На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ВЫБЕРИ ЖИЗНЬ

«Достойная смерть лучше постыдной жизни».

(Флавия Тацит)

Эссе «Сквозь призму времен» израильской журналистки Евгении Гай затронуло тему, волнующую меня многие годы. В различных источниках галахической литературы и в беседах со знакомыми раввинами, мне не удалось найти однозначный ответ, было ли у защитников крепости Массада право убить членов своей семьи. Ведь Тора запрещает преднамеренное убийство и самоубийство.

Рассматривая сегодня через призму времен события далекой старины, трудно обойтись без мудростей, созданных за два тысячелетия: «Нет, лучше смерть, чем жить рабами» - говорили декабристы; «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» - сказала Долорес Ибаррури. А современник Флавия Тацит писал: «Достойная смерть лучше постыдной жизни». Красиво сказал Тацит, но сам Флавий поступил иначе. На мой взгляд, правильно.

Флавий был участником Иудейской войны и оказался в такой же ситуации, в какой были защитники Масады. В Галилее Флавий возглавлял силы повстанцев крепости Иотапата, последней на пути к Иерусалиму. Превосходящим по мощи и количеству римлянам удалось подавить мятеж. «Я оставался полководцем до тех пор, пока возможно было сопротивление» - писал Флавий. Вместе с 40 другими повстанцами Иосиф Флавий укрылся в пещере. Евреи, так же, как в Масаде, приняли решение умертвить друг друга, чтобы не попасть в плен римлянам. О том, каким образом Иосифу удалось выжить, можно узнать только из рассказа самого историка. Флавий обладал способностью к выживанию, что в его время считалось слабодушием, а в наши дни, особенно для людей, переживших Холокост - подвигом.

Флавий убеждал своих товарищей не делать этого, указывая, что самоубийство является религиозным преступлением, которое влечет за собой суд Б-жий, и в известной степени даже людской, так как самоубийц не хоронят до захода солнца.

Тяжело переписывать леденящую душу цитату из 9-й главы «Иудейской войны». После пламенной речи Элиэзара Бен Яира защитники, «точно толкаемые демонической силой разошлись.

Всеми овладело какое-то бешеное желание убивать жен, детей, и себя самих; каждый старался предшествовать в этом другому, всякий хотел доказать свою храбрость и решимость тем, что он не остался в числе последних. При этом ярость, охватившая их, не ослабела, как можно было бы подумать, когда они приступили к самому делу -нет! До самого конца они остались в том же ожесточении, в какое привела их речь Элиезара. Родственные и семейные чувства у них хотя сохранились, но рассудок брал верх над чувством, а этот рассудок говорил им, что они таким образом действуют для блага любимого человека».

Элиезер Бен Яир хорошо знал, что Авраам решился принести в жертву своего сына только по указанию Всевышнего. А жить в рабстве приходилось евреям долго и многократно. «Рабами были мы у Фараона». Было вавилонское рабство, упоминаемое Евгенией Гай, когда пророк Иеремия призывал сдаться халдеям. Был ещё в еврейской истории могущественный завоеватель Александр Македонский, которому традиция приписывает большой ум и доброжелательное отношение к еврейству. Это только легенда. В действительности евреи просто не оказали ему сопротивление, понимая, сколь оно бесполезно. А вот самаритяне (хранители истины) оказали Македонскому непосильный отпор. В результате их сегодня только около 600 человек. Были «красный фараон», рабство в гетто и в концлагерях.

Самоубийство в еврейской традиции считается религиозно запрещенным деянием, подлежащим наказанию небесного суда. Только три самоубийства считаются совершенными при смягчающих обстоятельствах: Самсона, Саула и его оруженосца и Ахитофела, восставшего против Давида. Защитники Масады полагали, что подчинение чужеземцам и рабство подпадают под категорию тех поступков, которые согласно Галахе, следует предпочесть смерть. Такое убеждение имело место в те далекие годы, но призма времен отшлифована нынче под другим углом. Теперь хасиды убеждены, что ради спасения человеческой жизни можно и следует нарушить любую из заповедей.

В дифирамбе защитникам Массады Евгения Гай упрекает Флавия за то, что он «зависел от римских господ, для того, чтобы сказать слово правды о своем народе, он должен был перед тем несколько раз «поклониться» Риму». И она права, Флавий унизился, предал свой народ, но и прославил его. Что бы мы и весь мир узнали об Иудейской войне, если бы Иосеф бен Маттитьяху, потомок Хасмонеев, вместе с защитниками Галилеи окончил свою жизнь самоубийством, чтобы не стать рабом Рима? Ничего, в том числе, и о Масаде.

Повторяя вслед за Евгенией Гай: «Да будет почитаема память о них во все времена», я сквозь призму времен, полагаю, что их поступок был безумием, а предводитель крепости Элиезер Бен Яир поступил безрассудно, подтолкнув 960 взрослых и детей на массовое самоубийство. 2 женщины и пятеро детей остались жить. Командир крепости в критическую минуту не внял словам Всевышнего: «Сегодня Я призываю свидетельствовать для вас небо и землю. Я кладу перед тобою жизнь и смерть, благословение и проклятие - так выбери жизнь - чтобы жил ты сам и твои потомки». (Дварим 30-19).

По свидетельству Флавия римляне убивали не всех. Нельзя исключить, что среди десятков тысяч современных евреев земного шара, есть прямые потомки тех пятерых спасенных детей из Масады. Среди них могут быть Евгения Гай или автор этих строк.

И.Аксельрод
«Еврейский мир», Нью-Йорк



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100