-->

 
На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь


Реклама на IJC





Реклама на IJC



Еврей в законе

Татьяна ЩЕРБИНА


Вопрос: "Как правильно жить?" -- мало занимал бы меня до сих пор, если бы не сын. От природы слабенький, хотя и агрессивный, он
присматривался к жизни, как витязь на распутье. Будто бы с самого начала считал: изо всех путей во взрослую жизнь есть один-единственный правильный, где и голову не сложишь, и коня не потеряешь
Он категорически отверг все, что видел вокруг: ложь, ненависть, страдания, предательство, развод родителей, их многочисленные браки, их проблемы с их родителями, красная прабабка, белый прапрадед, еще один -- как внезапно выяснилось, неродной. Правда, родители его отца, провинциальные евреи, жили долго и счастливо. У всей родни были карие глаза, лишь у деда по отцу серые -- как и у Вадика. Хотя мой сын теперь не Вадик. Он давно сменил имя -- и все превратности нашей жизни перестали иметь к нему отношение...
Съездив в 1990-м по школьному обмену в Америку, мой сын возненавидел советскую смесь прозябания и самомнения, а главное -- инстинкт разрушения, проявляющийся у нас на каждом шагу: от порчи лифтов до порчи личных отношений. Мой мальчик принял твердое решение
эмигрировать. Не в Америку: достойная материальная жизнь была для него потрясением, но то, что он пытался найти и не находил, лежало в другой плоскости.
В советской школе Вадик гордо заявлял, что он еврей, в ответ на "жидовскую морду", на которую его морда действительно была похожа в отличие от его отца. В Израиле Вадик прошел процедуру под названием "ги-юр" и стал евреем в законе. В одну из наших встреч он сказал, что евреи -- избранный народ. Я заметила: не потому ли фашисты ополчились на евреев, что двум высшим расам тесно на земле? Вадик ответил, что никакого высокомерного, унизительного для меня смысла в еврейской избранности нет: каждый, кто хочет посвятить свою жизнь изучению Торы и молитвам, может стать евреем, будь он китайцем или негром.
Каждый день, кроме шабата (пятница-суббота), ортодоксальные евреи спасают человечество, вникая в тайные смыслы книги, данной Творцом (слово "Бог" не произносится, а в светской израильской прессе обозначается шифром "Б-г"). Если не признать аксиомой то, что Тора была дана Творцом, настоящим евреем стать невозможно.
С точки зрения ортодоксов ("харидим" на иврите), всякий не соблюдающий Тору -- отступник, предатель, хуже любого гоя. Собственно, гой, живущий по заповедям, лежащим в основе христианства, для ортодоксов является хорошим человеком, а большего с него не спрашивается -- он же не избранный, а нормальное живое существо. Как эти существа живут, ортодоксам интересно не более, чем образ жизни коров или мышей. Ну, питаются чем ни попадя, беспорядочно совокупляются, смотрят фильмы и читают бестселлеры, сопереживая вымышленной жизни, думая о ней больше, чем о жизни своей, жизни близких и жизни вообще.

"Если мы будем жить среди других, нас просто размоет", -- сказал мне сын. Страшно, что мир соблазнит еще не окрепших в вере, поэтому стараются не показывать детям и подросткам "жизнь улицы", что технически несложно. Ортодоксы живут либо своими большими кварталами в городах, либо на оккупированных территориях, на западном берегу реки Иордан. Религиозные школы -- по соседству, даже за продуктами ездить не надо: каждый день их развозит по домам специальный фургон. "Оккупированные территории" там не говорят, поскольку эта земля принадлежит Израилю по Торе. А кому она принадлежит с административно-политической точки зрения, ортодоксов не касается. Они вообще не признают государство Израиль, в том смысле, что в Торе все четко расписано: кто, что и когда должен делать. Там и про рассеяние евреев по свету написано, и про воссоздание государства, и про восстановление разрушенного Храма, от которого теперь осталась одна Стена плача. Ортодоксы потому и ходят в черных одеждах, что носят траур по разрушенному Храму, а когда придет Мессия, траур наконец будет снят.

В жизни ортодоксов нет незначимых или ничего не означающих деталей. Все имеет свой "небесный", духовный аналог, свое назначение, время и место. Более регламентированной жизни, чем эта, представить невозможно. Внешне ортодокс выделяется в толпе своим черным костюмом или лапсердаком, из-под которого торчат белые веревочки -- цицит, широкополой шляпой, богатые надевают в шабат меховую шапку и молитвенное облачение -- таллит. Замужние женщины ходят либо в парике, либо в шапочке, скрывающей волосы, в длинной юбке и кофте с длинными рукавами. Пятидесятиградусная жара ничего не меняет, поскольку так одеваться велено Торой. Впрочем, ссылки на Тору означают часто то, что написано в Талмуде. А что касается "нештатных" ситуаций, не прописанных в Талмуде, на это есть рав -- учитель, который подскажет, как поступить. Рав -- первая и последняя ступень религиозной карьеры. Типа академика: когда синклит мудрецов решает, что ты достиг мудрости, тебе присваивают звание рава.


