На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Марьян Беленький

Марк Яковлевич Айзеншадт (Азов): «Я исчерпал весь лимит везения, отпущенный человеку...»

«...Мне же платят за калекчество, а кто мне будет платить за какчество? Регбус, кроксворд... Большая промблема.... И пока эта промблема решена не будет, я всегда смогу оторвать на свой кусок хлеба твой кусок масла... «Это же я твой кран на две крутки недокрутил...» «А ты громче кричи «попка дурак»... «А у нас кто не работает, тот у нас и не ест». «Крипич «бар» - кирпич есть, раствор «ек» - раствор нет. Что делать? Перекур делай».

Вряд ли найдется человек, говорящий на русском языке, который бы не знал этих райкинских реприз. Автор этих и множества других монологов, исполнявшихся Райкиным, живет сегодня в Израиле.

... Мы познакомились на семинаре писателей. За этим парнем (в его 75 лет его иначе назвать невозможно) ходили толпы, заглядывая ему в рот. А в столовой за право сидеть с ним за столом завязывалась небольшая потасовка.

- Это кто - спросил я?

- Азов.

- Как Азов? Тот самый? (А разве он не умер? - чуть не сорвалось у меня. В моем понятии всякий настоящий классик должен быть уже на том свете).

Я знал с детства, кто такие Азов и Тихвинский. Когда я был маленьким, у папы была пластинка с Райкиным. Я учился на ней ставить пластинки на патефон и запомнил тексты на память. Если б мне кто-то сказал тогда, что я встречу живого автора всего этого...

Марк Яковлевич Айзеншадт (Азов). Ветеран Великой Отечественной войны. (У нас почему-то стесняются этого термина и заменяют его на Вторая мировая. Я полагаю, что стесняться нечего, та война была действительно Великая и действительно Отечественная). Автор множества монологов и скетчей для Райкина и других известных артистов, киносценариев, пьес, повестей и рассказов. В Израиле - председатель северного отделения союза русскоязычных писателей... Создатель местного театра, его актер, драматург, руководитель литобъединения, редактор литературного журнала «Галилея»...

- Вы, пожалуй, единственный в Израиле человек, который был близко знаком с Аркадием Исааковичем Райкиным, что вы можете сказать о нем как о человеке?

- Мы встречались с Аркадием Исааковичем в основном по работе и он производил на меня благоприятное впечатление. Он такой холодноватый, разговаривает в полголоса, очень себя бережет, очень себя любит, но при этом ведет себя подчеркнуто вежливо,

У меня с ним сложились хорошие отношения. В нашей авторской паре (я и Тихвинский) мой партнер был активнее и более общительным и он бесконечно приставал к Райкину с просьбой о билетах для своих знакомых. Я этого не делал. На премьере нашего первого спектакля «Время смеется» (1960 год) я стоял в проходе.

Во время антракта его как боксера массировали, растирали и его костюмерша никого к нему не подпускала, но когда он услышал мой голос, он сказал «Марк, заходи». Он по-видимому хорошо ко мне относился, потому что я был «не приставучий».

Если у кого-то были проблемы, кто-то его просил о помощи, он мчался выручать людей. Помню, одного директора из «Мультфильма», которого почему-то отдали под суд, раздули дело, Райкин его выручил. Аркадий Исаакович был неплохой человек, но было в нем явное ощущение своей значительности, тем более, что ему на каждом шагу об этом говорили. Ему милиционеры честь отдавали.

Когда он уезжал в Париж, его провожала большая толпа, Райкин сказал:

- Эти провожания - вещь неприятная - нужно о чем то - говорить, а что говорить - не знаешь. Скорей бы поезд тронулся.

- Как проходила ваша с ним работа над текстами?

- Монолог строителя («калекчество- какчество», «перекур») родился из нашего скетча

«13 несчастливых». Это была история о 13 строителях, каждый из которых строил какую-то часть дома, был построен дом сверх плана (13-й) и все они получили в этом доме квартиры. Мы придумали миниатюру, в которой каждый из 13 появляется по на сцене очереди, и всех их должен был играть Райкин в разных масках. Выяснялось, что никакого 13-го дома не существует - его просто приписали для отчета.

Во время репетиций Райкин вдруг заявил «Я больше в масках играть не буду» (И действительно, с того времени от масок навсегда отказался) - это все грубо, картон, я от этого отказываюсь.

