-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ЛЕКЦИЯ №11. Ицхак и Ривка: второе поколение патриархов

24-ая глава книги “Берешит” рассказывает о том, как Авраам посылает своего раба, управляющего домом Авраама, Элиэзера, в Харан с тем, чтобы привезти с родины патриарха жену для его сына. Идет время, и первое поколение уступает место второму поколению праотцев, и это понятно. Однако у читателя сразу напрашивается вопрос, почему Ицхак не берет для себя жену из местных невест. Почему Авраам настаивает на долгом походе Элиэзера вместе с караваном верблюдов в Харан? Итак ...

1.Почему Авраhам приказал не брать жену для Ицхака из дочерей кнаанеев?

Действительно, не все в этом поручении ясно. Вот слова Авраhама, обращенные к рабу: 24:3 И ПРИМИ НА СЕБЯ КЛЯТВУ ИМЕНЕМ ГОСПОДА - БОГА НЕБЕС И БОГА ЗЕМЛИ: ЧТО ТЫ НЕ ВОЗЬМЕШЬ СЫНУ МОЕМУ ЖЕНЫ ИЗ ДОЧЕРЕЙ КНААНЕЕВ, СРЕДИ КОТОРЫХ Я ЖИВУ. 24:4 А ПОЙДЕШЬ В МОЮ СТРАНУ, НА : РОДИНУ МОЮ, И ВОЗЬМЕШЬ ЖЕНУ СЫНУ МОЕМУ ИЦХАКУ ОТТУДА.

Если причина в том, замечает Абарбанель - и еще многие вслед за ним, что ханаанеянки поклонялись идолам, так и по ту сторону реки Евфрат поклонялись идолам - какой же прок в его распоряжении?. Почему же он исключил именно дочерей кнаанеев, а не дочерей Бетуэля и Нахора, которые были идолопоклонниками и потому злодеями и грешниками точно так же, как потомки Кнаана? Мидраш hагадоль:

1). Первый (естественный) довод - нужно беспокоиться в первую очередь о своей семье. Авраhам сказал: "Поскольку я привожу людей к вере в единого Бога, сделаю это с моей семьей и с домом отца моего - ведь о них следует позаботиться прежде всего! Однако есть возражение: относится ли это также к "гиюру" - переходу в еврейство? Ведь не кто иной, как Всевышний, сказал Авраhаму: "Уходи из страны твоей, с родины твоей, от семьи отца твоего" (12:1). Разве не указывают эти слова, что Всевышний, Бог Авраhама, хотел как раз, чтобы тот оборвал все свои связи с родственниками?

Кроме того, замечает Нехама Лейбович, наш праотец Авраhам вовсе не происходил из рода, известного своей чистотой и приверженностью к Богу. Наоборот: Авраhам был сыном Тераха и братом Нахора, и он один из всей семьи признал своего Творца, начал Ему служить и стал любимцем Всевышнего - в то время как и брат его, и все остальные потомки Тераха так и остались идолопоклонниками.. Авраhам не выбирал для Ицхака такую жену, которая принадлежала бы к "чистой расе", да и вообще Авраhам вовсе не был праотцем "чистой расы"! В пользу этого довода Нехама Лейбович приводит постановление Рамбама:

Авраhам - праотец того своего потомства, которое идет по его путям, а также своих последователей, то есть геров - неевреев, перешедших в еврейство. Поэтому гер тоже говорит в молитве: "Бог наш и Бог наших отцов", так как Авраhам - это и его отец тоже.

2). Прислушаемся к второму (политическому) предположению: Шадаль полагает, что Авраhам исходил из политических соображений: Если бы Авраhам породнился с кнаанеями, это сделало бы невозможным изгнание сынами Израиля кнаанеев из своей страны ведь они стали бы братьями! Этот аргумент принять трудно: ведь эта страна обещана Авраhаму и его потомкам самим Всевышним, Который и очертил ее пределы, и предсказал, в каком поколении потомки Авраhама вернутся в нее, и, в частности, указал, что это произойдет не ранее, чем "переполнится мера грехов эморея" (15:16). Тем не менее, в словах Всевышнего нет ни малейшего намека на то, что потомки Авраhама овладеют страной в результате войны с ее обитателями. И еще: если бы Авраам принимал во внимание мотивы политические, он, скорее всего, взял бы для своего сына жену именно из "дочерей кнаанеев" и, таким образом, начал бы постепенное овладение страной.

