-->
 
На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


"ЕВРЕЙСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ" - ИНТЕРНЕТ-ЛЕКЦИИ НАТАЛИИ ГУТКИНОЙ

Наталия Гуткина, филолог, к.ф.н., нижегородский преподаватель, увлеченный изучением и преподаванием Библии, приглашает читателей интернет-журнала отправиться в путешествие по страницам Торы, обещая самым любознательным и трудолюбивым “чудные открытия”тех самых богатств, которые находятся в их собственном Доме - еврейском классическом наследии.

                Предисловие к интернет-лекциям. От автора.

                Крупнейший еврейский средневековой философ Рамбам так определял людей, читающих тексты Библии: есть люди, которые читают повествования ТаНаХа как сказки и верят им, есть люди, которые читают повествования ТаНаХа как сказки и поэтому не верят им, наконец, существуют такие читатели, которые умеют прочесть глубокий внутренний смысл, заложенный в повествованиях ТаНаХа и при этом абстрагироваться от формы изложения. Еврейские философы принадлежат к третьей группе читателей Библии.

                Начав заниматься Библией, открываешь ответы на философские вопросы, поставленные греками, проникаешь в психологию и этику, тоньше чувствуешь экзистенциализм, переживаешь возможность мистического постижения Бога. Но это достижения на личностном уровне. Важнее другое.

                Еще пророки отмечали, что Израиль часто засевает чужие поля и возделывает чужие виноградники, забывая о своих собственных.Эта странная особенность нашего народа часто заставляет евреев быть в большей степени русскими, чем это свойственно самим русским: лучше многих русских людей говорить и писать по-русски, знать и преподавать русский язык и русскую литературу. В духовном порыве слиться с “державным” народом евреи доходят до самоотрицания и полного равнодушия к судьбе собственного народа. Такие люди как правило ничего не слышат, и нет “ничего непобедимее равнодушия” -” раз он уже научился говорить о своем народе “у вас” пиши пропало (Зеев Жаботинский) “шишек на лбу у нас много, спина порядком сгорбилась, от векового перепуга руки трясутся, скарб наш убог и сделан по старой моде... есть над чем посмеяться при желании...” Автор статьи “Четыре сына” Зеев Жаботинский еще в 1911 году предвидел судьбу евреев, равнодушных к собственному народу. Это жалкие жизненные итоги,  осознание притворства и лжи перед людьми и своею собственной душой, которое наступит в конце жизненного пути.

            Современный  русский  поэт Борис Слуцкий определяет своё отношение к        еврейству и еврейской жизни как возвращение “из точки в пространство”:

Созреваю или старею -
Прозреваю в себе еврея.
Я-то думал, что я пробился,
Я-то думал, что я прорвался.
Не пробился я, а разбился,
Не прорвался я, а сорвался.
Я, шагнувший ногою одною
То ли в подданство,
То ли в гражданство,
Возвращаюсь в безродье родное,
Возвращаюсь из точки в пространство.

                Тот, кто был лишен знаний иудаизма в детстве, может восполнить в любом возрасте недостаток “материнского молока”, кроме того, в современном мире есть возможность получить эти знания вовремя.Не случайно духовный раввин России Адин Штейнзальц сказал, что еврей - это тот, у кого внук еврей. Однако для большого числа евреев это вовсе не очевидно.

                Нужны ли современным детям познания в иудаизме ? Прежде чем вы сами ответите на этот вопрос, познакомьтесь с фрагментом из книги Германа Вука “ЭТО Бог МОЙ” :

“... Некоторые люди, я слышал, не хотят давать своим детям познания в иудаизме, объясняя свою позицию таким образом :

  мы не хотим нашего ребёнка ни к чему принуждать. Когда он вырастет, он сам решит, что ему нужно.

