-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ЛЕКЦИЯ 17 ЙОСЕФ: ДОРОГА СТРАДАНИЙ

"И поклонились ему ниц до земли (…) и узнал Йосеф братьев и притворился чужым для них"(42:7) Почему Йосеф не открылся своим братьям с самого начала? Как и в других ситуациях, им двигало чувство любви и сострадания к ним. Он понимал, что когда братья его узнают и увидят, что все его сны сбылись, они будут посрамлены, и старался оттянуть эту печальную минуту насколько это было возможно.

(Рабби Леви Ицхак из Бердичева)

1. Был ли Йосеф продан в рабство своими братьями? События в Дотане привели к большой беде. Сначала братья, уже давно таящие зависть-ненависть к брату, бросили его в яму, пустую, без воды. После этого они стали есть хлеб. И подняли глаза свои и увидели: караван ишмаэльтян идет с благовониями в Египет. Иеhуда высказывает предложение: что пользы в том, что мы убьем Йосефа, давайте продадим его, чтобы “нашей руки не было на нем”: Йосеф - “наша плоть он, наш брат”. Тора расскажет в дальнейшем о перепродаже Йосефа, в которой участвуют мидьянитяне, меданитяне, ишмаэльтяне - все они, по мнению мудрецов, словно стремятся поскорее сбыть Йосефа, так не похожего на раба, с рук, пока он не оказывается слугой в дома Потифара, царедворца фараона, начальника палачей -

Прямого, однозначного доказательства, что Йосефа продали в рабство его братья, в Торе нет. События могли принять такой оборот: братья ели хлеб, они ушли от ямы, чтобы не слышать криков Йосефа, Реувен в это время стерег стадо. Возможно, Йосефа похитили из ямы ишмаэльтяне. Братья могли не знать, что случилось с Йосефом (Шадаль). Действительно, когда через много лет Йосеф увидит своих братьев, он скажет: “Я Йосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет”. Но глагол “лимхор”- “продать-продавать” на иврите, так же как на русском языке, может иметь значение “предавать”, т.е. передавать, например, в руки врагов - в книге “Шофтим” продал (“махар”) означает передачу Израиля в руки врагов: не однажды говорится, что Всевышний ['махар'], передал Израиль в руки врагов. Корень ['м-х-р'] в этом значении мы встречаем не только в выражении: "И предал их в руки врагов их" (2:14), но также в стихах "И предал Он их в руки Кушан-Ришатаима, царя арамейского" (3:8); "И предал их Господь в руки Явина, царя кенаанского" (4:2) и др. Йосеф винит братьев не в том, что они его продали, а в том, что они его предали - ненавидели его, гнушались им, оттолкнули его и из-за этого он оказался на чужбине. Рашбам говорил, что братья "своими действиями привели к тому, что он был продан в Египет", способствовали его продаже, а это пособничество - тоже своего рода действие.

Братья выслушали совет Иеhуды, но нигде в тексте они не подтверждают своего согласия на этот шаг. А тем временем на горизонте появляется караван. Не лишено основания предположение, что люди Мидьяна (Рамбан: ишмаэльтяне и мидьянитяне - один народ) успевают подойти к яме и вытащить Йосефа. Это предположение могло бы снять с братьев груз тяжкой ответственности за преступление, о котором говорит Тора: (Шмот:21:16)“ - “Тот, кто похитит человека и продаст его, смерти подобен будет”.

Кроме того, согласно еврейской традиции, если в продаже еврея участвовали евреи, это не могла быть окончательная продажа, но если Йосефа похитили и продали в рабство чужеземцы, то это “Дом рабства” на все времена.

За все время, пока Йосеф находился в Египте, братья не пытались найти его, скорее всего именно потому, что считали его погибшим.

