На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


НАЛАДЧИК НА ШВЕЙНОЙ ФАБРИКЕ по фамилии Кац

Встреча с Романом Карцевым состоялась в театре "Школа современной пьесы" (художественный руководитель - Иосиф Райхельгауз) накануне Пурима, который Роман Андреевич встречал ударным трудом - шла репетиция моноспектакля по пьесе Семена Альтова "Зал ожидания". Надо ли его представлять как-то особо? Напоминать, что с "девичьей" фамилией Кац и экзотическим отчеством "Аншелевич" начал блистательную карьеру на школьных вечерах в родной Одессе, и "получил кликуху - Артист"? Что провалил обе попытки поступить в театральное училище? И пошел учеником наладчика на швейную фабрику, чтобы выступать на фабричных вечерах? И участвовать в самодеятельности в трех местах? Приглашен легендарным Аркадием Райкиным в ленинградский "Театр миниатюр"... Снимался в кино у Эльдара Рязанова и Эфраима Севелы... В телефильмах "Биндюжник и Король", "Собачье сердце"... Играл в театрах Михаила Левитина, Евгения Ланского, Марка Розовского, Романа Виктюка... Звезда!

- С каких пор у вас звучит еврейская тема?

- Всю жизнь. Во-первых, потому, что это же главная тема Одессы! А во-вторых, это тема Михаила Жванецкого, постоянного моего автора вот уже 40 лет. Его тексты пронизаны этой темой: южный юмор, одесская свадьба на 170 человек. Монологи в спектаклях - об учителе Друкере, "Юзик, Юзик!", и многое еще. И у меня Шолом-Алейхем в спектакле "Шут гороховый", я играл там две вещи писателя... Тема звучит и до сих пор. Потому что это я умею хорошо делать?

- Истинная правда! Вы немало разъезжаете, и разъехавшиеся по миру соотечественники "на ура" принимают "антикварные" аспекты этой темы. А как с нынешним ее продолжением?

- Оно, в принципе, должно было быть, но... Мы столько лет работали с Витей Ильченко. Он тему эту чувствовал превосходно, хотя и русский человек. Интеллигент, хорошо знал немецкий. Вот мы с ним готовили программу на идише - Вите с его немецким делать это было полегче. Готовили и на английском тоже и собирались уже играть. Но, к сожалению, Витя заболел. Это было десять лет назад. Столько лет его уже нет...

Но еврейская тема у меня все время звучит. Напомню: у меня три моноспектакля все-таки на эту тему! Первый, "Шут гороховый" - там Шолом-Алейхем и Жванецкий. Потом "Моя Одесса" - сплошь та самая тема. Есть она и в третьем спектакле "Престарелый сорванец". И сейчас делаю спектакль по текстам Семена Альтова, где она тоже будет. Она - в интонациях, образах...

- Наверное, эта тема вам близка с детства? Хотя все близкое к традиции предков в советские годы давили... Дома придерживались национальных традиций?

- Они у нас у всех были в детстве. Та же Ханука - самый веселый праздник: мы по родственникам ходили - деньги собирали. Конечно, все еврейское было в те годы придавлено, задушено... Всегда говорю и написал в недавно вышедшей книге "Малой, Сухой и Писатель. Записки престарелого сорванца": моя мама была еврейка-коммунист, а папа еврей-футболист. Папа из такой настоящей "молдаванской" семьи - родился на Молдаванке. А мама - из интеллигентной семьи: мой дед, ее отец, был кантор Одесской синагоги. Кстати, и мама хорошо пела.

- В семье знали иврит?

- Да тогда иврит вообще и не слыхивали! Зато дома у нас все говорили на идише. Детский мой идиш я не сохранил, хотя кое-что помню, понимаю отдельные слова. Родители же когда хотели что-то скрыть от меня, переходили на идиш, я его вот так и выучил... Когда еще они были молодыми, действовали еврейские школы. Но потом все это исчезло, казалось, навсегда. Дедушек и бабушек я не знал: родился в 39-м, через два года - война, и они все погибли...

- На ваших спектаклях в разных городах, в еврейских культурных центрах не раз видел, как восторженно принимают Романа Карцева. У вас - своя аудитория?

- В принципе, да, такая публика у меня есть. Тем не менее перечислять все города, где мы встречаемся, не стану. Два года назад я выступал "за границей", на Украине - на открытии синагоги в Днепропетровске и на праздновании Хануки в Киеве. И каждый год - на еврейском фестивале, который проводили почему-то в... Оренбурге, как ни странно. Как с этим сейчас - понятия не имею: пару лет там не был. Кстати, в Одессе так ни разу на Хануке я и не выступил! Не знаю, может быть, даже ее там и вовсе не празднуют? Одесса вообще город очень специфический... В минувшем году я в последний день Хануки в Москве был вместе с любавичскими хасидами.

- Свидетельствую: принимали вас все, кто там собрались, восторженно! Для всех было большим сюрпризом ваше появление у микрофона. Вы нередко выступаете в разных странах. А сейчас бываете в Америке на гастролях после ужаса 11 сентября и в Израиле в разгар нынешней интифады?

- Бывал со спектаклями во многих городах Америки, встречался там со многими людьми. Часто выступаю и в Израиле, откуда, кстати, перед Ханукой и вернулся. В нескольких городах Израиля, частности, в Иерусалиме я говорил с израильтянами, которые все эти события последних месяцев переживают, что называется, на собственной шкуре. И все они стоя меня встречали перед концертом, и все стоя провожали со сцены. Говорили же мы о том, что еврея нельзя победить - его можно только уничтожить. Поэтому народ наш такой... очень-очень по-разному настроен.