     Однако то, что делают такие родители, — это ведь самое что ни на есть серьёзное принуждение, которому они могут подвергнуть своего ребёнка. Они принуждают его всю жизнь оправдывать собственное невежество. Какой взрослый человек пойдёт и сядет в классе среди школьников изучать ивритский алфавит, ТОРУ и еврейские обычаи ? Нет ничего проще, чем отказаться от религиозного обучения, как отлично известно многим из моих читателей .Восполнять то, что упущено в детстве, - это всё равно что карабкаться на Эверест.

                Подобным родителям должно было бы хоть изредка закрадываться в голову сомнение . и им следовало бы хоть раз спросить себя :

  А вдруг я ошибаюсь ? И если я действительно ошибаюсь. то не нелепо ли заранее цементироовать в ребёнке мой отказ от религии .

     К тому времени, когда я понял, что иудаизм мне нужен, он был уже мне преподан как арифметика, как география, как многие познания, преподанные мне задолго до того времени, когда у меня возник интерес к этим познаниям или необходимость в них.

     Позвольте мне высказать предположение, что слова “ а вдруг я ошибаюсь”- это слова, которые, как воздух, нужны людям нашего века, - идёт ли речь об иудаизме или о чём угодно другом. Вокруг нас кишат легковесные истины.Но где тяжёлые  сомнения ? Повторять, как попка, агностические афоризмы последних двух столетий,-- это вовсе не значит сомневаться. это значит всего литшь повторять вызубренный школьный урок. Я ощущаю в себе способность сомневаться. Это — моё единственное интеллектуальное преимущество, помимо умения писать, обеспечивающего мне хлеб насущный.

     Но вы можете возразить :

— Будьте добры, оставьте меня в покое.Вам нравится манипулировать словами и читать книжки, и это довело вас до того, что вы решили жить по закону Моисееву.Что ж,на здоровье ! Но я — человек занятой.Я как раз собираюсь переезжать в свой новый дом.Это очень красивый дом, но он влетел мне в копеечку, я по уши в долгах, и мне теперь придётся .У меня растут сыновья и дочери,и я их очень люблю. хотя они, по-моему, немного глуповаты. Я бы не прочь  им дать кое-какие познания в иудаизме, но я так же непрочь дать им ещё много, много всего, о чём не может быть и речи. Я, в общем, довольно счастлив,я доволен тем, что имею...Так что вы идите себе подобру-поздорову своей дорогой, а я пойду своей. Разумно ?

     В нацистских лагерях смерти ...цвет немецкого еврейства ...начинали вдруг читать Танах или даже изучать иврит. Почему ? Они хотели прежде чем  на них опустится тьма, пронять, кто они такие и почему им суждено погибнуть...Гитлер было уникумом.Его попытка уничтожить евреев не была случайностью, не была она и безумной выходкой маньяка. Нет, это был венец его деятельности....Ницше ещё в прошлом веке  отлично понимал, к чему должны  привести его идеи (“Бог мсёртв !“) Может быть, именно то, что он  первым их  увидел, свело его с ума....

     Погибло 6 миллионов евреев. В течение всей человеческой истории чудесное выживание евреев  воспринималось как свидетельство того, что есть Б-г во вселенной. Если Б-га нет, то это можно доказать лишь одним способом: убить всех евреев и тем самым запечатлеть в сердцах людей смерть еврейского бога. Это была логика безумия; но с его, Гитлера позиций, трудно было бы найти более рациональный аргумент.

     Но кто мы ещё такие ? Что означает наша долгая историяч ? Есть ли в  ней какой-нибудь смысл для 5 миллонов американских адамсонов, которые водят машины, смотрят телевизор...и ничем не выдают своего славного и страшного происхождения, и ещё для 3 миллионов израильских адамсонов, говорящих на иврите, тоже имеющих машины ...и не помнящих ни слов Исайи, ни синайских скрижалей ? Ради этого ли наши предки в течение двух тысячелетий сносили удары судьбы и всё-таки выжили ?

     Что до меня, то я  верю : наша история не бессмысленна ...Бог жив, и мы, Его  народ.

     — Мы  избраны , но для чего ? - спросил меня капитан израильского лайнера (он был беженцем из нацистской Германии) —  Избраны для того,чтобы страдать ?

