-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


"ЕВРЕЙСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ" - ИНТЕРНЕТ-ЛЕКЦИИ НАТАЛИИ ГУТКИНОЙ

ЛЕКЦИЯ №4

ВАВИЛОНСКИЙ ПРОГНОЗ

Старая, как мир, легенда о Вавилонской башне... Имя Вавилон на аккадском языке (ассиро-вавилонском) произносилось Бавэль и означало врата богов, в библейском повествовании имя Вавилон происходит от глагола балаль, что означает смешиваться. До сих пор в районе Бирс-Нимруд (башня Нимрода) и Телль-Нимруд (холм Нимрода) существуют предполагаемые остатки Вавилонской башни. По преданию, ее построил Нимрод, вернее, он был предводителем строителей, восставшим против Бога, досаждавшим ему своим бесчестием. Если допотопные тираны дествовали только насилием, то Нимрод - соблазнял людей своим учением, заставлял, ловко манипулируя душами, отступать от Бога. Нимрод - потомок Хама. Его имя означает мы восстанем, (марад, возмущаться)

На всей земле был один язык и одно наречие Возможно, это означает, что между людьми было полное согласие. Библейское учение о человеке исходит из единства происхождения всего человечества и всех языков (моногенизм).

Всевышний дал людям могущество и власть над землей, чтобы они строили, корчевали деревья, добывали полезные ископаемые. Человек отвечал за распространение цивилизации на земле, и это было не только право человека, но и прямая обязанность. Однако первоначальное человечество Бог уничтожил за разврашенность. Появилось от сыновей Ноаха новое человечество: о том, каким оно стало, мы узнаем из главы, посвященной строительству Вавилонской башни.

Люди нашли долину в стране Шинар (Шумер), в долине не было камней, но человек изобрел кирпичи и решил построить из них башню. В долине оказалось много мягкой глины, с помощью обжига ее превратили в настоящий строительный материал.

Обладание новыми техническими возможностями пробуждает в человеке гордыню, тщеславие. Казалось бы, что первым долгом следовало построить? Наверное, дом, чтобы человеку спрятаться от дождя, или город для детей, а может быть загон вокруг скота?

Человеку начинает казаться, что он всемогущ, и люди решают построить себе город и башню, уходящую вершиной в небеса, и создадим себе имя.

Издавна пирамиды, обелиски, роскошные площади и памятники служили для человека средством возвеличить себя, увековечить свое имя. Победить в себе ощущение собственного ничтожества - это казалось заветной мечтой, которая могла преодолеть мимолетность человеческого существования. Башня, пирамида - совершенно очевидное воплощение славы, понятное любому смертному. И немедленно начинается моральное падение людей.

Пиркей дераби Элиэзер 24: Семь лестниц имела эта башня с восточной стороны и семь - с западной. С этой стороны люди несут наверх кирпичи, а с той стороны - спускаются. Если кто-нибудь падал и разбивался - на это не обращали внимания, но если падал кирпич - садились и плакали: Ой, горе нам! Когда еще принесут другой кирпич вместо этого?

Профессор Кассуто указывает, что во всей древневавилонской литературе - да и во всей литературе Древнего Востока, нет ничего подобного этой истории. И это понятно: евреи жили среди народов, мировоззрение которых отличалось от иудаизма коренным образом.То, что для окружающих народов могло быть вершиной славы, получало иную оценку Всевышнего, а, следовательно, евреев.

Ашем, спустившийся к людям (здесь мы видим явный антропомофизм, Бог спускается, подобно человеку, сошел посмотреть, как будто бы Ему необходимо спуститься, чтобы знать, что происходит внизу, ясно, что это иносказание: сошел, т.е. вмешался, проявил свою власть), увидел, что ничто не помешает им осуществить до конца задуманное. Всеобщее согласие нередко служит дурной цели, примеров этому в нашей истории немало, и, с другой стороны, согласие может служить благой цели, однако крайне затруднительно представить достижение благой цели людьми, охваченными гордыней.

Всевышний, как известно об этом с 5-го стиха, разрушил замыслы строителей. Давайте спустимся, - говорит Всевышний. Раши обращает внимание на то, что это действие прямо противоположно замыслам строителей: они говорят: Давайте поднимемся! Мидраш Псикта зутарта подчеркивает этот параллелизм действий: Они сказали:Давайте построим город и башню, а Он сказал: Давайте спустимся и перемешаем там их языки.

Чтобы нарушить замыслы строителей, Ашем прибегает к уникальному способу - смешению языков. Вспомним, что первое допотопное человечество было физически уничтожено за нарушение божественного миропорядка. Строители Вавилонской башни готовы поспорить с Создателем Вселенной, добраться до небес и таким образом утвердиться как боги. Однако Ашем не прибегает к самому жестокому способу - уничтожению людей. Предельная жестокость не понадобилась. Это доказывает, что гнев Всевышнего обрушивается на человеческую гордыню, воплощением которой становится Вавилонская башня. Это знак соперничества человека и Бога. Между строителями в результате смешения языков разгорается вражда, возвведение башни прекращается.

