<

 
На главную

    Интернет-журнал
    Истоки
    О духовном
    Богом избранный
    Земля обетованная
    613 Мицвот
    Время испытаний
         История
         Современность
         Материалы ADL
    Персоналии
         ЖЗE
         Я - Еврей
         Чтобы помнили
    Книжная полка
    Еврейский треугольник
    Мужчина и женщина
    Наш календарь




Реклама на IJC





Реклама на IJC



Евреи и Мухаммад, или истоки конфликта

Савва Катанин


В последнее время в израильской прессе на русском языке появился ряд публикаций об отношении ислама к евреям. В их числе большая статья Бориса Шустефа "Мухаммад и евреи, или почему ненависть не погасить" ("Еврейский Камертон", 14-21.11.2002). Автор ее, очевидный противник мусульманской юдофобии, отдает "роль советника" писателю-антисемиту Адилу Салахи и пересказывает ряд эпизодов из его юдофобского произведения, названного "монументальной книгой". Эпизоды эти связаны с изгнанием евреев из Ясриба (Ятриба, Медины). В статье приводится также интервью с трехлетней девочкой, с молоком матери впитавшей ненависть к евреям.
Облик евреев в картине, созданной Салахи, прописан сажей на дегте. Однако Б.Шустеф говорит: "Нет никакого смысла уточнять и проверять верность или ошибочность изложенных фактов", поскольку "уровень правдивости в этих эпизодах не имеет никакого значения", - и упускает заявленный им анализ проблемы и ее "религиозной подкладки". Примеры показывают злобную враждебность к евреям, раздуваемую происламистскими СМИ и клерикалами. Это явление известное. Однако отсутствие в статье критического анализа истоков конфликта вызывает недоумение. Последнее, чего не хватает евреям, - это комплекс вины. На наш взгляд, вследствие одностороннего освещения проблемы, статья неожиданно приобрела мазохистское направление.
Продолжим тему, взглянув на проблему с другой, еврейской стороны.
ИСТОЧНИКИ
Книга Салахи основана на старейшей из дошедших до нас биографии Мухаммада, написанной через двести лет после смерти пророка. Книгу "Жизнь Пророка" составил басриец Ибн Хишам (ум. 834 г.), переработавший более старую, не сохранившуюся (или уничтоженную во избежание разноречий, подобно ранним записям Корана) книгу Ибн Исхака (704-767) из Медины, написанную на основе сказаний и хадисов. Кроме того, Салахи, как пишет Б.Шустеф, изучил множество всевозможных биографий Мухаммада. Заметим, что биографии, составленные апологетами ислама, по богатству вымыслов соперничают с замечательными арабскими сказками.
Документальных свидетельств взаимоотношений евреев и пророка Мухаммада не много. Отдадим предпочтение этим источникам, а также работам авторов, занимающих, на наш взгляд, непредвзятую позицию. Обратимся к первым годам хиджры.
ПОД СОЛНЦЕМ "МЕДИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ"
Поначалу отношения между евреями и Мухаммадом в Ясрибе сложились неплохо. В "Мединской конституции" евреи были признаны членами "Уммы" (общины), были определены их права и обязанности. В пункте 25, в частности, было указано: "Религия евреев - своя, верующих - своя. Евреи останутся при своей, мусульмане при своей религиях". В ряде пунктов были оговорены взносы в оборону Ясриба и участие в ней евреев - только с разрешения Мухаммада - и в случае нападения на город. В пункте 44 указано ясно: "Между ними (мусульманами и евреями) будет взаимопомощь против тех, кто нападает ни Ясриб".
По мере усиления мусульман положение начало меняться. Мухаммад пришел к выводу, что для распространения ислама метод убеждения малоэффективен, нужно переходить к "Джихаду Меча". В догмате джихада - существенное отличие ислама от других мировых религий. Александр Халдеев, автор ряда работ об истории ислама, отмечает, что документ, известный как "Манифест Мухаммада", навсегда изменил "характер и глубинную суть ислама". В этом документе было сказано: "Различные пророки были ниспосылаемы Богом для проявления различных Его свойств… Но ни одно из этих свойств не оказалось достаточным, чтобы вполне убедить людей. Поэтому я, последний из пророков, послан с мечом! Пусть все, распространяющие мою веру, не прибегают ни к доказательствам, ни к рассуждениям, а убивают тех, кто отказывается повиноваться закону. Сражающийся за истинную веру, погибнет он или победит, получит во всяком случае блестящую награду… Меч есть ключ от неба и ада…". Мухаджиры (переселившиеся) и