На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


"Актриса на все времена"

подготовили Чернявский О. Бескровная О.

"Актриса на все времена" - так назвал Фаину Григорьевну Раневскую (Фаину Гиршевну Фельдман) Глеб Скороходов, написавший о ней интереснейшую книгу "Разговоры с Раневской". Мы хотим рассказать об актрисе, используя эпизоды ее жизни, выхватывая моменты, в которых, как в зеркальной комнате, отразилась многогранная и самобытная, удивительно яркая личность. Ее восприятие жизни было неординарным, ее афоризмы пересказывают до сего дня, добавляя все новые и новые, ее роли в кино помнят взрослые и сразу запоминают дети. Мачеха в "Золушке", Ляля в "Подкидыше", мамаша в чеховской "Свадьбе", конечно же, Роза Скороход в "Мечте" - яркие отпечатки таланта. Ее творчество живо, и каждый может из него выбрать по сердцу - всем хватит.

Фаина Григорьевна Раневская родилась 15 (27) августа 1896 г в Таганроге Ее отец-купец 2-й гильдии Гирш Фельдман Училась в частной театральной школе Сценическую деятельность начала в 1915 г в Малаховском дачном театре (под Москвой) Затем играла в Керчи, Ростове на Дону, в передвижном "Первом советском театре" в Крыму, в Баку, Смоленске и других городах Первые сценические успехи Раневской связаны с выступлениями в острохарактерных ролях Шарлотта ("Вишневый сад" А Чехова), Змеюкина и Мерчуткина ("Свадьба", "Юбилей" А Чехова), Гулячкина ("Мандат" Н Эрдмана , Дунька ("Любовь Яровая" К Тренева С 1931 г Ф Раневская - актриса московского Камерного театра, о с 1933 г - Центрального театра Красной Армии

Дарование Раневской в те годы наиболее полно раскрылось в роли Вассы Железновой (1936) в спектакле по одноименной пьесе М Горького Образ Вассы обрел в ее испол-нении одновременно трагическое и сати-рическое звучание, отличался глубиной и законченностью психологической и социаль-ной характеристик

В 1943-1949 гг Ф Раневская работала в Театре им Маяковского), где с большим успехом исполнила роль Берди в пьесе Лилиан Хелман "Лисички" (1945) С глубоким трагиз-мом раскрыла актриса душевную тонкость, наивную доверчивость женщины, затрав-ленной окружающим ее жестоким миром

В 1949-1955 гг Ф Раневская работала в театре им Моссовета В остро-сатирическом гротескном рисунке сыграла она небольшую роль спекулянтки ("Шторм" В Билля-

Белоцерковского, 1951), ставшую благодаря исполнению актрисы одним из ярчайших образов спектакля

С 1955 г Ф Раневская актриса Московского театра им Пушкина Наиболее значительные ее роли в этом театре Бабушка (в пьесе А Косоны "Деревья умирают стоя"), Антонида Васильевна (в инсценировке "Игрока" Достоевского)

В 1963 г Раневская возвратилась в Театр им Моссовета.

В 1946 г она с большим успехом сыграла заглавную роль в пьесе Дж Патрика "Странная миссис Сэвидж".

В течение тринадцати лет Ф Раневская с огромным успехом исполняла роль Люси Купер в спектакле "Дальше - тишина" (по пьесе В Дельмор)

В этом же спектакле Фаина Раневская последний раз вышла на сцену 24 октября 1982 г

Актерский талант Раневской сочетал полноту реалистического раскрытия харак-тера с острой, подчас гротескной манерой Раневская часто обращалась к комедийному, сатирическому преувеличению Яркая, выразительная сценическая речь, щедрые бытовые краски, остро и смело найденная характерность придавали сценическим образам Раневской особое своеобразие

Значительные роли создала Ф Рамевская и в кино- Роза Скороход ("Мечта", 1943|, Маргарита Львовна ("Весна", 1947), Мачеха ("Золушка", 1947) и др.

Ф Раневской трижды присуждалась Государственная премия СССР (две - за роли в театре и одна - за роль а кинофильме)- и 1961 г ей было присвоено звание народной артистки СССР.

