На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Милитарев Александр Юрьевич: "Я ощущаю себя евреем не в большей мере, чем российским интеллигентом или космополитом"

В гостях у сайта IJC ректор Еврейского университета в Москве, ученый, лингвист-востоковед Александр Юрьевич Милитарев.

Краткая биографическая справка

Милитарев Александр Юрьевич - кандидат филологических наук с1973 г., докторскую диссертацию защитил в 2001 г., ведущий научный сотрудник и заведующий Центром этнолингвокультурологии Института восточных культур РГГУ, ректор и заведующий кафедрой языков и культур древнего Ближнего Востока ЕУМ.

Преподает с 1986 г. (сначала на филологическом факультете МГУ, потом в ЕУМ и РГГУ). Читает лекции в университетах США, Европы и Израиля. Автор свыше 100 публикаций, сборника стихов и переводов, руководитель 6 кандидатских диссертаций.

Александр Милитарев - один из двух соавторов (другой - Леонид Коган) фундаментального "Семитского этимологического словаря", первый том которого вышел в 2000 г. в Мюнстере. Его научные проекты в разное время выигрывали гранты Фонда Сороса, РФФИ, РГНФ, Мемориального фонда еврейской культуры, United Jewish Appeal.

Научные интересы: сравнительно-историческое афразийское (семито-хамитское) языкознание, семитология, берберология; использование лингвистических данных для реконструкции этнокультурной истории (шумеров, ливийцев, аборигенов Канар); еврейская этнокультурная модель в мировом цивилизационном процессе.

- Александр Юрьевич, на протяжении вот уже 7 лет Вы являетесь бессменным ректором Еврейского университета в Москве. Расскажите, пожалуйста, что представляет собой это учебное заведение и как возникла идея его создания?

- Университет возник в 1991 году. Это довольно своеобразное учебное заведение. Во-первых, он маленький. Сейчас у нас учится примерно 170 человек. Мы собрали в него очень мощный профессорско-преподавательский состав, в первую очередь, конечно, не по еврейским дисциплинам. Последнее обусловлено тем, что в нашей стране до недавнего времени не было научных школ по иудаике, или, как я предлагаю называть этот комплекс научных дисциплин, евреистике (по аналогии со славистикой, китаистикой и т.п.) - чтобы не путать с иудаизмом как религией. Вернее, такие школы зарождались в России, но были уничтожены большевиками. Все лакуны мы сначала заполняли собой - специалистами в смежных областях науки и преподавания, заинтересовавшимися в последние годы еврейскими сюжетами и начавшими их исследовать; естественно, уровень этих исследований пока ниже, чем тех, которыми мы занимаемся много лет. Сейчас положение меняется - и старшие поколения ученых усилились в новых областях, и выросли наши выпускники и выпускники других еврейских светских учебных заведений Москвы. А вот по общим предметам - культурной антропологии, русской истории, психологии и другим - у нас изначально очень мощный состав, в общем, лучшее, что в Москве есть. Это люди из институтов РАН, Российской академии образования, ведущие ученые в своей области, профессура из МГУ, РГГУ. Уровень же студентов, увы, у нас пока не выше, чем в любом московском вузе. Всегда есть группа сильных студентов, но их гораздо меньше, чем хотелось бы.

- Что Вы можете сказать о мотивации ваших студентов? Почему они выбрали именно ваш ВУЗ?

