-->

 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 Дайджест
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC





Реклама на IJC


Элиягу Эссас: "Евреи - вечный народ"

ЭЛИЯГУ ЭССАС - раввин, содиректор международной просветительской организации "ЭШ А-ТОРА", бывший "отказник" и активист еврейского движения за выезд в Израиль.


- Расскажите, пожалуйста, несколько слов о себе, о том, как произошло превращение Ильи Эссаса в Элиягу Эссаса?

- Я родился в 1946 году в Вильнюсе. Семья моя была всю жизнь настроена очень проеврейски. В школе тоже, хоть это и была совершенно обычная школа, тем не менее, всегда, от первого до одиннадцатого класса, всегда евреи составляли там больше половины. Так что не евреи у нас в школе всегда были в меньшинстве и поэтому вели себя скромно.
В Вильнюсе я окончил школу и математический факультет университета. Моя профессия - математическая логика. Потом я женился, переехал в Москву. Именно там проходила вся моя еврейская жизнь.
Что касается превращения… Во многом этому я обязан собственным родителям. Благодаря им у меня сформировалось понимание того, что еврейский народ - мой народ, а Государство Израиль - моя страна. Но с еврейской жизнью я был не знаком.
Я начал учить иврит подпольно (тогда все было подпольно). Этим я занимался в 1971-1972 году. Вскоре начал его преподавать, будучи странной волею судеб начальником отдела в медицинском институте.
Однажды, ко мне подошел один пожилой человек, Лев Григорьевич Гурвич, благословенной памяти, человек сложной еврейской судьбы. Он очень хорошо отнесся ко мне, как к молодому человеку, который знает иврит, хочет поехать в Израиль и интересуется еврейской традицией. А я стал уже к этому моменту интересоваться еврейской традицией - не зная еще, что это такое, но как-то естественно: мы евреи, и как же нам без нашей традиции? Он научил меня буквам еврейских комментариев - дело в том, что традиционно печатают комментарии так называемым "раввинским шрифтом" или "шрифтом Раши". Я открыл книгу Иешаягу. Мы провели вместе несколько занятий, потом я стал читать ее сам. Следующей была книга Иова. Потом я впервые увидел Тору. Стал ее читать - тоже наоборот, начал с последней пятой книги. Все потому, что в те времена не было нигде подобных книг. Читали в том порядке, в каком находили. Когда я начал читать Тору, я сразу почувствовал, что это моя жизнь, что в этом есть смысл.

Дальше уже - дело техники, очень сложной техники, потому, что вокруг не было людей, которые тебя могут научить, тебе помочь. После подачи документов на выезд в Израиль, меня уволили из института.


Я пошел в Московскую Хоральную синагогу. Учился там с раввином Шаевичем. Тогда он был еще не раввин Шаевич, и я был не я. Нас была небольшая группа людей.



Вскоре меня выгнали и из синагоги, потому что узнали о моем желании уехать в Израиль. Нельзя было учиться Торе и хотеть уехать в Израиль, потому, что надо было быть советским патриотом. В синагоге к тому времени узнали, что я - "отказник", и руководство синагоги запретило мне ее посещать.
Я хочу заявить во всеуслышание, что, именно, раввин Шаевич, когда стал главным раввином Москвы, несмотря на запрет в отношении меня, сразу же предложил мне вернуться в синагогу. Хочу напомнить, что все это было в "советские" тяжелые, андроповско-брежневские времена. Я и мои ученики стали вновь ходить в синагогу, а с Шаевичем у нас до сих пор очень хорошие отношения.

В 1977 г. я начал преподавать Тору, потом - Талмуд. Из 15 ребят, которые входили в мою группу, 13 стали соблюдающими. Я был этим очень горд. Это были первые организованные систематические занятия для интеллигентной молодежи.

Потом я организовал религиозные занятия для детей, потом - для женщин... За десять лет такой деятельности буквально сотни и сотни людей начали вести еврейский образ жизни.

Таков мой путь. Все это время я был "отказником" и активистом еврейского движения за выезд в Израиль.

- Что Вы чувствовали на эмоциональном уровне, будучи "отказником", человеком, от которого отвернулось не только советское общество, но и собственные "братья по крови"?

- Тогда это было естественно. Ты становился изгоем и общество отворачивалось от тебя. По поводу синагоги у меня не было никаких иллюзий. Я прекрасно понимал, что в ее руководстве были в основном ставленники Москвы, однако, все равно тяжело переживал. Меня выгнали как раз перед Песахом. В этом году - 28-я годовщина моего изгнания.