Фаина Григорьевна Раневская скончалась в Москве 19 июля 1984 г.

Рассказывает Глеб Скороходов.

"ПРАВО ГЕНИЯ"

Однажды Ф.Г. в случайном разговоре вдруг сказала мне о "праве гения", которым она, к сожалению, не обладает, ибо к лику гениальных причислить себя не может.

- Свинство не позволяет, - пояснила она.

- Право гения на что? - не понял я

- Изумительное право не играть, если актер этого не может, - улыбнулась она.

Разговор об этом зашел после одного из спектаклей "Странная миссис Сэвидж". Шел он с подъемом, и Раневская в тот вечер была в особом ударе. Плохо она не играла никогда.Но и хорошо - всегда по-разному.

- Не забывайте: актер - это еще и профессия, - говорила она. - Спектакль -и творчество, и работа. Й хотя я не должна бежать в контору или в лавку к восьми утра и трубить там весь день с перерывом на обед, но и в театре есть свой трудовой график, в котором расписаны и репетиции и спектакли. И этому графику приходится| подчинять все. Даже если нет настроения| если болит сердце, если случайная статья в газете взвинтила нервы в работать никак не хочется, спектакль начнется в девятнадцать ноль-ноль в тот день, когда он объявлен. Регламентируемое вдохновение- для нас закономерная неизбежность. Только гении смели эту закономерность нарушать.

Ф.Г.рассказала ,как однажды Федор Иванович Шаляпин вышел уже в гриме на сцену в опере "Вражья сила" Серова. Отзвучал оркестр - певец молчит.Дирижер повторил вступление еще раз,затем другой.Шаляпин обвел грустными глазами зал, покачал головой и ушел со сцены. К нему в yборную влетел владелец оперы - Зимин:

Федор Иванович , что же это?! Аншлаг - публика вне себя!

Шаляпин посмотрел на него и тихо сказал: -Не могу.Тоска. И затем обратился к секретарю с распоряжением выписать Зимину чек на покрытие убытков.

Хорошо право гения если оно подкрепляется чековой книжкой улыбнулся я.

О, в наше время это право умерло -может быть вместе с гениями Я не помню случая продолжала Ф Г чтобы спектакль отменили по моей вине Случается , что играть не хочется - ну вот просто нет сил выйти на сцену И нет настроения, желания общатося с партнерами Павла Леонтьевна Вульф меня учила: в таком случае ни за что не насилуй себя не нажимай на педали -играй спокойно- и настроение появится. Пребывай в тex обстоятельствах, которые тебя поставила пьеса действуй в этих обстоятельствах, нужное творческое самочувствие придет.

Творчество и роли

Премьера "Весны прошла со средним успехом фильм показался громоздким, утомительным, а порой (например, в бутафорских опытах с солнечной энергией) и скучным Восгорг вызывали, пожалуй, только сцены Раневской и Плятта, особенно знаменитый кутъбит на лестнице, фразы Маргариты Львовны "Я везьму с собой "Идиота", чтобы не скучать в троллейбусе!", разговор по телефону Скорую помощь!Помощь скорую! Кто больной9 Я больной Лев Маргаритович Маргарит Львович"

Кстати, и этот текст придумала сама ф Г Когда Александров пригласил ее сниматься в Весне , то в сценарии Марга-рите Львовне отводился один эпизод она подавала завтрак своей знаменитой пле-мяннице

- Можете сделать себе роль, сказал Александров

Именно персонаж Раневской и оказался наиболее интересным в этом фильме И смешным тоже А без смеха какая комедия?!

После премьеры зрители ринулись к актерам Меня подхватила толпа, и вдруг я увидел Раневскую Она стояла возле машины, почти у самого парапета Москвы-реки, испуганная и чем-то обеспокоенная Я запомнил ее глаза они: не замечали мальчишек, орущих "Муля!", а смотрели поверх толпы, словно ища спасения

Позже я узнал (Ф Г рассказала об этом), что все объяснялось просто премьера затянулась Ф Г безумно проголодалась, а где-то среди зрителей затерялась ее учитель и наставник Павла Леонтьевна Вульф, с которой она собиралась ехать ужинать…

ПЬЕСА ДЖОНА ПАТРИКА

"Странная миссис Сэвидж"

Это очень добрая пьеса, что в наше время, на жестокость которого мы не устаем жаловаться, не так уж мало.