2. Йосеф в Египте. Сны прежние и настоящие. Как считают мудрецы, Йосеф еще не очистился и не излечился от стремления к власти. И потому он вновь падает в яму. И снова он начинает подниматься - все выше и выше. Обратим внимание, насколько похожи первые и последние стихи раздела 39 - те, в которых говорится о жизни Йосефа в доме Потифара, и те, в которых рассказано о его пребывании в темнице. И здесь Имя Всевышнего не сходит с его уст. Но теперь он уже не чувствует себя властителем. Не случайно в памяти царского виночерпия он остался как "отрок еврей, раб" - потому что отныне мал он и в собственных глазах.

И только в конце своего пути, в главе "'Ваигаш'" - он, наконец, начинает понимать смысл того, что случилось с ним, цель своих страданий. Исчезают самолюбование и гордость; отныне сны - не аллегории власти, а знак ответственности. Не власть дана ему, но служение. Теперь Йосеф, второй после царя, поистине видит себя слугой, посланцем своих братьев и всего своего народа, орудием в руках Всевышнего: 45:7 И ПОСЛАЛ МЕНЯ ГОСПОДЬ ПЕРЕД ВАМИ ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ ДОСТАТОК НА ЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ ДОЖИТЬ ДО ВЕЛИКОГО СПАСЕНИЯ.

Он после навета жены Потифара уже давно томится в тюрьме, и, наконец, Божественное Провидение шлет ему своих посланцев, благодаря которым он получает шанс на освобождение. Что он говорит? 40:8 "ВЕДЬ ОТ БОГА ИСТОЛКОВАНИЕ СНОВ!"

В развращенном до предела мире Египта, стоя перед его правителями - мужчинами и женщинами, даже перед лицом самого фараона, Йосеф, "раб иври", "пришелец в чужой стране", высоко держит свое знамя веры в Бога и никого не страшится (Нехама Лейбович).

(Бытие гл. 41:1-45)

В большой речи, которую узник тюрьмы держит перед фараоном; четыре раза повторяет он слово "Господь", и каждый раз - в "стратегически важном" месте своей речи, в начале какой-то новой мысли (Н.Лейбович).

41:25 ТО, ЧТО БОГ ДЕЛАЕТ, СООБЩИЛ ОН ФАРАОНУ. : 41:28 ЧТО БОГ ДЕЛАЕТ, ПОКАЗАЛ ОН ФАРАОНУ. : 41:32 УГОТОВАНО ЭТО ОТ БОГА, И СПЕШИТ ГОСПОДЬ СДЕЛАТЬ ЭТО.

Йосеф говорит это с тщательно обдуманным намерением - показать владыке Египта, его мудрецам, царедворцам и всему народу идолопоклонников - кто на самом деле "делает", "говорит", "показывает" и "спешит сделать".

Узнав о содержании снов фараона (семь тощих коров сожрали семь тучных коров; семь пустых колосьев поглотили семь полных) он советует фараону:

41:33 А НЫНЕ ДА УСМОТРИТ ФАРАОН МУЖА РАССУДИТЕЛЬНОГО И МУДРОГО И ПОСТАВИТ ЕГО НАД ЗЕМЛЕЙ ЕГИПЕТСКОЙ 41:34 ПУСТЬ СДЕЛАЕТ И НАЗНАЧИТ ФАРАОН РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ НАД ЗЕМЛЕЮ, И СНАБДИТ ОН ЗЕМЛЮ ЕГИПЕТСКУЮ ЗА СЕМЬ ЛЕТ СЫТОСТИ.

41:35 И СОБЕРУТ ВСЕ СЪЕСТНОЕ В ЭТИ НАСТУПАЮЩИЕ ДОБРЫЕ ГОДЫ, И ПУСТЬ ЗАГОТОВЯТ ЗЕРНО ПОД РУКОЙ ФАРАОНА В ПИЩУ ДЛЯ ГОРОДОВ, И ХРАНЯТ. . . 41:36 И БУДЕТ СЪЕСТНОЕ В ЗАПАС ДЛЯ ЗЕМЛИ НА СЕМЬ ГОЛОДНЫХ ЛЕТ, КОТОРЫЕ БУДУТ НА ЗЕМЛЕ ЕГИПТА, И НЕ ИСТРЕБИТСЯ ЗЕМЛЯ ГОЛОДОМ.