Я не знаток иудаизма -- просто меня, до сих пор не знающую, как правильно жить, занимает образ жизни моего сына, принципиально
отличающийся от всех других. Основанный на догме, вариаций толкования которой несметное количество даже в стане ортодоксов. Что касается других религиозных течений (прогрессивная синагога, консервативная синагога и т. д.), ортодоксами они не признаются, поскольку -- говорит мой сын -- не следуют безоговорочно Торе: из ее семисот предписаний они выполняют малую часть, ортодоксы же утверждают, что все без исключения указания Всевышнего должны выполняться. Среди "реформаторских" течений есть и такие, которые ссылаются на время: мол, тогда, когда писалась ("была дана") Тора, жизнь была одна, а теперь она совсем другая, и это надо учитывать. Ортодоксы возражают в том смысле, что Творец учел все и на все времена.
У меня с сыном, когда мы с ним видимся, часто случаются странные диалоги. "Как ты думаешь?.." -- спрашиваю я. "В Торе сказано,
что..." -- отвечает сын. Действительно, что он, простой смертный, может знать о том, о чем многие поколения мудрецов уже сто раз подумали, вникая в тайный смысл Торы?
Под тайным смыслом имеется в виду то, что существует помимо текста, который каждый из нас может прочитать и который касается далеко не всех вещей, из которых состоит мироздание. По утверждению моего сына, в Торе сказано все о каждом человеке, жившем на земле, обо всем, что было и будет. Но то, что будет, открывается в Книге не ранее чем произойдет.
Хотя из жизни ортодоксов исключены телевизор, пресса, книги и фильмы, компьютер взят ими на вооружение как орудие познания. Есть знаменитая книга американского журналиста Михаила Дрознина "Библия: секретный код", основанная на открытии израильского математика Элияху Рипса, который ввел Тору в компьютер как сплошной текст -- и обнаружил в ней некий шифр. По вертикали, по горизонтали, по диагонали буквы в некоторых местах текста стали складываться в слова, предложения и цифры. Сенсацией стала "проявленная" таким способом фраза, говорящая о том, что премьер-министр Ицхак Рабин будет убит в 5756 году (в Израиле принято летосчисление от Сотворения мира), что соответствует году, начинавшемуся в сентябре 1995 года. Фраза эта была расшифрована более чем за год до убийства Рабина.
Дрознин передал предупреждение Рабину через его близкого друга. Будучи "левым", то есть заведомо нерелигиозным, Рабин отнесся к предупреждению несерьезно. Как только убийство произошло, изучавшие код обнаружили в нем имя убийцы -- Амир, сами слова "имя убийцы" и фразу: "его убийца, один из его народа, который приблизился", что указывало на характер происшедшего покушения -- выстрел с близкого расстояния в тот момент, когда Рабин оказался один, без охраны. Все это, увы, было "невидимо" до часа убийства.
В среде моего сына "секретным кодом" пользуются вовсю, но Вадик считает шарлатанством утверждение, будто бы код открывает людям будущее. Мой сын уважает математиков и презирает журналистов. С пиететом он рассказывал мне о знакомом ученом, который умеет "заглянуть в душу", чтобы "почистить" человека: он размыкает "проводочки", которые вызвали "короткое замыкание" в душе и продолжают ее "коротить". Сколько-нибудь паранормальным это Вадику не кажется -- это просто высокая степень постижения Торы.

Дрознин после убийства Рабина выпустил книгу, в которой поделился с читателями предсказаниями будущего. В частности, он обнаружил в Торе "шифровку" о еще одном убийстве -- премьер-министра Нетаньяху, которое должно было состояться в Аммане летом 1996 года. Когда газеты сообщили, что 25 июля 1996 года Нетаньяху едет в Амман, перепуганный Дрознин воскликнул: "Код правильный!" Ужас его был продиктован не столько гипотетическим убийством, сколько тем, что согласно коду сразу после этого покушения должна была начаться Третья мировая война. В последний момент Нетаньяху перенес поездку на более позднее время. Дрознин встретился с Рипсом и показал найденные им в Торе "мессиджи" о покушении: "Предсказанное не состоялось?" Рипс в ответ указал ему на слово по соседству со "смертью в Аммане": "Отложено". И еще вдруг открылась фраза: "Пять будущих, пять путей"... Рипс по этому поводу заметил: чем точнее в секретном коде описывается событие, тем более расплывчаты его сроки, и наоборот.
Например, на 2000-й от Рождества Христова год секретный код выявил массу неприятностей: и землетрясения, и войну, и разрушительное падение небесного тела, и "конец времен". "Код спасет" -- прочел Дрознин над "концом времен", который упоминается еще раз в связи с 2006 годом.

