-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Близкому другу и первому читателю Малке Айнбиндер

Михаил Гурович (Нижний Новгород)

История кровавого навета в России (XVIII - XIX в.в.)

В современной исторической литературе распространенным является мнение, что кровавый навет возник в средневековье, в период Крестовых походов, когда христианский религиозный фанатизм достиг своего предела, и борьба с далекими осквернителями Гроба Господня - мусульманами не могла не вызывать подобное же отношение к живущим рядом “богоубийцам” — евреям. Однако, как и почему предлог к избиению принял такую, на первый взгляд, странную, но распространившуюся среди народов, форму, отголоски которой мы находим и сегодня?

Считается, что появление кровавого навета в средние века связано с активной дискуссией, которая велась, начиная с IX века н. э. в среде христианских теологов о сущности обрядов причащения и транссубстанции, т.е. превращения в ходе церковной службы хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа. К началу XIII века дискуссия завершилась принятием католической церковью официальных догм по данному вопросу, что почти сразу же привело к широкому распространению мнения об исцеляющем и искупляющем действии крови святых и мучеников, в особенности детей, погибших страдальческой смертью. Вероятно, эта христианская догма наложилась на еще имевшее к тому времени хождение в народе представления о человеческой крови как о магическом и чудодейственном средстве [1].

Христиане не первые обвинили евреев в ритуальных

жертвоприношениях иноверцев. Житель Александрии Египетской, вождь местных антисемитов и организатор одного из самых крупных еврейских погромов своего времени Апион (I в. н.э.), так "трогательно и бойко" рассазывал о захвате в 170 г. до н.э. сирийским царем Антиохом IV Эпифаном Иерусалимского храма: “В Иерусалимском храме Антиох нашел ложе, на котором возлежал человек.... Он сообщил, что он грек, и что, когда он в поисках заработка проезжал по Палестине, то был внезапно схвачен иноплеменниками и отведен в храм. Здесь его заперли... и откармливают всевозможными яствами. ...Расспросив у подающих ему слуг, он узнал о существовании у евреев ужасного закона... Каждый раз евреи хватают греческого путешественника, откармливают его в течении года, а затем отводят в лес и убивают. Тело его приносится в жертву с соблюдением особых торжественных обрядов, евреи вкушают от мяса убитого и клянуться над жертвой, что они пребудут врагами греков”… Сообщение это, сделанное через 200 лет после описанных событий, естественно, никем и никак не подтверждено. Но есть исключение. Демокрит приписал евреям существовавший в это время у негров обычай человеческих жертвоприношений. "Каждые семь лет евреи хватают иностранца, ведут его в храм и убивают, изрезая мясо на мелкие куски".

Происхождение этого обвинения связано, по-видимому, как с общим греко-еврейским противостоянием, открытым неприятием религиозных и моральных ценностей друг друга, так и с явно недобросовестным переносом обычаев “диких” народов на евреев. Во время появления фантазии Апиона у многих североафриканских соседей египетских греков, как впрочем и народов других регионов, обычаи обрезания мальчиков и девочек, равно как и человеческих жертвоприношений, порою с предварительным откармливанием были чрезвычайно распространены. Подобный обычай существовал и у скифов. Зная о существовании обряда обрезания у евреев, Апион, по-видимому, продолжил аналогию, снабдив повествование деталями. Об обрядах обрезания мальчиков и девочек “и других подобных обычаях” у евреев писал и Страбон.

Связующим звеном между придуманным Апионом несуществующего еврейского религиозного обычая и средневековым наветом можно считать впервые выдвинутое при последнем императоре Римской империи Феодосии 1 в конце IV века н. э. обвинении евреев в глумлении над крестом. Поводом для обвинения послужило прикрепленное к кресту в Пурим чучело, символизировавшее Амана Этот навет родился в период, когда христианство, незадолго до того ставшее государственной религией Римской империи, брало реванш. Он вылился в погромную антиязыческую реакцию, которая, конечно же, не могла не затронуть и евреев. И в 415 году, в том самом, когда христианские фанатики-монахи в Александрии зверски убивают одного из последних “могикан” язычества, блестящего теоретика неоплатонизма, астронома и математика знаменитую Ипатию, в сирийском Инместаре евреи обвиняются в том, что они распяли уже не куклу, а христианского младенца. Но затем более чем семь столетий подобные и даже отдаленно их напоминающие обвинения против евреев не выдвигаются. Хотя христианская литература раннего средневековья полна антиеврейскими произведениями, переносящими противостояние в область идеологическую. Это связано, вероятно, с занятием христианством доминирующего положения практически во всех сферах

жизни и утратой необходимости в тотальной борьбе с евреями.

