На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


ИЕГУДА А-НАСИ

Рублику ведет Глеб Гилинский

Безусловно, мы не можем рассмотреть деятельность рабби Иегуды аНаси во всей полноте. Давайте лишь «свяжем» этого мудреца с сегодняшним днем, с нашими насущными проблемами.

К примеру, кто в Израиле не знает, что нынешний 5761 год по еврейскому календарю - субботний. Поясняю. Каждый седьмой год сельскохозяйственные угодия в Эрец Исраэль нельзя обрабатывать, в садах нельзя собирать плоды и так далее.

Строго говоря, Всевышний, даруя этот закон, обещал, что урожай шестого года будет так велик, что прокормит и следующий год, да еще и на семена останется. Вполне возможно, что раньше так оно и было. Однако, с разрушением Храма многое из того, что было обещано, было отложено до лучших времен (я имею в виду время Машиаха). Во всяком случае, если верить лукавой израильской статистике, урожай прошлого года никак не превзошел обычного.
Сколько копий было сломано в газетах и на радио, на автобусных остановках и в супермаркетах! Какие разные мнения! «Прекратить кормить мракобесов» - кричали одни, имея в виду перевод средств нескольким сельскохозяйственным коммунам, отказавшимся работать в год шмиты. «Проклятье на голову осквернителей» - призывали другие, видя вкушающих свежайшие овощи и фрукты беззаботных израильтян.

Стоит отметить, что 99% земель обрабатываются как обычно. Причем не только в краснознаменных кибуцах, но и в Иудее, и в Самарии, и в Газе - вотчине религиозных сионистов, известных более под именем «кипа сруга». Да и на овощных рынках трудно не заметить людей в кипах различной формы и расцветки, а порой и в шляпах. Что же это получается, есть у нас закон седьмого года или его нет?

Последователи сотен направлений современного иудаизма следуют в этом вопросе за мнением своих лидеров, трактующих право с той или иной степенью строгости. Для многих запрет фактически отменен, другие находят выход в продаже урожая и полей арабам, примерно так же, как им продают квасное на Песах. Третьи употребляют в пищу только «кошерные продукты» - импортные овощи и фрукты или запасы прошлого года. А как обстояли дела во времена Иегуды аНаси?

В конце второго века законы субботнего года были еще более строгими, чем сейчас. Был запрещен импорт продуктов питания, а так же употребление урожая, выросшего в седьмой год, но собранного после его окончания. Кроме того, крестьяне должны были платить земельные налоги или арендную плату римским властям независимо от того, обрабатывалась она или нет. Рабби Иегуда аНаси предложил совсем отменить законы шмиты. Это предложение натолкнулось на сопротивление мудрецов - членов Сангедрина. Вспомним, что еще со времен Йоханана бен Заккая была принята идеология сохранения всех традиций, связанных с храмовым периодом. Тем не менее, Иегуде аНаси удалось добиться существенного облегчения законов седьмого года. Кроме того, для еврейских жителей городов, основанных в Эрец Исраэль римлянами и греками (среди которых Ашкелон, Акко и Кейсария) законы шмиты не действуют. Это позволило привлечь туда евреев и избежать создания чужеродных мононациональных анклавов.

Пример культурного плюрализма другого рода - исключительно близкие отношения Иегуды аНаси с богатейшими слоями общества. Надо отметить, что всегда состоятельные евреи были склонны к культурной ассимиляции. Так было и до Нашего Рабби, достаточно вспомнить последних царей из династии Хасмонеев, так и после него (вспомните какое образование Вам дали родители). Мудрецы, как правило, всеми силами боролись с этой тенденцией.

Так, современные ультроортодоксы упорно не желают отказываться от «традиционной одежды и языка». Но позвольте, длинный лапсердак и широкополую шляпу придумали вовсе не мудрецы Талмуда, а окружавшие восточноевропейских евреев христиане! И не просто так, а с целью высмеять, унизить их. Что же касается языка идиш, то иначе чем жаргоном он в еврейских хрониках и не называется. На нем не то что галахические трактаты, коммерческие договоры старались не записывать. Но попробуйте прийти в синагогу иерусалимского квартала Меа Шеарим в джинсах и заговорить по английски или даже на современном иврите! Сразу услышите грозную отповедь гойской культуре.

Рабби Иегуда аНаси не протипоставлял себя изменениям общества, а старался использовать их для усиления народа и Торы. Доподлино известно, что он оказывал почтение как мудрецам (как правило представителям беднейшего населения), так и богачам. Во времена его патриархата было разрешено изучение греческого языка и культуры. Иегуда аНаси предпочитал иврит и греческий разговорному в то время арамейскому. Просвещенная молодежь могла носить модные одежды и прически, говорить на понятном им языке и при этом не быть отвергнутой от своего народа.

Будучи лидером своего народа, рабби Иегуда аНаси не забывал и о внешней политике. Вместо бессмысленнго и кровопролитного противостояния Риму он развил взаимовыгодный диалог с императорами династии Северов. Это немедленно принесло свои результаты. Во первых, были отменены все ранее принятые антиеврейские законы. Во вторых, евреи получили гражданские права на всей территории империи. В третьих, экономическая ситуация настолько улучшилась, что позволила спокойно завершить гигантский труд – кодификацию еврейского религиозного законодательства «Мишны», массового ее копирования и распостранения во всех без исключения общинах. Без этого мы не смогли бы сохраниться как «народ особый» и в то же время – единый.

Книга обьединяет сильнее общей территории. Со времен Иегуды аНаси у нас нет междуусобных войн, нет десятков сект и направлений, ненавидящих друг друга, нет борьбы за власть любыми способами. Вернее не было - ведь 53 года назад у евреев снова появилась своя страна...

http://www.judaicaru.org/




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100