Искусство нового времени

 

Музей Израиля в Иерусалиме

Новый корпус, отведенный под искусство XX века, завершил собой многолетнее создание Израильского музея. Построенный по проекту профессора Альфреда Мансфельда и датского архитектора Иоргена Бо, автора Луизианского музея в Дании, новый корпус включает отделы современного искусства, новейшего искусства, гравюр, рисунков и фотографий, занимающие два его этажа.

Коллекция отдела современного искусства Израильского музея начала собираться более шестидесяти лет назад, еще до того как в 1965 году открылся сам музей. Первые картины были приобретены профессором Борисом Шацем для Национального музея Бецалель, основанного им в 1906 году. Создавая этот музей при школе искусств и ремесел, Шац хотел дать публике представление о разных видах изобразительного искусства, а студентов школы познакомить с достойными образцами. Усилия Шаца по приобретению произведений для своего детища в основном были направлены на покупку картин еврейских художников из Центральной Европы.


Шагал Рабби

В этих полотнах чувствовалось стремление их авторов внести дух иудаизма в обычную тогда академическую манеру XIX столетия, и они имели в основном историческую ценность. В 1932 году новый директор музея Бецалель Мордехай Наркис попытался перейти от исключительно еврейской ориентации к общекультурной. Тому способствовали многие обстоятельства. С приходом к власти Гитлера в 1933 году в Палестину устремились евреи из Германии и Австрии. Среди них попадались люди, знакомые с более изощренными течениями в западном искусстве.

С местными знатоками они помогли создать восприимчивую и просвещенную аудиторию для идей Наркиса. Изменилось также и само понятие "еврейский художник". В XIX веке такие художники, как Мориц Оппенхайм, Йозеф Исраэльс, Макс Либерман и Лесер Ури, выдвинули евреев в первые ряды мирового искусства. Музей стал приобретать работы этих художников и их современников. Покупал музей и работы еврейских художников парижской школы, таких как Марк Шагал, Хаим Сутин, Моиз Кислинг, Жюль Паскин и Жак Липшиц.  Марк Шагал: Рабби, 1912-1913 Одновременно велась работа и в других областях. В 1952 году Союз французских друзей музея подарил несколько прекрасных полотен Пабло Пикассо, Рауля Дюфи, Фернана Леже, Маршана, Альбера Глайза, Робера Делоне, Андре Массона и других, а также несколько скульптур. Кроме того, музей получил в подарок полотна Клода Моне, Огюста Ренуара, Жана Дюбуффе и Матье. В начале 1950-х годов в Бецалеле появляются картины, история которых была особенно трагичной. В мае 1949 года Отдел возврата памятников, произведений искусства и архивов при военной администрации США в Германии передал Еврейской организации по возвращению имущества наследникам много предметов из еврейских коллекций, у которых уже не было ни хозяев, ни наследников. Названная организация имела полномочия распределять такую собственность по всему миру.


М.Шагал. Цирк

Эти произведения искусства, входившие в еврейское имущество, конфискованное нацистами, увековечивают память еврейских коллекционеров, погибших во время Катастрофы. В числе произведений, полученных от Еврейской организации, наибольшую ценность представляют: "Рабби" Марка Шагала (1912-1913), "Город" Эгона Шиле (1915), "Широкий бульвар в дождливую ночь" Лесера Ури, пейзаж Альфреда Сислея. Среди других картин, поступивших в музей таким же путем, были полотна Макса Бэнда, Леопольда Готтлиба, Эриха Хекеля, Моиза Кислинга, Макса Либермана, Людвига Мейднера, Леонида Пастернака, Артура Сегаля, Германа Штрука и Мориса Утрилло.