ансары (местные сподвижники пророка) поначалу бедствовали из-за безденежья, а рядом процветали богатые и влиятельные иудеи. Мухаммаду пришлось разрешить мусульманам нарушить "запретный месяц" и напасть на богатый караван его сородичей-курайшитов. Добыча укрепила дух сторонников пророка. Евреи Медины не участвовали в битве под Бадрам, и нет сведений о том, что их звали на это дело. Салахи пишет о евреях, что "им стало очень жалко неверных". Объяснение надуманное и наивное. Операция не была защитой города, обязательной по "конституции", а нападением с целью грабежа. Евреи разбойным промыслом, связанным с риском для жизни, заниматься не были обязаны, участвовать в нем не хотели, как и многие арабы-земледельцы Медины. Историк Л.И.Климович в "Книге о Коране" отмечает: "Население Медины неохотно участвовало в набегах", - и ссылается на суру "Корова": "Предписано вам сражение, а оно ненавистно для вас" (2:212).
Поведение евреев и их упорное нежелание принимать ислам очень не нравилось мусульманам. Мухаммад решил более не терпеть неблагодарных евреев, ради которых он поначалу установил направление поклонения (киблу) в сторону Иерусалима, упрямцев, отвергших его учение. И повод для нападения на евреев нашелся.
ДЕЛО О ЗАДРАННОЙ ЮБКЕ
Обратимся к пересказу книги Салахи. Читаем эпизод унижения мусульманской женщины, закончившийся первым кровопролитием. Салахи назвал его провокацией (?) евреев, и Б.Шустеф повторяет за ним: "Провокации долго ждать не пришлось".
История умалчивает, была ли восточная дама, зашедшая в еврейскую ювелирную лавку, в традиционных шальварах до щиколоток. Непонятно, как можно скрытно задрать на спину юбку сидящей на ней женщины. В лавке любому покупателю - респект, женщина, как следует из текста, сидела. "Когда она поднялась, нижняя часть ее тела предстала на всеобщее обозрение", и евреи стали смеяться. Она закричала, находившийся рядом мусульманин бросился на охальника и убил его. Тут же евреи убили убийцу и т.д.
Рассказец, похоже, лживый. Чтобы врать, говорят, нужны фантазия и память. Сочинителю не хватило фантазии, эпизод был сработан по принципу "с больной головы на здоровую", т.е. составлен путем подмены действующих лиц. Действительно, аналогичный эпизод есть и у других авторов. В позапрошлом веке православный религиозный историк и философ В. Соловьев в книге "Магомет" писал о нападении мусульманина на еврейскую женщину. А вот как пересказывает этот эпизод Петр Люкимсон в книге "Пророк Мухаммед". В Ясрибе на улице мусульманин стал приставать к девушке-еврейке. "В своих посягательствах он дошел до того, что задрал ей юбку". Проходивший мимо еврейский юноша вступился за девушку. Сбежались мусульмане и евреи, после жестокой драки остались два трупа: обидчика и отважного юноши. Об этом узнал Мухаммад. Его вердикт был справедливым и мудрым. Он сказал, что тот, кто приставал к девушке, конечно, вел себя недостойно, но он был мусульманин, и оставить так дело нельзя, евреи должны быть наказаны. После чего мусульмане напали на квартал самого большого и богатого племени (клана) бану Кайнука и осадили его. Через две недели у евреев кончилась еда, начали умирать дети, и они сдались…
ВОЙНЫ
Мухаммад еще до этого нападения объявил, что он считает договор с евреями расторгнутым. Прошло немного времени и Мухаммаду своевременно приснилось, что другое племя - бану Надир - хочет его убить. Аллах его предостерег. Этот сон явился поводом для убийства видного представителя этого клана и изгнания второго племени.
В 627 г. произошла знаменитая "Битва у рва". Превосходящие силы курейшитов с союзниками (в их числе были евреи из оазиса Хайбара и часть евреев из ранее изгнанных племен) осадили Медину. Третье еврейское племя Ясриба (бану Курайза) жило в отдалении от города, их хорошо укрепленный замок не был защищен рвом. Попытаемся понять их поведение.
Они между двух огней. Предводитель курейшитов Абу Софиан предлагает присоединиться к его войску. Мухаммад требует от них бросить свои дома и войти в Медину, сражаться за ислам против курейшитов и их союзников, среди которых евреи. Евреи уже не связаны договором с Мухаммедом, он его разорвал. Отношение мусульман грозит повторением трагедии других еврейских племен. Какое принять решение?
