На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Песни души

Интервью с Серновой Лидией

взяла Бескровная О.

- Что для меня еврейская женщина? Это прежде всего мать, мать "ненормальная" в своей любви к детям, мать, способная к самопожертвованию во имя детей. Это истинный создатель и хранитель семейного очага. Это единственное звено между прошлым/настоящим и будущим, через которое могут и должны Передаваться традиции нашего народа.

Еврей и песня связаны неразрывно. В песнях звучит душа нашего народа, его печаль и радость, грусть и веселье. Она летит от сердца к сердцу, несмотря ни на какие трудности... Давайте познакомимся с женщиной/ поющей еврейские национальные песни. Они стали частью ее судьбы.

- Лидия, расскажите, пожалуйста, о себе. Вы из еврейской семьи? Что Вам запомнилось из детства?

- Да. Я родилась в еврейской семье. Родители мои, выходцы из Белорусии, встретились и поженились в Ульяновске в 1925 году. Там же в 1927г. родилась моя старшая сестра Мария. По рассказам родителей я знаю, что те годы для них были нелегкими, в поисках работы они переехали сначала в Самару, а в 1932 году уже с двумя девочками (в 1931 г. родилась Ева) в Саратов, снимали частную квартиру вплоть до 1957 г., которую уже имеющие свои семьи дети помогли выкупить. Здесь они прожили все оставшиеся годы. Отсюда отец ушел в 1941 году на войну, сюда трижды раненный на передовых позициях инвалидом пришел с фронта. В 1943 г. родилась третья дочь, хотя папа очень ждал сына. Он говорил, что стране нужны мальчики для победы над фашистами, да и фамилия все-таки должна продолжаться. Но родилась я, и отец, обладая прекрасным чувством юмора, узнав о рождении третьей дочери, после недолгого оцепенения сказал врачу: "Очень хорошо! Родился бы мальчик, я бы сомневался". А так как мое рождение случилось во время войны, он всегда представлял меня своим знакомым: "Моя фронтовичка".

Родители получили до революции домашнее начальное образование, но нам никогда за это не было неловко. Папа обладал природными математическими способностями, любые школьные алгебраические задачи решал в уме, не умея объяснить, как он это делает. Все ответы сходятся с задачником, а решения нет. Еще школьницей я узнала, что папа учился в Хедере и умеет читать и писать на идиш. Я не упустила такой возможности и тоже научилась, правда трудно было уговорить папу научить меня читать. Что только он не придумывал, чтобы отговорить меня от этого желания! Он говорил, что это труднее китайской грамоты, он убеждал меня, что я никогда не смогу понять эти буквы, и, наконец, он взял одну из большого количества имеющихся в нашей библиотеке книг на идиш, открыл ее где-то на середине и сказал: "Если скажешь мне, где верх, где низ, научу". Долго ждать ему не пришлось, так как страницы пронумерованы во всех книгах одинаково, арабскими цифрами.

Мама ни дня не могла прожить без чтения. Она прочитала всю нашу большую библиотеку и писала по-русски достаточно грамотно. А читки Шолом-Алейхема, Переца, Менделе Мойхерсфорима в подлиннике, которые я устраивала, доставляли ей

огромную радость.

Мама Сима, 1907 года рождения, была 13-м ребенком из 16 родившихся в семье ее родителей Нирман Исаака и Полины. Жили они в Витебске. Теперь представьте, какая большая МЕШПОХА стала во втором оч них поколении. Если случалось гулять на свадьбе, с нашей стороны приглашалось более 120 человек.

- Семья Ваша была религиозной? Родители соблюдали праздники и обычаи?

- Не думаю, что семья деда была очень религиозной, но знаю, что пищу потребляли только кашерную, соблюдали обычаи отмечали все религиозные праздники говорили на идиш. Этот уклад сохранился и в нашей семье. Родители не ходили в синагогу, но всё праздники отмечались. Помню, ребенком я любила, когда семейным подрядом все родные женщины собирались у одной ПЕЧИ, вручную делали и пекли мацу на всех. На это уходило больше недели. Мама была прекрасным кулинаром, вкус ее ГОМЕНТАШЕН, ЛЕКЕХ. ТЭГЛАХ до сих пор помним. На Песах она покупала живую курицу, носила в синагогу, чтобы курицу закололи, тогда она будет кашсрная, - об этом мы знали с детства. В Йом-Кипур она обязательно читала Махзор (он до сих нор у меня сохранился) - поминальную молитву за родителей и еще: она никогда нс вставала из-за стола, чтобы не поблагодарить Бога.

Папу Руву, 1903 года рождения, знаю вечно работающего, без выходных, без отпуска.