  Да , и для этого тоже. Такова истина, которую мы знаем.Это было не то избрание , о котором попросил бы хоть один народ на земле.

     В сердцах большинства евреев гнездится инстинкт, побуждающий их сохранять в себе своё еврейство... Это  з о в   нашего самого глубокого, самого истинного, самого лучшего “я”. Глупец тот, кто его стыдится. В  нём - наше бессмертье. Наши  дети  ждут  от  нас ответа : что им делать, куда им идти? Завтра нас не станет, и они будут семьёй Авраамовой... (из книги Г.Вука.”Это Б-г мой.Еврейский образ жизни. Иерусалим,1991 с.403-405 )

                Сегодня еврей нужен своему народу именно как еврей. Более того, живущий как еврей, в соответствии с идеалами и этикой иудаизма, он необходим и всему миру и человечеству. Другого пути нет.

                Итак, откроем первую страницу. Начнем с первого слова.

 

                     Сотворение мира в ТаНаХе.

                  Альберт Эйнштейн “В природе проявляется такая высокая степень разума, что вся значимость,                 которую люди придают своему мышлению, кажется по сравнению с ней абсолютно ничтожной. Это                 ощущение является главным стержнем в жизни ученого и в его поисках...Чем больше знаний о мире дает                 нам наука, тем явственней вижу я руку Всевышнего, правящего Вселенной.

1. Начало путешествия. Первая книга. Первое слово.

                “БЕРЕШИТ”, “ВНАЧАЛЕ...”Первая книга Торы, книга “Берешит”, начинается с истории сотворения мира. Русскоязычному читателю эта книга знакома под названием “Бытие”, букв. перевод греческого слова “Генезис”, означающего происхождение, творение, возникновение. Это название из древнегреческих и латинских текстов перешло в современные романские и германские языки.

                Сама же Тора названий входящих в нее книг не приводит. Вместе с тем в кн. Иегошуа упоминается название “Сефер -а- Яшар”, по мнению хахамим, это первая книга Библии: Это книга об Аврааме, Ицхаке и Яакове, которые названы “йешарим” - “праведные” (Авода Зара, 25) Караимы называют ее Книгой Праотцев. Р.Моше бен Нахман называет - Книгой Творения, а Ицхак Абарбанель -  Книгой личностей. Однако с древнейших времен эту книгу все знают по первому ее слову “Берешит” - “ Вначале...”, наиболее точно передающему ее содержание.

                “Берешит” рассказывает о начале появления на свет народа, который станет глашатаем Божественного учения. Первая глава книги рассказывает о первых десяти поколениях человечества, А первый из семи разделов этой главы - рассказ о первых семи днях существования мира.

2. Научна ли идея сотворения мира, как об  этом говорит ТаНаХ.

                Идея сотворения мира - это одно из главных открытий ТаНаХа. Эта идея стала основой нового мировоззрения. Как и вопрос о Боге, идея сотворения мира относится не к области науки, а метафизики. Между тем всегда существовала тенденция смешивать эти области и опровергать рассказ ТаНаХа научными данными. В 19 веке согласно научной концепции вечности и неизменности законов природы мир не мог быть сотворен из ничего. В ХХ веке, напротив, в соответствии с физической теорией Большого взрыва возникла гипотеза о том, Вселенная начала свое существование из очень конденсированного состояния и продолжает расширяться до сегодняшнего дня. Многие теологи и тем более простые верующие склонны интерпретировать Большой взрыв как акт творения. Арье Барац в книге “Лики Торы” (Москва-Иерусалим, 1995, с.25) называет это толкование  “чистой иллюзией”и предполагает, что это “катастрофическая трансформация Вселенной”и что само сотворение Вселенной должно быть от научного видения сокрыто. В том благом мире, что исходил от Божественных рук, по мысли А.Бараца, не могло быть “испепеляющего и уничтожающего горения” и “лязга и скрежета” от гравитационных полей нашей Вселенной 

                Акт Творения не относится к области физики: физика занимается процессом развития уже существующего мира. Но пока мира нет, считает профессор Тель-Авивского университета Йосеф бен-Шломо (“Введение в философию иудаизма”), нет и области исследования для физики. Поэтому ответ на вопрос о сотворении мира логично искать в области метафизики.

