На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ЮДЖИН РОСТОУ.
ЧТО КРОЕТСЯ ЗА АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИМ КОНФЛИКТОМ

Мандат на Палестину был учрежден после Первой мировой войны на турецкой территории после победы союзников. Его приняла Турция и утвердила Лига Наций. Впервые в современной истории мандат придал законное географическое и политическое выражение римской концепции Палестины, включив в него области, которые сейчас являются Израилем и Иорданией, а также спорные территории между ними: Западный берег и район Газы. По палестинскому мандату, и израильтяне и иорданцы являются палестинцами, имеют право поселяться на Западном берегу и в районе Газы. Мандат реализует Декларацию Бальфура и обещает способствовать созданию национального дома для евреев в Палестине, независимо от гражданского и религиозного статуса живущих там людей. Основной идеей мандата было признание исторической связи еврейского народа с землей Израиля и создание возможности его поселения в стране. Палестинский мандат был актом, подтверждающим и защищающим право еврейского народа на самоопределение..

Кроме хашимитской династии Иордании мандат не был признан арабами Палестины и других стран Ближнего Востока, был ими объявлен вне компетенции союзников и Лиги Наций, нарушением права на самоопределение арабского большинства в Палестине. Более того, арабы выступили против обещаний британского правительства королю Хусейну, переданных через сэра Генри Мак-Магона, - дать этой территории независимость. Сэр Генри это категорически отрицал.

Затем Сирия и Египет претендовали на эти мандатные территории. Опека над мусульманскими святыми местами стала предметом ревнивых интересов всех сил в районе. Арабские государства и арабские политические и религиозные группы вели беспрерывные войны против палестинского мандата, а со временем и против государства Израиль - в разное время и с разной интенсивностью.

В то время, как Еврейское агентство сотрудничало с администрацией мандата и стало ядром государства Израиль, арабские лидеры отказывались от такового. В результате арабского давления мандатное правительство отказало евреям в праве селиться восточнее реки Иордан, на территории, называвшейся тогда Трансиорданской провинцией Палестины. Статья 80 Хартии Объединенных Наций, трактующая право еврейского народа селиться в Палестине, сохраняет нерушимым право государств или народов на это, согласно существующим международным юридическим формам, как договор или мандат.

Условия статьи 80 дважды подтверждают законное право евреев селиться на Западном берегу, который никогда не был признан частью Иордании. Существует мнение, что Женевская Конвенция 1949 г., толкующая законы военной оккупации, как бы аннулирует право евреев селиться на Западном берегу. Но эта конвенция была принята с целью предотвратить массовые перемещения населения, предпринятые Германией и Советским Союзом во время и после Второй мировой войны, и не может относиться к праву евреев на поселение.

Евреи имеют право селиться на Западном берегу при существующих местных законах. Как военные оккупанты, так и Иордания и Израиль должны относиться к мандату как к закону на Западном берегу. Международный закон составляет часть муниципального в каждом государстве. От Израиля нельзя требовать уважения к Иорданскому закону, который нарушает международный закон.

Когда Британия отказалась от мандата в 1948 г., и Иордания объявила независимость, арабские государства пытались уничтожить Израиль силой оружия. Первая арабская война против Израиля закончилась соглашением о перемирии в 1949 г. Демаркационная линия, отражавшая позиции войск после прекращения враждебных действий, не была объявлена политической границей. Но ее принимали за таковую в течение 40 лет.

Со времени перемирия 1949 г. и Лозаннской конференции, последовавшей за ней, арабы Ближнего Востока руководствовались следующими принципами политики: „Никаких переговоров с Израилем, непризнание Израиля, никакого мира с Израилем". Египет - единственная страна, которая нарушила это правило, и Садат был убит за это, как и король Иордании Абдалла задолго до того, ибо его подозревали в том, что он готов заключить мир с Израилем. Башир Джумайель, президент Ливана, был убит по той же причине.

Уход Великобритании как администратора и попечителя официально не прекратил мандата, и Совет Безопасности также не сделал этого, а лишь признал это путем принятия Иордании и Израиля в члены Объединенных Наций в 1947 г. Генеральная Ассамблея рекомендовала Совету Безопасности принять резолюцию о разделе. Эту рекомендацию евреи приняли, а арабы отвергли. Прежде чем Совет Безопасности успел предпринять какие-либо меры, арабские государства вторглись в Израиль, и война 1948-1949 гг. сделала план раздела бессмысленным.

С этого времени Совет Безопасности занимался не вопросами раздела, а Израилем и Иорданией, как двумя преемниками палестинского мандата. Западный берег и район Газы, которые являются частью мандата, до сих управляются в соответствии с постановлениями мандата.

РОЛЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ

С начала 1950 года Советский Союз использовал враждебные отношения арабов к Израилю как средство для изгнания Британии, Франции и США с Ближнего Востока и НАТО из южной Европы.

