-->

 
На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь


Реклама на IJC





Реклама на IJC



Менахем-Мендл Шнеерсон

Там, где есть кола, есть и Хабад. И даже там, где ее нет…


11 числа еврейского месяца нисан 5662 года (весной 1902 года по общепринятому календарю) в городе Николаеве в семье молодого раввина Леви-Ицхока Шнеерсона и его супруги Ханы родился первенец - Менахем-Мендел. Спустя четверть века (в 1927 г.) он вместе со своим учителем и будущим тестем - тогдашним главой хасидов Хабада Любавическим Ребе Йосефом-Ицхоком Шнеерсоном вынужден был покинуть Советский Союз, спасаясь от преследований большевиков. Еще почти через четверть века - в 1951 году, спустя ровно год после кончины рабби Йосеф-Ицхока - он принял на себя руководство движением Хабад.

Кто скажет, счастлив ли или печален капитан, которому доверили вести корабль в жесточайший шторм?.. Рабби Йосеф-Ицхок стал главой Хабада в 1920 году, когда в России окончательно утвердилась Советская власть, о любви которой к евреям не надо много рассказывать. Оставил же он этот пост и этот мир (в день, когда душа его покинула тело и вернулась к Создателю) вскоре после Второй мировой войны, после страшной Катастрофы европейского еврейства, когда люди, бродя среди развалин, спрашивали, сохранились ли еще евреи на земле… Надо добавить еще испытание Америкой, где любой негр мог "стать евреем" по почте, заполнив бланк и послав реформистскому "раввину" положенную сумму.

О еврействе тогда люди думали мало, больше о счастье. И пытались добыть его, отнимая друг у друга. Не получалось. Рабби Йосеф-Ицхок был одним из очень немногих, кто не приглушая голоса говорил, что без любви к Б-гу и без любви к другому еврею никакое счастье невозможно. Любовь эту (кстати, один из лозунгов движения Хабад - Любавического хасидизма - так и звучит: "Любавич - от слова "любовь"!.."), со всей высотой привходящих чувств, рабби Йосеф-Ицхок понимал очень конкретно: выполнять заповеди Торы, помогать нуждающимся, оторвав бумажник от сердца…

За неделю до кончины он сказал своему зятю, рабби Менахем-Менделу:

- Нужно сделать новый порядок…

Тот спросил - какой. Ребе не ответил. Очевидно, он считал, что его зять и преемник должен был найти ответ сам. Нам не дано знать, как проходили эти поиски. Но мы можем - в какой-то мере! - сказать о том, что получилось.

У американских евреев есть поговорка:

- Там где есть кола, есть и Хабад. И даже там, где ее нет…

Это значит, что в самом неожиданном уголке земного шара вас может встретить бородатый человек в шляпе, который предложит вместе выполнить одну из заповедей Торы - например, наложить тфилин. Или поучиться вместе. Или просто сделать "лехаим".

Три главных слова из лексикона хабадников:

"Бейс-Хабад": "клуб заповедей", место где вам помогут исполнить одну из заповедей Торы;

"Мицво-танк": тоже "клуб", но на колесах. Например, в праздник Суккос по Нью-Йорку (!) колесит автобус, где вместо крыши зеленые листья. В любом месте, где водителю приметилось еврейское лицо, он может остановиться и предложить вам выполнить заповедь пребывания в сукко;

"Мивца": на иврите - "военная операция". На языке хасидов - кампания по выполнению заповеди, которая по мнению Ребе сейчас особенно важна. Речь здесь идет не о людях религиозных, которые эту заповедь исполняют и так. Речь идет о других…

Секрет Любавического Ребе, который известен всем, в том, что он не делает различия между евреями из России и Израиля, Америки и Йемена, Южной Африки и Австралии, между сефардами и ашкеназами, хасидами и нехасидами, теми, кто ест кошер, и теми, кто не всегда. Всю эту, довольно пеструю, компанию он считает партнерами в одной большой игре: очистить или исправить наш мир. Если вы говорите, что у вас, на минуточку, другие планы - устроиться, например, инженером в Одессе, таксистом в Бруклине или владельцем магазинчика в Хайфе, то эти возражения не принимаются. Ребе и его хасиды обращаются с вами так, как будто вы уже поняли, что цель у нас, евреев, все-таки одна…

Может, в этом причина его потрясающей популярности. И хотя этот секрет известен всем, пока не нашлось человека, который бы захотел им воспользоваться. Почему? Наверное, потому, что более трудную задачу вряд ли можно сыскать на белом свете.