- Мотивация самая разная. Пару слов скажу о нашем формальном статусе. Мы - частный, не государственный университет. У нас есть лицензия, но нет еще аккредитации, так это сложное дело. Для этого нужно, в первую очередь, свое помещение, которого у нас пока нет (есть надежда, что к началу следующего учебного года будет). Одновременно мы являемся факультетом еврейского образования и культуры Московского государственного открытого педагогического университета. Мы занимаемся по его планам, и наши выпускники получают два диплома. Один - диплом ЕУМ, частного университета, второй - государственный диплом МГОПУ. Статус в МГОПУ дает нашим мальчишкам освобождение от армии в течение учебы, что немаловажно. Но это все-таки не диплом МГУ или РГГУ по своей престижности, поэтому к нам самые сильные старшеклассники не очень идут. В еще большей степени это связано с нашим экзотическим названием. Понимаете, московская еврейская и нееврейская интеллигенция не очень склонна посылать своих детей в университет с таким названием. В основном, к нам идут люди, которые слышали о нас от знакомых, учителей, наших студентов. Они знают, что это не ешива, не питомник еврейского этноцентризма или что-то подобное. Это нормальный московский ВУЗ. С другой стороны, мы - единственное, наверное, в нашей стране, а может и в мире, частное учебное заведение, которое не берет со студентов плату за образование (несколько лет назад мы ввели систему штрафов за плохую учебу, но она играет скорее дисциплинарную роль и бюджета практически не увеличивает). Существуем мы довольно скромно, но на учебный процесс и ряд исследовательских проектов нам хватает благодаря нашим донорам - Совету попечителей и Российскому еврейскому конгрессу (так случилось, что бессменный председатель первого - Евгений Сатановский - недавно стал президентом второго). Это в основном местные доноры, московские, хотя финансовую поддержку отдельных наших проектов мы получаем от международных благотворительных еврейских фондов и таких организаций, как Джойнт и Сохнут. Я это к тому, что для немалой части студентов основная мотивация, судя по многим признакам, это - бесплатная учеба в пристойном ВУЗе. Я от этого не в восторге, хотелось бы, чтоб такой мотив, вполне при нашей жизни понятный, был все-таки не главным и не единственным.

-Каков процент еврейских ребят среди ваших студентов?

- Это довольно сложно установить. Приставать к детям с вопросом "а вы еврей?" нам кажется не очень приличным, поэтому приходится какими-то косвенными вопросами это выяснять. Я уже второй раз распространил анкету, с которой долго возился (я не социолог, а сделать хотелось самому). Там из части вопросов можно вывести, кто какое отношение имеет к национальному сюжету. По приблизительной оценке, я думаю, где-то около половины наших студентов по самому широкому критерию евреи. Интересно, что их мотивация в среднем не более еврейская, чем у нееврейской части наших студентов. Скорее, я думаю, они слышали, что это вуз, в котором достаточно высокий уровень преподавания, бесплатный, в него можно честно поступить, без поборов в виде занятий с репетиторами, которые тебя потом туда как бы втащат, без занижения отметок на экзаменах и т.д. У нас ничего подобного нет. Кроме того, мы в лучшем положении, чем государственные вузы: у нас нет квоты. Мы берем тех и столько, кого и сколько мы хотим брать, поэтому нет и проблемы конкурса. Ориентируемся мы только на свой бюджет и учебные помещения (мы снимаем их на факультете журналистики МГУ), которых все равно всегда не хватает. Если человек сдает экзамены без "троек" и производит хорошее впечатление, то мы его берем. В этом году мы можем взять 40 человек, а в следующем - 60.

Я опять отвлекаюсь от вопроса, но без того, о чем я говорю, на него не ответить. У нас три специализации, три факультета: исторический, филологический (который сейчас пришлось переделать в факультет иностранных языков, как в МГОПУ, потому что филологию в педвузах отменили) и социальной психологии. На социальной психологии, понятно, объем еврейских дисциплин меньше, чем на истории и филологии, хотя там в течение трех лет учат иврит и слушают курсы по еврейской философии, истории, демографии. Еврейский компонент сильнее во всех отношениях для историков и филологов, причем последние годы мы состоим в тесном контакте с Центром иудаики и еврейской цивилизации, основанном 4 года назад Институтом стран Азии и Африки МГУ, Еврейским университетом в Иерусалиме и ЕУМ. Наши студенты посещают занятия по всем еврейским предметам, кроме иврита, вместе со студентами ЦИиЕЦ (который находится в соседнем дворе, в ИСАА). Круглый год к нам приезжают преподаватели из Иерусалимского университета, и подавляющая их часть русскоязычная, что очень помогает нам, так как заполняет лакуны в курсах, которые некому читать здесь. Пока некому читать. Со временем мы надеемся какую-то часть этих лакун заполнить уже своими молодыми преподавателями, в чем Иерусалимский университет нам очень помогает. Так, многие наши преподаватели и студенты ездят туда на стажировку и в магистратуру после окончания ЕУМ. Они возвращаются и начинают у нас преподавать и заниматься наукой.