Но вернемся вновь в греко-римскую эпоху. Религиозное сознание отражалось в ритуальных действиях, по их характеристикам в древнем мире определять степень “цивилизованности” того или иного народа. Необычность религиозного культа и его обрядов позволяли считать его “диким” и “варварским”, а соответственно принять тот или иной народ в цивилизованный мир, либо отвергнуть. Именно эту цель преследовали обвинения против евреев, сконцентрированные в сочинениях Апиона. Но и раннее христианство не избежало этой участи[2]. Практически все обвинения, выдвигавшиеся язычниками против евреев, во II-III в.в. н. э. предъявлялись затем последователям христианства. Они обвинялись в атеизме, кровосмешении, ритуальных убийствах, употреблении человеческой крови и мяса убитых ими детей. Эти обвинения против христиан выдвигаются вплоть до конца V века н.э. и исчезают лишь с установлением полного господства христианства.

Однако сами христиане, едва достигнув прочного положения, не смогли отказаться от того же оружия, но уже в борьбе с то и дело возникающими сектантскими течениями внутри себя. Первыми обвиняемыми были, по-видимому, монтанисты — последователи зародившегося во II веке в Малой Азии пророческо-ригористического течения, распространившегося по всей Римской империи. Монтанистов обвиняли в том, что они ежегодно к празднику Пасхи убивают маленьких детей, делают на теле убитых наколы, вытекающую кровь смешивают с мукой, приготавливая таким образом евхаристию. Так, еще не вполне оправдавшись от подобных обвинений, ортодоксальные христиане сами выдвигают эти же обвинения против других. В будущем, практически ни одна христианская секта, независимо от своего вероучения, не останется без подобных обвинений. Их получат в свой адрес маркионисты, донатисты, в средние века “детоубийцами” станут катары, вальденсы, богомилы, павликиане,-альбигойцы и др. Последней жертвой подобных обвинений стали, вероятно, фратичелли, борьба с которыми развернулась в Италии в начале XII века. Отметим, что многие обвиняемые при проведении следствия под пыткой подтверждали обвинения.

Итак, ко времени своего возникновения, а по сути второго рождения, кровавый навет был испытанным оружием христианского духовенства, не раз апробированным в борьбе с еретиками. И вот две исторические тенденции, о которых мы говорили выше, пересеклись. Точкой их пересечения можно считать первое средневековое обвинение евреев Англии в ритуальном убийстве, датируемое

1144 годом: якобы перед Пасхой евреи принесли в жертву христианского мальчика по имени Вильгельм. Выкрест Теобольд из Кембриджа заявил, что евреям, согласно их религиозному закону, необходимо ежегодно приносить в жертву христианских детей. Однако, поскольку никаких доказательств представлено не было, дело осталось без последствий.

Сообщения о первых ритуальных убийствах, происшедших якобы в Англии в конце XII века, сделаны французскими хронистами. Они не описаны ни евреями, ни самими англичанами. Выдвинутые против евреев реальные обвинения относятся как раз к Франции, где в 1171 г. по приказу графа Тибо в Блуа 48 евреев были сожжены по обвинению в убийстве перед Пасхой христианского мальчика. Среди погибших были два раввина.

С этого момента слухи о ритуальных еврейских убийствах расходятся по Англии и Франции, провоцируя антиеврейские инциденты. Причин тому несколько. Религиозный фанатизм атмосферы Крестовых походов, жестокая борьба с катарской и альбигойской ересями, последователи которых по разным причинам были благорасположены к евреям, желание дворянства избавиться от накопившихся при подготовке к походам долгов евреям или просто поживиться за еврейский счет.

Ложные обвинения следуют одно за другим: 1177 г. - в Париже, 1185 г. в Пон-Изаре, 1192 г. - обвинения графини Брюи-Сюр-Сен в продаже евреям христианского мальчика для ритуального убийства и т. д. Большинство подобных обвинений служат предлогами для конфискаций и избавления от долгов, что порою и не скрывается.

В 1235 г., во время пятого Крестового похода, обвинения евреев впервые получают четкую формулировку — “еврейская религия предписывает использование христианской крови в ритуальных целях”. 25 декабря указанного года в г. Фульде, в Германии, были убиты пятеро сыновей мельника. В убийстве обвинены евреи, в ходе следствия “сознавшиеся” в содеянном. 34 человека были казнены. Крестоносцы и духовенство распространили известия о еврейских зверствах по всей Германии. Император Фридрих II создает специальную комиссию, которая, кроме прочего, должна была исследовать и вопрос об употреблении евреями христианской крови. В июле 1236 г. результаты

работы комиссии были оглашены. В них говорилось о полном оправдании как евреев Фульды, так и снятии в целом нелепого обвинения, противоречащего законам иудаизма .

Но это не остановило новых преследований. В 1247 г. в Вальреасе (Франция) евреи обвиняются в убийстве христианской девочки и погибают под пытками и на кострах, а все их имущество конфисковывается. Вскоре границы ритуальных процессов расширяются и уже в 1250 г. достигают Испании, где евреи Сарагосы обвиняются в убийстве мальчика Доминико де Валя .Здесь же, в Испании, появляются и новые домыслы кровавого навета. Для чего нужна христианская кровь? Оказывается, для изготовления пасхальных опресноков - мацы. Король Альфонс Х послед расследования, убедившись в нелепости выдвигаемых обвинений, взял евреев под защиту. Однако, даже в его правление, слухи о ритуальных убийствах продолжают жить.

