На главную





Поиск










Еврейский театр

"ГОЛЕМ" ПРЕДУПРЕЖДАЕТ И НАПОМИНАЕТ

Бродвейская премьера старой пьесы в новом контексте

o Мэлор СТУРУА, Нью-Йорк - Миннеаполиc

На сцене "Манхэттэн энсамбл театр" в Сохо -"предбаннике" Бродвея состоялась премьера спектакля по поьесе Левика "Голем". В новом английском переводе и в постановке Дэвида Фишельзона она обрела особый смысл в свете нынешних израильских событий.
Постановщик и труппа ощущали, что именно война в Израиле были фоном (как-то не влезает здесь в строку слово "декорация") их спектакля. Недаром в подвальной репетиционной комнате на стене среди объявлений висела статья из "Нью-Йорк таймс" под заголовком "Для Израиля нова трагедия - это вызов, посланный Богом". В статье приводятся слова одного израильтянина: "Танки нам не помогут". (Эти слова кто-то подчеркнул желтым фломастером).
Когда Дэвид Физельшон основал свою новую театральную труппу "Манхэттэн энсамбл театр" и решил выбрать для ее дебюта на Бродвее пьесу Левика "Голем", уже ставшую классикой еврейской литературы на идиш, палестинская молодежь еще не превратилась в самоубийц-камикадзе и ограничивалась швырянием камней в израильских солдат, а танки и бульдозеры Шарона еще не разутюживали палестинские города и лагеря для беженцев..
Но сначала несколько слов о пьесе. Действие в "Големе" происходит в Праге XVI века. Чтобы спасти еврейскую общину от нападок местных антисемитов - дело происходит под еврейскую пасху - раввин вселяет жизнь в глиняное чудовище Голем, который становится могучим, неуязвимым, способным повергать людей на колени одним лишь взглядом своих ледяных глаз. Голем защищает евреев от антисемитских оскорблений и нападок, от обвинений, что они убивают младенцев-христиан, используют их кровь для приготовления мацы и мстит обидчикам. Евреи провозглашают Голема своим героем. Но его заносит, он начинает колобродить, проливать кровь тех, кого был призван защищать.
Пьеса Левика, основанная на древних еврейских легендах, звучащая на поверхностный взгляд абстрактно и отвлеченно, при постановках всегда читается как аллегория. Эту ее особенность точно подметил выдающийся еврейский писатель Исаак Башевис Зингер. В рецензии на спектакль, поставленный в 80-е годы, он сравнивал ожившее чудовище с гонкой ядерных вооружений: "В то время как мы пытаемся превзойти наших врагов, создав все более и более разрушительных Големов, возникает ужасная возможность, что они обретут свое собственное хотение, станут злобными, вероломными, безумными Големами". И далее: "Я нисколько не преувеличиваю, когда утверждаю, что големская история выглядит сейчас куда более актуальной, чем сто лет назад. А что такое роботы и компьютеры, если не современные Големы?"
Зингер абсолютно прав: каждое время имеет своего Голема. Об этом свидетельствует и судьба автора пьесы. Левик Гальперин (впоследствии он изменил свою фамилию, чтобы его не путали с поэтом Моше Гальпериным) родился в России в 1888 году. Еще юношей он примкнул к Бунду - еврейской социал-демократической партии. Был арестован, сослан в Сибирь, откуда чудом бежал, пройдя пешком всю тундру. В 1913 году Левик эмигрировал в Соединенные Штаты. Он составил себе литературную славу как драматург и особенно как поэт, стал основателем группы левых молодых писателей, стремившихся создать новую литературу на идиш. Сотрудничал Левик и в коммунистической печати, но после заключения пакта между Сталиным и Гитлером порвал с левыми.
Да, каждое время имеет своего Голема, ибо в каждое время средства и цели имеют трагическое свойство приходить в противоречие друг с другом. (Эта тема пронизывает и другую пьесе Левика "Мастерская" - о вырождении трудового люда Нижнего Ист-Сайда в Нью-Йорке). Профессор английской литературы и театральный критик Алиса Соломон в рецензии на новый "Голем" пишет: "В то время как израильтяне живут в постоянно увеличивающемся страхе перед нападениями, любая аналогия между нынешней ситуацией и "Големом" требует коррекции: в отличие от наветов пражских антисемитов XVI века, жалобы палестинцев подлинны. Следуя этой логике, нельзя не упереться в вопрос, который все чаще ставят евреи в Израиле и Соединенных Штатах: не стало ли мощное в военном отношении израильское государство Големом XXI века, обещающим защиту, но ведущим к опасности?"

http://www.izvestia.ru/culture/article17374




Почта на Yafa.ru
login 
pass 
получить адрес

Copyright © IJC 2000-2002

Rambler's Top100