Привлекала "Сэвидж" и своей немудреной философией возлюби ближнего, как самое себя Впрочем, в приложении к героине Раневской вторую часть заповеди стоило бы изменить: ближнего она возлюбила больше самое себя Здесь и конфликт пьесы: любовь миссис Сэвидж к ближнему показалась ее детям настолько чрезмерной, что они объявили мать сумасшедшей.

НЕ ТОЛЬКО АКТРИСА

Я уже говорил, что Раневская - соавтор почти каждой своей роли А порой единственный автор Иногда правда ее соавторство минимально С точки зрения вмешательства в авторский текст Минимум, вероятно в "Золушке" Е Л Шварца Ф Г очень любила этого современного сказочника", а роль Мачехи относила к числу тех, что принесли настоящую радость

В одной из своих реплик возмущенная Мачеха говорит о "сказочном свинстве" Его Ранев-ская успешно воплотила в своей роли В ее Мачехе зрители узнава-ли несмотря на пышные "средне-вековые" одежды, сегодняшнюю соседку-склочницу, сослуживицу, просто знакомую, установившую в семье режим своей диктатуры Это бытовой план роли, достаточно злой и выразительный

Думаю что Раневская всегда любила своих героинь, - это принцип ее актерского и челове-ческого отношения к роли Все ее творческие удачи связаны с таким отношением Она стремилась сыграть своих героинь так, чтобы мы восхитились ими, даже если нам продемонстрируют превосходную степень качеств, обычно не вызывающих восхищения Раневская убеждает, что можно заставить зрителей ненавидеть героя, восхищаясь им Восхищение это от мастерства актрисы

А Я Таиров писал в "Записках режиссера" "В моменты самых трагических катаклизмов на сцене в душе у потрясенного и всецело захваченного зрителя должна все же трепетать улыбка - улыбка, возникающая от того ощущения, которое он неизменно испытывает даже в самые трагические минуты, - от наслаждения творимым на его глазах, всегда радующим искусством"

"Золушка" - минимальный вариант вмешательства Ф Г в текст роли, прямого соавторства Но кто установит ее много-численные дописки текста в других фильмах?

ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?

Мы смотрели немые ленты Гарольда Ллойда и Бастера Китона

- Нет, это не искусство, - сказала Ф Г Я стал спорить, как понимать термин "искусство" ведь и шить сапоги - тоже искусство.

- Да, искусство в смысле ремесла, - сказала Ф Г - Я же говорю о творениях гения Искусство - это то, что "от Бога" В нем должна быть великая идея любви к людям Чаплин - до той поры, пока не отказался от своей маски, - искусство "Потемкин" Эйзенштейна тоже.

- А "Летят журавли"?

- Нет Там есть гениальная сцена -смерть Бориса, но это гений оператора Она, может быть, станет хрестоматийной А в целом фильм - нет.

- Ну, тогда очень многое не попадает под понятие "искусство".

А это так и есть на самом деле Но зато создания искусства живут вечно Гарольд Ллойд - это блестящее мастерство, виртуозное трюкачество которое требует и сил и смелости и выдумки Но ведь уже сегодня это только любопытно Это не задевает души, не рождает высоких чувств

О ПОЛЬЗЕ ПСЕВДОНИМОВ

Боюсь что страх навечно поселился в каждом из нас Вы знаете какой страшный сон меня преследовал в тридцатые годы? Ну, после тридцать седьмого. И этот кошмар я видела не раз "Спасит! За мной гонится HKBД! просит меня запыхавшаяся корова Я прячу ее в большой сундук, но никак не могу закрыть крышку - рога мешают. Слышу уже приближение погони, хочу попросить корову опустить голову пониже, но не могу сделать, это потому что ужасно мучаюсь, не зная, как обратиться к ней "мадам", "гражданка" или "товарищ" корова"?..