- Но ведь это ваш, райкинский жанр, - говорю я, - мимов и разговорников есть множество, а Райкин - единственный, кто работает в жанре трансформации.

- Но кто из нас Райкин?

- Аркадий Исаакович, я без конца слышу, что вы - гениальный артист, но это еще не значит, что вы - самый умный человек.

Плохой человек мне бы такого не простил. Но после этого мы с ним проработали еще долгие годы.

В начале 60- х годов в газете «Культура и жизнь» (орган отдела пропаганды ЦК КПСС) появилась статья известного критика о том, что «авторы нашли объект издевательства

- дурака, а дурак - это человек больной, несчастный и как можно над ним издеваться...»

Если бы тогда за нас не вступился Аджубей (зять Хрущева и главный редактор «Известий»), предоставив возможность Райкину в газете для ответа, нам бы крепко досталось. Райкин ответил, что «дурак - это человек не на своем месте, если назначить меня министром здравоохранения, я тоже стану дураком».

Тот же критик отметил, что Айзенштадт - это очень плохой автор и нехороший человек, Азов - хороший, а Амарова (один из моих псевдонимов) он не тронул, очевидно, приняв его за узбека - нацкадры обижать нехорошо.

- Мы вышли на очень интересную тему - однородный этнический состав актеров и авторов советской эстрады.

- Советская эстрада всегда была еврейской. Юмор -это особенность еврейской натуры. Русский юмор либо площадной, либо несмешной. Юмор, который был свойствен евреям, еврейскому искусству, стал советским.

Когда появилась афиша нашего первого спектакля, все фамилии в ней были «нежелательными», и нас попросили взять псевдонимы. Я сначала стал Амаровым, а затем - Азовым.

- До вас не доходили обвинения в «клевете на советский строй»? Как строилось ваше общение с цензурой?

- Главное было - сдача готового спектакля комиссии. Там принимали по-настоящему.

Особенно тяжело было сдавать спектакли в Ленинграде при Толстикове и Романове, поэтому старались сдавать спектакли в Москве. Но премьеры он старался давать в Одессе. Там же он впервые показал миниатюру, намекающую на отставку Хрущева. Несмотря на ее оглушительный успех, Райкин заявил что он больше этой миниатюры играть не будет.

- Но почему, - говорили ему, - ведь зал смеется и апплодирует.

- Они так смеются, что у меня мороз по коже идет.

Больше он этой миниатюры не исполнял.

Руководство минкультуры Райкину доверяло, полагая, что он лишнего не скажет.

- О Райкине можно говорить бесконечно, но я бы хотел перейти к вашей военной биографии. Недавно мне попался для перевода удивительно беграмотный фильм по сценарию какого-то идиота в США. Там сказано, что советские солдаты в Германии вели себя как бандиты, даже была такая фраза: «Советские солдаты из Азии

никогда не видели электролампочек, поэтому, когда они пришли в Германию, они выкручивали лампочки, в надежде освещать ими свои юрты, когда они вернутся домой». Ясно, что это ерунда, но как было на самом деле?

- Мне пришлось служить в пехоте на переднем крае. Когда мы оказались на границе с Восточной Пруссией, наши политруки настраивали нас на месть и некоторые мародеры этим воспользовались. У меня был солдат во взводе, который поджег несколько немецких домов. «У меня мол, немцы, сожгли дом, так я им тоже сожгу». Пока мы были в Восточной Пруссии, начальство подобные настроения поощряло, хотя немецкого гражданского населения оставалось там очень мало - оно бежало на Запад. Но как только мы вошли уже на территорию будущей Восточной Германии, вышел приказ Жукова - расстрел за мародерство.

- Вы были достаточно известным человеком, а как вам живется здесь? Кризис алии на вас не отразился? Как насчет престижа, социального статуса?

- Я приехал в Израиль в 1994, уже будучи пенсионером. Недавно в нашем театре и литобъединении в Нацерете праздновали мой юбилей - 75 лет. Я не сидел на сцене с важным видом - это был капустник, который я сочинил, играл разные роли, пел песни и танцевал и вообще вел себя неприлично для своего возраста.

- Насколько я понимаю, у вас здесь жизнь довольно интенсивная....