2. Прежние мифологические представления и Сотворение  мира в ТаНаХе.

                        — Хаим, ты слышал? В Риме археологи нашли проволоку. Значит, там был                                         проволочный телеграф

                        — А в Израиле ничего не нашли. Значит, там был уже беспроволочный.

                До ТаНаХа в мире господствовали мифологические представления, описывающие происхождение мира из некоего первичного материала. Египтяне полагали, что весь мир вылупился из некоего космического яйца. Теорию происхождения Вселенной предлагали самые разные народы. Индусы, например, сообщали в своих древних книгах, что земля существует миллионы лет. Это плоская треугольная плоскость, со многими ярусами, высокими горами, обилием воды, держится на головах слонов, слоны стоят на панцире черепахи, а черепаха - на кольце громадной змеи. Когда слоны двигаются, земля дрожит и трясется. Такое “сооружение” великолепно объясняло феномен землетрясений.

                “Эпос о творении” был записан и на глиняных табличках ассирийского царя Ашурбанипала. Существует и Вавилонское предание о Творении. Обе эти версии похожи последовательностью событий на то, что написано в Книге “Берешит”, но мир обязан в них своим появлением чудовищам. Боги напиваются до умопомрачения и убивают друг друга из зависти и ревности. Все мифы Ближнего Востока сосредотачивались на вопросе, что побудило богов сотворить мир. В мифе о Мордуке последний прибегает к сотворению мира как средству борьбы. В ТаНаХе же к сотворению мира приводит сама воля Бога. Поэтому мир не может не зависеть от Него. От Бога человек получает систему нравственных ценностей - мораль, которой он обязан следовать. Следовательно, в мире не может быть ничего, чему следует поклоняться (запрет на идолопоклонство).

                Таким образом, природа, которую прежде обожествляли и которой поклонялись, согласно идее Творения создана волей Всевышнего- единого, трансцендентного (отделенного от мира), личностного (обладающего волей), нормативного (определяющего законы) Бога (Йосеф бен-Шломо). Бог не принадлежит материальному миру, он - вне мира. И в этом суть Творения.

                Все древние религии обожествляли солнце и луну, а в ТаНаХе это только часть сотворенного мира. И у них конкретная задача - разделение времени. В дальнейшем будут сотворены большие крокодилы: “И сказал Бог - да воскишит вода кишеньем живых существ...и сотворил Бог больших крокодилов”. Крокодилы здесь не самостоятельные живые существа, а сотворенные Богом. Солнце, звезды и все остальные небесные тела были сотворены раньше, но они стали светить только на 4-ый день, потому что должна была выделиться энергия света. Ученые подчеркивают: на солнце постоянно происходят термоядерные реакции, ежесекундно 4 миллиона тонн массы переходит в энергию, и это источник света солнца.  Свет первых трех дней и свет четвертого дня разные: сначала земля словно окутывалась световым покрывалом на 12 часов после 12 часов абсолютной тьмы. На четвертый день стала освещена часть земли, повернутая к Солнцу. ТаНаХ совершает глобальный переворот в мифологических представлениях древних народов. Мифологические образы в ТаНаХе есть не что иное, как художественно-поэтическое описание действий Бога в истории: “...не ты ли (мышца Господня) рассекла раава, умертвила дракона...”(Йехезкель, 29) Эстетическое переживание всегда связано с религиозным переживанием

3. Мир, который создан из ... ничего? Два важных умолчания.

                Открытие ТаНаХа состоит в концепции сотворения мира из ничего. Здесь важны два умолчания ТаНаХа: 1.Сам акт Творения не описывается. Бездна и пустота - это уже часть сотворенного мира. 2. ТаНаХ также не сообщает нам, почему Бог создал мир. Эти два умолчания - о моменте и причине - подводят нас к восприятию мира, с одной стороны, как реальности, а, с другой стороны, мира могло бы не быть, на это была воля и милость Бога. Бог пожелал, и мир был сотворен.