-Раневская - хорошая фамилия, - сказала Ф Г Звучная и ясная Это вам не классический "Тимирязев", сразу вызывающий отрицательную реакцию.

Я вот никак не пойму, как можно концертировать с такой фамилией, как "Крыса"?!

Между прочим, Ильф- тоже псевдоним Только тут уж никак не скажешь, что писатель хотел скрыть свою национальность Не дожил он, слава богу до страшных лет конца сороковых начала пятидесятых годов И вы этого не знаете.

- Почему Я помню, - возразил я Что вы помните?! Ф. Г. вдруг стала агрессивна - Вы учились, а не жили!

Особенно когда поднялась эта кампания против врачей "убийцы в белых халатах", по улицам еврею ходить стало опасно' Сегодня в это трудно поверить, но в театре какой-то ублюдок назвал билетершу-татарку "жидовской мордой", и та быстро куда-то скрылась - только бы не нарваться на скандал.

Говорили, где-то в Сибири, среди болот уже строили для евреев бараки без света и воды - настоящие концлагеря .

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

- ...Когда-нибудь вы поймете, как это прекрасно, если на земле есть хоть один человек, которого волнует, что с вами. Не вообще, а всегда - сегодня, завтра, в этот час и в следующий тоже.

Только не надо говорить о любви ко мне зрителей - ваш отец уже довольно элегантно сделал это. Но зрители любят не меня, а то что я сыграла. В лучшем случае любят актрису Раневскую, что далеко не то же самое. Любят, пока где-то крутят фильмы, пока у меня еще есть силы выходить на сцену. Дети, мои самые верные поклонники, когда-то обожали Мулю, теперь в восторге от Мачехи в Золушке", но вы обратили внимание - они уже не узнают меня. актриса Раневская ушла в другое измерение, а старуха, что сидит с вами на скамеечке у "Иллюзиона", их не интересует. Раневской-человека для зрителей просто нет в природе, это понятно?

Оттого и мое чувство одиночества вам недоступно. У вас - дочь, мать, отец, сестра, племянница Дочь нарожает вам внуков, племянница - тоже, вы будете на старости лет читать им "Конька-горбунка" и сказки братьев Гримм - то, о чем я всегда мечтала, но так и не сумела сделать.

КОРОТКИЕ ИСТОРИИ

( рассказанные Раневской)

Когда моя сестра решила переехать из Парижа в Москву - это было в пятидесятых годах, - я прислала ей письмо. Работник по-сольства, выдававший ей визу, рассказывал, что накануне отъезда сестра пришла к нему и отказалась от поездки.

- Почему? - спросили ее.

- Я не могу ехать, - ответила она. - Моя сестра в Москве сошла с ума. Смотрите, что она пишет: "Ни о чем не волнуйся, приезжай, площадь для тебя есть". Зачем мне площадь9 Что я, памят-ник? Нет, она явно не в себе.

Говорили о современных писателях.

- Они мне напоминают торговку "'счастьем", которую я видела в Петербурге, - сказала Ф.Г. - Толстая баба стояла с попугаем, восседающим на жердочке над квадратиками бумажного счастья. Баба кричала:"На любой интересующий вопрос моя попка вам быстро дает желающий ответ".

"Крылатые выражения" Все знаменитые старухи - народец противный. О, господи, не дай мне быть похожей на знаменитых старух с их идиотским тщеславием и важностью".

"Режиссеры меня не любили за мою инициативу - я платила им тем же".

"Я ухожу по всем законам природы из жизни, так и не сыграв своей роли"...

Всемирная энциклопедия "Кто есть кто" включила Фаину Раневскую в десятку величайших актрис нашего века. Три десятка ролей в кино - всего три десятка, но зато каждая роль - абсолютный шедевр. Пол-века работы на театральной сцене.

Она была той женщиной, которой по праву еврейский народ сможет гордиться всегда.




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100