Перед уходом из синагоги, я спросил у Председателя синагоги Эфраима Григорьевича Каплуна: "Как же Вы меня выгоняете, если через две недели мы будем читать Пасхальную Агаду, а в конце ее говорится: "В следующем году в Иерусалиме"? Он меня спросил: "Кто это так говорит? Я дома говорю: "В следующем году здесь". Советским евреям и здесь хорошо", - говорил он мне, глядя прямо в глаза.

Я тяжело переживал даже не по поводу своего изгнания, а из-за того, что меня лишили колоссальной библиотеки, которая была в синагоге. Она для меня стала жизнью, потому, что я просиживал там с утра до вечера.

Лишенный работы, зарабатывал частными уроками. Преподавал физику, математику. В январе 1986 года уехал в Израиль.

- Как Вас встретил Израиль?

- Помню, ощущения были очень сильными. Когда сошел с трапа самолета, физически ощутил, что я - дома. Потом увидел осветительные приборы, вспышки фотоаппаратов, камеры. Оказалось, что меня пришли встречать министры, депутаты Кнессета. Что произошло потом, не помню. Я был очень растерян. Меня куда-то посадили, повезли. Сохранились только фотографии.

В аэропорт приехали мои ученики. Меня охраняла полиция - тысячи людей хотели до меня дотронуться, а им не разрешали. Мне было неприятно, что, защищая меня, грубо отталкивали людей.
Потом была ночная поездка из аэропорта в Иерусалим.
Проснувшись на следующий день в Иерусалиме, я подумал (меня эта мысль потом долго преследовала) только бы не привыкнуть к тому, что теперь просыпаюсь в Иерусалиме, потому, что когда проснулся, подумал сначала, что все это мне снится. Я подумал, что когда-нибудь привыкну к этому факту, и даже думать об этом не буду. Боюсь, что, к сожалению, и в самом деле привык к этому.

- Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания "Эш а-Торы"?

- Идея создания "Эш а-Торы" возникла где-то в начале 70-х гг., когда вследствие чудесной победы в Шестидневной войне и воссоединения Иерусалима, началось еврейское национальное "пробуждение". В начале организация "Эш а-Тора" была создана в Израиле для американской молодежи, приезжающей на учебу. Затем целую серию подобных учреждений организовали в Америке, Канаде, Англии, Южной Африке и Австралии. Однако центральной была Иерусалимская "Эш а-Тора".

В конце 80-х гг. началась "большая алия" в Израиль. Приезжающие из СНГ люди совершенно ничего не знали о еврействе. Вполне естественно появилась мысль помочь им, и "Эш а-Тора" решила создать русскоязычное отделение.
Первые годы эта организация занималась просветительством: проводила семинары в Израиле и СНГ. В них приняли участие 50-60 тыс. человек.

Руководство русскоязычного отделения, с благословения создателя и руководителя "Эш а-Торы" раввина Ноаха Вайнберга, пригласило меня присоединиться. Это был новый этап в истории этой организации, так называемый "постсеминарский" этап. Было это два года назад. В результате я стал со-директором русскоязычного отделения.
Мы сразу же принялись за реализацию моей мечты, которая появилась с момента моего приезда в Израиль - подготовить "русских" евреев к плавному вхождению в израильское общество.

Русскоязычным евреям, за немногими исключениями, трудно влиться реальную в еврейскую религиозную жизнь Израиля, потому что она сложилась очень давно. В России она только выстраивается, хуже или лучше, но она строится. В Израиле ничего не строится, в Израиле все уже есть, хуже или лучше, для нашего разговора не имеет значения.

За год мы создали общины в Ашдоде, в Петах-Тикве, в Хайфе, в Араде. Но тут на нас обрушился всемирный экономический спад. Не секрет, что "Эш а-Тора" - не завод, не финансовая корпорация. Мы только делимся с людьми нашими знаниями и стараемся помочь им начать еврейскую жизнь. Иначе говоря, мы существуем за счет благотворительности. Поступления не иссякли, они просто резко уменьшились. Сейчас для нас наступила эпоха выживания. Важно сохранить все, что можно, да еще в "рабочем" состоянии. Когда же начнется следующий цикл экономического подъема, мы, то с помощью Всевышнего и хороших евреев, расширим нашу деятельность. Несколько филиалов пришлось закрыть, но большую часть мы сохранили. Продолжают свою деятельность отделения в Ашдоде, Хайфе, Петах-Тикве. Большой филиал "Эш а-Торы" - в Киеве, ведется работа в Харькове. Наш интернет-сайт www.evrey.com не только не закрывается, но, наоборот, расширяется.

