-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Лекция №13. Сон Яакова: аллегория мировой истории

1. Предыстория сна. Мидраш рассказывает, что Эйсав, обещавший убить Яакова после смерти Ицхака, не сдержал слова и послал за ним в погоню Элифаза, своего старшего сына, чтобы тот убил Яакова. Но племяннику стало стыдно убивать человека, который всегда заботился о нем, он отвел глаза, не выдержав взгляда Яакова, и дядя Яаков предложил племяннику Элифазу взять все те богатства, которые были с ним в пути (“бедный все равно что мертвый”). Элифаз забрал все, что было у Яакова.

Сын Ицхака пошел дальше с одним посохом в руке, но прежде чем идти к Лавану, он повернул в йешиву Эвера, правнука Шема, чтобы там заниматься Торой. Когда прошли 14 лет учебы в йешиве, Яаков направился в Харан, к дяде своему Лавану. В это время и происходит важнейшее в жизни Яакова и всего нашего народа событие. Это сон ЯАКОВА, откровение Всевышнего.

2. Поэтический мир сна. Агада рассказывает:

“Иаков вышел из Вирсавии и пошел в Харан. - И остановился ночевать, потому что зашло солнце”.

К одному царю приходил изредка его преданный друг. И царь говорил слугам: ”Потушите светильники, потушите лампады; наедине я желаю беседовать с моим другом”.

И Господь повелел заблаговременно погасить “солнечный диск, дабы втайне и задушевно говорить с Иаковом”...

“И вот Господь стоит над ним”.

При появлении Всевышнего, упорхнули духи, навевавшие на Иакова мрачные видения грядущих веков. И стоял Господь и, как добрая няня, опахивал лицо спящего”

Рав Ицхак говорил: “Всю землю Ханааанскую Господь свернул, как сворачивают свиток папируса, и, положив ее под изголовье Яакова, сказал: “Землю, на которой ты лежишь, я отдам тебе и потомкам твоим”. В такой необыкновенно поэтической форме описывает Агада и мидраш события сна.

3. Сны, представленные в книге “Берешит”. Яаков, бежавший от меча своего брата, оставивший родину свою и дом отца своего, странствующий в ночи по дорогам, ночующий на голой земле, без крыши над головой, на камне вместо подушки, - пишет Нехама Лейбович, - впервые удостаивается откровения Всевышнего. Откровение является ему ночью, во сне.

Сны, представленные в Книге “Берешит”, Бенно Яаков, исследователь и комментатор Писания, в своей книге "Gеnеsis", делит на две группы. В некоторых снах Всевышний говорит с людьми; в других - Он говорит с людьми посредством снов. Таковы сны Йосефа, сон виночерпия, сон пекаря и сон фараона. В этих снах божественное откровение выражается в красочных образах и символах и потому нуждается в истолковании. Таким образом, первая группа - это иносказание, данное в красочных образах и символах и нуждающееся в истолковании.

2. Сон Яакова непосредственно включает речь Всевышнего, но поскольку этой речи предшествует образ, который призван выразить нечто иное, чем слова, - постольку сон нуждается в истолковании. Таким образом, этот сон включает и красочный образ, картину, и речь Всевышнего. Вот какую картину увидел Яаков:

28:12 И ВОТ ЛЕСТНИЦА СТОИТ НА ЗЕМЛЕ, А ВЕРШИНА ЕЕ ДОСТИГАЕТ НЕБЕС, И ВОТ АНГЕЛЫ ГОСПОДНИ ВОСХОДЯТ И СПУСКАЮТСЯ ПО НЕЙ. : 28:13 И ВОТ - ГОСПОДЬ СТОИТ НАД НИМ

Эта картина, замечает Н. Лейбович, занимала истолкователей и философов мыслителей, писателей и поэтов во всех поколениях. Она предлагает рассмотреть из многих толкований то, которое предлагает мидраш Танхума.

4. Толкование сна Яакова в мидраше Танхума.

На этот мидраш опирался впоследствии Рамбан в своем толковании сна Яакова. Сказал раби Шмуэль от имени раби Нахмана:

"И вот ангелы Господни восходят и спускаются" - это ангелы языческих племен и народов. Показал Святой, Благословен Он, праотцу нашему Яакову, как ангел Вавилона поднимается на семьдесят ступеней - и спускается; ангел Мидии - на пятьдесят две ступени, владыка Греции - на сто, а ангел Эдома [Рима] - поднимается неведомо на сколько. В тот час страх объял праотца нашего Яакова и сказал он: Неужели этот никогда не спустится? Ответил ему Святой, Благословен Он, словами пророка Ирмияhу: "А ты не бойся, раб мой Яаков, и не страшись, Израиль!" (30:10) - если бы ты даже увидел, как он поднимается и сидит у Меня - и оттуда Я сброшу его! Как сказано у пророка Овадии: "Если поднимешься, как орел, и если меж звезд сделаешь гнездо свое - оттуда низрину тебя, слово Господа" (1:4).

