На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Откуда скользят "Амурские волны"

Савва Дудаков

Самый популярный вальс в СССР - "Амурские волны". Музыкальные радиопередачи для Сибири и Дальнего Востока всегда начинаются знакомой мелодией. Множество раз вальс звучал с эстрады, десятки раз был записан на грампластинках и кассетах. Но мало кто знает, что его автором является еврей Макс Авелевич Кюсс.

Биографические сведения о нем чрезвычайно скудны. В Центральном государственном архиве Советской Армии хранится "Личное дело Кюсса М.А." Из него следует, что Макс Авелевич родился в 1874 году в Одессе. По другим данным Кюсс родился в городе Шавельске (ныне Шяуляй, Литва) в 1877 году, в семье ремесленника. Он рано осиротел, и детская мечта стать музыкантом отодвинулась, а потом и вовсе рассеялась. Свою трудовую жизнь он начал учеником жестянщика. Мальчик во многом себе отказывал, чтобы скопить деньги на музыкальный инструмент (какой - источники не указывают). Некоторое время Макс был воспитанником военного оркестра, а затем поступил в одесское музыкальное училище, которое по одним сведениям закончил, а по другим - нет. Суровая жизнь сделала его замкнутым и молчаливым. В восемнадцать лет Кюсс опубликовал свое первое сочинение - вальс "Грезы любви" (1892). По окончании (с отличием) музыкального училища по классу кларнета в 1903 году Макс Авелевич получил назначение в 11-й Восточносибирский полк, связав себя на долгие годы службой в армии. В начале русско-японской войны Кюсс сочинил марш своего полка. Капельмейстер Кюсс вместе со своим полком участвовал во многих боях на Дальнем Востоке. Сразу же после войны он на свои средства издал вальс "Разбитая жизнь". До сегодняшнего дня этот вальс пользуется неизменным успехом:

"Это, видимо, русский надрыв,
Где любовь не бывает без муки.
И "Разбитая жизнь" - тот мотив,
Что играют в преддверье разлуки...

Но настоящая слава пришла к полковому капельмейстеру после того как он сочинил "Амурские волны". Вальс был озвучен во Владивостоке (1909?) с посвящением Вере Яковлевне Кирилленко - общественной деятельнице, члену правления владивостокского отделения "Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне нижним чинам и их семьям", то есть произведение носило благотворительный характер: весь доход шел в пользу общества.

В самом начале первой мировой войны Кюсса перевели в 5-ю казачью дивизию, сражавшуюся на Западном фронте, потом он состоял в отдельном батальоне георгиевских кавалеров. После революции Кюсс остался служить в Красной армии и демобилизовался в 1927 году. Было ему тогда немногим более пятидесяти лет.

Из личного дела М.А. Кюсса видно, что карьеру в Красной армии он начинал в 416-м стрелковом полку, проходил службу в Одессе, Симферополе, Харькове, Москве. Ушел в отставку с должности командира музыкального взвода Кремлевской роты почетного караула. С высоты сегодняшнего дня можно с интересом прочитать аттестацию на командира музвзвода Кюсс (без склонения) Макса Авелевича: "Тов. Кюсс с большими музыкальными познаниями, свое дело любит и знает хорошо. Оркестр поставить может. В знании музыкального дела к подчиненным требователен. Как администратор слаб. С музыкантами бывает иногда груб, что объясняется раздражительностью в связи с преклонным возрастом. Подход к подчиненным неумелый, не тверд в требованиях, касающихся внутреннего распорядка. Политически отсталый и в этом отношении работает над собой недостаточно. Как специалист назначению своему вполне соответствует. Как администратор нуждается в помощнике в лице старшины".
(Э. Брустейн, А. Морозовский. "Композитор М.А. Кюсс". Наука и жизнь, №11, 1979, с. 145).

Характеристика удивительная и, пожалуй, по "добрым сталинским временам" достаточно опасная. После демобилизации Кюсс вернулся в Одессу и начал преподавать в военно-музыкальной школе. В 1937 году будущий главный инспектор военных оркестров Советской армии генерал-майор С.А. Чернецкий, хорошо знакомый с Кюссом и работавший с ним в Одессе, отобрал группу ребят из детского дома для своего училища. В то время Кюсс достиг уже пенсионного возраста, но с большой любовью и усердием вел класс кларнета. По свидетельству его ученика Э. Верника, замкнутость Кюсса исчезла, он охотно рассказывал детям о своей службе на Дальнем Востоке в годы русско-японской войны. Для курсантов он был любимым преподавателем, живой легендой, олицетворением лучших традиций русских военных музыкантов. В последние предвоенные годы Макс Авелевич продолжал работать в милицейском оркестре Одессы. Майор Верник после войны пытался узнать о судьбе своего учителя. Ему рассказывали, что немецкие оккупанты расстреляли старого музыканта вместе с десятками тысяч одесских евреев. В последний раз его видели под конвоем нацистов на Пушкинской улице. Макс Авелевич шел с высоко поднятой непокрытой головой. Издалека была видна копна его седых волос... Так оборвалась жизнь этого замечательного человека, а его вальс продолжает жить и не стареет.

И разве не символично, что этот чудесный старинный вальс, столь любимый всеми в России, создан евреем!

ЛЕХАИМ



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100