|
Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон
Рабби Менахем-Мендл Шнеерсон, возглавлявший на протяжении 44 лет любавичское движение, был человеком необыкновенным. Хотя за все время своей деятельности он практически не покидал ближайших окрестностей своего дома, его влияние распространялось на весь мир. Возможно, кому-то он казался руководителем, действующим в рамках замкнутой общины, но на самом деле он был осведомлен обо всем, что творится в современном мире, и с энтузиазмом обращался ко всем людям, евреям и неевреям, поощряя в них стремление к добродетельной жизни, образованию и единству. Менахем-Мендл Шнеерсон родился 18 апреля 1902 года в Николаеве - небольшом городе на юге Украины. Его отец, раввин Леви-Ицхок, был известным ученым-теологом. Когда Менахему-Мендлу исполнилось пять лет, семья переехала в Екатеринослав, куда отец был приглашен главным раввином. Еще в раннем детстве проявились необычайные способности Менахема-Мендла. В возрасте бар-мицвы его уже считали вундеркиндом, блестящим знатоком Торы. Подрастая, он все больше погружался в изучение тонкостей Учения. В 1923 году состоялось его знакомство с рабби Иосефом-Ицхоком Шнеерсоном - Шестым Любавичским Ребе, в ближайшее окружение которого он вошел, исполняя при нем различные обязанности. Спустя пять лет в Варшаве Менахем-Мендл женился на его дочери Хае-Мушке (1901-1988). Вскоре супруги перебрались в Берлин, где раввин Менахем-Мендл стал изучать математику и естественные науки в Берлинском университете. В 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты, молодой раввин и его жена уехали в Париж; свое образование Менахем-Мендл продолжил в Сорбонне. Главным же его занятием были молитвы и религиозные исследования. Ребе Иосеф-Ицхок, поселившийся в Нью-Йорке, во многих случаях прибегал к консультациям зятя, в частности, по вопросам, связанным с изданием любавичских материалов. Как своему личному секретарю он поручал ему встречи со многими еврейскими лидерами в Европе. После оккупации Франции нацистами Шнеерсоны вынуждены были покинуть Париж. 23 июня 1941 года они прибыли пароходом в Нью-Йорк. Здесь рабби Иосеф-Ицхок Шнеерсон возложил на своего зятя руководство образовательной системой любавичского движения, а также системой социальной помощи. Кроме того, зять Ребе возглавил любавичское книгоиздательство. В 1950 году Шестой Любавичский Ребе скончался - Менахем-Мендл был его очевидным преемником, но возглавить движение официально он согласился лишь год спустя. Принимая на себя титул Ребе. он говорил членам любавичского движения, что будет добросовестно осуществлять руководство общиной, но каждый мужчина и каждая женщина в конечном счете сами должны отвечать за свои действия, за то, идут ли они путем, указанным Б-гом. В последующие 44 года, когда Ребе находился в руководстве любавичским движением, оно из незначительной организации, большинство членов которой погибло во время Холокоста, превратилось в движение, объединившее свыше 200 тысяч последователей во всем мире. Сознавая специфические потребности нынешнего поколения и предчувствуя общественный подъем в ближайшие десятилетия, Ребе приступил к созданию просветительских центров, программ социальной и гуманитарной помощи всем нуждающимся, без различия вероисповедания и происхождения. Он разослал во все концы земли своих посланников, поручив им основать центры "Хабад-Любавич" для удовлетворения духовных и материальных нужд местных еврейских общин. Сейчас в 35 странах шести континентов действует более 1400 таких центров. Сочетая глубокие знания в области теологии и науки с глубоким состраданием к людям и удивительной проницательностью, Ребе стал лидером, к которому обращались ведущие религиозные и политические деятели, крупные бизнесмены. С 1986 года он каждое воскресенье принимал тысячи посетителей и вручал каждому один доллар - символическое поощрение благотворительности. Многие хранят эти банкноты в память о своей встрече с Ребе и в качестве доказательства того, как повлияла на них эта встреча. Однажды Ребе рассказал о том. что, когда его тесть. Шестой Любавичский Ребе, потерял речь (у него был инсульт), врач задал вопрос: "Почему Б-г допустил, чтобы великий учитель и руководитель утратил свою самую важную для него способность?". И тогда будущий Ребе так ответил врачу. Он напомнил, что Моше заикался и боялся, что это будет препятствовать его миссии. "Подобно тому, как Б-г сделал Аарона устами Моше, - сказал Ребе, - мы под руководством моего тестя должны быть тем рупором, который оглашает его слова и его учение всем вокруг". Через два месяца после того, как Ребе рассказал эту историю, у него так же случился инсульт, его парализовало, он лишился речи. Тогда близкие Ребе люди вспомнили тот рассказ и поняли, что он совершенно недвусмысленно готовил своих учеников к тому, чему суждено произойти и (что еще важнее) что им следует делать. 12 июня (3 тамуза) 1994 года Ребе скончался. Вскоре после этого несколько членов конгресса США внесли в палату представителей законопроект о посмертном награждении Ребе Золотой медалью Конгресса. Обе палаты конгресса единогласно приняли этот законопроект, воздав Ребе должное "за выдающийся и долговременный вклад в улучшение образовательной системы, укрепление нравственности в мире и организацию международных благотворительных акций". Из книги "К жизни, полной смысла" http://www.judaicaru.org/home/tema_makor_23.html |
|
© Copyright IJC 2000 | Условия перепечатки |
|