- Вы покинули Россию в 1986 году. Что изменилось в стране? Ваши наблюдения…

- Я уехал еще при советской власти, когда почти все еврейское было подпольно, и еще не началась "перестройка". Потом старая Россия обвалилась. Сейчас страна в процессе строительства, и никто не знает, чем все это кончится. Пока формально здесь есть много хорошего: свобода и т.д. Есть и много тревожного…

- Изменились ли российские евреи?

- Конечно, изменились. В евреях осталось меньше интеллигентности. Интеллигентов много, меньше интеллигентности. Больше цинизма и меньше идеализма. Это можно понять, ведь люди живут на $100-200 в месяц, а цены часто - на уровне западных. Однако эта тенденция уменьшения идеализма очень опасна для будущего еврейской нации.
Меня также очень огорчает, что многие евреи предпочитают уехать в Германию, Соединенные Штаты или Канаду, а не в Израиль. Особенно огорчает, что едут в Германию, страну, земля которой сочится еврейской кровью.
Я вынужден сказать, что в России, на мой взгляд, наблюдается не только отсутствие идеализма, потеря веры в еврейские идеалы, но и рост цинизма. Все можно исправить, но цинизм, если он есть, остается. Циник - это человек с гнилым корнем.

- Как Вы смотрите на то, что Израиль, который задумывался отцами-основателями как духовная Родина евреев, стал превращаться фактически в секулярное государство?


- Я должен Вас немножко поправить. Израиль не задумывался как духовная Родина евреев. Тора говорит о Святой Земле, как о месте, где евреи должны жить.
В конце 19 века возникло совершенно светское сионистское движение, которое представляло собой смесь национально-освободительного движения и социализма, то есть, государство строилось как социалистическое светское государство с еврейской окраской. Знаменитое соединение религии и государства придумали не религиозные евреи. Это идея Бен-Гуриона.

Что касается современного Израиля, отмечу, что в последние годы активизировалось движение тшувы (возвращение к национальным корням, традициям). Это движение зародилось и получило широкое распространение в 70-е годы. Затем в 80-нач.90-х гг. оно переживало стагнацию. Сейчас движение опять активизировалось. Сотни тысяч людей в Израиле сегодня разделяют основные положения этого движения. Это сказывается и на результатах выборах в Кнессет, когда религиозные партии получают стабильно уже на 50%-70% больше голосов, чем раньше.

- Чем это можно объяснить?

- Возвращение к еврейским корням? В последние годы жизнь заставляет думать и чувствовать

по-другому, нежели 10 лет назад. Раньше можно было быть просто израильтянином. Хотя я в принципе против подобного способа существования - "быть просто израильтянином", но в те времена этих людей можно было понять. Нормальная работа, машина, квартира, ежегодные поездки за границу, и если изнутри тебя что-то не толкало, ты мог и дальше сохранять в себе ощущение благополучия. Теперь Израиль находится в геополитическом смысле в ситуации, я бы сказал, критической опасности. "Шестеренки" в мозгу и душе закрутились со страшной силой, и это вращение куда-то толкает. Кто-то уезжает из Израиля, кто-то возвращается к реальной еврейской жизни (их, как я уже сказал, сотни тысяч). Видно, что Израиль не сможет стать (как думали отцы-основатели) светским демократическим государством, некоей Швейцарией на Ближнем Востоке. Этого не может быть. Мусульманский мир этого не хочет, арабский мир этого не понимает, а палестинцы с этим еще и воюют весьма реальными средствами. Я бы сказал - всеми средствами.

Как можно быть к этому равнодушным? Поэтому сегодня сложно оставаться в Израиле и не быть евреем по-настоящему.

- Почему для объединения, возвращения к истокам евреям постоянно требуется внешняя опасность, будь она в лице Гитлера или Арафата? Почему евреи не могут ничему научиться?