- От ужасного и грустного, может быть перейдем к теме ваших текстов... Кто для вас пишет?

- В основном, мой друг Семен Альтов. Что же касается Михаила Жванецкого, то я ему дал отдохнуть от себя... Так что мой сегодняшний и уже давний автор - Семен. И спектакль тоже он задумал. Так что пока Жванецкий не присутствует. Ну, и надо понять: мы 40 лет вместе, он, когда меня видит, - вздрагивает...

- А сам Карцев, извините, не пишет ли тексты для себя, раз уж оказался способен книгу написать?

- Нет, не пишу. Я, конечно, импровизирую на сцене, что-то вставляю обязательно. Как же, творческий процесс! Однако основу все-таки дает автор. Но то, что сам написал книгу, это правда. Радует и то, что она действительно хорошо расходится и отзывы на нее благожелательные, добрые. Там об Аркадии Исааковиче Райкине, о Вите Ильченко, Мише Жванецком... Это, знаете, не биографическая книга, а скорее, чисто юмористическая. Там все с юмором: и о том, как я снимался в кино, и как спектакли готовил, и о всяких смешных моментах. Вот такая несколько сумбурная книга. В основном, конечно, она - об Одессе, о Райкине, о нашей работе...

- Наверное, писали ее долго, годы?

- Хе-хе, да нет! Начал десять лет назад, притом и не думая о том, что получится книга... Просто как-то летел на самолете 16 часов и начал писать о Вите Ильченко. Как мы встретились, как все дальше было. Я сидел в бизнес-классе, никого не было, тихо, и вдруг вот накатило - написал. Напечатали это в Одессе, отрывки опубликовали где-то в Израиле, у нас - в журнале Жванецкого "Магазин", Миша похвалил... А потом постепенно это как-то вдруг возникло, какие-то воспоминания об Одессе, Райкине. И я решил записать их - просто так. Может быть, для внуков... Пришел в издательство "Вагриус", показал что-то, и там сказали: ой, очень здорово, давайте пишите! Отрывки печатали в Одессе в журнале "Фонтан" - это заслуга Аркадия Хайта, и тоже были хорошие отзывы. Так что пришлось доделывать. С трудом я ее сложил, потому что пишу коротко - под влиянием Жванецкого фразы такие короткие получаются. Много фотографий вставили - все, что можно было, потому что не могу я длинно писать! Книжка получилась тонкая, в две сотни страниц. И с уймой фотографий. Издали тиражом в 10000 экземпляров - сейчас это считается прилично. И думаю, будут допечатывать - расходится быстро.

- Значит, сейчас народ читает Карцева. А что читает Карцев, если успевает?

- О-о-о, нет, сейчас только тексты учу. Вот, сижу, весь ими обложенный. Возраст уже такой, что надо стараться запоминать спектакль на два сценических часа, все назубок... Хотя некоторые уже и обкатываю на публике в старой программе, потому что это обычно делается. И вот по кусочкам выношу на сцену, ищу шаг за шагом. А потом это все сложится. Режиссер Иосиф Райхельгауз все слепит с музыкой, записями. Действие будет происходить в аэропорту, поэтому - гул самолетов, объявления. Возникает платоническая любовь с женщиной, которая объявляет рейсы. Вот такая штука. Интересно! И пойдет это в театре "Школа современной пьесы". Ну, а когда премьера? Не знаю... Думаю, скорее всего в марте. Нэхай будэ!

- Хватает ли времени сходить на спектакли друзей в театры, на выставки, концерты?

- Иногда. Но, честно говоря, когда занят подготовкой своего спектакля, мало что для меня существует. Успеваю что-то по телевизору посмотреть, меня интересующее. Удается и выбраться на спектакли, но не часто. И потом, я вам признаюсь, немногие сейчас из них хороши. Я просто в курсе, все знаю: кто, где, что - поддерживаю связи. И не хочется идти просто так смотреть кривляния. Я все-таки школы Товстоногова, Акимова, Райкина, человек того класса. И сам играю какие-то классические вещи, считаю, в этом жанре. Меня приглашал сейчас Трушкин в "Театр Чехова" - предлагал играть Соломона в спектакле Артура Миллера "Цена", и то, что играет Анатолий Равикович, - "Ужин с дураком", и "Костюмер", и одну американскую пьесу. Я отказывался и отказываюсь. Потому что надо заниматься своим делом.

- А случалось ли вам принимать участие в концертах, посвященных Пуриму?

- Да, как-то пару лет назад выступал в таком концерте. Тогда я и сам получил огромное удовольствие. Пурим - замечательный веселый праздник в честь спасения моего народа.

- Ну, а как нахес фун киндер - думаю, вы еще не забыли перевод?

- Удовольствие от детей? Ну, что вам сказать... Как у всех: что-то хорошо, что-то похуже. Жена Вика - корень дома, на ней все держится. Дочь Лена закончила мединститут, работает в совместной клинике. Сын Паша много чем занимался - и музыкой, и в кино снимался, и в сюжетах киножурнала "Ералаш". Вот-вот должен выпустить журнал комиксов. Внуки? Ника в 9-м классе. И Лёнчик - ему год и четыре месяца, - чудный тип!

- Замечательная семья. Дай вам Б-г здоровья и всяческих успехов!

Беседовал Лев АЛЕЙНИК

Журнал "Алеф"




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100