|
Ривка Вайс- гордая еврейкаБиографическая справка
Ривка Вайс всегда была большой идеалисткой. Она оставила родителей в Бельгии и уехала в Израиль, так как считала и до сих пор считает, что место всех евреев только там. У Ривки 6 детей. По образованию Ривка Вайс- переводчик. Она работала секретарем Моше Даяна. Потом стала настоящей бизнес-леди. Однако, после посещения России поняла, что ее миссия состоит в том, чтобы помогать российским евреям вернуться к свои корням, к своей культуре. Ривка Вайс любезно согласилась побеседовать с корреспондентом IJC Анной Кронштейн. -Вот уже 11лет, как Вы живете в России и являетесь директором созданной Вами женской школы «Атерет Йегудит». Не могли бы Вы рассказать как возникла идея создания этой школы? -Одиннадцать лет тому назад я с мужем и двумя детьми приехала в Россию (тогда еще СССР). У мужа была возможность пожить в России 6 недель, и он нас взял с собой, чтобы мы тоже смогли посмотреть эту страну. Но вместо 6 недель мы остались на 11 лет. Что произошло? Почему я осталась? Не знаю. Спустя 6 недель у меня уже было 75 знакомых. Я не знала ни одного слова по-русски. Не знаю как я говорила с ними. Я рассказывала им про Израиль, про наши традиции, наши корни, пыталась научить желающих ивриту. Но серьезно я не занималась преподаванием иврита, потому что не думала серьезно о том, чтобы остаться. Спустя 6 недель после окончания нашего срока пребывания в стране, мы приехали еще раз уже со всей нашей семьей. Моей старшей дочери было 15 лет, а младшей-3года. А потом я очень захотела здесь остаться. Мой муж согласился. Почему я захотела остаться? Дело в том, что я страшно переживала по поводу того, что видела в России. Я- очень свободный человек по природе, всегда напрямую могла спросить у людей все, что меня интересовало или волновало. Когда мне муж сказал, что есть возможность поехать в Россию, я, честно говоря, восприняла это известие без особого энтузиазма. У меня было представление о России, как о какой-то деревне, отсталой стране. И это, несмотря на то, что я знала о существовании метро, о том, что Москва-это целый мегаполис. Мое представление о России формировалось из рассказов израильских сторожил. Я думала, что меня ждет в России старый барак и дикое поле вокруг. Когда я приехала в страну, все было, естественно, по-другому. Однако, самое серьезное, что меня беспокоило, это состояние российских евреев. Они были очень скованы, зажаты, им не хватало свободы. Когда в Израиле узнали, что я еду в Россию, ко мне стали приходить какие-то незнакомые люди с просьбой передать письма своим родственникам в России. Вместо того, чтобы послать эти письма по почте я звонила людям и договаривалась с ними о встрече. Я объяснялась с ними на смеси идиша, английского и немецкого. Когда я впервые пришла с этими письмами в семью 11 лет назад, меня ждали не только эта семья, но все соседи, знакомые. Они спрашивали у меня откуда я, спрашивали про Израиль. Я видела, как они все так образованы, так культурны, но не свободны. И мне захотелось сделать так, чтобы эти люди, их дети были горды за свою нацию, за свой народ. Но для этого надо было познакомить их с еврейской культурой, традициями. Поэтому я захотела остаться в России, конечно, я не думала, что останусь здесь на 11 лет. Мы с мужем не были «шлихим» (посланниками), а приехали сами по себе. Но, надо было на что-то жить, зарабатывать деньги. Помог рабби Соловейчик из Швейцарии. Он предложил нам создать школу. Я сказала, что если я буду зарабатывать здесь столько же, сколько я зарабатывала в Израиле, то я останусь. У меня было 5 детей, которых надо было кормить. Сначала я преподавала девочкам, которые приходили после института каждый день. Когда они начали соблюдать кошрут, я начала их кормить. Ставила огромную кастрюлю и говорила: «Голодным людям нет места на моих лекциях». Постепенно моя группа стала расти, вместо 17-ти человек было уже 30 и тогда пришлось искать помещение, так как в моей квартире все желающие уже не умещались. Я нашла такое помещение. Мы снимали целый этаж (4-ый этаж) общеобразовательной школы. До этого в течение 2 лет я читала лекции в своей собственной квартире. Все было занято: все стулья, все кровати. Моя младшая дочь, которой было тогда 4,5 года и острый язычок, заявила мне: «Так не честно. В этом доме можно еще сидеть только в туалете». Когда приехал представитель равва Соловейчика из Швейцарии и увидел как нас много, он нашел нам это помещение на четвертом