Они выбрали нейтралитет. Евреи ответили Мухаммаду, что будут праздновать субботу и попросили отсрочки на неделю. Как отмечает историк Л.И. Климович, племя бану Курайза, по-видимому, не помогло осаждавшим. В эти дни разразились грозы с беспрерывными ливнями, пронизывающим ветром и необычным холодом, вади переполнились бурными потоками, в них тонут люди. Ненастье и отсутствие продовольствия сломило дух сборного войска Абу Софиана. Первыми ушли бедуины, за ними евреи из оазиса Хайбара. Курейшиты решили, что Пророку помогает Аллах, и сняли осаду.
Племя бану Курайза не избежало трагедии. Они понадеялись на милосердие Пророка и открыли ворота своего замка. Мусульмане жестоко расправился с ними: все мужчины были казнены, женщины и дети обращены в рабов и частью обменены на верблюдов и оружие. Дома, имущество и земельные владения поделили между собой мухаджиры, пятая доля добычи полагалась Пророку.
ЧТО СКАЗАЛ РЕБЕ
Существует свидетельство современника Пророка, содержащееся в греческом (византийском) документе "Доктрина Якова". Он был обнаружен доктором П. Кроне и датируется последними годами жизни Мухаммада, предположительно 630 годом.
В документе приведена выдержка из письма некоего еврея Авраама к соплеменникам в Карфагене. Он сообщал новость: "Лжепророк появился среди сарацинов… Я, Авраам, спросил ученого человека: "Рабби, что ты думаешь о пророке, который явился среди сарацинов?" - "Он лжепророк, - ответил рабби со вздохом, - "Разве пророки приходят с мечом и на колесницах? Но ты, Авраам должен пойти и расспросить людей об этом пророке". Поэтому я стал расспрашивать, и те, кто встречал его, сказали мне: "В нем нет правды, в этом пророке, одно кровопролитие. Ибо он говорит, что держит ключи от Рая, а этого не может быть".
Печальный ребе выразил взгляд аравийских евреев - современников Пророка. Они не хотели сражаться за чуждую им веру, но не были вероломны. Договор отменил Мухаммад. Позже Пророк так же поступил с курейшитами, разорвав через два года договор, заключенный с ними на десять лет. Сунна Пророка - наставление и руководство для потомков и урок для "неверных".
Евреи Ясриба хотели мира с Мухаммадом. Хотя они уже много веков жили на этом краю Ойкумены, на земле, где не было государства, люди еще жили племенами и общинами, но у них было "галутное мышление". У евреев Ясриба не было единства, но были свои "миротворцы", они надеялись поладить с Пророком и не объединились для самозащиты, несмотря на равные силы с мусульманами Ясриба.
РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ
Кроме политической подкладки ненависти к евреям, о чем только и пишет Салахи, был и экономический интерес, и очень весомая религиозная сторона.
В рождении нового учения обычно участвует отрицание как категория диалектики: новое отторгает старое. Для утверждения нового полезно, даже необходимо вскрыть пороки старого. Латыняне отметили психологический момент этого процесса шутливым афоризмом: "Да погибнут те, кто раньше нас сказал то, что говорим мы!". Для примера напомним, что христианство, зародившееся как секта в лоне иудаизма, отошло от него достаточно далеко, хотя и полностью восприняло ТАНАХ в виде Ветхого Завета.
Академик Крачковский утверждал, что догматика ислама в известной мере заимствована из иудаизма (по разным источникам - 50-70 процентов), в меньшей мере - из христианства. Откровением, "низведенным Аллахом" его расулю (посланнику), было признание всех предшествующих пророков Писания: Ибрахима (Авраама), его сыновей Ишмаэля (занявшего особое место, как родоначальника арабов) и Исхака, Нуха (Ноя), Мусы (Моисея), Исы (Иисуса) и т.д. Перед новообращенными, которые недавно поклонялись камням и истуканам, открылось колоссальное наследие, и оно благосклонно было принято, поскольку народ с замечательным прошлым несомненно достоин великого будущего.
В Коране много обвинений иудеев, но не в том, о чем написал Салахи, а в том, что они якобы исказили Писание, скрыли его часть, "переставляли слова на их местах", уклоняются от истины, "превозносятся", сотворили Золотого Тельца, побивали своих пророков и т.п. Евреи были наказаны изгнанием, а это значит - была вина перед Аллахом. Тут выявляется некая перевернутая, следственно-причинная связь. Аргументов не требуется: "Поистине, Аллах знает, а вы не знаете!" (3:59). Христиане виноваты в отклонении от монотеизма из-за догмата Святой Троицы, в составе которой якобы присутствует Дева Мария, и т.д. В Коране значительное место составляют увещевания, обращенные к "неверным": многобожникам, христианам и особенно часто - к иудеям:
