На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC



О СОКРОВЕННОМ

Наконец-то пришла пора открыто сказать, какого именно «правого экстремизма» нам всем больше всего следует опасаться. Не вооруженных отрядов поселенцев и не народных мстителей-одиночек (хотя и это тоже необычайно волнует СМИ) а, в первую очередь, организаций и «сект», ставящих во главу угла Храмовую гору. Если разобраться, опасения должны испытывать арабы, а не евреи, нас с вами туда и раньше-то не очень пускали, а теперь, тем более. Но пресса свое дело знает. Обсуждение идет вовсю, а обсуждать у нас умеют, как нигде в мире. В одном ряду через запятую перечисляются организации, предлагающие: продолжить «холостой» израильский суверенитет над Храмовой горой, взорвать мусульманские постройки, отгородить место для молитвы евреев, построить рядом с мечетями скромную синагогу или немедленно начать строительство Третьего Храма. Даже музейно-исследовательский центр в Старом городе «Махон ха-мигдаш», действующий на протяжении многих лет, фигурирующий во всех туристических справочниках, угодил в «черный список» вместе с «Ревнителями Храмовой горы». Видимо, за то, что демонстрирует посетителям уменьшенную модель Второго Храма, музыкальные инструменты, храмовую утварь и одежды первосвященника, изготовленные иерусалимскими художниками. Таким образом, экскурсоводы превращаются в «подстрекателей», а экскурсанты - в потенциальных исполнителей, за которыми нужен глаз да глаз.

Признаться, мне тоже приходила в голову мысль, не сочинять статью от первого лица, а сделать дежурное интервью о «проблематике вокруг Храмовой горы» с Егудой Эционом, Моше Фейглиным, Гершоном Соломоном, профессором Гилелем Вайсом, или с кем-то еще, кто числится у нас в записных маргиналах. Пусть они рубят правду-матку, а я - сторона нейтральная, что говорят, то и пишу. Вот вам, уважаемые читатели, такая неожиданная точка зрения на проблему. Кому-то надоело плакать у стены, кто-то решился поднять голову и посмотреть вверх.

Живут среди нас фантазеры, которым недостаточно даже разделить Храмовую гору между тремя «монотеистическими религиями», которые говорят, что нужно строить не «штибелах», а Третий Храм. А иначе, евреям вообще нечего здесь делать, нужно собирать манатки и возвращаться в Минск, Пинск и Двинск. Нас там заждались.

Сама тема настолько нова и непривычна, загадочна и взрывоопасна, что любое отклонение от нормы рождает растерянность, переходящую в панику. И это при том, что недоумение должна вызывать именно, так называемая, норма. Для чего, с какой целью тридцать три года назад Израиль отвоевал у иорданского короля Хасана вместе с восточным Иерусалимом Храмовую гору, среднестатистический израильтянин не в состоянии объяснить. Просто, чтобы была «в наших руках». С мечетями, муэдзинами и охранниками ВАКФа. С невозможностью для евреев молиться и даже ходить по ней с молитвенником в кармане. Со строгим запретом собираться в группы больше двух евреев. О миньяне и говорить нечего - мусульманские стражники изобьют на месте - имеют на то полномочия.

Действующие правила посещения Храмовой горы - типичный образчик израильского государственного антисемитизма. Но официальный бело-голубой флаг над отделением нашей родной полиции как бы символизирует израильский контроль. Контролируем, и ладно. Возможно, эта позиция поначалу заключала в себе некий глубинный смысл. Так старый Шойл в известном рассказе Бабеля не мог объяснить самому себе, почему нельзя креститься. Нельзя, потому что нельзя. И Храмовую гору мы не станем никому отдавать. Без аргументов и лишних рассуждений, просто потому, что она наша - была, есть и будет вовеки. Но зачем она нам? Для красоты? Мусульмане на Храмовой горе молятся. Как говорит Моси Раз, готовы кровь за нее проливать. И проливают. Попробовала бы полиция отменить хотя бы одну пятничную молитву! А евреи жалуются журналистам: люди ВАКФа нас обижают, дерутся...