Интересна мотивация нееврейских студентов. Тут забавные вещи бывают. Например, в анкете, которую я в конце прошлого года распространил, есть такой вопрос: "Является ли ваша национальность мотивом к поступлению в Еврейский университет?". Все отвечают по-разному. Дальше следует такой вопрос: "После того, как вы проучились в Еврейском университете, ваша еврейская идентичность осталась прежней? Усилилась? Ослабла?". Я с удивлением обнаружил, что у многих студентов с еврейскими фамилиями или тех, кто имеет явное отношение к еврейству, она осталась такой же. А некоторые нееврейские студенты ответили "Усилилась", хотя откуда она взялась до того, как усилиться, непонятно. В евреев эти ребята вряд ли превратились, да это и не надо никому, а радует то, что мы готовим не только специалистов по Библии, ивриту, современному Израилю и т.п., но и граждан нормального открытого общества, которые, я думаю, никогда ни в антисемитизм, ни в другой вид ксенофобии не впадут, и которых в Росси так не хватает. Тем самым мы, надеюсь, в меру своих сил способствуем оздоровлению общего климата в стране.

-Можно ли сегодня говорить об изменении самосознания российских евреев, сравнивая евреев начала и конца 90-х гг.? Что изменилось?

-Я думаю, что постепенно формируется, действительно, некая община из просто населения. Усиливается самоидентификация - причем не по религиозной линии, как показывают все опросы. Активную роль в этом процессе, естественно, играют интеллигенция, молодежь, бизнесмены - группы не религиозные и не настроенные традиционалистски. Самый интересный вопрос тут: а на чем вообще держится еврейское самосознание уже много веков - без территории, до недавнего времени без государственности, без общего языка, с периодическим отходом части евреев от религиозной традиции и большому разнобою и даже конфликтности внутри нее? На эту сложную и рискованную тему - о модели еврейского этнокультурного поведения и выживания на протяжении всей истории, если такая модель вообще имеется - я написал небольшую книгу, скорее эссе, чем научное исследование, которую надеюсь весной издать.

- Вы являетесь членом президиума Российского еврейского конгресса, поэтому хотелось бы услышать Ваши комментарии по поводу прошедших недавно выборов нового президента РЕКа. Каких изменений следует ожидать в деятельности Конгресса?