Книга Дрознина, в сущности, подтверждает то, что я слышала от сына: в Торе есть все, но будущее открывается только когда настает. Даже на последних днях беременности в семьях ортодоксов не говорят о будущем ребенке. Рожать и воспитывать детей -- высокое предназначение религиозной еврейки. Детей должно быть как можно больше, следуя заповеди "плодитесь и размножайтесь", потому чем раньше вы вступаете в брак, тем лучше: брачный возраст -- 13 лет. Каждый лишний холостяцкий год -- один неродившийся ребенок, в ортодоксальных семьях рожают ежегодно, и в семье 12 -- 15 детей.

С нашей точки зрения, жизнь ортодоксов уныла: молитвы, пеленки и ни одного самостоятельного шага. Даже в гости пойти проблема: только всей семьей. Я жила в гостинице для религиозных: восемь спальных мест предполагали поселение супружеской пары с шестью детьми. Ортодоксы гордятся своими крепкими семьями, тем, что каждый день продвигает их на шаг по пути постижения истины, тем, что душа их не изъедена сомнениями и соблазнами. "Что вы можете противопоставить нам, к чему привел ваш образ жизни? К стрессам, депрессиям, наркотикам, насилию, разрушению, страданию? Вы нас не убедили, -- сказал мне сын и для пущей убедительности описал ад, куда попадают души нечестивых: -- Ад -- это не черти со сковородками. Это стыд. Отчитавшись после смерти о том, что хорошего ты сделал в жизни, что плохого, чего не сделал вовсе, остаешься наедине со своей жизнью, которую ты смотришь примерно как фильм. Этот фильм длится бесконечно, поскольку время для тебя теперь уже не ограничено, и в нем -- все, что ты в своей жизни делал и говорил, до мельчайших подробностей. При виде неприглядных картин прошедшей жизни душа сгорает от стыда. Мало того, фильм о твоей жизни сопровождается как бы субтитрами -- твоими мыслями в каждый данный момент. В конце концов после такого "киносеанса" душа либо уничтожается, будто ее никогда и не было, либо реинкарнируется в то, что заслужила. Можно, например, стать кошкой, которая отличается от обычной кошки тем лишь, что она помнит, как была человеком, и тяжело переносит пинки под зад..."

Я, честно говоря, никогда раньше не слышала о реинкарнациях в иудаизме. Но главные принципы всех древних мировых религий столь похожи, что можно лишь удивляться, почему мы им не следуем. Чем дольше я практикуюсь в жизни, тем острее ощущаю правильность христианских (в моем случае) постулатов, основанных, в свою очередь, на заповедях Торы. Разница -- в инструментах совершенствования души: Тора -- закон и всеобщее подчинение ему, христианство -- любовь и постижение мира через нее. В иудейской общине все гарантировано: семья, деньги, минимум бытового и душевного комфорта. Взамен надо следовать Закону, отказавшись от экспериментов над собой, как в христианстве. Мне было бы стыдно смотреть фильм о моей жизни, но почему-то радостно от того, что я шла путем проб и ошибок, что я ко всему пришла сама, а не заранее поверив кому-то или чему-то на слово. Моему сыну такое отношение к жизни смешно: не убивать же, чтоб понять, что это непоправимо? Но передо мной в жизни стояли совсем другие проблемы, чем перед ним. От каждого из нас -- персонально -- чего-то хотят, и я не верю в местоимение "мы", как верят в него все, кто принадлежит к какой-нибудь общине.
Чем больше я узнаю, как правильно жить мне, тем больше удивляюсь людям, к которым применим вопрос из Евангелия: "Какая польза
человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Матфей. 16:26)
Сын мой, впрочем, живет не по Евангелию, а по Торе.
Но вот какая догадка не дает мне покоя. Многие в России, "традиционно православной" стране, ничего не зная о Торе, мечтают как раз о том, как бы зажить наконец "правильно" -- по Закону, гарантирующему прожиточный минимум, без права на ошибку.
Правда, у нас это называется "коммунистической идеологией".

"Огонек" №05 (4632) февраль 2000
В оформлении использованы картины Владимира ЛЮБАРОВА

Статья печатается с любезного разрешения редакции журнала "Заметки по еврейской истории"

http://www.berkovich-zametki.com/








Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100