|
|
ИЕГУДА А-НАСИРублику ведет Глеб Гилинский Безусловно, мы не можем рассмотреть деятельность рабби Иегуды аНаси во всей полноте. Давайте лишь «свяжем» этого мудреца с сегодняшним днем, с нашими насущными проблемами. К примеру, кто в Израиле не знает, что нынешний 5761 год по еврейскому календарю - субботний. Поясняю. Каждый седьмой год сельскохозяйственные угодия в Эрец Исраэль нельзя обрабатывать, в садах нельзя собирать плоды и так далее.
Стоит отметить, что 99% земель обрабатываются как обычно. Причем не только в краснознаменных кибуцах, но и в Иудее, и в Самарии, и в Газе - вотчине религиозных сионистов, известных более под именем «кипа сруга». Да и на овощных рынках трудно не заметить людей в кипах различной формы и расцветки, а порой и в шляпах. Что же это получается, есть у нас закон седьмого года или его нет? Последователи сотен направлений современного иудаизма следуют в этом вопросе за мнением своих лидеров, трактующих право с той или иной степенью строгости. Для многих запрет фактически отменен, другие находят выход в продаже урожая и полей арабам, примерно так же, как им продают квасное на Песах. Третьи употребляют в пищу только «кошерные продукты» - импортные овощи и фрукты или запасы прошлого года. А как обстояли дела во времена Иегуды аНаси? В конце второго века законы субботнего года были еще более строгими, чем сейчас. Был запрещен импорт продуктов питания, а так же употребление урожая, выросшего в седьмой год, но собранного после его окончания. Кроме того, крестьяне должны были платить земельные налоги или арендную плату римским властям независимо от того, обрабатывалась она или нет. Рабби Иегуда аНаси предложил совсем отменить законы шмиты. Это предложение натолкнулось на сопротивление мудрецов - членов Сангедрина. Вспомним, что еще со времен Йоханана бен Заккая была принята идеология сохранения всех традиций, связанных с храмовым периодом. Тем не менее, Иегуде аНаси удалось добиться существенного облегчения законов седьмого года. Кроме того, для еврейских жителей городов, основанных в Эрец Исраэль римлянами и греками (среди которых Ашкелон, Акко и Кейсария) законы шмиты не действуют. Это позволило привлечь туда евреев и избежать создания чужеродных мононациональных анклавов. Пример культурного плюрализма другого рода - исключительно близкие отношения Иегуды аНаси с богатейшими слоями общества. Надо отметить, что всегда состоятельные евреи были склонны к культурной ассимиляции. Так было и до Нашего Рабби, достаточно вспомнить последних царей из династии Хасмонеев, так и после него (вспомните какое образование Вам дали родители). Мудрецы, как правило, всеми силами боролись с этой тенденцией. Так, современные ультроортодоксы упорно не желают отказываться от «традиционной одежды и языка». Но позвольте, длинный лапсердак и широкополую шляпу придумали вовсе не мудрецы Талмуда, а окружавшие восточноевропейских евреев христиане! И не просто так, а с целью высмеять, унизить их. Что же касается языка идиш, то иначе чем жаргоном он в еврейских хрониках и не называется. На нем не то что галахические трактаты, коммерческие договоры старались не записывать. Но попробуйте прийти в синагогу иерусалимского квартала Меа Шеарим в джинсах и заговорить по английски или даже на современном иврите! Сразу услышите грозную отповедь гойской культуре. Рабби Иегуда аНаси не протипоставлял себя изменениям общества, а старался использовать их для усиления народа и Торы. Доподлино известно, что он оказывал почтение как мудрецам (как правило представителям беднейшего населения), так и богачам. Во времена его патриархата было разрешено изучение греческого языка и культуры. Иегуда аНаси предпочитал иврит и греческий разговорному в то время арамейскому. Просвещенная молодежь могла носить модные одежды и прически, говорить на понятном им языке и при этом не быть отвергнутой от своего народа. Будучи лидером своего народа, рабби Иегуда аНаси не забывал и о внешней политике. Вместо бессмысленнго и кровопролитного противостояния Риму он развил взаимовыгодный диалог с императорами династии Северов. Это немедленно принесло свои результаты. Во первых, были отменены все ранее принятые антиеврейские законы. Во вторых, евреи получили гражданские права на всей территории империи. В третьих, экономическая ситуация настолько улучшилась, что позволила спокойно завершить гигантский труд – кодификацию еврейского религиозного законодательства «Мишны», массового ее копирования и распостранения во всех без исключения общинах. Без этого мы не смогли бы сохраниться как «народ особый» и в то же время – единый. Книга обьединяет сильнее общей территории. Со времен Иегуды аНаси у нас нет междуусобных войн, нет десятков сект и направлений, ненавидящих друг друга, нет борьбы за власть любыми способами. Вернее не было - ведь 53 года назад у евреев снова появилась своя страна... http://www.judaicaru.org/ |
|
© Copyright IJC 2000-2002 | Условия перепечатки |
![]() |