К сожалению, родители скончались, не дожив до глубокой старости, мама умерла в 64 года, папа в 72. Но оставили трех дочерей, которым дали высшее образование:

старшая - врач, средняя - юрист, а я учитель. Во всех трех семьях их детей тоже сохраняются традиции. Мы отмечаем все праздники так же, как это делала наша мама. и - все три сестры - очень любим готовить , и удивлять своих домочадцев умением варить блюда еврейской кухни, о которых в некоторых семьях уже давно забыли,

- Как складывалась Ваша судьба?

- Как я уже сказала, я получила педагогическое образованме, окончив физико-, математический факультет нашего Саратовского педагогического института имени Федина, Но учителем школы работала всего 7 лет. В школу "пришел процент", я должна была Давать стране не качество, а количество. Я не нашла компромисса с совестью и ушла из школы, которую любила, и от детей, которых обожаю. 21 год проработала в политехническом иитистуте. заведовала лабораторией, а по специальности утоляла свою жажду только на почасовой работе и давая частные уроки. Теперь, вот уже 13 лет, занимаюсь строительством кооперативных домов. Наше Некоммерческое партнерство "Возрождение-97", где я являюсь президентом, выступает в качестве заказчика строительства этих домов.

Но для Вашего журнала, видимо, будет небезынтересна еще одна страничка моей жизни?

- Конечно, расскажите о Ваших песнях!

- Я пою еврейские песни на идиш. Эта страсть у меня с детства. В 50-60-е годы к нам в Саратов довольно часто, быть может раза два в год, приезжали солисты, иснолнители еврейских песен. Я не только |помню, но и храню портреты с афиш Анны Гизик, Вага, Нехамы Лифшицайте (знаю, что в Израиле она Лифшиц), Александровича, Эмиля Горовца. Родители, зная мою любовь к этому кусочку еврейской культуры, разрешали ходить мне на все концерты столько дней, сколько раз дает концерт гастролер. Я ходила с карандашом и тетрадью и записывала слова тех песен, которых не было в нашей большой коллекции грампластинок. А вообще все свободное время я проводила возле патефона, слушая все тех же еврейских певцов.

Я никогда не думала стать артисткой . Но петь для нашей мешпохи на каких-либо торжествах доставляло массу удовольствия как мне, так и слушателям. Я скучаю без идиш. Или я пою, или я читаю. Ведь после смерти родителей я не слышу этого языка. Наше поколение если и понимает, то не говорит на идиш, в лучшем случае может в разговор вставить какую-нибудь крылатую фразу. А поколение еще знающих идиш, к большому сожалению, уже уходит.

И вот, волей случая я организовала и дала в ноябре 1999 года (к празднику ХАНУКА) и в феврале 2000 года (к празднику ПУРИМ) сольные концерты еврейской песни "ИДИШ ИЗ МАЙН ШПРАХ" для домашних саратовских евреев. Есть у нас в городе такой квартет " ХОЛЭМ"- скрипка, кларнет, рояль, контрабас под руководством С. Коплевацкой. Эти музыканты любезно согласились поработать со мной, а аранжировку сделал наш композитор М. Хейфец. И все так хорошо получилось, что мы даже съездили в область, и нас пригласили в Самару на День Холокоста. Концерты мы даем благотворительные, т.е. по пригласительным билетам бесплатно. Спонсоры оплачивают аренду зала. Думаю, что в текущем году -начале следующего года мы сделаем еще один концерт. Мне хочется исполнить все песни, какие я знаю, их более 60, а в 2х-часовом концерте я успеваю спеть только 18.

- Наверное, у Вас есть какое-то жизненное правило или девиз, благодаря которым все получается?

- Девиз? Да, есть. "Если что-то не нужно мне, это никому не нужно".

- Расскажите, пожалуйста, о своей семье.

- Семья у меня, к сожалению, небольшая:

муж, кандидат технических наук, доцент кафедры прикладной математики технического университета, и сын, врач-психиатр. Если бы он в свои 30 лет женился и у меня появился бы внук, а лучше внучка, я была бы самой счастливой женщиной, а пока я просто счастлива, потому что у меня хороните отношения в семье, меня любят, и я люблю их. Счастлива, потому что сын любит еврейство, мамину кухню, культуру маминой нации, может часами слушать еврейские песни, не лишен чувства юмора, хочет еврейскую жену.

- Что бы Вы пожелали от души всем еврейским женщинам в СНГ?

- Я желаю всем еврейским женщинам нашей страны, как и всем женщинам мира, нести через себя и передавать детям больше добра, благоразумия и тепла, столько, сколько хватило бы для того, чтобы следующим поколениям, нашим внукам, правнукам... оставаться настоящими евреями и ни при

каких обстоятельствах не опозорить свой народ такими действиями, как это сегодня делают исламисты.

МИР ЕВРЕЙСКОЙ ЖЕНЩИНЫ



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100