Комментаторы удивляются тому, что Йосеф, чужеземец, раб, узник, вызванный из темницы, чтобы разгадать сон, - как осмелился он, не будучи спрошенным, давать советы фараону, владыке Египта? Ряд комментаторов полагали, что это вовсе не совет, но часть толкования сна: 41:47 И СЪЕЛИ КОРОВЫ, ДУРНЫЕ НА ВИД И ТОЩИЕ ТЕЛОМ, СЕМЬ КОРОВ, ХОРОШИХ НА ВИД И ТУЧНЫХ и параллельной ему детали из другого сна: И ПОГЛОТИЛИ КОЛОСЬЯ ТОЩИЕ СЕМЬ КОЛОСЬЕВ ТУЧНЫХ И ПОЛНЫХ.

Мудрецы расходятся в толковании сущности речи Йосефа: то ли его слова "А ныне да усмотрит фараон мужа рассудительного и мудрого" - это совет (как считает Раши), то ли они являются частью толкования (мнение Рамбана).

Основная идея программы Йосефа: в годы голода можно будет выжить за счет лет изобилия. Но кто будет тем мудрым”, разумным человеком”, о котором говорит Йосеф - все это отсутствует в снах фараона. "Да усмотрит фараон мужа рассудительного и мудрого": сказал Йосеф фараону. Значит ли это, что он намекает фараону на выбор себя самого, как предполагают некоторые комментаторы, ибо "глаза мудрого в голове его".

С этим действительно трудно согласиться, как пишет Н. Лейбович. - Тот, кто, будучи еще в темнице, подчеркивал, говоря с царедворцами фараона, что он не ворожей и не сын ворожея, что его мудрость - не от него, но40:8 ОТ БОГА ИСТОЛКОВАНИЯ. Тот, у кого в этот момент вся жизнь висит на волоске - выйдет ли он из ямы на свободу или вновь вернется и сгниет в ней - и все зависит от того, какое впечатление произведет его личность - этот человек подчеркивает только одно: я не ворожей и не сын ворожея, и 41:16 НЕ Я, - БОГ ДАСТ ОТВЕТ НА БЛАГО ФАРАОНУ. (41:15 А Я СЛЫШАЛ О ТЕБЕ, ЧТО ТЫ ПОНИМАЕШЬ СОН, КАК ИСТОЛКОВАТЬ ЕГО

В этом вся разница между "ворожеями и мудрецами египетскими" и Йосефом: этот "муж рассудительный и мудрый" знает и признает, что его мудрость - от Всевышнего. 41:41 И СКАЗАЛ ФАРАОН ЙОСЕФУ: СМОТРИ, ОСТАВИЛ Я ТЕБЯ НАД ВСЕЙ СТРАНОЙ ЕГИПЕТСКОЙ

Странно: разве он не сказал уже Йосефу в предыдущем стихе:

41:40 ТЫ БУДЕШЬ НАД ДОМОМ МОИМ, И ПО СЛОВУ ТВОЕМУ КОРМИТЬСЯБУДЕТ ВЕСЬ НАРОД МОЙ; ЛИШЬ ПРЕСТОЛОМ Я БУДУ ВЫШЕ ТЕБЯ?

На этот вопрос отвечает раби Ансельмо Аштарк, автор комментария Мидраши Торы:

"Смотри, поставил я тебя": возможно, Йосеф был испуган тем, что ему дается такая власть и сомневался, не сказано ли это ему в издевку и насмешку, ведь он сам сказал: "Да усмотрит фараон мужа рассудительного и мудрого". И потому сказал [фараон], увидев его в страхе и растерянности, как бы подтверждая и приказывая: "Смотри, поставил я тебя над всей страной египетской".