"Или вы скажете, что Ибрахим, и Исмаил, и Исхак, и Йакуб, и колена были иудеями или христианами? Скажи: "Вы больше знаете или Аллах?" (Перевод Крачковского, 2:134).
"О обладатели писания! Почему вы препираетесь об Ибрахиме?…" (3:58).
"Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников" (3:60).
На эти речи евреи Ясриба отвечали насмешками. Евреи читали и изучали Тору, и были убеждены, что у народов, произведенных Всевышним от Ицхака и Ишмаэля, от сыновей Ицхака - Яакова (Израиля) и Эсава, - разные роли и предназначения. По их мнению, Авраам получал наставления от Всевышнего за тысячелетия до появления ханифов, христиан и мусульман. В основной массе евреи принять ислам отказались, но не воевали против него насмерть, как с греками и римлянами, когда евреи жили на своей земле, в Земле Обетованной.
Религиозные лидеры еврейской общины и евреи-горожане - торговцы и ремесленники - были заинтересованы в сохранении своей веры, в стабильности и мире. Устремление Мухаммада заключалось в том, чтобы навязать евреям веру в Аллаха, полностью подчинить себе богатую и влиятельную еврейскую общину.
Евреи, как несколько раз сказано в Коране, насмехались над Пророком. Для правителя это смертельно опасно. Поэтесса Асма сочинила сатиру, в которой высмеяла Мухаммада. Какой правитель терпел свободу слова? Мусульмане растерзали поэтессу.
В Коране, кроме увещеваний, Мухаммад оставил много призывов к сражению на пути Аллаха со всеми "неверными". В то же время в Коране трижды отмечено право евреев на землю Израиля, например, словами Мусы (Моисея): " О народ мой! Войдите в землю священную, которую Аллах предначертал вам…" (45:24). В Коране нет открытых требований уничтожать евреев. Все это появилось позже, в хадисах, лживых жизнеописаниях и т.д., вплоть до сегодняшнего промывания мозгов младенцам, чтобы они вырастали настоящими шахидами (террористами-самоубийцами).
ИТОГИ
Истоки конфликта Мухаммада с евреями в том, что евреи не приняли его притязаний, отказались признать его Пророком, отвергли ислам, остались преданы своей вере.
Но…Мухаммад был не только пророком, но и главой созданного им первого арабского теократического государства. В качестве политика он принимал, как сказали бы в наши дни, прагматичные решения. В книге "История мусульманского мира" Т.Ю. Ирмияева приводит любопытный факт. В девятый год хиджры, который называют "годом посольств", к Мухаммаду присоединялись многие арабские племена и - на правах "зимми" (находящихся под покровительством) - христиане и … еврейские племена.
Все, кто заключал подобые договоры, сохраняли право исповедывать свою религию.
Как отмечает религиозный философ Арье Барац, иудаизм традиционно воспринимает ислам "достаточно позитивно". Современные взаимоотношения евреев с арабами определяются конфликтом с ними, возникшим вследствие подстрекательств муфтиев, шейхов и мулл еще в начале прошлого века. Основная причина: евреи несли с собой западную культуру, неприемлемую для ислама. Отношение мусульман к религии евреев двойственное: пророкам Торы - почитание, к евреям - непримиримая вражда, в которой последователи стараются быть святее Пророка.
Пророк Мухаммад действовал намного дальновиднее нынешних его адептов. Время от времени, когда менялась ситуация, он отменял отдельные стихи Корана и заменял их, как он говорил, на "лучшие". Прошло почти 14 веков, обстоятельства изменились, но ислам остался в раннем средневековье, и никто не мог бы принести ему столько вреда, как исламисты, в наши дни поднявшие средневековый, варварский "джихад меча". Религиозная идеология укоренена крепче, чем любые иные. Немцы и японцы после разгрома соответственно фашизма и "японского милитаризма" мигом забыли об агрессии. Надеемся, такая же участь ждет исламистов, возмечтавших о мировом господстве.
Врагов у евреев хватает. Поэтому некоторым министрам и части парламентариев Израиля для излечения от дилетантства и легковерия нужно прописать изучение Корана и Сунны Пророка. У Израиля нет другого выбора, кроме как выстоять и отбиться. Только, ребята, не надо мазохизма и паники.
Автор благодарит проф. Иосифа Бен-Ицхака за полезные замечания и советы.


Савва Катанин - постоянный автор-корреспондент ВЕРО





сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100