                Акт Творения мира “из ничего” (“ex nihilo”) не является одноразовым. Иначе бы мир давно прекратил свое существование. “Вечно, Боже, Слово Твое стоит в небесах” (Псалмы, 119:89).Принципиальное отличие Божественного созидания от человеческого в том, что человек не создает материю, человек, создав вещь, может оставить ее и уйти,  в то время как действие Творящей силы на Бытие не может прекратиться. Иначе погибнет Бытие. Отсюда следует, что все, происходящее на земле, - это результат Божественного Провидения. Необязательность существования мира означает, что ни на мгновение мир не может существовать без Бога. Идет процесс “постоянного Творения” мира и человека. Человек ощущает свою постоянную связь с Богом, вся жизнь его освящена верой в Создателя.

4. Мир был создан по Торе десятью речениями Бога: что это значит?

                Тора не говорит о гипотезах, созданных людьми, не говорит об авантюрах силы и коварства, но сообщает сведения, поведанные самим Создателем и на протяжении тысячелетий не опровергнутые учеными. Бог не совершает физических действий (не берет, не прыгает и т.п.). Он говорит. В основе мира лежит речь, язык. Мир был создан по Торе десятью речениями Бога: “Да будет свет”! “Да будет свод...” и т.п. Как надо понимать эти речения?

                Рабби Шнеур Залман в книге “Ликутей Амарим” (вторая часть книги “Врата единства и веры”) говорит, что мир создан животворной силой Создателя, подобной единому полю.  Эта сила порождает 22 вида “элементарных частиц”, различные комбинации которых становятся всевозможными предметами, населяющими Вселенную. Эти частицы - буквы Божьих речений. Это можно сравнить с тем, как воплощается энергия задуманного на земле.  Сначала это знаки мышления (звуки речи или буквы на письме), через которые мы осознаем и понимаем собственные желания и устремления. Комбинации букв соответствуют названиям предметов или явлений на языке Торы.

5. Хаос и Космос согласно Каббале и хасидизму. Духовное и материальное. Добро и Зло.

                “Вначале сотворил Бог небо и землю. А земля была пуста и хаотична (“тоhу вавоhу”), и  тьма над бездной, а ветер (от Бога) порхает над водой. И сказал Бог: да будет свет - и стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и разделил Бог между светом и между темнотой. И назвал Бог свет днем, а темноту назвал ночью. И был вечер, и было утро, день один”. Бог разделяет свет и тьму, воду и сушу. Дальше это же разделение будет связано с растениями и животными, и человеком. Значит в метафизической идее Творения есть законы разделения и есть динамика развития.

                Согласно каббале и хасидизму мир Хаоса предшествовал Космосу. В мире Хаоса Божественный Свет (истечение Божественной энергии) не пропорционален “сосудам”, воспринимающим его. Они не выдерживают сильного напряжения Света, происходит “ломка сосудов”, она называется также смертью”. “Смерть” - это отделение души от тела. Душа, покидая тело, уходит в духовный мир, а тело, лишившись души,  разлагается. Метафорически именно так и следует понимать “смерть” по отношению к “сосудам”. Обломки их стали началом Зла и всего материального. Тем самым осуществился замысел Творца: в сотворенном им мире существует выбор между Добром и Злом, между материальным и духовным.

                Мир Космоса начинается с сотворения света, который есть “благо”. То, что Творение начинается со света, рождает веру в познание мира, в то, что в своей основе мир положителен. Человек, в котором светлое начало торжествует над Злом, является олицетворением Космоса, в то время как животный, растительный и мертвый миры исходят из Хаоса (тогу). Тогу первичен и выше уровнем, чем Космос, однако предметы, образовавшиеся в результате “ломки сосудов”, деградировали и стоят ниже человека. Одновременно с этим они обладают большей потенцией, человеку приходится к ним обращаться (например, за пищей)  Но жив человек не материальным, “не на хлебе едином живет человек, а на всем исходящем из Уст Божьих живет человек” (Дварим 8:3).