Итак, Йосефу не только не приходило в голову предлагать себя на роль "мужа рассудительного и мудрого" - даже когда она была ему предложена, он не мог поверить своим ушам. Если мы теперь вернемся к тому вопросу, с которого начали - как осмелился Йосеф давать совет, о котором его не спрашивали, - то увидим, что самый лучший ответ на этот вопрос дал Абарбанель:

Весь этот совет - дал его Йосеф силой святого духа, ибо пророк не может сдержать свое пророчество и будет стремиться сказать то, что видел и что его обязывает [к речи]. Как сказал Ирмеяhу: "И было [слово Господа] в сердце моем как огонь пылающий, заключенный в костях моих, и извелся я, сдерживая его, и не мог более" (20:9).

Итак, мудрость Йосефа - это мудрость, которая приходит тогда, когда Всевышний освещает разум человека. Бенно Яаков в своем комментарии к книге Брейшит заканчивает свое толкование этого раздела следующими словами: "Мудрость" в древности пользовалась большим уважением. Словом "мудрость" называли силу духа, науку, философию, просвещение, жизненный опыт, житейскую умудренность, а также всякие ремесленные умения и навыки, умение выполнять тонкую и сложную работу. Народ Израиля также уважал "мудрость", и книги Писания не скупятся на похвалы "мудрости". Она - духовность, и жажда знания, учение и исследование. Но слово "мудрец" впервые появляется в нашем разделе, и здесь отчетливо видна разница между Израилем и другими народами в понимании того, что такое мудрость. Здесь противопоставлены друг другу мудрецы народов - египетские ворожеи - и мудрец Израиля - "муж, в котором дух Божий".

(Реминисценция из книги Диврей hаямим, где царь Амация говорит пророку: "Разве поставили мы тебя советником царю? Перестань, пока не убили тебя!" (I, 25:17).

"Ибо укрепил меня Всевышний в земле бедности моей…" (41:52)

Когда у Йосефа рождается второй сын, он дает ему имя "Эфраим". Еврейские имена даются не случайно. В данном случае Йосеф сам объяснил свой выбор (41:52): "Ибо укрепил меня Всевышний в земле бедности моей" (см. примеч.). Казалось бы, одно - "бедность" - исключает другое - "величие". Но судьба Йосефа доказывает обратное: именно в "земле бедности (страдания) моего" Йосеф достиг истинного величия. "Бедность" или "страдание" в данном случае означают "лишения", когда человек находится в зависимом положении, испытывая нужду и в духовном, и материальном. А результат - "укрепил" - свидетельствует о всестороннем достатке, о величии (из Бесед Ребе).

3. Йосеф и его братья в новой ситуации. Раскаяние братьев. Тшува.

Всем известно, что когда братья Йосефа приходят за пропитанием в Египет, Йосеф узнает их, а братья его не узнают. "И узнал Йосеф своих братьев, а они не узнали его" (42:8). Речь идет не столько о внешних чертах (например, Йосеф за это время возмужал, и у него появилась борода), сколько о духовных достижениях. Йосефу был доступен тот духовный уровень, на котором находились его братья, но сам он достиг неизмеримо большего. Братья были пастухами, что позволяло им вести уединенный образ жизни, много времени уделять Торе и молитве, и сохранять постоянное ощущение связи с Творцом. Но чтобы человек, подобный Йосефу, который находился в самой гуще египетской политической жизни, сумел сохранить свое еврейство, связь с Б-гом и чистоту помыслов - это у них не укладывалось в голове. Такой уровень святости был для них непостижим и недоступен (из Бесед Ребе).

Йосеф обвиняет братьев в том, что они явились в роли соглядатаев. Кроме того, он устраивает целый спектакль в нескольких действиях уж не из желания ли отомстить братьям за то злое, что они совершили против него 20 лет назад?! Так ли злопамятен Йосеф, как думают некоторые комментаторы и как предполагают его братья? Тора говорит лишь о том, что Йосеф вспомнил свои сны, которые предвещали его особую роль, его предназначение быть для всей семьи избранным . Рамбан считает, что все поведение Йосефа объясняется стремлением ранее отвергнутого брата исполнить данное Богом предназначение. Но нетрудно предположить, что Йосеф мог бы избрать более гуманный путь, не столь жестокое испытание для братьев и для его несчастного отца.

