Графика

Мейра Перри-Леманн

Коллекция графики Израильского музея началась с очень скромного собрания Национального музея Бецалель. В каталоге 1928 года значится 500 графических работ, принадлежащих в основном местным художникам, которые, повидимому, были либо студентами в школе Бецалель, либо педагогами. Кроме того, в первоначальное собрание, вероятно, входило также много гравюр XVIII-XIX веков и репродукций с картин старых мастеров, столь ценимых любителями искусств до изобретения фотографии.


Леопольд Кракауэр: Портрет г-на Бен-Габриэля, 1921

В 1936 году каталог музея уже включал примерно 7000 графических работ. Эта цифра могла бы показаться очень большой по сравнению со скромной коллекцией в 500 работ, которыми располагал музей восемь лет тому назад, если бы половину новых приобретений не составляли книжные иллюстрации. Вторая половина была представлена гравюрами мастеров еврейского происхождения, среди которых можно назвать Йозефа Исраэльса, Германа Штрука, Марка Шагала, Эфраима Моисея Лилиена и Якоба Штейнхардта. В собрании было много иллюстраций к Библии. В тридцатые годы большое влияние на развитие музея и на пополнение коллекции графики оказал значительный приток иммигрантов из Центральной Европы, и особенно из Германии.

   Многие немецкие евреи коллекционировали произведения искусства, и те, кто достаточно рано покинул Германию, смогли привезти свои сокровища. Разумеется, выполненные на бумаге работы перевозить было значительно проще, чем громоздкие полотна, поэтому среди привезенных ценностей преобладали эстампы и рисунки. Такое положение вещей благотворно сказалось на отделе графики: в музей все больше и больше поступало ценных произведений искусства.


Натан Альтман: Бог Огня, 1922

Среди первых дарителей музея особое место занимает доктор Макс Эйтингон, известный психоаналитик, обосновавшийся в Иерусалиме в 1934 году. Он привез с собой коллекцию, в основном гравюр, немецких художников, которые пользовались успехом в двадцатые годы, и подарил музею гравюры Коринфа, Шлевогта, Шпиро, Штрука и других. В 1941 году Архив Герцля передал музею часть наследства Теодора Герцля - более ста старинных гравюр и рисунков на библейские темы, работы фламандских, голландских и итальянских художников. В эту коллекцию входила и серия карандашных эскизов немецкого художника XIX столетия Иоганна Антона Рамбу, на которых изображены встреченные им жители Святой Земли, куда он совершил паломничество в 1854 году.

