-->

 
На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь


Реклама на IJC





Реклама на IJC



Избранность - привилегия или долг?

Дов-Бер Хаскелевич


Нередко приходится слышать вопрос:

"Не является ли осознание избранности еврейского народа,
утверждаемое иудейской религией, своего рода высокомерным принижением роли и значения других народов?"

Задают этот вопрос обычно евреи, по той или иной причине оторванные от своей религии, ничего или почти ничего не знающие об учении и сущности иудаизма.

Тем не менее, именно в наше время, когда еще совсем недавно современное человечество стало свидетелем того, как национальный шовинизм в нацистской Германии вылился в идеологию, оправдывавшую порабощение других народов или истребление миллионов невинных людей, этот вопрос больше, чем когда-либо, требует ответа.

Ответ на этот вопрос мы находим в главах Торы, которые читают в этом месяце.


В недельном чтении главы Воэсханан говорится:

"Тебя избрал Б-г, Всесильный твой, чтобы ты был Ему народом, избранным из всех народов... Не потому, что многочисленнее вы прочих народов, возжелал вас Б-г и избрал вас, ведь вы малочисленнее всех народов. Но из любви Б-га к вам и ради соблюдения им клятвы, которую Он дал отцам вашим, вывел Б-г вас рукою мощною и освободил тебя из дома рабства, из-под власти фараона, царя египетского".

Воэсханан, 7:6-8


А в следующей главе, где речь идет об изгнании Б-гом нечестивых народов Кнаана, сказано:

"Не говори в сердце твоем, когда Б-г, Всесильный твой, будет изгонять их от тебя: "за праведность мою привел меня Б-г овладеть этой
страной..." Не за праведность твою и прямодушие твое приходишь ты овладеть их страной, но за преступления народов этих Б-г, Всесильный твой, изгоняет их от тебя, и чтобы исполнить слово, которым поклялся Б-г отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову".

Эйкев, 9:4,5


Из этих цитат мы видим, что идея избранности Б-жьей, провозглашенная Торой, не может являться причиной высокомерия или ощущения собственного превосходства. Избранность - это не признание собственных заслуг еврейского народа, которыми он мог бы гордиться, а ответственная миссия, возложенная на него свыше Самим Б­гом. Еврейский народ родился как народ, призванный быть носителем Торы, Б-жественного Учения. А значит, быть народом-глашатаем монотеизма, веры в Единого Б­га и в Его Закон.

С другой стороны, иудаизм не рассматривает избранность как прерогативу, как исключительную привилегию евреев. Согласно еврейскому закону
любой нееврей - один человек или целый народ, - если он того пожелает, может присоединиться к вере иудаизма и стать полноправным "избранником Б-жьим" в том же самом смысле, что и чистокровные евреи. В третьей книге Торы - Ваикро (19:34) сказано: "Как житель страны среди вас пусть будет у вас пришелец, проживающий среди вас; люби его, как самого себя..."

На протяжении истории немало неевреев присоединились к нашему народу, и немало выдающихся людей нашего народа были прозелитами или детьми прозелитов. К их числу относятся величайшие законоучители и мудрецы, такие как рабби Акива, Шамай, Онкелос и Авталион. В VIII веке иудаизм приняли властители Хазарии - огромной империи, простиравшейся от Волги до Карпат, от верховьев Дона до Закавказья.

Иудаизм не преследует цели распространить свою религию среди народов мира. Нам заповедано распространять лишь семь элементарных заповедей, данных Б-гом всем народам мира. Однако же, если нееврей искренне хочет присоединиться к "народу Б-жьему", раввинский суд обязан его принять в число иудеев.

Могут, однако, задать вопрос: "Допустим, что избранность не является привилегией, и евреи не являются привилегированной кастой. Но разве само осознание своей избранности не есть признание превосходства, которое, в сущности, вредно?"

К приведенному стиху из Торы "... Не потому, что многочисленнее вы прочих народов возжелал вас Б-г, и избрал вас, ведь вы малочисленнее всех народов" имеется гомилетическое толкование Мидраша, который именно в "малости" еврейского народа видит причину его избрания.

Мидраш поясняет: "Не по преобладанию вашему... избрал вас Б-г, а потому, что вы немноги среди народов". Древнееврейское слово меат,
означающее "немного", "мало", указывает на особую скромность, присущую праотцам еврейского народа. Авраам сокрушается: "Я прах и пепел" (Брейшис, 18:27). Яаков осознает: "Не достоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты оказывал рабу Твоему" (Брейшис, 32:11). Моше и Аарон вопрошают: "А мы что?" (Шмойс, 16:8).

Не так говорил язычник Навуходоносор: "Взойду я на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему" (Ишаяу, 14:14). Или Саннехериб, царь ассирийский: "Кто из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей?" Или Хирам, царь Тирский, вещал: "Я бог, в обители Б-жьей воссел я" (Иехезкел, 28:1).

Избранность - это атрибут скромности, а не высокомерия. "Будь смиренным перед всяким человеком", учит Мишна в трактате Овойс. Не забудем также, что за избранность наши предки были готовы страдать и жертвовать собой. В этом идея Б-гоизбранности еврейского народа диаметрально противоположна любому проявлению национального шовинизма.

Но разве можно быть скромным, осознавая свою избранность? Этот вопрос напоминает известный анекдот о королевском сыне, который никак не мог жениться. И лишь потому, что во всем королевстве невозможно было найти девушку подстать ему: столь же образованную, столь же красивую, столь же благородную, как наш королевич.

Король, обеспокоенный судьбой своего сына, пришел к выводу, что наследнику престола не хватает одного - скромности. Он отправил сына в
специальную школу, где его должны были научить скромности. Когда королевич вернулся домой, отец опять столкнулся с той же проблемой: сын все так же отвергал самых лучших невест. Видя недоумение отца, он объяснил свое поведение следующим образом:

- А теперь я и подавно никого не смогу себе подыскать. Ведь теперь ко всем моим достоинствам прибавилась еще и скромность!

...Чтобы избежать недоразумений, скажем прямо: в иудаизме скромность, смирение занимают центральное место. Талмуд говорит, что "спесивый, надменный человек подобен идолопоклоннику". Внутренний смысл этого изречения в том, что вся сущность Торы - признание Единой Абсолютной монотеистической Реальности, вне Которой ничто независимо не существует.

Тот, кто ощущает свою собственную значимость, тем более - превосходство, тот отрывается от Б-жественной реальности, то есть как бы признает существование других богов. А это противоречит иудаизму в корне.

О нашем Учителе Моше сказано, что он был "кротчайшим", то есть скромнейшим человеком "из всех людей на земле". Но как мог Моше, зная, что на него возложена величайшая в истории человечества Б-жественная миссия, оставаться скромнейшим из людей? Ответ в том, что Моше, осознавая величие своей миссии, знал также, что она, эта миссия, была возложена на него Свыше. Такова была Воля Б-жья. Если бы та же задача была возложена на другого человека, - считал Моше, - то тот бы справился с ней не хуже. Его личные заслуги не играли никакой роли. Моше
преклонялся перед достоинствами любого человека, даже из низов народа.

Но миссия была возложена на него, на Моше. И исполнение ее было главным долгом его жизни.

http://www.lechaim.ru/ARHIV/136/tora.htm








Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100