- У человека и народа всегда есть выбор. В данном случае - между двумя путями. В Торе это прямо предсказано, открытым текстом. Не нужны никакие коды. Можно просто прочитать третью книгу Торы - Ваикра, главу 26, или последнюю книгу - Дварим, главу 28, где написано - если вы изберете еврейский путь, вам будет хорошо и внешних врагов у вас не будет. Если же вы захотите жить как все народы, Всевышний этого не допустит. На нас возложена иная миссия. Поэтому ОН посылает нам либо Гитлера, либо Арафата - для того, чтобы напомнить, что мы не можем быть обычными людьми. Мы - необычные, в хорошем смысле слова. Мы - не выше, просто на нас возложена миссия - на своих плечах держать имя Всевышнего, чтобы все народы мира знали - есть Творец и вот его народ. Поэтому, с одной стороны, мы никогда не исчезнем, мы - вечный народ. Пусть на этот счет никто иллюзий не питает. С другой стороны, быть Швейцарией, жить бездумно нам не дадут. Я имею ввиду Всевышнего.

- Сколько же нужно уроков еще, чтобы евреи наконец-то чему-нибудь научились?

- Мы всегда надеемся, что это - последний урок, потому, что надеемся на лучшее. Никто не знает, сколько нужно уроков. Это - плата за свободу выбора. Всевышний хочет, чтобы мы сами выбрали. Он дает нам только намеки, правда, намеки болезненные.

- Однако, если все станут соблюдающими (то есть, выберут правильный с точки зрения Торы путь) тот же палестино-израильский конфликт не исчезнет автоматически. Не так ли?

- Нет. Он автоматически не исчезнет. Например, я могу предложить такое решение конфликта. Народ Израиля должен твердо сказать, что Земля Израиля, Эрец Исраэль - еврейская земля, еврейское государство. И евреям жить здесь надо по-еврейски. Большинству палестинских арабов, которые пришли на Землю Израиля в 20-м веке, нужно вернуться в те страны, откуда они пришли, либо признать, что это - еврейское государство. Если не хотят, мы можем дать им деньги (чего никто не делал), чтобы они переместились на Восточный берег. Там - Иордания, искусственно созданная англичанами. Там палестинцы смогут создать свое государство, если хотят его иметь. Те, кто хочет остаться в Израиле, могут остаться, но должны раз и навсегда признать, что живут в чужом государстве.

- Сегодня все чаще раздаются голоса, которые в ответ на претензии евреев на Землю Обетованную, говорят о том, что Тора - не является юридическим документом, на который можно ссылаться. Тора - законодательный документ только для евреев. Как бы Вы ответили на подобные заявления?

- Обоснование права на Землю Израиля следует искать только в Торе и нигде больше. Кстати, у других народов вообще нет никакого юридического основания на владение своей территорией. На каком основании, кроме захвата, Техас принадлежит Соединенным Штатам. Мне не ясно, почему Калининградская область принадлежит России. Я не понимаю, почему Мордовия или Чувашия принадлежат России? Ни у кого нет легальных прав, есть только факты захвата в прошлом чужих территорий.

А вот то, что Земля Израиля исторически принадлежит еврейскому народу - это факт. И пусть какой-либо народ придет и скажет, что жил здесь до евреев. Такой подход на обоснование нашего права на Землю Израиля должен быть нашим стратегическим решением. А вот тактически, чтобы помочь восстановлению справедливости на Ближнем Востоке, надо убрать руководителей бандитских группировок. Надо убить Арафата и две тысячи его помощников (от подполковника и выше). Я совершенно не кровожадный человек. Просто это сохранит жизнь и евреям и не евреям. Кроме того, нельзя забывать ни на секунду, что Арафат и его подручные - убийцы в прямом смысле этого слова. Они не имеют права ходить по земле. - Вы не думаете, что на смену придут другие? Нельзя же всех перебить?

- Всех и не надо. Необходимо устранить только убийц и их помощников.

- Где гарантия, что со смертью Арафата придут более умеренные лидеры, с которыми можно вести переговоры?

- Переговоры с палестинскими арабами вообще не нужны. Переговоры следует вести с другими государствами. Если палестинцы публично признают, что Земля Израиля принадлежит еврейскому народу и будут вести себя соответственно этим словам, будет обеспечена нормальная мирная жизнь. Разве Россия ведет переговоры с Чечней, а США - с Бен-Ладеном?
Переговоры Осло, которые были, к сожалению, подписаны, правительством Израиля - самая трагическая ошибка, которую еврейский народ совершил за последнюю сотню лет.

- Значит Резолюцию ООН за 1947 г., на которой базируются соглашения Осло, Вы тоже не признаете?