--------------------------------------------------------------------------------

Легко и нелегко рассказывать о Ребе. Легко - потому, что так много можно сказать. Тяжело - потому, что после всех рассказов чувствуешь, что это только беглый взгляд на жизнь Ребе.

Можно рассказывать о Ребе, как о мудреце Торы. Каждый поражается, насколько глубоки познания Ребе в Торе и какую необыкновенную ясность вносит он в каждый вопрос.

Можно говорить о Ребе, как о философе. Ребе обсуждает фундаментальные вопросы веры, сущности Торы и заповедей, назначения человека, изгнания, Избавления и свободы выбора. Самые сложные вопросы еврейского мировоззрения освещаются им особым светом.

Можно сказать, что Ребе указывает дорогу нашему поколению в это непростое время - он объясняет, как можно совместить соблюдение заповедей с жизнью в современном мире.

Можно говорить о Ребе, как о символе бескорыстного служения Б-гу. Каждый, кто наблюдал Ребе во время молитвы или изучения Торы, мог увидеть, что означает служить Всевышнему. "Я создан для служения моему Создателю", - этому указанию Торы подчинена вся жизнь Ребе.

Можно говорить о том, что Ребе чувствует ответственность за каждого еврея в любом уголке мира. Самый далекий еврей - от Аляски до Австралии, от Нью-Йорка до Бангкока - одинаково дорог сердцу Ребе. Ребе создал уникальный проект "шлухим" (посланников), подобного которому не было в еврейской истории. Тысячи его посланцев разъехались по всему свету для того, чтобы бороться с ассимиляцией, чтобы принести свет Торы в каждый дом, чтобы с молодым хасидским задором подбодрить в трудную минуту каждого, кто в этом нуждается.

Можно сказать… Можно говорить и говорить о Ребе, но все, что мы скажем - лишь беглый взгляд на Ребе, на его жизнь и Служение…

Многие предсказания Ребе сбылись на наших глазах. В бурных событиях, происходящих во всем мире, он видит ясные признаки прихода Мошиаха (еврейского лидера, потомка царя Давида, который должен придти и избавить еврейский народ, вернуть евреев из изгнания в их землю и отстроить в Иерусалиме Святой Храм). Дай Б-г, чтобы мы вскоре стали свидетелями осуществления и этого предсказания!..

…За четыре десятилетия, в течение которых Ребе возглавлял движение Хабад, миллионы людей по всему миру привыкли к мысли, что в Нью-Йорке в доме № 770 по улице Истерн Парквей в Бруклине, где размещается всемирный центр Хабада, есть Любавический Ребе, предсказания которого неизменно сбывались и продолжают сбываться на наших глазах, Ребе, который посылает благословение всем евреям мира - каждому, включая и нас с вами.

3 тамуза 5754 года (12 июня 1994 года по общепринятому календарю) душа Ребе временно покинула этот мир. Те, кто верил слову Ребе и считал, что он достоин быть Мошиахом (и правда, кто в нашем поколении более достоин стать избавителем еврейского народа, чем он?!), испытали несколько горьких часов. Те, кому разговор об Избавлении был помехой, вздохнули с облегчением.

Давайте еще раз посмотрим на дату - на год. В Торе сказано, что мир создан на 6 тысяч лет, и седьмое, "субботнее", тысячелетие - это время, которое наступит после прихода Мошиаха. Если мы будем тянуть и дальше, надеясь, что его воцарение наступит "как-нибудь потом", не тревожа нашей привычной жизни, тогда… Тогда что ж, двести лет до конца - это не так и много (избавь Б-же!).

По счастью, однако, мещане хоть и живут в мире, но не на мещанах мир стоит…

Ребе, наделенный пророческим даром, передал нам волю Всевышнего: время Мошиаха пришло, огромная волна поднимается и сейчас ударит о берег, навсегда изменив нашу жизнь (естественно, к лучшему…). Ребе - в этой волне. Его душа не будет знать покоя, как не знала его никогда. Лишившись рамок тела, она будет действовать без границ.

А от нас требуется не так много: быть настоящими евреями - добрыми, скромными и великодушными. И нечасто - хотя бы раз в день - шептать Всевышнему:

- Я хочу, чтобы пришел Мошиах. Я хочу, чтобы мир был спасен…

…Могут спросить: если душа Ребе покинула этот мир, посему мы все время пишем и говорим о нем в настоящем времени? Ответ на этот вопрос - в словах самого Ребе: "На праведниках стоит мир. И даже после того, как их души уходят из этого мира, они не покидают свою паству. Мало того, души их возносятся к трону Самого Превечного, Владыки Мира, продолжают защищать еврейский народ и добиваются ему доброй судьбы…"

http://www.jewish-rus.org/org.html?page=2








Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100