3). Недостаточность прежних предположений и поиски нового. Абарбанель подчеркивает, что различие в религии не является достаточным аргументом. По-видимому, кнаанеи чем-то еще отличались от жителей Двуречья. Что же их отличало?

И мы находим в Торе множество примеров, когда она клеймит позором народ Кнаана не только за идолопоклонство (в этом отношении другие народы нисколько не были лучше), но, главным образом, за те мерзости, которые он творил. Ту самую главу, в которой Тора заповедует нам чистоту половой жизни (ставя в зависимость от этого продолжение самого нашего существования на земле), она начинает со слов: "Дела, подобные делам страны египетской, в которой вы жили, не совершайте, и дел, подобных делам страны Кнаан, в которую Я веду вас, не творите и установлениям их не следуйте" (Ваикра 18:3).

Тора сообщает, что египтяне и кнаанеи - самые испорченные из всех народов. "Земля, в которую Я веду вас...". Тора сообщает, что те народы, земли которых завоевали сыны Израиля, самые испорченные из всех кнаанейских народов. А раби Ш.Р. hирш в своем комментарии к книге "Брейшит" добавляет: если Ицхак возьмет себе жену из дочерей жителей страны, то ассимиляция и его, и его детей среди них неизбежна. Однако если он возьмет жену издалека, то, наоборот, неизбежна ее ассимиляция в доме Авраhама. И ведь Авраhам ушел из своей страны, от своей родни и от дома отца своего именно для того, чтобы исключить любое соприкосновение с ними, и стал жить в чужой стране, с жителями которой у него не было ничего общего (несмотря на то, что они весьма уважали его и воздавали ему почести).

Даже в гробницах их, пишет Н.Лейбович, не хотел Авраhам похоронить жену свою, тем более - взять жену для своего сына из их дочерей. Потому-то и назывался Авраhам "иври" ("человек с иной стороны"), что, по словам наших мудрецов означает, что "весь мир стоял на одной стороне, а он - был с другой стороны".

2. Первая встреча с Ривкой, будущей невестой Ицхака. Элиэзер, как рассказывает мидраш, нагрузил 10 верблюдов и отправился в путь из Бэер-Шевы в Харан, рассчитывая пробыть в дороге 10 дней, но уже к вечеру первого дня чудесным образом оказался у ворот города. У колодца он обратил внимание на красивую девушку, которая шла с кувшином на плече, она понравилась ему, и он загадал: если эта прекрасная незнакомка напоит не только меня, но и верблюдов, это будет знаком Всевышнего: она должна стать женой Ицхака. Так и случилось. Ривка (а это была она, дочь Бетуэля, сына Нахора) напоила и Элиэзера, и его верблюдов, и когда она подходила к колодцу, вода сама торопилась к ней навстречу, поднималась к ее рукам.

В благодарность за отзывчивость и сердечную доброту Элиэзер подарил Ривке золотые украшения и отправился в дом невесты знакомиться с будущей родней. Так в первую же встречу с управляющим домом Авраама Ривка проявила присущие ей решительность, прямоту характера, последовательность. Именно эти качества, пишет Адин Штейнзальц, будут характеризовать Ривку на протяжении всей ее жизни.

3. События в доме Бетуэля. Лаван, брат Ривки, и ее отец Бетуэль очень обрадовались тому, что богатый и знатный человек пожаловал в их дом сватать Ривку, но жадность и расчет взяли верх, и они, привыкшие к подлости и жестокости, сначала, как рассказывает мидраш, решили отравить Элиэзера, чтобы отнять все богатство, привезенное им в Харан. Чудесным способом (ангел переставил чашу с ядом) Элиэзер был спасен, а Бетуэль оказался пойман в сети, расставленные им для другого - он отравился.

4. Ривка и Ицхак. Не случайно Ривку называют “белой вороной в семье”, “розой, выросшей на болоте”! Перед нами, замечает А. Штейнзальц, “типичный случай вырождения семьи”. Дочь Бетуэля-арамейца и сестра Лавана-арамейца, Ривка воплощает присущее Аврааму милосердие, не имеющее ничего общего с ее собственной семьей. Она умеет и предвидеть будущее. Ривка сразу соглашается отправиться с чужеземцем в дальнюю дорогу, в чужую страну. На пути к дому Авраама она встречает немало людей, но сразу узнает своего будущего мужа Ицхака, идущего вечером по краю поля.