Есть очень аргументированный взгляд комментаторов, объясняющий жестокость и мучительность происходящего целями ТШУВЫ, еврейского раскаяния, которое, как известно, предполагает известный момент истины: человек, когда-то совершивший тяжкий грех, считается искупившим свою вину в том лишь случае, если оказавшись в аналогичной ситуации он сдерживает себя, не совершает дурного, т.к. по-настоящему одумался, раскаялся в содеянном.

Йосеф ставит любимого брата Биньямина, сына Рахели, в исключительно трудную ситуацию: отрекутся ли братья от него, как когда-то отреклись от Йосефа? Ситуация усложняется тем, что за Йосефом стоит вся мощь египетской империи и братьям совсем нетрудно отказаться от такой неравной борьбы.

Известно, что братья уходят из дома в Египет за зерном. Сначала Йосеф обвиняет их в соглядатайстве и отдает под стражу (братья, проведя три дня в тюрьме, говорят о том, что все, происшедшее с ними, - это расплата за то злое, что они когда-то сделали Йосефу- беда постигла их не случайно, а по воле Всевышнего), потом, оставив у себя Шимона (Шимон - второй по старшинству, после Реувена, не желавшего зла Йосефу, брат, и, следовательно, главный ответчик, а непосредственный инициатор “продажи” - Иеhуда), отправляет братьев на родину с тем, чтобы они привели с собой Биньямина, второго сына Рахели. Братья уходят домой с зерном в мешках и подложенным туда серебром, чтобы было с чем вернуться и снова курить хлеба.

Когда голод снова заставляет Яакова послать сыновей в Египет за спасительным зерном, он вынужден под напором Иеhуды разрешить ему взять с собой младшего брата Биньямина под его, Иеhуды, ответственность.

Йосеф делает все возможное, чтобы испытать братьев. Он подкладывает свой кубок в мешок Биньямина и, “улучив” его в воровстве, готов в наказание сделать своим рабом. И вот главным оппонентом Йосефа становится Йеhуда.

В начале этого раздела Торы Йеhуда выступает с длинной речью, которая, по сути дела, является кульминацией всей истории об Йосефе и его братьях. Братья стоят перед выбором. Оставят ли они в рабстве другого брата - тоже сына Рахели, - повторится ли снова ситуация, когда сыновья возвращаются к своему престарелому отцу - а одного из них нет? Приложат ли они все усилия для того, чтобы освободить его - возможно, даже ценой своей собственной свободы?

В своей речи, пишет Н. Лейбович, Йеhуда ведет себя как искуснейший оратор, прибегая к самым разнообразным приемам психологического воздействия, чтобы тронуть сердце того, кого принимает за безжалостного египтянина. Мудрецы видят в этом монологе диалог, настоящую словесную войну между Йеhудой и Йосефом. Автор “Новых исследований” приводит лишь часть этого длинного спора: Танхума, "Ваигаш" 5:

Йеhуда: "Господин мой спрашивал рабов своих, говоря: "Есть ли у вас отец или брат?" (44:19). С самого начала ты возвел на нас навет! Из скольких стран пришли люди в Египет покупать провизию, и ни одного ты не спросил об этом! Что, к твоей дочери мы пришли свататься, или нашу сестру ты хотел взять себе в жены? Но, тем не менее, мы не скрыли от тебя ничего.

Йосеф: Йеhуда! Почему именно ты выступаешь от имени всех братьев? Вижу я с помощью моего волшебного кубка, что есть среди них постарше тебя!

Йеhуда: Потому что именно я поручился за этого отрока.

Йосеф: А почему ты не поручился за твоего брата, которого вы продали ишмаэльтянам за двадцать серебряных монет? Наоборот, ты причинил страдания своему отцу, сказав ему, что, мол, растерзан Йосеф диким зверем, - а ведь он не был ни в чем виноват перед тобой! Однако этот - действительно виноват: он украл кубок! Так скажи своему отцу: "Куда иголка - туда и нитка!" * В подлиннике: "Пошла веревка за ведром" (прим. пер.).