  Временные выставки с использованием частных коллекций не только сделали привлекательней программу экспозиций, но и пробудили интерес коллекционеров. Выставлялись, например, произведения, принадлежавшие доктору Вилли Кауфману, владельцу отличной коллекции работ Эрнста Барлаха и Кэте Коллвиц, а также работы из собрания доктора Эрнста Тобиаса, известного коллекционера произведений Домье. Впоследствии доктор Кауфман завещал музею свое собрание ранненемецких гравюр, голландских офортов XVII века, а также несколько рисунков Коллвиц, Либермана и других художников. С особой благодарностью нужно упомянуть художников, которые дарили музею свои произведения. Многие из них, например Якоб Штейнхардт, Исидор Ашхейм и Якоб Пинс, щедро дарили и собственные произведения, и работы своих друзей-художников. Большую ценность представляли и произведения искусства, которые начали поступать из Германии во второй половине сороковых - начале пятидесятых годов. Их распределяла среди еврейских музеев Еврейская организация по возвращению имущества наследникам; одним из получателей стал и музей Бецалель. Кроме гравюр, среди новых поступлений были рисунки, акварели и пастели. На некоторых все еще были наклейки недолго просуществовавшего Еврейского музея в Берлине, который в 1938 году был закрыт нацистами. Среди новых поступлений было два рисунка Шагала 1918 и 1919 годов; это были первые рисунки Шагала, вошедшие в коллекцию. Поездка в Европу профессора Мордехая Наркиса в 1947 году позволила ему установить связи с жившими там художниками и коллекционерами. Он вернулся в Иерусалим с работами, подаренными ему Пикассо, Матиссом, Шагалом, Руо и многими другими. Кроме того, удалось уговорить Йозефа Пинкаса, брата Жюля Паскэна, подарить музею свою прекрасную коллекцию, включающую более восьмидесяти рисунков и акварелей его покойного брата. Теперь эта коллекция принадлежит к самым большим в мире собраниям работ Паскэна. Основным критерием при отборе произведений для музея была еврейская тематика. Соответственно разыскивались гравюры и рисунки на еврейские и библейские темы. И хотя фонды музея постоянно росли, до середины пятидесятых годов музей не мог похвалиться действительно ценной коллекцией рисунков старых мастеров. Медленное, но неуклонное увеличение числа рисунков итальянских, голландских и французских художников в основном явилось заслугой ныне покойного Арнольда Рознера, торговца картинами из Тель-Авива. Он наладил связи с рядом частных коллекционеров, которые и уполномочили его передать музею их предложения по продаже картин. Среди продававшихся работ оказалось много рисунков старых мастеров. С открытием в 1965 году Израильского музея и переводом коллекции из музея Бецалель в превосходное новое здание большой площади с современным оборудованием положение коренным образом изменилось: появились дарители, чей интерес к отделу и стремление обогащать коллекцию графики превзошли самые смелые ожидания.

Арье Арох: Абстрактная композиция, ок. 1968
Арье Арох: Абстрактная композиция, ок. 1968

Музей получил в подарок гравюры на металле и дереве Дюрера и малых мастеров, а также офорты Рембрандта, Остаде и других художников, которые значительно обогатили коллекцию. Вскоре после этого музей получил около 250 прекрасных эстампов работы старых мастеров и художников XIX века. Таким образом стали постепенно заполняться полки и хранилища нового отдела графики. Отдел обогатился и гравюрами старых европейских мастеров, таких как Израиль ван Мёкнем, и несколькими старыми итальянскими гравюрами. XIX век был представлен Чарльзом Мерионом, Андресом Цорном, Джеймсом Эбботом, Мак-Нейлом, Джеймсом Уистлером и другими художниками.

 Очень нужным прибавлением к собранию Израильского музея оказалась серия акварелей с видами Иерусалима Джеймса Макбея, который в первый раз прибыл в Палестину как военный корреспондент британской армии под командованием генерала Алленби. Восторг зрителей вызвала выставка французской гравюры, в основном конца XIX - начала XX века. Но эта выставка была лишь прелюдией. Через несколько лет Жорж Блох, личный друг Пикассо и владелец почти полного собрания графики этого мастера, решил еще при жизни раздать свою коллекцию после завершения работы над четырехтомным каталогом произведений художника. Треть этого собрания, примерно 400 гравюр, пополнила отдел графики Израильского музея. Щедрые прибавления к этой замечательной серии поступили из собственной коллекции Исидора М. Коэна из Нью-Йорка, попытавшегося восполнить собрание недостающими работами великого мастера. Таким образом, сегодня музей располагает более чем 600 гравюрами Пикассо. Из Буэнос-Айреса музей получил коллекцию графики, принадлежащей одному из самых великих граверов всех времен - Франциско Гойе. Кроме этой коллекции, музей получил гравюры на полотне Веласкеса и 12 эстампов, среди которых есть очень ценные. В 1981 году в музей прибыло около 250 работ М.С. Эшера. Эти эстампы с интригующими сюжетами нашли горячий отклик у израильской публики еще за несколько лет до того как отдел графики организовал выставку произведений этого художника. В 1970-х годах отдел получил бесценную коллекцию рисунков XIX и XX веков, в которой находились десять работ Пауля Клее, работы Пикассо, Майоля, Леже, Липшица и других.