- Эта резолюция - типичная резолюция английских колонизаторов. Они владели этой землей. Они хотели разделять и властвовать. Известно фактически, что они вели просто антисемитскую политику. Политика "разделяй и властвуй" была и в 1947 г.

ООН - организация, в которой состоят в своем большинстве недружественные, враждебные еврейскому народу государства, просто пошла на поводу у Британской империи и предложила убийственный план раздела Палестины на две части. На самом деле разделение должно было быть человеческим, каким оно и задумывалось после Первой мировой войны. Для палестинцев - государство по ту сторону Иордана, для евреев - по эту. Хочу обратить внимания, что по ту сторону Иордана площади намного больше, чем на этой. Кроме того, я точно знаю, многие израильтяне готовы лично дать много денег, чтобы палестинцы могли сразу же приступить к строительству своего государства. Но палестинцам этого не нужно. Это стало известно, когда Арафат отклонил предложения премьер-министра Барака, предложившего ему государство со столицей в Восточном Иерусалиме. Смертельной ошибкой было поверить Арафату в 1993 г. подписать ужасные соглашения, и поставить весь мир перед ситуацией, когда нас перестали понимать. Я даже понимаю почему европейцы и прочие возмущены Израилем. Мы обманули весь мир, признав, что Арафат - это лидер, что он хочет мирное государство, что мы готовы отдать ему исконные еврейские земли. Арабы же хотят только вырезать, как они говорят, "раковую опухоль на теле Ближнего Востока". С этим нужно бороться только одним способом, тогда мир будет лучше нас понимать. Нужно сказать миру правду, что Земля Израиля - это наша земля, что мы хотим здесь жить, что мы хотим мира всем людям и народам.

- Не думаете ли Вы, что Европа, как и в 1938-1945 г. по-прежнему равнодушно взирает на проблемы, которые как-то касаются евреев?

- Я с Вами согласен.

- Не думаете ли Вы, что, если Израиль выберет силовой способ решения конфликта, тут же последует реакция мирового сообщества?

- Уверен, что последует. Но думаю, что это будет временное явление. Требуется время, чтобы европейцы, американцы, да и Россия поняли, что и Бен-Ладен и Арафат - убийцы. Аплодисментов не будет. Сначала будут санкции, причем санкции самые страшные, а потом это все успокоится, так как в мире есть много других проблем, кроме Израиля.
Арабский мир пошумит и тоже ничего сделать не сможет. Потому, если бы он мог или просто поверил бы, что Израиль реально уничтожить физически, война началась бы уже сегодня. Никакого предлога ни Египту, ни Сирии, ни Иордании не надо. А уж тем более - озверевшему режиму Садама Хусейна. Но они знают, что ничего сделать не в силах. Их надежда - на нашу недальновидность и на бандитские группировки под руководством Арафата. При этом они и сами готовятся к войне. Вот, например, Египет. Все эти годы фиктивного мирного договора с Израилем Египет закупает оружие на Украине, модернизирует старое советское оружие, покупает американское оружие. Против кого направлено это оружие? Очевидно - против Израиля. Поэтому функция войны или мира на Ближнем Востоке - это функция нашего поведения, а не доброты других стран. Мой оптимизм связан с прозрением большинства еврейского народа, не всего, но большинства. Этот напор снизу обычно хорошо меняет колеблющихся сверху, то есть - руководство страны.

- Вопрос несколько из другой области. Недавно в Москве прошел учредительный съезд Евроазиатского Еврейского Конгресса, который станет секцией Всемирного Еврейского Конгресса. Как Вы считаете, нужны ли подобные организации и смогут ли они объединить евреев, разбросанных по всему миру?

- Всемирный Еврейский Конгресс существует уже шестьдесят с чем-то лет. Я думаю, что такая организация нужна. Само название "Всемирный Еврейский Конгресс" - очень удачное название, так как есть ощущение, что евреи в каком-то смысле имеют зонтичную крышу. На практике роль Конгресса не надо преувеличивать, она небольшая. Конгресс играет больше психологическую роль. Как правило, кроме моментов кризиса и съездов солидарности Всемирный Еврейский Конгресс мало, что может сделать.
Хочу пожелать Евроазиатскому Еврейскому Конгрессу достаточной смелости и силы в деле обеспечения безопасной жизни евреев на территории стран - участников Конгресса.



Беседовала Анна Кронштейн
Еврейский Интернет-клуб




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100