Услышав это, Йеhуда громко зарыдал и сказал: "Как я приду к моему отцу - а отрока нету со мной?" (44:34).Сказал ему Йосеф: Что ж, давай поборемся! Готовься!

Немедленно обратился Йеhуда к Нафтали: Иди, посмотри: сколько площадей есть в столице Египта? Тот убежал, скоро вернулся и сказал: Двенадцать! Сказал Йеhуда братьям: Я уничтожу три из них, а каждый из вас - по одной, так что никого там не останется в живых!

Ответили ему братья: Йеhуда, столица Египта - не Шхем, если ты уничтожишь ее - ты уничтожишь весь мир!

Берешит Раба 93:7:

Тогда Йеhуда пришел в страшный гнев и издал столь громкий рык, что его услышал Хушим, сын Дана, в стране Кнаан. Быстро примчался он, встал рядом с Йеhудой, и вместе они зарычали так громко и страшно, что содрогнулась вся страна египетская.

Танхума, "Ваигаш" 5:

Сказал Йеhуда Йосефу: - Заметь, что с самого начала ты намеревался только возвести на нас навет. Ты тогда сказал нам: "Вы - соглядатаи!". И потом: "Высмотреть уязвимые места этой страны вы пришли!". И наконец: "Мой кубок вы украли!". Ты поклялся жизнью фараона-злодея, а я клянусь жизнью моего отца-праведника: если я выну мой меч из ножен, весь Египет переполнится трупами!

Йосеф: Если ты вынешь свой меч из ножен, я оберну его вокруг твоей шеи.

Йеhуда: Я открою рот и проглочу тебя!

Йосеф: Если откроешь рот, я заткну его камнем.

Йеhуда: Что же мы скажем отцу?!

Йосеф: Я уже сказал тебе: скажи: "Куда иголка - туда и нитка".

Йеhуда: Неправым судом судишь ты нас! Йосеф: Неправый суд - говорящим неправду. Нет большей несправедливости, чем продать брата в рабство!

Йеhуда: Огонь Шхема горит в моем сердце!

Йосеф: Это огонь Тамар, твоей невестки, - но я потушу его. Йеhуда: Сейчас же я выйду и все улицы города окрашу кровью!

Йосеф: О, вы всегда были красильщиками! Выкрасили вы кровью рубашку вашего брата и сказали отцу: "Хищный зверь съел его"!

Сказал Йосеф Йеhуде: Не сказали ли вы мне, что брат этого отрока умер? Ложь, это я купил его, и сейчас он придет к вам. И закричал: Йосеф, сын Яакова, иди сюда! Йосеф, сын Яакова, иди сюда и поговори с братьями, которые продали тебя в рабство! Услышав это, сыновья Яакова начали смотреть во все стороны, не зная откуда появится Йосеф.

А тот сказал им: Что вы смотрите туда и сюда? Я - Йосеф, брат ваш!

Почти вылетела их душа, и не могли они ответить ни слова.

Сказал раби Йоханан: "Горе нам в день суда! Горе нам в день наказания! Уж если, когда Йосеф сказал своим братьям: "Я Йосеф, брат ваш", чуть не вылетела их душа, что будет, когда Сам Всевышний встанет на суде? Если уж так перепугались Йосефа братья его, то что сказать о том, когда Сам Всевышний потребует возмездия за оскорбления, нанесенные Его заповедям, и за нарушения Его Торы!"