В том же 1255 г. евреи обвиняются и подвергаются различным казням в Линкольне, в 1283 г. - в Майнце, в 1285 - в Мюнхене, в 1287 г. — в Обервезеле. На рубеже XII—XIII веков мощная погромная волна захватывает Швейцарию, Австрию, Германию, в результате чего погибает более 120 еврейских общин, в том числе несколько кpyпныx.В 1347г. слухи о pитyaльнoм убийстве появляются в Кракове. Большой резонанс в Европе получило Триентское дело 1475 г., и, несомненно, не меньшую роль в решении испанской короны об изгнании евреев из Испании сыграл инспирированный великим инквизитором Торквемадой в 1490 - 1492 г. процесс по делу о мнимом убийстве трехлетнего христианского ребенка из деревушки ла Гуардия.

Как уже указывалось выше, идея о еврейских ритуальных убийствах жила в различных слоях общества, и даже неоднократные выступления римских пап с полным или частичным опровержением обвинений оставались почти незамеченными. Первым защитником евреев по данному делу выступил в 1235 г. папа Григорий IX, издавший особую буллу, объявлявшую евреев невиновными, а обвинение надуманным и вызванным корыстолюбием обвинителей. Продолжающаяся вакханалия погромов вынудила евреев через несколько лет искать защиту у нового папы Иннокентия IV, выпустившего, в свою очередь, в мае 1247 г. буллу, в которой также говорится о надуманности обвинений и невиновности преследуемых. Подобным образом были вынуждены выступить и многие другие римские папы: Григорий XI в 1371 г., Климент XIII в 1760 г. Наиболее резким высказыванием по поводу обвинений в ритуальных убийствах отличился папа Николай V (1447 г.), запретивший “навсегда и самым строгим образом всем верующим в Христа... предпринимать что-нибудь подобное против евреев вообще или против определенного еврея”.

Стремление предотвратить стихийные проявления антисемитизма вынудило также многих монархов Европы принимать в данном вопросе сторону евреев. Первым выступил против ритуальных обвинений король Богемии Отто-кар, запретивший в своем эдикте от 1254 г. подобные обвинения. За ним последовал немецкий император Фридрих III, отвергший указанные обвинения в уставе 1470 г. Папские буллы и акты монархов стали основанием для принятия подобных же мер правителем польским Болеславом в 1264 г. и польскими королями Казимиром III в 1334 г., Людовиком I в 1371 г., Казимиром IV в 1453 г., литовским князем Витольдом в 1408 г.. Начиная с XV века большинство польских королей и германских императоров подтверждают вздорность обвинений евреев в ритуальных убийствах и употреблении христианской крови (например, императоры Карл V, 1544 г., Максимилиан II. 1586 г., Леопольд, 1666 г., польские короли Сигизмунд Август, 1571 г., Стефан Баторий, 1580 г., Август III, 1768 г.). Выступления в защиту евреев в связи с обвинениями в ритуальных убийствах и кровавых наветах предпринимались рядом других владетельных особ, таких как миланский герцог Галеаццо Сфорца (1470 г.) и венецианский дож Пьетро Мочениго (1475 г.).

Но, несмотря на это, рождались новые обвинения:

1540 г. - Нейбург, 1603 г. - Верона. 1669 г. - Мец. Эстафета обвинений практически не знала остановок и продолжилась в новое время, ,1840г. - Дамаск, 1875 г. - Збор (Румыния). 1826 г. - Урмия(Турция), 1880 г. - Коморна (Венгрия), Смирна (Турция), 1881 г. - Александрия, Галиция, 1882 г. - Тисса-Эслар (Венгрия).

Обвинение находит горячих приверженцев в нацистской Германии в 30-40-х годах и в странах арабского Ближнего Востока. Последний раз слухи о ритуальном убийстве стали причиной гибели нескольких десятков евреев, растерзанных разъяренной толпой в польском городке Кельц в 1946 году (!). И не столь важно, кто распустил эти слухи то ли оппозиция, недовольная широким участием евреев в коммунистической администрации, то ли сами власти, дабы отвлечь внимание от внутренних проблем. Важно то, что люди с готовностью приняли услышанное и проявили обычную для подобной ситуации реакцию.

Завершая краткую историческую преамбулу, мы остановились у границ России. Что же происходило на востоке христианского мира?

Взаимоотношения “евреи — Россия” имели определенную специфику, связанную, прежде всего с тем, что на протяжении веков Московское государство оставалось для иностранцев закрытым. Евреи появлялись в России как “немцы” из стран запада и надолго не задерживались. К ним отношение Москвы было тем более настороженным, что ересь жидовствующих, возникнув в Новгороде в XV веке, так и не была до конца искоренена. В целом же, евреи, оказавшись редкими гостями России, не вызывали

особого внимания.