                В материальном мире содержатся искорки духовного. Задача человека - извлечь их из материального и возвысить до Источника. Тем самым возвышается душа человека и наоборот. Согласно каббале в результате “ломки сосудов” выпало 288 искр. В предложении “Дух Всесильного парил над водами” есть намек на это “парил” (мерхафет) первая и последняя буква “мэт”- мертвый, а в середине рэйш, хаф, фэт - 288, то есть 288 искр сокрыты в “мертвом”. Когда человек добудет 288 искр святости из бытия, наступит мессианская эра.

                Под словом “земля” Тора имеет в виду все, что на ней есть, вода и пр. Небеса, шамаим, - это все, кроме земли, то есть Солнце, звезды, планеты, галактики, туманности, частицы водорода, кислорода.

6.Что стоит за большой буквой “бэт” и в чем простой смысл перевода?

                В Торе есть большие и маленькие буквы. Бэт в слове “Берешит” большая. Почему?

                Мы не все можем в мире понять и объяснить, и то, что было вначале (пространство и время как формы существования материи) закрыто для нас с одной стороны, так же как буква “бэт”(сверху, снизу, справа), но открыты слева, чтобы показать, что о последующем после Сотворения мы можем рассуждать. В физике есть тоже принцип неопределенности Гейзенберга (когда приходится отказываться от обычных представлений в  макромире).

                “И сказал Бог: да будет свод внутри воды и будет разделять между водой и водой. И сделал Бог свод, и разделил между водой, которая под сводом, и водой, которая над сводом, и стало так. И назвал Бог свод небом. И был вечер, и было утро, день второй”.

                Попробуем понять простой смысл перевода. Если небеса были сотворены в первый день, то о каком своде идет речь? Раши объясняет, что сотворенные в первый день небеса были сильно разрежены, а во второй день уплотнились, была создана атмосфера, она окутывает земной шар со всех сторон как свод и дает возможность дыхания. Шамаим, как трактует Раши, это эш + маим, огонь+вода. Огонь - это горение, это кислород. Высшие же слои атмосферы состоят из водорода, это “верхняя вода”. Атмосфера - нижняя часть небес, а есть выше и выше: “Ведь в руках Бога небо и небеса небес, земля и все, что на  ней (“Дварим”10,14)

7. Заключение.Ученые в их отношении к Всевышнему.

                Уже в советских книгах говорилось, что все теории о происхождении Вселенной не выдержали испытания временем. “Вселенная возникает как квантовая флуктуация, начавшись практически из ничего”, “Ничто может отождествляться с пустым пространством”.

                Один из читателей серьезного научного журнала в США представил известному ученому Джорджу Вальду доказательство того, что шанс образования простой молекулы белка практически ничтожен - раз в 10 в 248 степени миллиардов лет. Преклонением перед Всевышним и Вечной Книгой наполнены и признания великих ученых:

                Иоганн Кеплер:”Я стремлюсь опубликовать их (исследования) во славу Всевышнего, желающего, чтобы его познали через природу...Мы, астрономы, являемся слугами Предвечного. В нашем отношении к природе должна быть поставлена в основу мысль о славе Бога, а не восхваление собственных способностей”

                Луи Пастер: “Первый взгляд, устремленный на мир, не найдет в нем более, чем богатое разнообразие и множество явлений. Когда же этот взгляд подкреплен наукой - наукой, приближающей человека к Богу, тогда видишь вокруг простоту и единство”

                Альберт Эйнштейн “В природе проявляется такая высокая степень разума, что вся значимость, которую люди придают своему мышлению, кажется по сравнению с ней абсолютно ничтожной. Это ощущение является главным стержнем в жизни ученого и в его поисках...Чем больше знаний о мире дает нам наука, тем явственней вижу я руку Всевышнего, правящего Вселенной.

                              




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100