Таково содержание мидраша. Для чего нужен этот диалог, который не мог в действительности иметь место во дворце первого после фараона человека в Египте? Вспомним, что в мидрашах форма диалога часто призвана к тому, чтобы передать жестокую внутреннюю борьбу в душе героя (вспомним диалоги Авраама и Сатана, Ицхака и Сатана в “Акедат Ицхак”. Этот диалог, по мнению Н.Лейбович, имеет свою структуру: постепенный подъем, заканчивающийся кульминацией. Но если в монологе Йеhуда надевает маску униженного просителя и лишь моментами приоткрывает свое истинное лицо - лицо истца, обвинителя, то в диалоге - в то время как он оправдывается, умоляет, также угрожает и негодует, Йосеф является нападающей стороной. Он осыпает Йеhуду обвинениями, едко и иронично реагирует на его просьбы. "Куда иголка - туда и нитка". Чем больше Йеhуда возбуждается, негодуя на несправедливость, причиненную им здесь без всякой вины с их стороны, чем сильнее он сердится, тем острее выпады Йосефа, напоминающего о зле, которое когда-то причинили сыновья Яакова своему младшему брату без всякой его вины. Нам понятно, что в действительности Йосеф не мог сказать все это Йеhуде, потому что иначе тот моментально бы догадался, кто говорит с ним. Но кто же тогда он, знающий все, что совершили Йеhуда и его братья, на каждый довод отвечающий напоминанием о прошлых грехах? Кто же он, этот "Йосеф"?

Не иначе, - отвечает автор “Новых исследований”, наши мудрецы здесь хотят показать нам сердце человека, дать услышать нам голос его совести, и они персонифицируют его здесь в образе "Йосеф".!

И когда, в своем праведном гневе, Йеhуда поднимает свой голос против всей этой империи, - стоящей на жестокости и грабеже, возводящей наветы на безвинных людей, умирающих с голода, пришедших купить хлеб: Сейчас же я выйду и все улицы города окрашу кровью!

Немедленно из глубин сердца Йосефа приходит ответ, не допускающий никакого возражения, мгновенно остужающий жар того, кто чувствует себя "мучеником", страдающим без всякой вины:

- О, вы всегда были красильщиками! Выкрасили вы кровью рубашку вашего брата и сказали отцу: "Хищный зверь съел его!"

Возможно, дикие крики, оглушительное рычание, которые мидраш заставляет испускать Йеhуду, призваны как раз заглушить голос, звучащий в глубине его сердца:

- А почему ты не поручился за твоего брата, которого вы продали ишмаэльтянам за двадцать серебряных монет?

То, что подчеркивает мидраш, противопоставляя то, что с ними делают сейчас, продаже брата в рабство, то есть тому, что сделали они сами по совету Йеhуды, Тора выражает в последних словах речи Йеhуды:

44:33 А ТЕПЕРЬ ПУСТЬ РАБ ТВОЙ ОСТАНЕТСЯ ВМЕСТО ЭТОГО ОТРОКА РАБОМ МОЕГО ГОСПОДИНА, А ОТРОК ПОЙДЕТ СО СВОИМИ БРАТЬЯМИ.

Но теперь, когда Йеhуда готов положить свою душу за его избавление, когда он, таким образом, искупает зло, которое содеяли братья своему другому брату, - вот теперь Йосеф может открыться своим братьям. "И подошел к нему Иеhуда, и сказал: "Позволь рабу твоему сказать слово господину моему…"" (44:18) Иеhуда подходит к Йосефу, чтобы просить за своего младшего брата Биньямина, за жизнь которого он поручился перед своим отцом.

"И не мог Йосеф сдержаться при всех, кто стоял возле него (...) и не было никого возле него, когда Йосеф открылся своим братьям" (45:1) Йосеф открывается своим братьям.

4. Встреча двух братьев - Иеhуды и Йосефа интересно комментируется Ребе: она удивительным образом находит точное отражение в тексте 37-й главы из книги "Иехезкеля", где речь идет об объединении Йосефа и Иеhуды в конце времен. Однако это соответствие не полное. В той ситуации, которая описывается в нашей главе, Йосеф является правителем Египта, а Иеhуда приходит к нему в качестве просителя, который зависит от его воли. В тексте Гафтары (параллельный текст из ТаНаХа, который читают после свитка Торы, см. выше) ситуация обратная. Там говорится, что: "слуга Мой Давид" - имеется в виду Мошиах, который из колена Иеhуды, будет "царем над ними" - над всем Израилем, включая и Йосефа. И будет "главой им навеки"!