Этот дар предвидения, по мнению А. Штейнзальца, отличает Ривку от пассивного и нерешительного мужа. Ривка выросла среди грязи и подлости и научилась чувствовать людей и противостоять злу, Ицхак рос среди тех, кто любил его больше жизни; в решительную минуту он был объектом действия других, тех, кто принимал за него жизненные решения, мало знал о мире обмана и зла. Он вырос в семье “аристократов духа” (А. Штейнзальц) и мог позволить себе некоторые колебания и даже ошибки.

Вот почему, когда Ривка чувствует в своем материнском лоне “противостояние” двух будущих народов (рождение Эйсава и Яакова), она напрямую (без мужа) обращается к Всевышнему с вопросом, что это значит. Вместе с тем Ривка, обладающая сильной волей, не стремится держать супруга “под каблуком”, она преклоняется перед его праведностью, чувствует возвышенность его помыслов, понимает, что благословение Ицхака имеет силу закона.

Комментаторы считают, пишет Адин Штейнзальц, что все жены партриархов обладали даром предвидения, превосходя в этом своих мужей. Ривка была феноменальной личностью. Она сразу разобралась в характерах сыновей, и это позволило ей уберечь мужа от потрясения, которое ему пришлось бы пережить, если бы она не взяла на себя ответственность за судьбу своей семьи.

5. Ицхак раскапывает колодцы, засыпанные плиштим землей.

Освоение мира (Бытие гл. 26:12-16)

26:12 И СЕЯЛ ИЦХАК НА ТОЙ ЗЕМЛЕ, И СОБРАЛ ОН В ТОТ ГОД СТОКРАТНО И БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО ГОСПОДЬ. 26:13 И ВЕЛИКИМ СТАЛ ЭТОТ МУЖ, И ВОЗВЕЛИЧИВАЛСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ, ПОКА НЕ СТАЛ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВЕЛИКИМ. 26:14 И БЫЛИ У НЕГО СТАДА МЕЛКОГО СКОТА, И СТАДА КРУПНОГО СКОТА, И БОЛЬШОЕ ХОЗЯЙСТВО; И ЗАВИДОВАЛИ ЕМУ ПЛИШТИМ. 26:15 И ВСЕ КОЛОДЦЫ, КОТОРЫЕ ВЫКОПАЛИ РАБЫ ОТЦА ЕГО, ВО ДНИ ОТЦА ЕГО, АВРАhАМА, ЗАСЫПАЛИ ПЛИШТИМ И ЗАПОЛНИЛИ ИХ ЗЕМЛЕЙ.

Но зачем? Зачем земле оставаться пустынной и заброшенной, чтобы росли а ней одни колючки?- спрашивает Н.Лейбович. Каждый попытается найти ответ на этот естественный для здравого смысла вопрос.

Известно, что Авраам находил воду и называл колодцы именем Всевышнего (чудесная уловка) - именами, связанными с истинной реальностью Всевышнего, и приучил [к этому имени] уста людей, приходивших начерпать воды из его колодца, к истинному имени, ибо они говорили друг другу: "Пойдем, наберем воды из источника Бога Вечного!" - и так просыпалось их заблудшее сердце и склонялось к постижению истины. Колодцы -- символ истинного Учения, которое, как поток живой воды, пробилось сквозь землю в те времена, когда в мир пришли наши праотцы. Но “силы безжизненной пустыни - силы язычества - объединились, чтобы преградить путь воде и засыпать колодцы”(Н. Лейбович).

Зачем? На этот вопрос Писание отвечает лаконично: 26:14 И ЗАВИДОВАЛИ ЕМУ ПЛИШТИМ. : Ицхак сам говорит им: 26:27 Вы же меня возненавидели. Разве мы не видим нечто похожее в каждом поколении вплоть до наших дней, вплоть до эпохи компьютеров? - спрашивает Н. Лейбович.

И то, что говорит Ицхаку Авимелех, плиштимский царь, после того, как его люди заткнули колодцы, - тоже нам очень хорошо знакомо:

26:16 И сказал Авимелех Ицхаку: УХОДИ от НАС, ИБО ТЫ СТАЛ ГОРАЗДО СИЛЬНЕЕ НАС.