После каждого военного акта в этой длительной схватке Совет Безопасности снова и снова обращался к арабам и требовал от них заключить мир с Израилем, а Соединенные Штаты и другие страны пытались убедить арабские государства одно за другим сделать шаг к миру. Но кроме Египта всех остальных не удалось склонить по одной причине: арабские государства получали поддержку от Советского Союза и угрозы от террористических групп разных политических оттенков.

Израильтяне постоянно стремились к миру. В конце Шестидневной войны израильское правительство предложило вернуться к линии перемирия взамен на мир. Но и это предложение, как все другие, было отвергнуто. Пять месяцев боев последовали за прекращением огня в 1967 г., особенно на египетском фронте. Когда арабы были разбиты снова и снова, несмотря на массивную советскую помощь. Советский Союз и арабские государства приняли резолюцию Совета Безопасности 242. Резолюция 242 требовала от обеих сторон установления мира, а не просто прекращения огня.

После войны Судного дня в 1973 г. была принята резолюция 338 и вместе с резолюцией 242 вошла в Хартию Объединенных Наций, требующих прямых переговоров между сторонами. Контекст резолюции на обоих языках не требует от Израиля отступления со всех территорий, оккупированных Израилем в 1967 г. Резолюция устанавливает четко, что „выяснения принципов Хартии требуют установления справедливого и длительного мира на Ближнем Востоке, в котором будут осуществлены два принципа:

а) отступление вооруженных сил с территорий, связанных с последним конфликтом;

б) признание и уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в районе и их права жизни в мире в пределах безопасных и признанных границ".

В 1977 г. Египет заключил мир и получил взамен весь Синай, сувереном которого он себя считал. Синай составлял 90% территории, оккупированной Израилем в 1967 г.

Попытка Иордании аннексировать Западный берег в 1951 г. не была признана ни тогда, ни позже. Присутствие Иордании на Западном берегу в 1948-1967 гг. было военной оккупацией в результате агрессии.

Удержание Газы и Западного берега после войны в целях самообороны нельзя отнести к этой категории. В преамбуле к резолюции 242 подчеркнуто требование „недопущения войны", но речь идет об агрессивной войне, а не оборонительной. Совет Безопасности предоставил сторонам самим решить, какая часть территории достаточна (для отступления и возврата). Поэтому соглашения между Израилем и Иорданией приемлемы в рамках резолюции 242, будет ли передана вся территория, часть ее или ничего под суверенитет Иордании.

При настоящей политической ситуации уход Израиля с Западного берега означал бы условие для создания третьего - палестинского - государства, а не увеличение территории Иордании. Возможность создания третьего, палестинского, государства на Западном берегу и в районе Газы была принята во внимание при подготовке резолюции 242 и отвергнута. Такое государство стало бы источником нестабильности в районе, угрозой Израилю и серьезным ударом по королю Хусейну, партнеру Великобритании и Соединенных Штатов. Эти соображения актуальны и сегодня. За последние 22 года мировая дипломатия, беспрерывно занимающаяся этим вопросом, искала ряд вариаций изложения резолюций 242 и 338.

Безвыходное положение усиливалось политикой Советского Союза, стремящегося любой ценой не дать арабским государством последовать примеру Египта и заключить мир с Израилем. В 1985 г. Арафат отправился в Амман, чтобы провозгласить совместную готовность его и короля Хусейна на соглашение в форме мирной конференции, в соответствии с резолюцией 242, но советский посол в Аммане, вооруженный письмом Горбачева, продержал его 7 часов, пока последний не забрал соглашения и не заявил публично от отказе принять резолюцию 242 и заключить мир с Израилем.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

В последние годы администрация Рейгана - Буша пыталась направить политику короля Хусейна в сторону достижения мирного соглашения путем международной конференции для реализации резолюций 242 и 338. Но известно, что в 1985 г. Иордания пошла на секретное соглашение с Сирией и Советским Союзом, предоставившим Иордании возможность продолжать встречи с представителями Израиля, но не идти на мирные переговоры вне международной конференции с участием Сирии и Советского Союза, не идти на территориальные соглашения, основанные на каких-либо отклонениях от линии перемирия 1967 г. в пользу Израиля и в любом случае не заключать мир без соответствующего соглашения между Сирией и Израилем.

Сообщение об этом появилось в газетах Ближ-^ него Востока, а Иордания никогда не отрицала заключение этого соглашения.

Легко понять, почему король Хусейн пошел на такое соглашение, которое, по сути, категорически отвергало резолюцию 242. Ни одна сторона в Израиле не могла бы принять соглашения, основанные на условиях, при которых Иерусалим подлежит разделу, а Голанские высоты - возврату Сирии. Также любые территориальные изменения на Западном берегу невозможны. Провал попытки созвать международную конференцию как бы сохранял статус-кво между Иорданией и Израилем, что было выгодно для обеих сторон и безусловно более приемлемо, чем любой мир, который мог бы возникнуть при нынешних обстоятельствах.