- Я - председатель северного отделения союза русскоязычных писателей и литобъединения при нем, редактор журнала «Галилея». Кроме того, получилось, что я организовал в Нацерете театр, его возглавляет профессиональный режиссер З. Белевич и играют профессиональные актеры. Наш театр дает спектакли в разных городах страны.

- И все же мне кажется, что о вас мало знают за пределами Нацерета...

- Я - человек стеснительный...

- Я этого как-то не заметил...

- Там где я уже появился, там я могу себя проявить. Но для меня проблема самому проявить инициативу, куда-то пойти...Я привык, чтобы мне звонили...чтобы кто-то организовал. Когда я ехал в Израиль, я сказал себе, что я еду умирать - буду сидеть на скамейке с пенсионерами...

- Оказалось, что это не совсем так...

- В магазине, где мы покупали продукты, одна женщина случайно узнала о том, кто я такой и сказала, что хочет познакомить меня с редактором местной газеты Валерией Барташник. Она мне позвонила и попросила написать ей что-то для газеты. Я написал для газеты юмористический рассказ и с тех пор стал писать их еженедельно. Оказалось, что Валерия - председатель амуты, которая занимается организацией культурных мероприятий. Меня втянули в эту амуту. С тех пор и пошло...

- Вам не обидно, что фразы типа «регбус - кроксворд» знает весь советский и постсоветский народ, а кто это придумал, знают далеко не все?

- Это наоборот, очень приятно. Я получаю огромное удовольствие, когда при мне цитируют Райкина (то есть мои фразы). В этом вся прелесть. Ты входишь в фольклор.

- А теперь поговорим на тему «Юмор и война».

- На войне было очень много юмора. Я запомнил , в основном смешные эпизоды из военной жизни. Когда люди, в особенности молодые, живут рядом, в постоянном общении, юмор всегда присутствует. Постоянно на д кем-то подшучивают, смеются и никакая война этому помешать не может. Так что на войне было очень много юмора. Один из наших разведчиков после тяжелого обстрела шутил так :

- Это же не война, а сплошное смертоубийство.

Однажды, когда он вел машину, на дороге стоял офицер и просил его подвезти.

- Ты офицерский доппаек получаешь? - спросил разведчик.

- Конечно, ответил тот, думая что придется поделиться.

- Ну тогда топай ножками.

Наши солдаты прозывали ракетную установку РС с большим набалдашником «Лука Мудищев».

Я должен сказать, что мне очень везло на войне. Я исчерпал весь лимит везения, выданный человеку. Поэтому вся моя дальнейшая жизнь после войны, по теории вероятностей, должна была состоять из сплошных неприятностей. Если б меня спросили в 44 году, сколько я собираюсь прожить после войны, я бы ответил лишь, что надеюсь лишь дожить до ее конца. А то, что после войны проживу еще 55 лет, это мне ни в каком сне не могло присниться. Не раз были моменты, когда я уже считал себя убитым. Скажем, снаряд разорвался в подбитой машине, в которой я прятался от дождя и я в последнее мгновение успел выпрыгнуть из нее. Я бы уверен, что этот снаряд разорвет меня на куски.

- Вы слышали «свой» снаряд?

- Нет.Меня оглушило. Поэтому я и успел выпрыгнуть из машины. На меня падали осколки и обломки машины, глаза залепило землей. Это видели мои сослуживцы и мои родители получили на меня похоронку...

Однажды с моими военными воспоминаниями случился большой скандал. Во время съемок фильма по моему сценарию я пристрастился пьянствовать с осветителями, помощниками оператора - с рабочим классом и рассказывал им всякие

смешные эпизоды из моей военной жизни. И вдруг эти ребята вдруг замолчали и стали на меня косо смотреть. В чем дело- спросил я?

- Дядя Марк, ты наших отцов оскорбил. Они тоже воевали, и рассказывали о войне страшные вещи. А у тебя война - это сплошное веселье.

После этого я целую ночь ругался матом. Мы ночевали в детском санатории и директор санатория на следующее утро пожаловался начальству:

- Там у вас есть поэт, так он всю ночь в детском санатории ругался матом.

Отцы этих ребят, с которыми я выпивал, были мрачные люди (кстати, все они спились после войны и рано умерли из-за пьянства) и видели все в мрачном свете.