Вся история народа Израиля - это цепочка изгнаний: изгнаний из их родной страны, из одной страны изгнания в другую, из города в город, из города в деревню, из городского центра на окраины. И здесь, как говорится, "деяния отцов - знак для потомков": перед нами первое изгнание, прообраз всех остальных. Но мидраш раскрывает особые грани мотивировки изгнания Ицхака. Плиштимский царь говорит ему: ['ки ацамта мимену']. Что же означает ['мимену'] в устах Авимелеха? Обычно ['ацамта мимену'], уточняет Н.Лейбович, переводится как "окреп, усилился больше нас". Ивритская буква ['мем'] в начале слова ['мимену'] в таком случае понимается как означающая "преимущество": ['ацамта мимену'] - "ты усилился по сравнению с нами, больше нас". Так переведено в английской Библии, Кing Jаmеs Vеrsiоn: "fоr thоu аrt muсh mightеr thаn wе". Но ['мем'] в начале слова может означать также и "происхождение", как в стихе: "В день, когда станешь есть от него" (2:17): ['мимено'] - "от него". Так толкует это место мидраш. Мидраш Берешит Раба:

"И сказал Авимелех Ицхаку: уходи от нас, ибо обогатился ты от нас". Сказал ему Авимелех: все могущество, которое ты приобрел - разве не от нас оно? Было у тебя одно стадо, а сейчас - множество скота.

Писание сообщает нам, каков источник богатства Ицхака: он сеял и собирал урожай сто крат, он копал колодцы и находил живую воду; не от торговли и посредничества обогатился он, не от эксплуатации ближних, но от освоения пустыни и от благословения Всевышнего. И все-таки, несмотря на это, Авимелех бросает ему в лицо: "обогатился от нас": все, что есть у тебя - ты отнял у нас. Скоро мы услышим, как сыновья Лавана скажут о нашем третьем праотце, сыне Ицхака - Яакове - то же самое, что говорили "плиштим" о его отце Ицхаке :

31:1 ЗАБРАЛ ЯАКОВ ВСЕ, ЧТО У ОТЦА НАШЕГО, И ИЗ ТОГО, ЧТО У ОТЦА НАШЕГО, СОСТАВИЛ ОН ВСЕ ЭТО БОГАТСТВО.

С тех пор и до наших дней не умолкают голоса тех, кто обвиняет патриархов и их потомков в том, что они обогащаются за счет других. И в этом тоже "деяния отцов - знак для потомков". В статье “Четыре сына” Зеев Жаботинский двумя фразами подводит итог философии исхода евреев из Египта, объясняя “умному сыну” причину еврейских бедствий. Он называет “альфу” и “омегу”, начало и конец скитаний народа. Сначала наших предков принимают с распростертыми объятиями, а потом “Давайте ухитримся против него, чтобы он не умножился”. Сначала евреи таскают каштаны из огня для тех, кто боится ожечь свои пальцы и делают то, что считается “мерзостью” для основного населения, а потом оказывается, что слишком умножилось “потомство Йосефа”. Так было, так есть и так будет. “Деяния отцов - знамение для сыновей”.

Интересный комментарий дает этим событиям Ш.-Р.Гирш: с появлением Ицхака начался галут (изгнание еврейского народа). Именно в жизни Ицхака реальностью стало предсказание “пришельцем будет твое потомство в земле не своей” (Берешит 15:13). Авраам все еще наслаждается ничем не нарушаемым счастьем, а безмятежность жизни Ицхака уже омрачилась завистью и проявлением ревности. А Яакова мы найдем в состоянии унизительного рабства. Так история показывает нам три состояния, в которых будет находиться потомство Авраама среди других народов: рабы, люди с высоким положением, но вызывающие зависть, и люди уважаемые. Во всех трех воплощениях судьбы Божественный Завет оказывается защитой и благословением, проявляясь не только как Завет с Авраамом, Ицхаком, Яаковом, но как Завет Авраама, Ицхака, Яакова. Имена патриархов воспринимаются не как имена отдельных личностей, а обозначения исторических прототипов, в судьбе которых отразились различные аспекты силы Божественного завета.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100