Марио Мера: Тигр, 1983

Этот период стал еще более полно представлен, когда в музей поступили превосходные акварели и рисунки таких художников, как Ренуар, Джонгкинд, Кросс, Брак и Пикассо. Позднее к работам Пауля Клее прибавился рисунок 1921 года "Angelus Novus", принадлежавший другу профессора Гершома Шолема.

В музее есть интересные экспонаты - скульптуры малых форм, а также рисунки, выполненные скульпторами. Среди них - работы Марино Марини, Барбары Хепворт, Дэвида Смита, Альберто Джакометти и Джулио Гонсалеса.

Леон Бакст: Эскиз костюма для La Boutique Fantastique (Лавка Чудес), 1917
Леон Бакст: Эскиз костюма для La Boutique Fantastique (Лавка Чудес), 1917

Хотя средств музея не хватало на приобретение произведений, снискавших мировую известность, он располагал фондами для покупки произведений израильского искусства. Отдел поставил себе задачу собрать как можно более представительную коллекцию израильской графики, и в коллекцию музея вошли произведения большинства израильских художников, работающих в разных жанрах графики. Как правило, работы израильских художников покупают либо у них самих, либо через местные галереи.

 Но об одном исключении хочется рассказать: рисунок израильского художника Марселя Янко, входившего в свое время в цюрихскую группу дадаистов, музей приобрел на аукционе в Швейцарии. На этом рисунке, датированном 1916 годом, изображен друг художника Тристан Цара, который тоже был дадаистом.

 
Магдалена Абаканович: Негев, 1987
Магдалена Абаканович: Негев, 1987

 Значительным приобретением стала коллекция Бориса и Лизы Аронсон, в которую вошли более пятидесяти работ русских художников еврейского происхождения, работавших во время революции. В 1977 году Татьяна Гросман, основательница мастерской Юниверсал Лимитид Эдишнз, приехала в Иерусалим как гостья Израильского музея. Ее мастерская по праву гордится тем, что она первая в Америке специализировалась на производстве художественной литографии, и в ней сделали свои первые шаги в граверном деле такие известные художники, как Джаспер Джонз, Роберт Раушенберг и Джим Дайн.

 
Кристиан Болтанский: Склад {Запас), 1989
Кристиан Болтанский: Склад {Запас), 1989

Во время визита в Иерусалим госпожа Гросман подарила музею в память о своем муже, скульпторе Морисе Гросмане, интересную коллекцию гравюр, состоящую главным образом из пробных оттисков, которые многие годы дарили Морису Гросману их авторы.Неожиданный подарок музей получил из Парижа. В него входят два коллажа Курта Швиттерса, несколько работ Пикассо, Брака, де Ширико, Джакометти, Клее, Магритта и других художников.

Инсталляция: Пух (Земля Обетованная), 1992, с выставки 'Скрытые отражения'
Инсталляция: Пух (Земля Обетованная), 1992, с выставки "Скрытые отражения"

В 1980 году музей получил наследство Анны Тихо - лучшей иерусалимской художницы-графика. Это наследство, куда входят все произведения из студии художницы, составляет около 2000 рисунков, акварелей и эскизов.  Сегодня коллекция графики Израильского музея насчитывает более 50 000 единиц хранения. Помещение, которое в 1965 году представлялось таким просторным, оказалось недостаточным как из-за постоянного увеличения коллекции, так и из-за явной тенденции современного графического искусства к более крупным формам, и отдел графики теперь разместился в новом здании, состоящем из трех поместительных галерей с постоянной экспозицией.

Есть тут и просторные помещения для хранения графических произведений, и комната для занятий, и различные кабинеты. Отдел графики полностью отвечает требованиям научно-исследовательского выставочного центра и хранилища художественных работ на бумаге от XV века и до наших дней.



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки