На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Государственный флаг

Реувен Кашани

Журнал «Ариэль», Февраль 1999

Испокон веков у народов были свои знамёна с изображениями различных символов. Знамена поднимали на торжественных церемониях и на полях сражений. Со временем их цвета и знаки начали обретать особый смысл: например, белый цвет означал готовность к переговорам или капитуляцию, черный - опасность утонуть, флаг с красным крестом ставили на месте безопасном для тех, кто не принадлежал ни к одной из воюющих сторон.

Войска несли штандарты со своими отличительными знаками. Свой флаг как символ независимости и национальной самобытности стал обязательным атрибутом каждого государства.

В Библии знамена упоминаются неоднократно после исхода из Египта. У каждого племени было свое знамя определенного цвета. "Сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем" (Числа, 2:2). Известный средневековый средневековый толкователь Талмуда Раши поясняет: "На каждом знамени был отличительный знак из ткани, разного цвета у каждого колена Израилева, соответственно цвету того драгоценного камня на грудной части одеяния первосвященника, который символизировал это колено".

В Библии также сказано: "Сыны Израилевы должны становиться каждый в стане своём и каждый при своём знамени, по ополчениям своим; ... так становились станами при знаменах своих и так шли по племенам своим, по семействам своим" (Числа, 1:52, 2:34).

А в мидраше ( пояснении к Библии) написано: "Всевышний, да будет Он благословен, сказал Моисею: "Моисей, сделай им знамена." Моисей возразил: "Тогда у всех племен появится причина ссориться между собой. Скажут колену Иудину разбить лагерь на востоке, а они ответят - нельзя, мы разобьем стан на юге. И будет так между всеми племенами." И ответил Моисею Всевышний, да будет Он благословен: "Помощь твоя им не нужна. Как стояли они у ложа Иакова, так и расположатся вокруг скинии." Каков источник этого? Сказано ведь: "Каждый при своем знамени..." Как только они выстроились, поутру протрубили трубы, и колено Иудино выступило первым неся впереди своё знамя, за которым шел начальник и все племя его" (Числа, Мидраш Танхума, 2).

Наш праотец Яков завещал своим сыновьям нести гроб его в том же порядке, в каком шли сыновья Израилевы по пустыне. Согласно Мидрашу, он сказал им: " Пусть Иуда, Иссахар и Звулн (Завулон) станут у гроба моего с восточной стороны, Реувен ( Рувим), Шимон (Симеон) и гад - с южной, Дан, Ашер (Асир) и Нафтали ( Неффалаим) - северной, Биньямин (Вениамин), Эфраим (Ефрем) и Менашше (Манассия) - с западной. Иосиф же пусть не несет гроб. Почему? Потому что он царь и должен быть почитаем. И Леви пусть не несет. Почему? Потому что ему предстоит нести Ковчег Завета, в котором будут находиться две скрижали с Десятью Заповедями. Если вы исполните завещание мое и понесете гроб мой по велению моему, Бог благословит вас мириадом знамен".

В Мидраше описывается нагрудная часть одеяния первосвященника Аарона: на ней двенадцать драгоценных камней, размещенных четырьмя рядами по три в каждом. Они отличались друг от друга цветом, и теми же цветами отличались друг от друга знамена двенадцати колен.

В еврейских источниках не было особых упоминаний о знаменах или других отличительных символах после вступления сынов Израилевых в Землю Обетованную. Римский консул по имени Маркус в своей книге "Иудейские племена" привел слова очевидца обряда во Втором Храме в Судный день: "Все жители Иерусалима прошли перед первосвященником с зажженными факелами из белого воска в руках. Все были в белых одеждах, все окна были украшены вышитыми полотнищами и ярко освещены". Не исключено, что "вышитые полотнища" и были знаменами.

Знамя упоминается в одном из Кумранских свитков: "В день помазания царя надлежит сделать так: устроить военный парад всех израильтян в возрасте от 20 лет до 60-ти со знаменами всех городов Израиля" (Игал Ядин, "Храмовый свиток").

Пока еврейский народ находился в изгнании и не имел ни армии, ни других средств защиты, у него не могло быть своего национального флага. В позднем средневековье известны случаи, когда еврейской общине или лично еврею даровалось право иметь свой флаг. Так, в 1354 году император Карл IV позволил еврейской общине Праги поднимать красный флаг с изображением шестиконечной звезды, которую позже назвали Маген Давид (щит Давида). В 1592 году в том же городе Мордехаю Майзелю было дозволено поднять над своей синагогой "знамя царя Давида, такое же, как над главной синагогой". В 1648 году евреям Праги за их заслуги в обороне города от шведов было даровано право иметь флаг, на красном фоне которого был изображен желтый Маген Давид со шведской звездой внутри. В 1460 году евреи Офена ( ныне район Будапешта) приветствовали венгерского короля Матиаса Корвина красным флагом с двумя Маген Давидами и двумя звездами.

Маген Давид имеет форму шестиконечной звезды, образованной наложением друг на друга треугольников с противоположно направленными вершинами. С течением времени он стал главным еврейским символом. Обсуждалось множество причин этой формы. Некоторые полагают, что она отражает порядок, в котором колена Израилевы разбивали свои станы вокруг Скинии Завета после исхода из Египта, когда шли по пустыне.

Каббалисты усматривают в Маген Давиде национально-религиозный символ, связанный с днями после конца света, ибо Мессия, который тогда-то и придет, будет потомком Давида. Пророк Исайя перечислил шесть достоинств Мессии, соответствующих шести концам Маген Давида: "И произйдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости дух ведения и благочестия" (Исайя, 11:1-2).

К тому же Маген Давид указывает на четыре стороны света (север, юг, восток и запад), на небеса над головой и на землю под ногами. Шесть направлений, и над всеми господствует Бог.

Маген Давид нередко используют в качестве амулета, вкладывая в медальон его формы различные стихи из Псалмов, имена ангелов, благословения, приносящие успех, исцеление, легкие роды и так далее.

В прошлом шестиконечная звезда служила украшением у многих народов. Но у них она была лишена религиозного или национального смысла, ей только нередко приписывали магические свойства. У евреев она впервые появляется в 7 веке до н. э. С тех пор шестиконечная звезда, позже названная Маген Давидом, присутствует в еврейском искусстве, помещается на зданиях, надгробиях, книжных переплетах и т.д. Маген Давидом украшена рукописная Библия, датированная 1307 годом и принадлежавшая раввину Йосефу бар Йеху-де бен Марвасу из испанского города Толедо. Большой Маген Давид помещен на обложке первого печатного еврейского молитвенника, изданного в 1512 году в Праге, а на заставке написано: "Каждый при знамени своем, при знаках семейств своих... и удостоится он преподнести богатый дар каждому, кто возьмет в руки Маген Давид".

В глазах народа Израиля Маген Давид олицетворяет надежду на будущее, звезду, которая озарит небеса. Еврейский философ Франц Розенцвейг (1886-1929) говорил, что Маген Давид - символ как созидания, так и познания Бога, которое принесет окончательное спасение.

Главная синагога Праги Альтнойшул была возведена в 14-м веке на фундаменте синагоги 11-го века. По старинному преданию, на этом фундаменте стояла синагога, которую построили в 1-м веке н.э. изгнанники из Эрец-Исраэль. Они привезли с собой из Иерусалима камни от разрушенного Храми и зарыли их под фундаментом, надеясь с приходом Мессии вернуть их в восстановленный Храм. На гравюре 1829 года в центре этой синагоги изображена высокая колонна, на ней флаг с Маген Давидом и надписи: "Господь Бог наш - Господь един" и "Бог Воинств, Чьей славой наполнен мир". В этой синагоге в 1551 году молился один из видных еврейских деятелей средневековой Европы Махарал (1520-1609), с именем которого связана легенда о Големе.

Еврейский путешественник Давид Хареувени, один из энтузиастов мессианского движения в первой половине 16-го века, утверждал, что принадлежит к одному из десяти затерявшихся колен Израилевых, живущих за легендарной рекой Самбатион1. Хареувени предложил Папе римскому Клименту VII заключить союз между христианскими странами и десятью племенами для совместной войны против мусульманских стран, заявив при этом: "И с Божьей помощью мы придем в Иерусалим и вырвем всю землю Израиля из рук Исмаилитов, ибо конец и спасение уже близки". Согласно источникам того времени, у Давида Хареувени были знамена из белого шелка, на которых золотом и серебром были вышиты тетраграмматон (четыре буквы имени Божьего) и Десять Заповедей. По преданию, принявший его король обратился к нему: "У тебя великолепные знамена. Что ты собираешься с ними делать?" Хареувени ответил: "Они -наши отличительные знаки от других племен, и если я выступлю в поход на врагов, знамена понесут впереди войска". Кардинал, брат короля, тоже учтиво осведомился о знаменах, и Хареувени объяснил: "Это мои отличительные знаки и символ избранного мною пути, по которому я, как видите, иду с Божьей помощью".

В пражской синагоге Альтнойшул много лет хранилось старинное еврейское знамя. В годы Второй мировой войны нацисты поместили его в созданный ими в Праге "Музей исчезнувшей расы". Оттуда его потом перевезли в Иерусалим, где оно с 1990 года выставлено в Музее Израиля. На нем несколько надписей в стихах, среди них: "Суди меня Бог и помоги мне бороться с неправедным народом и с лживым, злым человеком, и спаси меня"; "Бог Воинств с нами, наша твердыня, Бог Иакова"; "Излей гнев Твой на народы, не признающие Тебя, и на царства, не славящие имя Твое".

Другие еврейские религиозные и национальные символы - менора (ритуальный подсвечник), мезуза (коробочка, прикрепленная на дверных косяках еврейского дома, в которой лежат библейские изречения), шофар (бараний рог для различных сигналов) и талит (покрывало, в которое облачаются молящиеся евреи). Талит нередко служил и национальным флагом еврейского народа.

Когда провозвестник еврейского государства Теодор Герцль созывал Первый сионистский конгресс в Базеле в 1897 году, он подумал и об официальном национальном флаге для собраний представителей еврейского народа. В своей книге "Еврейское государство" он писал: "У нас нет флага, а он нам нужен, если мы собираемся вести за собой множество людей, так как над ними непременно должно реять знамя". И далее: "Я выбрал бы флаг белого цвета, символизирующего новую, чистую жизнь. А на белом фоне - семь золотых звезд, озаряющих наш трудовой день, чтобы евреи направлялись в обновленную страну под символом труда".

Подготовить еврейский национальный флаг Герцль поручил своему помощнику Давиду Вольфсону. В письме барону Гиршу Герцль писал: "Если меня спросят насмешливо, что это за флаг, я отвечу, что флаг - не тряпица на древке, а символ нации, и под флагом можно повести людей к угодно, даже в Землю Обетованную".

Давид Вольфсон никак не мог выбрать форму флага, который нужно было подготовить к открытию конгресса. Он вспоминает: "По распоряжению нашего руководителя Герцля я приехал в Базель подготовить все необходимое для открытия Первого конгресса. Среди вопросов, которые мне предстояло решить, был один не слишком трудный но и отнюдь не легкий, так как он затрагивал серьезную еврейскую проблему. Каким флагом украсить зал заседаний? Каких он должен быть цветов? Вопрос меня сильно озадачил. Но вдруг меня осенило: есть у нас флаг! Бело-голубой талит, в который облачаемся во время молитвы, станет нашим флагом; мы вынем талит из футляра, в котором xpaним его, и покажем Израилю и миру. И я заказал бело-голубое знамя с Маген Давидом на нем. Так родился наш национальный флаг".

На Восьмом сионистском конгрессе в Праге в 1933 году было принято постановление: " Бело-голубое знамя - флаг Сионистского движения и еврейского народа в соответствии с давней традицией".

После провозглашения государства Израиль в 1948 году его первый премьер-министр Давид Бен-Гурион так определил смысл национального флага: "Государственный флаг - символ исторического единства и преемственности народа, он придает самобытность нашему обновленному национальному самосознанию. Флаг выше сферы сменяющихся правительств и непримиримо противоборствующих сил внутри страны. Флаг олицетворяет объединение, сплочение и историческую преемственность государства и нации. Сионистский флаг - символ стремлений еврейского народа, лишенного государства, к свободе, независимости и равенству на своей земле... С этого дня государственный флаг будет отражать не только наши чаяния и стремления, но и наше присутствие на исторической родине, и ее развитие. Национальный флаг станет символом единства Израиля, его самобытности, его самостоятельности и преемственности во всех поколениях нашего народа, начиная от праотцов наших и до скончания времен".

1 Шалва Вайль. "За Самбатионом: миф о десяти затерявшихся коленах". Ариэль, № 13, 1992.

Перевел Вульф Плоткин




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100