Однако, с начала XVIII века положение меняется с переходом под власть России левобережной Украины, где антисемитские настроения среди населения, особенно казачества, чрезвычайно сильны. Именно там, на Черниговщине, впервые в пределах Российского государства, в 1704 г. появление ничем не подкрепленных слухов о ритуальном убийстве вызывает погромную волну, стоившую жизни и имущества десяткам евреев. Следующим этапом истории следует считать дело Бороха Лейбова, купца-откупщика, в течении нескольких лет активно работавшего в России. В 1727 г. на него была подана жалоба в Синод от лица двух смоленских мещан, заявивших, что Лейбов на свои средства построил синагогу недалеко от церкви и в ней проводит агитацию против православия. Проведенное расследование “показало” виновность Бороха Лейбова и в других преступлениях. Так, обвиняемый якобы вместе с женой служившую у них в прислугах девку “в субботу ... повеся за переводной брус, держали ее в таком положении с вечера до утреннего звона, и, завесивши ей голову, булавками и иглами испущали из нее руду и освободили ее только тогда, когда на крики ее пришел мещанин села Зверовичи Никифор Петров...” Безосновательное обвинение тянулось 10 лет. И только в 1737 г. выдвижение против Бороха Лейбова нового обвинения, еще более тяжкого по мнению обвинителей (!), а именно в совращении в иудейство отставного морского капитана-поручика Александра Возницина, позволило обвинителям завершить свое дело. 15 июля 1738 г. в соответствии с резолюцией императрицы Анны Иоанновны оба несчастных были сожжены. Так завершилось в России первое дело, формально ритуальным не ставшее, но в своем развитии предполагавшее и подобный вариант продолжения.

Собственно “ритуальное дело” в Российском государстве возникло в 1799 г. в Белорусии в местечке Сенно, где вблизи корчмы, принадлежавшей еврею, был обнаружен труп женщины-христианки. События происходили незадолго до Пасхи, и местные власти на основании ходивших слухов о потребности для еврейского ритуала христианской крови, заподозрили в убийстве 4 евреев, находившихся в корчме. Следствие не выявило никаких улик. и дело было прекращено: Неблаговидную роль в этом деле сыграл поэт и царедворец Г. Державин. В своей докладной записке царю он заявил, что пока евреи в целом не оправдаются в злодействах перед христианами, то он не может принимать их свидетельские показания. Демарш Державина был оставлен Павлом 1 без внимания, дело закончилось благополучно. Но именно с этого времени, преодолев западную границу, гнусное обвинение начинает свою историю в России.

В 1805 и 1811 г. в Белорусии на бывших польских землях вновь чуть было не возникают ритуальные процессы, но отсутствие малейших улик останавливает их развитие.

Россия получила кровавый навет вместе с территориями, отошедшими к ней после разделов Польши. Еврейское население новых российских территорий, связывавшее с приходом русской администрации надежды на изменение своего положения, заняло, в большинстве своем, пророссийскую позицию. Польское население, которое и до того было настроено достаточно антисемитски, теперь стало рассматривать евреев как открытых сторонников России и противников польской независимости. Это польско-еврейское противостояние особенно остро проявилось в ходе компании 1812 года, когда поляки открыто приветствовали и поддержали армию Наполеона, а еврейское население этих же территорий симпатизировало и оказывало посильную помощь русским войскам.

Противостояние обостряется после окончания войны с Наполеоном, когда русские власти в лице комиссара при правительстве Царства Польского сенатора-либерала Н. Н. Новосильцева представляют проект решения еврейского вопроса, в котором, кроме прочего, предлагается предоставить евреям гражданские права без всяких ограничений. Проект вызывает яростный протест со стороны польской верхушки. Делаются попытки скомпрометировать евреев путем ритуальных наветов. В 1815-1816 г.г. в разных местах Царства Польского - в Межириче, Влодаве, Люблине, Седлице и Гродно при обнаружении детских трупов обвиняют евреев. Наибольшую известность получает гродненское дело 1816 года.

Гродно, бывший в то время крупным центром еврейской культуры, большинство населения которого составляли евреи, приветствовал освобождение города от наполеоновских войск отрядами Дениса Давыдова. Ранее же поляки Гродненской губернии сформировали и отправили во французскую армию два полка своих земляков. После освобождения, правда на весьма короткий срок в 1,5 месяца, власть в городе вообще была передана кагалу. Но вскоре гродненским губернатором становится один из открытых антисемитов и приверженец независимости Польши, для которого было важно дискредитировать перед правительством прорусски настроенных евреев. И когда весной 1816 года в окрестностях города было найдено тело 4-х летней христианской девочки, то сразу же отбрасываются все другие версии и возникают обвинения евреев в ритуальном убийстве. Власти арестовывают одного из членов гродненского кагала Шолома Лапина. Выкрест унтер-офицер Савицкий заявляет, что христианская кровь нужна евреям для обмазывания притолков. Дело тянется до марта 1817 г. Министр духовных дел страны князь Голицын не обращая внимания на то, что на западе Империи любое невыясненное убийство сваливается на евреев, и рассылает губернаторам циркуляр с монаршей волей:

“По поводу оказывающихся и ныне в некоторых от Польши присоединенных землях изветов на евреев об умерщвлении ими христианских детей, якобы для крови, Его Императорское Величество, приемля во внимание, что таковые изветы и прежде неоднократно опровергаемы были беспристрастными следствиями и королевскими грамотами высочайше повелеть изволил: объявить всем управляющим губерниями монаршую волю, чтобы впредь евреи не были обвиняемы в умерщвлении христианских детей без всяких улик, по одному предрассудку, что якобы они имеют нужду в христианской крови”.