Кроме того, они начали воевать в 41-м, а я пришел на фронт уже в период нашего наступления. На войне я ни стихов, ни прозы не писал, а лишь «травил» истории в компании.

- А вы не считаете, что массовый послевоенный алкоголизм был спровоцирован «фронтовыми 100 грамм»?

- Русский человек все равно пьет. Никто сознательно не приучал. Что такое 100 грамм водки для русского человека? Мне, как офицеру выдавали 200 г. И несмотря на то, что я был еврейским интеллигентом, я быстро к этому приучился.

- Но ведь стакан водки - это приличная доза?

- Чаще всего водку выдавали после боя. Наши старшины были хитрые. Они рассчитывали, что когда после боя многих поубивают, у них останется больше водки. Так что нас не подпаивали перед боем и пьяными в атаку не ходили. К русскому человеку было такое отношение - все равно пойдет, все равно помрет. Солдат гнали на убой.

- Но ведь у выпившего человека снижается координация, а надо быстро бежать, реагировать на действия противника.

- Какая там координация?! Солдата гнали на пулеметы, рядовой солдат - это пушечное мясо, Главное, чтоб он встал и пошел в атаку, бежал и орал. Чтоб массой брал. А координация нужна была, скажем, разведчикам, отдельным людям, которые сознательно выполняли задания.

- А теперь поговорим о том, чем вы занимались в послерайкинский период.

- Я со своими соавторами - В. Тихвинским и В. Михайловским написал более 40 пьес для театра кукол, которые шли по всей стране и за границей. Потом стали писать пьесы и для «живого» театра, сценарии для кино.

Много я написал и песен для театральных спектаклей и фильмов, музыку к которым писали Максим Дунаевский, Журбин, Флярковский, мою песню исполняла Камбурова. Я работал во всех жанрах литературы, кроме романа - писал стихи, повести, рассказы, пьесы, работал во всех эстрадных жанрах, а их было множество. Это сейчас остался один монолог, а тогда были куплеты, фельетоны, конферанс, миниатюры, эстрадные обозрения, театрализованные программы, работал я и для цирка - придумывал клоунады и антре, репризы, сценарии конных аттракционов, аттракционов со львами...

- Зачем льву сценарий?! Чтобы он случайно не рявкнул чего-нибудь не то или не на того?

- Сценарий нужен не для льва, а для его начальства. Это сценарий аттракциона. Писал я также полные сценарии цирковых представлений. Мы с Тихвинским много лет писали сценарии «Голубых огоньков». Начал я как поэт, писал серьезные и юмористические рассказы, комедии, трагедии. Сейчас я написал новую трагедию по мотивам ТАНАХа, которую будет ставить наш театр.

Это сюжет о герое Ифтахе, который после одержанной победы над аммонитянами обещал Богу принести в жертву первого человека, которого он встретит по возвращении домой. Его встретила его собственная единственная дочь, и ему пришлось выполнить свой обет.... Параллельно с этим я играю клоуна в нашем новом спектакле - сбылась моя детская мечта стать клоуном.

- Что вы можете сказать о Марке Азове? - спросил я у актрисы нацеретского театра, в прошлом - иркутского драмтеатра Оксаны Елизарьевой.

- Я его очень люблю. Для меня Марк Яковлевич олицетворяет пласт культуры, который я за 4 года в Израиле не встречала там, где мне приходилось бывать. Я работала в каких-то мисрадах и уже думала, что я этого не встречу никогда и я очень благодарна судьбе, забросившей меня в Нацрат Илит, даже если ничего не случится в моей театральной биографии. Но я очень счастлива, что такие люди существуют и они полны сил, оптимизма , здоровья, и способности нравиться женщинам. Мы с Марком Якоовлевичем верим, что у нас все сложится. Иногда у меня бывают моменты, когда мне не хочется идти на репетицию, но когда я вспоминаю, что на репетиции будет Марк Яковлевич, я собираюсь и иду. Я купаюсь в общении с ним, готова сидеть рядом с ним и смотреть ему в рот.

И хотя это совсем не по правилам интервью, но придется сознаться, что его автор полностью разделяет мнение интервьюируемой.

Интервью любезно предоставлено автором для IJC
Оригинальные материалы на сайте: http://belenky.hypermart.net/



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100