- С предыдущими двумя президентами, Гусинским и Невзлиным, я знаком чисто "шапочно". Сатановского же я очень хорошо знаю. Мы уже 7 лет тесно сотрудничаем и дружим. Я убежден, что из всех возможных кандидатов Сатановский - единственный человек, для которого благотворительность, помощь людям, и не только евреям, это не одно из многочисленных побочных занятий, а дело жизни. (Я думаю, что это не только мое мнение, раз его единогласно рекомендовало бюро РЕК, состоящее из основных доноров, и избрал президиум, несмотря на то, что благотворительные средства, которые он может вложить в РЕК, вряд ли соизмеримы с возможностями его предшественников.) Хотя занятий и интересов у Сатановского хоть отбавляй - он и бизнесмен, и ученый (защитил серьезную кандидатскую по экономике Израиля, сейчас пишет докторскую), и заведующий кафедрой израилеведения в ЦИиЕЦ и ЕУМ, и яркий лектор, переманивающий студентов при выборе специализации (что немудрено - я мало кого знаю, кто столько корпит над подготовкой к очередной лекции и приносит на нее такую груду материалов), и публицист, и коллекционер. Сатановский - один из немногих, кто ориентируется в еврейской тематике во всей ее совокупности: от современной израильской политики до хазарской археологии. Это ясный и трезвый ум, исключительно активный человек, с большой пробивной силой, причем не за счет настырности и интриганства, а благодаря дару общения с людьми. Он прирожденный лидер, в своей общественной деятельности человек, безусловно, бескорыстный. Я подозреваю, конечно, что Женя не чужд и тщеславия, и честолюбия, но это не дешевка, генерирующая надувание щек и хамство с подчиненными, а качества, заставляющие стараться все делать на пределе возможностей и себя не жалея. Он, что встречается не так часто, человек растущий, динамичный, умеющий признавать свои промахи, в том числе в отношениях с людьми, и их исправлять, налаживать эти отношения, причем не внешне только, а внутри себя, находя в этих людях что-то достойное, чего раньше не замечал. Мне близка его, как бы это выразиться, пропорция между отношением к своему еврейству, России и общечеловеческому. Он как-то сказал мне, что разделяет мой девиз, который я для себя сформулировал, когда стал заниматься еврейскими проблемами и делами: "евреи - для мира". Мне неинтересно, когда "евреи - для себя", да и делают они это обычно слабее и скучнее. Я не имею в виду Израиль и прекрасно понимаю мотивацию сионистов, когда они говорят после всех тягот еврейской истории: хватит лезть в мировые дела, давайте жить для себя, как многие другие народы, никого не трогать, но и нас пусть не трогают. Просто лично мне это скучно. Я ощущаю себя евреем не в большей мере, чем российским интеллигентом или космополитом. Про российскую интеллигенцию у нас с Сатановским давний спор, он любит по ее поводу поворчать, но в целом, я думаю, у нас близкое мироощущение. Что-то я разговорился, не подумайте, что славословлю начальство, но я этим никогда не грешил, да и Женя мне не начальство, я просто к нему действительно очень тепло отношусь, как, впрочем, и все наша академическая среда - и не потому, что он дает и добывает нам средства. Если завтра, не приведи господь, разорится, будем его любить не меньше. У него затаенный синдром дона Руматы из Стругацких, и хочется надеяться, что это тот редкий случай, когда власть и деньги (не бог весть какие, но все же) человека не испортят. А насчет изменений в деятельности Конгресса, мне они уже видны. Меняется стиль - на более четкий, обязательный, менее помпезный. В старом меня какие-то вещи коробили, хотя в целом много сделано полезного и хорошего.

- Последний вопрос: у ЕУМа юбилей, десятилетие. Как собираетесь праздновать?

- Знаете, как во всем, что связано с евреями, и в этом юбилее есть элемент авантюры и высок коэффициент неопределенности или, как говорят в народе, непонятки. Вообще занятия - в стиле "университета культуры" - начались осенью 1991 года, вскоре после известных событий. Первую лицензию университет получил в 1993.Так что 92-й, как год отсчета для десятилетнего юбилея выбран волевым усилием. А праздновать мы всегда готовы. Я тут который раз просматривал наши рекламные брошюры, которые в основном сам и писал, и вдруг заметил, что среди фотографий больше тех, на которых мы все, преподаватели и студенты, что-то празднуем, чем тех, что связаны с учебным процессом. На последней, только что прошедшей девятой международной конференции по иудаике, устраиваемой "Сэфером", нас чествовали на пленарном заседании. А 11февраля в театре "Шалом" будет большое сборище, сотни две с половиной людей, наши преподаватели, выпускники, студенты, гости. Надеюсь, что будет не скучно, и что мы не заморим народ торжественными речами. Будет джаз, дискотека. Так что заходите.

Подробная информация о Еврейском Университете в Москве


https://ijc.ru/o_vyz13.html


сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100