Вероятно, именно гродненское дело вызвало столь пристальное внимание Александра 1 к еврейским проблемам. Уже через неделю после объявления своей воли он издал специальный указ об учреждении “общества израильских христиан” как социального и юридического оплота для новых христиан (крестившихся евреев), наделяемых большими привилегиями (потомственное владение бесплатно передаваемой землей, право заниматься торговлей и ремеслами без записи в гильдии и цехи, освобождение от военной и гражданской службы, различных повинностей, подотчетность только непосредственно царю, минуя местную власть и т. п.). Практически реализовать затею с “обществом” не удалось, что не помешало Александру в конце своего царствования издать еще ряд указов, облегчивших положение евреев.

Однако, именно Александр 1 дает ход почти уже прекращенному ритуальному процессу, начавшемуся через несколько лет. На этот раз обвинение возникло в уездном городе Витебской губернии Велиже, в Белорусии. Велижс-

кое дело имело весьма характерную для подобных обвинений предысторию.

В 1822 г. от велижского костела, принадлежавшего , ордену бернардинцев, поступил заказ одному из достаточно известных художников на написание картины с изображением евреев, выцеживающих кровь из тела христианского ребенка. Заказ был выполнен, и картина украсила фасад костела. В ней содержалось недвусмысленное обращение к ленчицкому навету 1639 года, когда в уездном городке близкой Калишской губернии, тогда принадлежавшем Польше, по обвинению в убийстве христианского ребенка для религиозных надобностей были обвинены и казнены уважаемые члены общины. Мощи якобы замученного евреями ребенка были помещены в стеклянном гробике в ризнице костела, основанного в Ленчицах бернардинцами. Там же была помещена и написанная маслом картина с изображением изуверов-евреев, выцеживающих из ребенка кровь.

По жалобе еврейской общины, направленной российским властям, было дано распоряжение снять картину с фасада велижского костела. В ответ на это тем же художником была написана еще большая по размеру картина, снятия которой с фасада прихожане уже не допустили. А буквально через несколько недель, в первый день христианской Пасхи 1823 г., в городке становится известно об исчезновении трехлетнего мальчика, которого через десять дней обнаруживают за городом в болоте мертвого с множественными колотыми ранами на теле. Народная молва, уже подготовленная событиями, разгоревшимися вокруг картин, тут же обвиняет в убийстве евреев. Несмотря на полное отсутствие улик после проведенного первоначального расследования, суд, вопреки высочайшему повелению 1817 года заявил, что: “... как христианам к убийству его (ребенка) никаких поводов не было..., то и полагать надобно, что сделано таковое из недоброжелательства к христианам евреями, и таковое умерщвление мальчика необыкновенным образом отнести следует на евреев; токмо кто именно причиною - не найдено, а потому смерть его... придать воле Божьей, умерщвление же оставить в сомнении на евреев”. Однако затем, следующая судебная инстанция постановляет оставить евреев “без всяких подозрений”, а дело об убийстве ребенка расследовать вторично. Но и повторное расследование не дает результатов, и дело прекращается.

В 1825 г. император Александр I следует из Петербурга на юг через Велиж и получает жалобу по поводу нерасследованного до конца дела об убийстве евреями христианского ребенка. Александр I теперь уже сам, вопреки своему повелению 1817 года, приказывает строжайшим образом расследовать дело и доложить ему результаты.

Белорусский генерал-губернатор князь Н.Н.Хованский, известный юдофоб, ретиво берется за дело и в Велиже начинает работать особая комиссия по расследованию. Арестовывают более сорока евреев. Более того, дело выстраивается комиссией так, что обвинение инкриминируется уже евреям вообще, иудаизму в целом. По докладу князя Хованского новый император Николай 1 повелевает:

