкий, в ином:


- Дело в том, что с уходом первого поколения авторов, безусловно одарённых поэтов, литераторов прежде всего, авторская песня перестала быть тем, что говорил о ней Булат Окуджава: поэт с гитарой в руках. Порвалась связь времён. Сейчас авторская песня, размножась, и тиражируясь, и разубоживаясь (делаясь убогой. - П.М.) малоодарёнными авторами, хлынула мутным потоком на экраны телевидения, затопила все фестивали самодеятельной авторской песни, что я хорошо знаю, так как тридцать лет подряд являюсь председателем жюри самого большого в мире фестиваля, Грушинского фестиваля. Тридцать тысяч человек, все радуются - а я огорчаюсь... Что сейчас происходит с авторской песней? Она просто ушла из литературы. Ушла на эстраду и живёт по законам эстрады. Появились прекрасные громкоголосые исполнители, хоры, ансамбли, оркестры, всё, что хотите, и это по-прежнему называется "авторская песня", но тексты убоги, они становятся такими же пошлыми, как в прежней официальной советской и постсоветской песне. Это явление отнюдь не представляется отрадным, но оно, как всегда в России, отражает то, что нужно обществу. В песню пошёл криминал, поскольку ментальность стала криминальна, и общество стало криминальным, и это мне кажется опасным симптомом. Незадолго до своей смерти Окуджава как-то сказал мне: "Знаешь, Алик, раньше мы были в авангарде, а сейчас оказались в арьергарде. Мы - один из последних бастионов духовности перед тем мутным потоком, который грозит затопить Россию..."

Листаю подаренный мне Александром Городницким сборник стихов "Атланты держат небо" и думаю: "Поэт. Иногда поющий, иногда читающий - не ко всем его стихам рождаются мелодии. Но уж если рождаются, их не позабудешь". И впрямь, "Атланты" - потрясающе музыкальны. "Перекаты", "Воздухоплавательный парк", "Донской монастырь": как и стихи Городницкого, мелодии его захватывают сразу, с первого слушания.

Я листаю сборник и с грустью думаю: действительно - арьергард. Он отступает, несёт тяжёлые потери. Но - не бежит. И он будет держаться до конца.



Пётр Межирицкий родился в Киеве. По образованию инженер (Львовский политех). Работал на заводах. Писать начал в 1962-м, печататься в 1966-м. Среди публикаций - повести, романы, рассказы в "Неве", "Звезде", "Дружбе народов", рассказы в тонких журналах и газетах, три книги (одна переведена в Польше), критические статьи в "Правде", "Новом Мире", "Красной звезде", "Литературке". Эмигрировал в 1979-м. В эмиграции публиковался в НРС, "Панораме" и т.п. (статьи и рассказы). Опубликовал роман "Тоска по Лондону" (1995) и документальную книгу "Читая маршала Жукова" (1996, 2-е издание в Интернете).

http://www.vestnik.com/issues/2002/0515/koi/mezhiritsky.htm




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
Copyright © IJC.Ru 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100