этаже. Мы открыли там общежитие. Это позволило учиться у нас девочкам со всего СНГ: из Баку, из Мурманска, Ташкента. Сначала это была школа только для старших девочек. Они изучали английский, иврит, традиции и психологию. Это было рассчитано на то, что они будут преподавателями еврейских предметов и мадрихот или сами откроют такие школы у себя. Так и получилось. Мои ученицы открыли школы в Ташкенте, Мурманске, Калининграде, Баку. Мои девочки преподают также в Москве: у Липмана, в Хабаде, работают в еврейских организациях. Это стало возможно благодаря хорошему знанию иврита, который они получили в нашей школе. Когда моей дочери Фриде исполнилось 6 лет, мне надо было отдать ее в школу. Отправлять свою дочь в российскую школу мне не хотелось, потому что здесь другие дети, другая культура, другие взгляды на жизнь и т.д. Мне сказали: «Открой сама еврейскую школу». Стать директором? Но я по профессии не преподаватель. В Израиле я была бизнес-леди. Однако, идея мне понравилась, и я пошла к Кейзиной (она была 9 лет назад самой главной в министерстве образования). У нее я получила лицензию на открытие школы. Так мы и начинали. Мы открыли первый класс и рассчитывали, что будем расти постепенно каждый год. Но начались звонки: «Возьмите моего ребенка во второй, в третий класс…». Сегодня у нас двенадцать классов. После окончания школы девочки могут продолжить обучение в Израиле. Там есть семинары после которых они могут поступить в израильские вузы, с которыми мы заключили договор. Это «Махон Лев», Шаре Цедек (для медсестер), Манчестерский университет(он очень популярен в Израиле) и Маалот. Мое направление, это работа с девочками, которые хотят знать, что такое быть еврейкой, которые хотят жить с соблюдением еврейских традиций и хотят получить академическое образование на очень высоком уровне. Это моя мечта уже многих лет. Она уже начала реализовываться уже второй год. Но я лично считаю, что место всех евреев в Израиле. И в конце концов, мы все будем там. Почему же тогда не начать прямо сейчас помогать тем, кто хочет жить в Израиле? -Вы прожили в России 11 лет. Изменилось ли самосознание российского еврея за эти годы? Ваши наблюдения? -Я могу сказать, что много всего изменилось, но есть вещи, которые не претерпели изменений за эти годы. Конечно, российские евреи стали более свободны. Я- гордая еврейка. Есть много людей, которые это говорят, но я не стесняюсь своих корней, я живу ими, я хочу их передать. Я хочу, чтобы мои сестра и братья тоже были такими же. Современный человек-это человек, который видит дальше, прогрессивный человек, оптимистический человек. Здесь в России я не много нашла таких евреев. -Сталкивались ли Вы в России с антисемитизмом? -Я, вообще, не израильтянка, я- еврейка. Я не чувствую в России большего антисемитизма, чем в Америке или в Европе. Я считаю, что здесь он даже меньше. В моем доме в Москве все знают, что я- еврейка. Когда-то я жила недалеко от метро, где много пьяных. Один пьяный человек постоянно распахивал при моем появлении дверь подъезда и кричал: «Вот идет наша гордая еврейка». Я думаю, что народ в России добрый, а вот власть…Я думаю, что русский народ- очень несчастливый, очень бедный, который постоянно обманывают. Мне очень его жалко. В Европе можно найти очень много антисемитов, но власть- не пропитана антисемитизмом. В России дело обстоит по-другому. -Как воспринимают израильтяне российских евреев? -Сначала было такое отношение: российские евреи-все идеалисты, все такие бедные, всем мы хотим помочь. Но я думаю, что русские евреи сами виноваты в том, что отношение к ним со стороны израильтян стало все более и более ухудшаться. В Израиль приехало много людей с завышенными требованиями. Российские евреи постоянно что-то требуют. Естественно это никому не понравится. Израиль- молодое государство. 50 лет назад на месте современного Израиля ничего не было. Первые иммигранты ничего не имели. А современные иммигранты приезжают с большими претензиями. Я не говорю это обо всех российских иммигрантах. «Русские» евреи дали очень много нашему государству. Приехало очень много ученых, врачей, музыкантов, политиков, которые внесли большой вклад в развитие нашего государства, но есть и другие люди. Я могу их понять. Их слишком много обманывали в России. Я каждый день благодарю Б-га за то, что я не родилась в этой стране, потому, что была бы тоже такой же. Но надо работать над собой. IJC |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
|