“Так как оное происшествие доказывает, что жиды оказываемую им терпимостью их веры употребляют во зло, то в страх и пример другим жидовские школы (т.е. синагоги) в Велиже запечатать впредь до повеления, не дозволяя служить ни в самих сих школах, ни при них”. Комиссия подняла материалы ленчицкого дела, арестованных стали подвергать физическому воздействию, ужесточив и без того нечеловеческие условия их содержания. Когда в ходе разбора дела следователи получили сведения о якобы имевших место и до велижского убийства других изуверствах над детьми, приписываемых евреями, то Николай 1 немедленно повелел “... узнать, кто были несчастные сии дети; это должно быть легко, если все это не гнусная ложь”. Выкрест Грудинский заявил о наличии у евреев специальной книги, посвященной использованию христианской крови и даже представил перевод ее нескольких страниц. Необходимость евреям христианской крови для ритуальных целей подтверждает и другой выкрест - ксендз Паздерский. Ложь Грудинского была опровергнута очень быстро: в представленной им книге речь шла о ритуальном убое скота. Дело было передано в сенат, где вызвало разногласия среди сенаторов, и тогда оно поступило на рассмотрение товарищу (т. е. заместителю, как сказали бы мы сегодня) министра юстиции графу В.Н.Панину, который после изучения материалов дела показал несостоятельность обвинений и потребовал освобождения арестованных. Из-за новых разногласий дело перешло в высшую инстанцию - Государственный совет, где председателем департамента гражданских и духовных дел был старейший член совета, адмирал граф Н.С.Мордвинов, лично знавший некоторых обвиняемых, так как владел поместьями около Велижа. Граф Н.С.Мордвинов заявил, что евреи пали жертвою предубеждений, невежества и религиозного фанатизма. Государственный совет постановил освободить всех арестованных от суда и следствия, а министерству внутренних дел подтвердить в губерниях с еврейским населением высочайшее повеление 1817 года. Решение Государственного совета было утверждено Николаем I. Следствие по этому делу тянулось девять лет, трое обвиняемых скончались в тюрьме во время следствия

Таким образом, в 1835 г. дело, казалось бы, благополучно завершилось. Однако, Николай I, утверждая окончательный приговор, подчеркнул: “...считаю нужным прибавить, что внутреннего убеждения, что убийство евреями произведено не было, не имею и иметь не могу. Неоднократные примеры подобных умерщвлений с теми же признаками, но всегда непонятными по недостатку законами требуемых доказательств... доказывают, по моему мнению, что между евреями существуют, вероятно, изуверы или раскольники, которые христианскую кровь считают нужной для своих обрядов...” Итак, попытка обвинить евреев в целом в ритуальных убийствах и в употреблении христианской крови не удалась, и вина переносится на неких “раскольников” [3] в еврейской среде, что позволило полностью обвинение не снимать.

Пока шло велижское дело, произошли в российском государстве еще два кровавых навета, оставшихся как бы в тени велижского. В 1827 г. возник навет в г.Тельшяй, где, как показало расследование, пастухи-христиане убили крестьянского ребенка, а вину в содеянном попытались возложить на евреев. В 1830 г. возник навет в Заславе (ныне Изяслав), также не повлекший серьезных последствий для евреев. Накаленная атмосфера велижского дела дала повод к попытке реанимации гродненского, уже, казалось бы, сданного в архив. Но это не дало никаких результатов, и оно уже окончательно было прекращено.

Кровавый навет вновь напоминает о себе через два десятилетия, в 1852 г. на другом конце Империи - в Грузии, где, к счастью, не имеет серьезных последствий.

Но в 1853 г. уже непосредственно в центре России, в Саратове, разыгрывается новый судебный процесс. Несмотря на указания в уже первых актах следственного производства на возможную связь пропавших мальчиков с широко распространенными в Приволжском крае поверьем, что для отыскания “клада” требуется безмолвное присутствие или убийство невинных христианских младенцев, все прочие версии, кроме еврейской, были отброшены. В убийстве христианских детей были обвинены на этот раз торговец мехами Янкель Юшкевичер, его крещеный сын Федор Юрлов и рядовой местного гарнизона — моэль еврейской общины Шлифферман.

Следствие сопровождалось огромным количеством ложных и самых несуразных псевдосвидетельских показаний, обвинений и самооговоров. В районе Саратова в эти дни возникло несколько обвинений в похищении детей с ритуальными целями, в чем обвинялись “хохлы”, немцы-колонисты, сектанты. Дела эти быстро лопнули, как и аналогичные в Велиже, так как не были установлены сами факты похищения детей.

Внутри саратовского дела возникло еще сдно - “лядинское”, в котором евреи Тамбовской губерни, среди которых Иехазкел Коников и шойхет тамбовской общины Файвуш Раголик, обвинялись в получении христианской крови из Саратова для ритуальных целей. Фактически дело заключалось в том, что, узнав об обвинениях, выдвинутых против евреев Саратова, они выслали туда изданную в 1837 в Вильне книгу Ицкаха Бера Левинзона “ Эфес Дамим” (“Нет крови”). Эта книга подробно исследует отношение иудизма к крови и разбивает возможные нападки на евреев в отношении ее использования в ритуальных целях. Получение книги в Саратове вызвало повышенную подозрительность и отправители были арестованы. В тюрьме Файвуш Раголин написал подробную хронику саратовского дела — “мегиллат Саратов”, т. е. саратовский свиток, в котором дело освещено как бы изнутри, его непосредственным участником.