Как и следовало ожидать, чисто символического контроля на определенном этапе оказалось недостаточно. Свято место действительно пусто не бывает. Да оно и не было пусто. Передача символических ключей от Храмовой горы ВАКФу (щедрый дар некоего Моше Даяна) долго воспринималась мусульманами, как хитрость евреев, коварно заманивающих правоверных в ловушку. Всё искали скрытый подвох, не могли взять в толк, почему победители отказываются от главного трофея, духовного центра всей земли, не только Эрец-Исраэль - Храмовой горы? Флаг водрузили, но поставили полицейских, чтобы своих же верующих не пускали. Видно, задумали что-то. Взорвать мечети? Устроить подкоп? Я слышал комментарий, согласно которому исламское духовенство выступает против процесса Осло, так как считает, что его конечной целью будет война, в результате которой евреи сделают попытку изгнать мусульман с Храмовой горы и из Святого Иерусалима.

Но хитрости не было, была элементарная боязнь ответственности. Чуть ли не насильственное возвращение палестинских беженцев после Шестидневной войны обусловлено страхом, остаться единственными хозяевами Эрец-Исраэль. Отказ от Храмовой горы - страх более «высокого» порядка. И то, и другое - отнюдь не «трагические ошибки», как многие почему-то считают. Сионистские лидеры остались, по сути, такими же галутными евреями, напуганными, дрожащими, боящимися ясновельможного пана, не важно лисья шапка или клетчатая куфия у него на голове.

Этот же страх определяет политику всех израильских правительств со времен Бен-Гуриона и до наших дней. Независимость, о которой говорили отцы-основатели, с самого начала была липовой. И военные успехи, которыми израильтяне привыкли гордиться, не были по-настоящему закреплены, так и повисли в воздухе. Если называть вещи своими именами, Израиль не выиграл ни одной войны. Даже чудесная победа в июне 1967 года увенчалась возведением многослойных оборонительных сооружений в Синае и на новой границе с Иорданией. Где это видано, чтобы стену строил победитель, а не побежденный? Приобретение энного количества квадратных километров - это еще не победа. Завоевав исконные еврейские земли, Израиль не решился распространить на них суверенитет. Мы сами считаем себя оккупантами в Иудее, что уж говорить об остальных странах?

Умирание государства началось не в 1993, а намного раньше. При Рабине процесс лишь пошел в гору (известно, в какую). Логика уступок базируется на «галутном» отношении к государственной независимости и всем ее атрибутам, прежде всего, к территориям. С лозунгом «Жизнь важнее территорий» евреи ушли 2000 назад в изгнание. Ранний сионизм проповедовал диаметрально противоположные идеи. По современной классификации организация «Ховевей Цион» наверняка была бы занесена в список «опасных мессианских сект», так как призывала евреев на борьбу с арабами и малярийными комарами. «Нормальный» человек не оставит родительский дом в Бердичеве ради призрачной идеи восстановления государства, разрушенного еще древними римлянами. Точно также просвещенный житель Тель-Авива отказывается охранять поселения. Зачем? Ради чего?

Если жизнь важнее территорий, не важно, о каких территориях речь. Лучше пожертвовать книжными символами, чем живыми людьми. Подобные идеи десятилетия проповедуют государственные СМИ. И, надо сказать, весьма успешно. Идеологи правого сионизма давно уже в бессилии опустили руки, Совет поселений отстаивает права «меньшинства» в демократическом государстве. Но в последние месяцы произошла вещь совершенно неожиданная. Когда встал вопрос о символе символов - Храмовой горе - логика мещанского прагматизма неожиданно перестала работать, уступив место чуть ли не религиозному фанатизму, охватившему не единицы, а сотни тысяч. Подавляющее большинство израильских евреев выступает категорически против любого компромисса на Храмовой горе. Что-то проснулось в душе светских, оторванных о традиции евреев.

Казалось бы, отдали Газу, Иерихон, Хеврон, Шхем - библейские города.. Жалко, конечно, но чего не сделаешь ради мира? Но ЭТО?! Нет, ЭТО нельзя отдавать. Храмовая гора дороже мира с арабами. Дело не в идеологии, и не в безопасности, а в чем-то, чего мы сами еще до конца не поняли и не осознали. Но, наверное, скоро поймем.

Храмовая гора - предпоследняя остановка поезда мира. Камень, отвергнутый архитекторами «Нового Ближнего Востока» может оказаться краеугольным камнем Нового Израиля. С Храмовой горы мы либо скатимся в море, либо возвысимся над всей Эрец-Исраэль.

Александр Лихтикман, «Время»

адрес автора




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100