И комментатор Овадья Сфорно толкует сон Яакова в соответствии с этим мидрашом и подчеркивает: даже если ангелы мира опустятся после своего восхождения, Бог не оставит еврейский народ.

Сон Яакова истолкован как аллегория мировой истории: восхождение и закат народов и цивилизаций до конца поколения.

Какая связь между этим видением и кризисным состоянием самого Яакова-человека, бежавшего от гнева брата (в Письменной Торе эти события следуют один за другим)? Мидраш утверждает, что здесь говорится не о Яакове-человеке, бежавшем из дома Ицхака, а о Яакове-Израиле, о целом народе, который уходит из родной страны, скитается среди народов и стран и наблюдает на своем историческом пути восхождение и падение других наций, культур и государств? Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Греция...

Яаков объят страхом и трепетом при виде этого всемирного зрелища, он спрашивает Всевышнего о возвышении Эдома и конце времен. Мидраш отвечает ему стихом, взятым из пророчества Овадьи: "Если поднимешься, как орел, и если меж звезд сделаешь гнездо свое - оттуда низрину тебя, слово Господа" (1:4).

Это значит, подчеркивает Н. Лейбович, что лестница не бесконечна, на вершине ее Всевышний, и он Хозяин истории. Он обещает, что всякий зарвавшийся, высокомерный, вознесшийся высоко, будет сброшен. Гора Господня стоит выше всех других гор, к ней с братской любовью потекут все народы, как сказано у пророка Йешаяhу.

5. И дал Яаков обет..." (Бытие гл. 28:10-22) Всевышний дает поразительные обещания. Все, о чем может мечтать человек - и в особенности человек, покинувший свою родину и дом своего отца, - было обещано Яакову во сне Всевышним:

28:15 И ВОТ: Я С ТОБОЙ, И ОХРАНЮ ТЕБЯ ВЕЗДЕ, КУДА НИ ПОЙДЕШЬ, И ВОЗВРАЩУ ТЕБЯ В ЭТУ СТРАНУ ИБО НЕ ОСТАВЛЮ ТЕБЯ, НЕ СДЕЛАВ ВСЕГО, ЧТО Я ОБЕЩАЛ ТЕБЕ. А встав утром, Яаков дает обет - первый обет, о котором рассказывает Танах: 28:20 ЕСЛИ БОГ БУДЕТ СО МНОЮ, И СОХРАНИТ МЕНЯ НА ТОМ ПУТИ, КОТОРЫМ Я ИДУ, И ДАСТ МНЕ ХЛЕБ ДЛЯ ЕДЫ И ОДЕЖДУ, ЧТОБЫ ОДЕТЬ ТЕЛО, : 28:21-22 И ВОЗВРАЩУСЬ Я БЛАГОПОЛУЧНО В ДОМ ОТЦА МОЕГО, И БУДЕТ ГОСПОДЬ МНЕ БОГОМ. ТО КАМЕНЬ ЭТОТ, КОТОРЫЙ Я ПОСТАВИЛ КАК ОБЕЛИСК, СТАНЕТ СВЯТИЛИЩЕМ БОЖЬИМ, А ОТ ВСЕГО ЧТО ДАШЬ МНЕ, ДЕСЯТУЮ ЧАСТЬ Я ТЕБЕ ПОСВЯЩУ.

Реакция Яакова на поразительные обещания Всевышнего в сердце каждого, кто читает слова этого обета, пишет Нехама Лейбович, наверняка вызывает недоумение: разве так следует отвечать Всевышнему, разве верность Ему и обязанность исполнять Его повеления принимают, ставя условия - что за то-то и то-то получат то-то и то-то? Была ли заключена сделка между Всевышним и Яаковом?

В чрезвычайно острой форме задает этот вопрос Абарбанель: Как Яаков мог обязаться служить Всевышнему при условии, что он получит за это награду?! Если Бог будет со мною, и сохранит меня... и даст мне то-то и то-то - только тогда будет Господь мне Богом? Значит, если Он не сделает для меня всего этого - не будет Господь мне Богом, и я не буду Ему служить?! Авраhам, дед Яакова, так не поступал, но много раз подвергался испытаниям и выстоял во всех них!

Однако слова "и будет Господь мне Богом" являются одним из условий обета, а не самим обетом, который принимает на себя Яаков. Следовательно, обещание, которое он дает, включает в себя лишь два момента: создание святилища, посвященного Всевышнему, на этом месте после благополучного возвращения и отделение десятины от всего имущества, которым Всевышний его оделит. Вопрос, который издавна служит поводом для ненавистников Израиля подвергать нас издевательствам, продолжает стоять: как мог Яаков заключить со Всевышним "сделку" - пообещать, что будет делать то-то и то-то взамен Его милости?!