Дело было закончено в ноябре 1853 г. Однако выводы даже при совершенно предвзятом ведении следствия были столь неоднозначными, а полное отсутствие связи смерти детей с еврейскими ритуалами столь очевидно, что в июле 1854 г. была учреждена специальная “судебная комиссия” под председательством чиновника особых поручений при министре внутренних дел А.К.Гирсе с целью изучения всего материала, собранного по делу, а также для “исследования, в возможной степени, тайных догматов еврейского религиозного изуверства”.

Комиссия рассматривала материалы два года. По ее решению все привлеченные к делу евреи, были признаны невиновными. Однако, Государственный Совет не согласился с ранее сделанными заключениями, признав евреев виновными, в результате этого и Юшкевичер, и Шлифферман, и выкрест Юрлов были отправлены на каторжные работы. Замешанные же в деле христиане были привлечены лишь к легкому наказанию, учитывая их чистосердечное участие в следствии и изобличении главных преступников.

В ходе следствия у евреев было изъято большое количество печатной продукции и других письменных материалов, чтобы на основе собранного попытаться установить связь убийств с религиозным ритуалом. В качестве экспертов для изучения материалов на первом этапе были привлечены два солдата - выкреста. Не удовлетворившись их экспертизой, к работе был привлечен известный русский историк Костомаров, но и он не вполне удовлетворял желаниям следователя. В конечном итоге в декабре 1855 г. при департаменте духовных дел иностранных исповедей была учреждена особая комиссия под председательством все того же А.К.Гирса, возглавлявшего и судебную комиссию. В состав комиссии вошли бывшие профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиереи Г.Павский и Ф. Сидонский, профессор той же академии, выкрест В. Левисон, известный своими пожертвованиями на распространение христианства среди евреев, и профессор Санкт-Петербургского университета, выкрест Д.Хвольсон, выпустивший вскоре после процесса в 1861 г. книгу, посвященную кровавому навету “О некоторых средневековых обвинениях против евреев”.

Комиссия однозначно заявила, что в собранных книгах нет ничего такого, что бы могло относиться к употреблению евреями вообще или кем-либо из них, в частности, христианской крови, для осуществления какой-либо религиозной или суеверной цели. Однако, отвечая на вопрос в целом, мнения членов комиссии разошлись. Если ученые - семитологи Левисон и Хвольсон категорически отвергли саму возможность догмата употребления человеческой крови евреями, то священники дали уклончивые ответы. В результате этого А.Гире в своем заключении был вынужден лишь присоединиться к высказыванию Николая I по поводу велижского дела о том, что если и среди христиан есть отдельные изуверы, то нельзя отрицать, что и среди евреев могут быть отдельные такие же”.

Таким образом, хотя евреи и были осуждены, но ритуальный характер, делу, в конечном итоге, придан не был, и оно было квалифицировано как уголовное. Обвинения евреев в поругании христианской веры были сняты.

Заключая рассказ о саратовском деле, отмечу лишь одну деталь, актуальную сегодня. Когда в начале расследования по городу поползли слухи об обвинении евреев в пропаже детей, и группа местных мещан устроила погром на еврейском кладбище, то из Петербурга приехала специальная следственная комиссия для розыска виновных в грубейшем нарушении законности и порядка.

После очень незначительного перерыва кровавый навет вновь встал в центр внимания российской общественности; новые проявления его на этот раз непрерывной чередой займут уже несколько десятилетий.

Волна антисемитизма, поднявшаяся в Германии с начала 70-х годов XIX в., оживила легенду о ритуальных убийствах. На окраинах Европы, в Греции и в Турции кровавые наветы стали чуть ли не ежегодными (в Смирне - 1864, 1872, 1874, 1876, 1888 г.г.). Возникает кровавый навет в Грузии, известный как “Кутаисское дело 1879 года”.

Евреи местечка Сачкери обвиняются в похищении и убийстве крестьянской девочки. Девочка пропала за день до еврейской Пасхи у дороги, по которой проезжала группа евреев. Этого оказалось достаточным для обвинения. Медицинская экспертиза, проведенная дважды после обнаружения тела пропавшей, оба раза пришла к заключению о ненасильственной смерти девочки. Суды и первой, и второй инстанции полностью оправдали обвиняемых.

Итак, благодаря уклончивой позиции, занятой православным духовенством, мнение об использовании евреями христианской крови стало практически повсеместным и устойчивым. И это несмотря на отсутствие улик, состава преступления и оправдательные приговоры. Тем самым, создавались условия для погромной агитации и организации самих погромов. Так было при погромах 1881 года, прокатившихся по юго-западному краю России, при погроме в Нижнем Новгороде в 1884 году, где поводом к возбуждению толпы послужили слухи о похищении христианской девочки еврейскими детьми.

Набиравший обороты германский антисемитизм конца XIX века активно подхваченный российской правой печатью, привел к тому, что кровавый навет продолжался. В 1899 г. в Богемии проходит дело Гильзнера, а в 1900 г. в Вильне (современный Вильнюс) на территории уже Российской империи Давид Блондес был обвинен в нанесении ран своей служанке с ритуальной целью, но был признан невиновным и полностью оправдан.