Не только в древние времена и не только в каком-то одном поколении вставали люди, чтобы построить башню, уходящую вершиной в небеса. Вавилонская история - это не преданья старины глубокойи не дела давно минувших дней, это живая современность, когда помутилось сердце чселовеческое(Достоевский), когда нет ничего святого, и каждая новая теория (-изм) - превращается в очередную попытку противостоять миру как созданию Бога.

Не случайно Н.Бердяев говорил, что главный вопрос русской революции - это вопрос о Боге.. Всякая теория исходит из того, что Бог умер, мир лишен Бога, и человек берет на себя функцию исправления и спасения мира, проникается невероятной гордыней.

Вспомним, что древние строители Вавилонской башни были чрезвычайно озабочены необходимостью оставить о себе память. И что же вышло из этого замысла? Смешение языков не только не дало практического результата - завершения строительства - но и рассеяло поколение строителей по свету, и не осталось от них и следа. Так проявил себя закон мера за меру - мида кенегед мида- степень преступления влечет за собой степень наказания. Йешаяу:... и поникнет высокомерие человека, и люди, стоящие выше всех, скатятся вниз, и останется в высоте лишь один Господь в тот день - а идолы исчезнут, как и вовсе не бывало. Начинается эпоха общественного конфуза, торжествует естественное возмездие (Салтыков-Щедрин). Горе тебе, Вавилон, город крепкий.

Так сформулирован закон исторического возмездия. Каждому достается по его вере(М.Булгаков)

Что должно стать для людей антитезой высокомерию и гордыне? Общее согласие народа вне высокомерия и гордыни. Что это? Смирение высокомерных притязаний личности, сопереживание, сострадание и любовь друг к другу.

Вавилонская башня - вечный символ и трагедия люднй, восставших против Бога.

В Божественной комедии Данте описаны мучающиеся в аду гиганты, куоторые произносят невразумительные слова на смешанных языках - это те, кто участвовал в строительстве Вавилонской Башни. Между ними находится и царь Нимрод. Мотивы знаменитой легенды о Вавилонской башне продолжают развиваться в разных жанрах мировой литературы.

Франц Кафка, писатель-философ, погруженный в тайны самосознания современного человека, предлагает свое прочтение знаменитой легенды в притче Герб города, своеобразной модели человечества, неспособного к согласию и обреченного на реализацию бессмысленной затеи.

ГЕРБ ГОРОДА

В начале строительства Вавилонской башни еще поддерживался относительный порядок, в чем-то даже излишний, слишком много внимания уделяли дорожным указателям, переводчикам, баракам для рабочих, подъездным путям, словно впереди еще столетия ничем не омраченного труда. Господствующее тогда мнение по существу сводилось к тому, что строить надо как можно медленнее; и не нужно было прибегать к особым преувеличениям, чтобы расценить эту позицию, как нежелание приступить даже к закладке фундамента. Аргументация была такая: главная цель всего предприятия - воздвигнуть башню, достающую до неба. Все другие идеи на фоне этой отступают на второй план. Однажды осмысленная во всем своем величии, она уже не может исчезнуть; пока существуют люди, будет жить и мечта выстроить эту башню. И поэтому нет смысла беспокоиться о будущем, ведь знания человечества постоянно увеличиваются; архитектура развивается и будет развиваться; работа, на которую у нас уйдет год, через сто лет, вероятно, потребует не более полугода и выполнена будет лучше, основательнее. Зачем же сегодня трудиться до полного изнеможения? Это имело бы смысл, если бы можно было выстроить башню за жизнь одного поколения. Но на это надеяться не приходится. Более того, следующее поколение со своими усовершенствованными знаниями скорее всего сочтет работу предыдущего поколения никуда не годной и разрушит уже возведенное, чтобы построить все заново. Мысли эти сковывали строителей по рукам и ногам; вот почему они не так заботились о строительстве башни, как о благоустройстве рабочего городка. Каждая национальная команда желала быть расквартирована как можно лучше, из-за чего постоянно возникали споры, зачастую перераставшие в кровавые стычки. Конца этим стычкам не было видно; и для вождей они служили дополнительным аргументом в пользу того, чтобы башня из-за недостаточной концентрации рабочей силы возводилась как можно медленнее, а еще лучше приступать к ее строительству только после всеобщего замирения. Но жизнь состояла не из одних только кровавых стычек, в промежутках между ними город продолжал украшаться, что, в свою очередь, вызывало чью-то зависть и провоцировало новые столкновения. Так текла жизнь первого поколения строителей, но и у всех последующих она была такой же, развивались лишь искусства, а с ними и стремление к конфликтам. Более того, во втором или в третьем поколении стала очевидной бессмысленность этой затеи со строительством башни, штурмующей небо. Но все слишком уже были связаны друг с другом, чтобы оставить город. Легенда и песни, родившиеся в этом городе, все без исключения, были исполнены тоскливого ожидания часа, когда, согласно предсказанию, пять следующих один за другим ударов могучего кулака разрушат его до основания. И поэтому на гербе этого города изображен кулак.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100