При этом можно направить обвинение за отказ заключить мир - в сторону Израиля, и особенно против партии Ликуд. С другой стороны, продолжение так называемого израильско-иорданского кондоминиума на Западном берегу может уменьшить риск убийства короля Хусейна и избавляет Израиль от изнурительных дебатов по территориальным вопросам.

РОЛЬ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В НЫНЕШНЕМ КОНФЛИКТЕ

Несмотря на гласность, Советский Союз продолжает упорно вооружать третий мир - особенно на Ближнем Востоке. Горбачев, может, и изменил лицо коммунизма в Восточной Европе, но не изменил отношение России к самой себе как сверхдержаве. Нельзя отрицать, что судьба Ближнего Востока, как и других частей мира, в ближайщем будущем зависит в известной степени от политики Советского Союза и способности западных стран контролировать процесс экспансии Советского Союза.

В конце 40-х годов Советский Союз позволил Чехословакии поставить Израилю оружие с тем, чтобы изгнать Британию с Ближнего Востока. Это оружие сыграло важную роль в процессе рождения Израиля. Через несколько лет Советский Союз перешел на сторону арабов, на сей раз используя навязчивую вражду арабов к Израилю как катализатор в политике арабов и третьего мира - для завоевания ведущих позиций на южном фланге НАТО.

Арабские государства давно бы заключили мир с Израилем, если бы Советский Союз не побуждал их продолжать войну. У них просто не было бы выбора.

И сейчас мы не видим никаких признаков того, что Советский Союз отказался от своей прежней политики контроля на Ближнем Востоке и побережье Северной Африки. Сейчас у них есть новая морская база в Сирии, и они продолжают поставлять Сирии оружие в больших количествах. Они вступили в союз с Ираном и заключили нефтяную сделку с Кувейтом, укрепили свои контакты с Ливией.

Время изменило области притяжения и политическую атмосферу на Ближнем Востоке. Революция Хомейни в Иране, война в Персидском заливе и провал советской политики в Афганистане привели к переориентации во внешней и внутренней политике в большинстве стран этого района и у сверхдержав.

Но один факт в палестинской проблеме остается неизменным, как и 20 лет назад: главные актеры в палестинской драме все те же - два палестинских государства - Израиль и Иордания. Только они способны снять палестинскую проблему с повестки дня мировой дипломатии. Их решение пойти по пути мира будет зависеть от многих взаимодействующих сложных переменных - от того, что сделает Сирия, если решит заключить мир. Саудовская Аравия, Советский Союз, вооруженные группы террористов, Иран и фундаменталисты внутри Ислама; какие силы могут помочь Израилю и Иордании достичь мира без войны; могут ли они полагаться всецело на поддержку Америки и НАТО; на поддержку Египта.

Иордания существует при молчаливой поддержке Израиля. Этот естественный союз время от времени обнаруживается, когда Иордании угрожает опасность, как, на-^ пример, в 1970 г., когда Сирия начала атаку и тут же прекратила ее.

Резолюции ООН 242 и 338 - не догмы, но они единственная основа для мира по двум простым причинам. Это единственные постановления, признанные всеми заинтересованными сторонами, и только они могут противостоять упорному отказу арабских государств, кроме Египта в 1977 г., заключить мир с Израилем. Этот факт западные государства предпочитают игнорировать при каждом удобном случае.

Первое отношение администрации Буша по Ближнему Востоку было выражено в речи государственного секретаря Бейкера 28 мая 1989 г. Эта речь и переговоры с ООП, последовавшие за ней, вызвали разочарование. Речь была туманной и противоречивой в определении возможного собеседника Израиля в мирных переговорах и в определении политической ситуации для выполнения резолюций 242 и 338. Так, в речи Бейкера выражена мысль, что резолюция 242 предполагает исключение всего Западного берега и района Газы из границ Израиля, и он ратует за создание арабского самоопределения - новой политической реальности - еще одного независимого палестинского государства.

Если таков смысл речи Бейкера, его позиция противоречит постановлениям резолюции 242 о территориях. Эта резолюция учитывала трудность проблемы Западного берега. В то время предполагали, что Израиль и Иордания разделят территории между собой и заключат соглашения о безопасности, экономическом сотрудничестве и найдут какую-то форму политического сотрудничества, и тогда каждая сторона аннексирует часть Западного берега в соответствии с соглашением между ними.

Если речь Бейкера означает именно то, что он говорит, то она провозглашает новое угрожающее положение, при котором резолюция 242 подразумевает отступление Израиля к демаркационной линии 1967 г. Это, в свою очередь, означает, что Израиль передает свою безопасность на милость демилитаризованной зоны или арабского государства на Западном берегу. Это верный рецепт гибели Израиля.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100