Хроника кровавого навета в XX веке выглядит следующим образом. В 1903 г. - в Дубоссарах (современная Молдавия), попытка убийцы — христианина возложить смерть убитого им ребенка на евреев для осуществления ритуальных нужд приводит к жесточайшему кишиневскому погрому, ужаснувшему Европу и Америку (убито 49 _человек, 586 ранено, разгромлено более 1,5 тысяч еврейских домов. 1911 г. - знаменитое дело Менахема-Менделя Бейлиса в Киеве, инспирированное царским правительством и, несмотря на его полный провал, продолжавшее содействовать распространению слухов о еврейских ритуальных преступлениях. Кровавые наветы в 1926 г. в Чарджоу (Турк-мения), 1930 г. в Ахалике (Самаркандская обл., Узбекистан), 1960 г. - Буйнакске (Дагестан), 1961г. - в Маргилане (Узбекистан), 1962 г. - в Ташкенте (Узбекистан). Череда кровавых наветов в Грузии в 60-х годах: 1963 г. - Цхалтубо. 1964 г. - Зестафони, 1965 г. - Кутаиси. Слухи о ритуальном убийстве распространялись в 1964 г. в Вильнюсе.

Последним на сегодняшний день случаем кровавого навета на постсоветском пространстве и в мире стало обвинение, выдвинутое в 1992 г. в Бишкеке . (столица Киргизской республики) против еврейской семьи в использовании крови для выпечки мацы.

Перешагнет ли кровавый навет очередной вековой рубеж или останется лишь достоянием истории, покажет время. До наступления нового века осталось совсем немного.

face="Times New Roman">

В заключении хотелось бы сделать несколько выводов из изложенного:

1. Кровавый навет, имеющий отчетливые дохристианские корни, появился в России сравнительно поздно, лишь в середине — конце XVIII века, когда ритуальные процессы стали в Европе уже достаточно редким явлением. Россия как бы приняла эстафету, утвердив и расширив распространенность навета на подвластных ей территориях, и в XX веке осталась практически единственным местом, где он приводил к реальным обвинениям и вызывал возбуждение следственных действий. Исключение, разве что, составляет трагедия в польском городке Кельце в 1946 году, но заметим, что Польша в то время находилась под контролем Советского Союза и местных коммунистов.

2. Именно в России кровавый навет получил своеобразную трансформацию, заключающуюся в подозрениях на наличие в иудаизме определенных “изуверских” сект, практикующих ритуальные убийства вопреки общепринятой традиции.

3. Лишь один ритуальный процесс в России закончился вынесением обвинительного приговора подозреваемым (саратовское дело), при этом ритуальный характер дела был вынесен за рамки судебного разбирательства, что свидетельствует об определенной степени объективности при проведении следствия по ритуальным делам в России.

Примечания

1. Широкое освещение этого вопроса было сделано в ряде

работ, опубликованных в конце XIX века, наиболее известными из которых являются:

Кассель П.С. Символика крови — 1882.

Штрек Г.Л. Кровь в верованиях и суевериях человечества. Перевод под ред. проф. И.Д. Андреева.

2. Обвинения против христиан приведены, например, в памфлете Минуция Флавия (II в. н.э.) “Октавий”, являющемся, повидимому, воспроизведением одного из выступлений в римском сенате при Марке Аврелии (цит. по книге А.Донини “У истоков христианства”, М., 1979, с. 167): “То, что рассказывают о посвящении завербованных ими людей, столь же отвратительно, как и общеизвестно. Неофиту приводят мальчонку, целиком вываляв его в муке, чтобы легче ввести неосторожного человека в обман. Малыша зверски убивают ударами, которые наносит вслепую новообращенный, который думает, будто протыкает без всяких последствий кучу муки. Затем — ужасно говорить об этом — они с жадностью вылизывают кровь и делят между собой растерзанные члены. Такова жертва посвящения, принесенная по их сговору. И сознание совершенного преступления обеспечивает их взаимное молчание. Подобная церемония отвратительнее наихудшего святотатства”.

3. Продолжение вышеприведенной цитаты может объяснить причины появления такого мнения у Николая I: “... сие тем более возможным казаться может, что к несчастию и среди нас, христиан, существуют иногда такие секты, которые не менее ужасны и непонятны; н.п. сожигательщики и самоубийцы, которых неслыханный пример был уже при мне, в Саратовской губернии. Словом, не думая отнюдь, чтобы обычай сей мог быть общим евреям, не отвергаю, однако, чтобы среди них не могли быть столь ужасные изуверы, как между нас, христиан”!.

4. Книга Ицхака-Бера Левинзона “Эфес Дамим” была еще в 1840 г. по просьбе Моше Монтефиоре переведена на английский язык для воздействия на ход дамасского дела.

“КОРНИ”




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100