Ответ Н. Лейбович таков: нет здесь и в помине соглашения по принципу "ты - мне, а я - тебе", нет здесь никакой сделки! Ведь если Всевышний не вернет Яакова в отцовский дом, он не создаст святилища в этом месте не потому, что не захочет исполнить свое обещание по той причине, что Всевышний не исполнил условия обета, а просто-напросто потому, что физически будет находиться в другом месте! “Нет, смысл обета - в другом. Яаков просит Всевышнего: обеспечь меня самым необходимым, чтобы я смог служить Тебе как следует. Его обет - образец для тех, кто будет давать обеты в будущем. Не "сделку" со Всевышним пытается заключить тот, кто дает обет (как хотят представить это антисемиты), а обращается к Нему с мольбой о помощи - ради того, чтобы всего себя, свою жизнь, свое достояние посвятить Всевышнему. (Того же рода обет Ханы (Шмуэль1, 1:11)”Если обратишь внимание на нужду рабыни Твоей и дашь рабыни Твоей сына - отдам я его Господу”, то есть: дай мне его для того, чтобы я смогла отдать Тебе)”.
Но еще один вопрос возникает в связи с этим обетом: что, в сущности, означает условие - "если Бог будет со мною"? Неужели Яаков - маловер, и ему недостаточно сказанного Всевышним: "Я с тобой, и сохраню тебя везде"?
Очевидно, эти слова означают: если я буду достоин, чтобы в отношении меня осуществились все милостивые обещания Всевышнего. Когда Всевышний дает обещания праведнику, не ставя никаких условий для их исполнения, все равно их осуществление зависит от условия, что получивший их не изменит своему праведному пути. В каждое мгновение своей жизни человек стоит перед Небесным судом, который имеет право по своему усмотрению распорядиться об изменении обязательства. И об этом тоже говорит мидраш:
Берешит Раба 76:2: Рав hуна от имени рава Ахи сказал: "Написано: “И вот Я с тобой”, и написано также: “Если Бог будет со мною” - как это сочетать? Значит, отсюда следует, что нет окончательного обещания праведнику в этом мире." И комментирует Рамбан:

Смысл условия - что не будет совершен грех, из-за которого обещания потеряют силу. Из всего сказанного вытекает, что Яаков, отец наш, вовсе не беспокоился о том, что Всевышний не исполнит Своих обещаний, вовсе не сомневался в слове Всевышнего. Нет, другое вызывало у него сомнения: окажется ли он достойным всех этих милостей в будущем, в особенности после того, как поживет в доме Лавана и подвергнется чуждому влиянию? Вдруг он запятнает себя в грехе. Не в истинности обещания свыше не был уверен Яаков, но только в себе самом и своей силе устоять в предстоящих ему испытаниях.

Того же рода, обращает внимание Нехама Лейбович, обет Ханы (Шмуэль I, 1:11): "Если обратишь внимание на нужду рабыни твоей и дашь рабыне Твоей сына - отдам я его Господу". То есть: дай мне для того, чтобы я смогла отдать Тебе.

6. Яаков - имя и судьба народа. Если Авраам - это корень еврейского народа, а Ицхак - часть дерева от корня до ствола, то Яаков - это сам ствол... Ибо Яаков, пишет Ш.-Р. Гирш, даст будущему народу имя и судьбу. Нас называют не “народом Авраама”, но “Израилем”. Таким образом, мы видим, как Яаков, подобно Аврааму, выполняет свое собственное “лех леха”, как он “идет дальше” в одиночестве.

Яаков уходит, чтобы основать еврейский дом. Он первым провозглашает, что Бога нужно искать прежде всего внутри дома. Он первым выдвигает возвышенное понятие “Дом Бога” - место, где душа человека развивается и расцветает, куда человек приносит все свои достоинства, чтобы трансформировать их в созидательную жизнедеятельность (р. Гирш).

Из утробы одной матери Ривки взошли два различных народа и два разных племени. Яаков и Эйсав символизируют два рода людей - народ Божий, служащий Господу, и народ нечестивый и грешный, противостоящий, враждебный Богу. Коварство, хитрость, кровопролитие, стремление к завоеванию - все это представлено в лице Эйсава. Различие не в крови, расе или роде (родные братья !), а духовное противостояние, чужеродность духа. Потомки Эйсава будут называться эдомитянами (идумеями) - “Эдом” - красный.

Яаков, как известно, выходит из утробы, держась за пяту Эйсава. Пятой, которая касается земли, заканчивается человек земной, Яаков символизирует собой иного человека - человека духовного.

Мидраш рассказывает, что Яаков уснул на горе Мориа, в Иерусалиме. Мы помним, что это то самое место, куда Авраам привел Ицхака и где построил жертвенник (“Акедат Ицхак”). На этой самой горе евреи построят Храм, Бейт а - Микдаш. Это место Тора называет “шаар а шамаим”- ворота в небо. Особенное место, где земля и небо должны быть соединены “лестницей духовной” - с помощью молитвы и жертвоприношения.

“УТРОМ ЯАКОВ ВСТАЛ, ВЗЯЛ КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ БЫЛ В ЕГО ИЗГОЛОВЬИ, ПОСТАВИЛ ЕГО В ВИДЕ ПАМЯТНОГО КАМНЯ и СВЕРХУ ВОЗЛИЛ МАСЛО. ОН НАЗВАЛ ЭТО МЕСТО БЕЙТ-ЭЛЬ (Дом Бога).




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100