Ребе обращает внимание на дерзость Иеhуды. На самом деле и в нашей главе, не смотря на то, что тогда власть находилась в руках Йосефа, говорит он, можно увидеть превосходство Иеhуды. И хотя Иеhуда соблюдал все правила придворного этикета, принятого в Египте, и оказал Йосефу все необходимые почести, но говорил он с ним при этом твердо и дерзко (оставаясь, конечно, в рамках дозволенного), требуя отпустить Биньямина. Позиция и поведение Иеhуды дает и нам силы оставаться верными своей традиции и отстаивать свои интересы даже в "Египте" - в Изгнании, когда мы нередко находимся в зависимом от властей положении. Как известно, тогда в результате смелого и независимого поведения Иеhуды евреи в начале своего пребывания в Египте поселились в "земле Гошен" - наиболее богатой и плодородной, и добились больших привилегий.

Два пути отмечает Ребе. Почему оказалось недостаточно почти неограниченной власти Йосефа (фараон сохранил за собой "лишь престол" - т.е. царскую власть), который всемерно пытался помочь своему старому отцу и братьям, и понадобился напор и твердость Иеhуды? Положение Йосефа и Иеhуды и их поведение имеют принципиальное различие. Йосеф был частью египетской системы, "вторым после царя". Путь Йосефа является примером того, как еврей может вписаться в то общество, в среде которого он находится, оставаясь при этом самим собой и не идя на компромиссы в вопросах веры и еврейских ценностей. Но не более того. В отличие от Йосефа, на примере Иеhуды мы видим возможность овладеть ситуацией, подняться и возвыситься над обстоятельствами, и даже подчинить их себе. Еврею по силам изменить существующее положение вещей, если этого требует от нас Тора. Иудей - это звучит гордо. В течение такой долгой и непростой истории нашему народу приходилось бывать и в положении Йосефа, и в положении Иеhуды. И все же в полной мере духовная сила и превосходство Иеhуды проявится лишь в наше время - в эпоху Мошиаха.

Поэтому Рамбам утверждает, как непреложный закон, что Мошиах будет потомком царя Давида, который, как известно, происходил из колена Иеhуды. Ведь ему предстоит изменить и преобразить этот мир сообразно воле Творца. Иеhуда дал имя всему еврейскому народу. Начиная с древних времен, когда возникло разделение на царства, слово "иудей" стало синонимом "еврей". Вместе с именем к нам перешли те духовные силы, которыми обладал Иеhуда, чтобы изменить окружающий нас мир и приблизить то время, о котором говорит пророк Иехезкель (37:25): "… и Давид, слуга Мой, будет главой для них навеки!"

5. В чем секрет успеха Йосефа? Подводя итог, можно сказать, что Йосеф достиг духовной чистоты и святости, и, как следствие, земного величия не где-нибудь, а именно в галуте - в "нечистом", языческом и развратном Египте! "Ибо возвеличил меня Всевышний в земле страдания моего". Вряд ли он смог бы достичь всего этого в более благополучном месте, - говорит Ребе. Йосеф личным примером проторил путь для семьи Яакова и всего еврейского народа, который спустился в Египет вслед за ним. И именно там, в "плавильном котле" египетского рабства, возник и сформировался еврейский народ. Более того, мы все называемся "паствой Йосефа" и идем по его стопам.

История Йосефа и его братьев продолжает волновать не только читателей Торы, но и выдающихся писателей, классиков. В образе Йосефа автор романа “Иосиф и его братья” Томас Манн подчеркивает, прежде всего, духовную красоту. По содержащемуся в романе описанию ясно, что Йосиф не носитель строгого канона земной красоты, ее очарование в другом: в одухотворенности, доброжелательной человечности, которая становилась сразу ясной всем, кто останавливал на нем свой взгляд. Он человечен еще больше, чем его кроткий отец. Человечность Йосефа - частица той лучезарности, которой наделен человек от природы как создание Всевышнего.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100