Дэвид Смит: Куби VI, 1963

В 1955 году, кроме картин таких видных американских художников, как Альфред Морер, Джек Левин, Рафаэль Сойер и Макс Вебер, музей получил в подарок две замечательные работы: "Летнее солнце" Чайлда Хэссэма (1892) и "Нью-Йорк при свете газовых фонарей" Стюарта Дэвиса (1941). В другую коллекцию ценных работ, переданных музею в 1961 году, входили "Стога сена" Клода Моне (1887), бронзовая статуя Анри Матисса "Обнаженная, сидящая в кресле" (1924), две пастели Одилона Редона, бронзовая статуя "Обнаженная танцовщица" Эдгара Дега, скульптуры Огюста Родена, Оноре Домье, Поля Гогена, Генри Мура и картины Бомбуа, Ренуара и Бошана. К концу 1950-х годов Национальный музей Бецалель имел довольно эклектичное собрание картин, рисунков, скульптур, еврейских культовых предметов, археологических находок, изделий народных промыслов и образцов костюмов. Хотя музейное здание в турецком стиле (считается, что здесь когда-то размещался гарем) прелестно по своей архитектуре, в нем не хватало места для картин и для других нужд. Стало ясно, особенно Тедди Коллеку, главному энтузиасту создания Израильского музея, ставшему потом мэром Иерусалима, что необходимо новое современное здание. В 1965 году эта мечта осуществилась. Когда новый Израильский музей впервые распахнул двери, ядро коллекции современного искусства составляли произведения, перенесенные из старого музея Бецалель.

Кроме того, был устроен удивительный сад скульптуры под открытым небом. Увидев коллекцию Билли Роуза, Нахум Гольдман, президент Всемирной сионистской организации, первым предложил блистательному нью-йоркскому импресарио поместить свои сокровища в будущем Израильском музее


Генри Мур

Сад искусств Билли Роуза площадью приблизительно в пять акров, созданный по проекту американского скульптора японского происхождения и ландшафтного архитектора Исаму Ногучи, был задуман как место, где разместятся более 50 подаренных музею или одолженных на время скульптур из коллекции Роуза и других меценатов. Этот сад, с его плавными переходами между террасами, похожими на дюны, с чередованием то каменистых, то гладких, то посыпанных гравием, то засаженных растениями площадок и дорожек, такой сад сам по себе - произведение искусства.

Среди скульптур, выставленных в нем при открытии музея, были работы Огюста Родена, Эмиля Антуана Бурделля, Генри Мура,  Жака Липшица, Осипа Цадкина, Марино Марини, Александра Архипенко, Аристида Майоля, Чэдвика, Рега Батлера и Надельмана. Коллекция скульптур пополнилась гипсовыми работами (более 100) и несколькими бронзовыми статуями, подаренными музею.


Огюст Ренуар. Предместье

При открытии ему были подарены и другие выдающиеся произведения искусства: "Начало" Аршиля Горького (1947), "Предместье Ментенона" Огюста Ренуара (1888), этюд к портрету Люсьена Фрейда работы Фрэнсиса Бэкона (1964), "Le Beau ТeneЬгеux" Рене Магритта (1950), "Дань шести миллионам" Луизы Невельсон (1964), "Тангенс" Адольфа Готтлиба (1960) и "Живопись" Пьера Сулажа (1964). В марте 1966 года Фонд Ротшильда подарил музею ряд выдающихся полотен постимпрессионистов. Две картины Ван Гога, две Поля Гогена и одна Поля Сезанна стали основой будущей коллекции музея.

 


Жак Липшиц: Купальщица, 1917

Отдел современного искусства устроил ряд выставок картин из других музеев. Были выставки, посвященные отдельным течениям, например "Импрессионизм и постимпрессионизм", "Геометрический абстракционизм", "Дадаизм и сюрреализм", "Американское искусство". А совсем недавно были выставлены шедевры немецкого экспрессионизма начиная с группы Брюке.

Примечательными были такие тематические выставки, как "Живопись Средиземноморья", "О поверхности: отношение к краскам и холсту", "Малые формы современной живописи и скульптуры". В 1967 году основной фонд музея пополнился картинами, подаренными художниками Кеннетом Ноландом, Марком Тоби, Рене Магриттом, Гансом Гартунгом и вдовой Морриса Льюиса Марчеллой Льюис-Бреннер. Через год в саду установили монументальную скульптуру Пикассо из бетона, обработанного пескоструйным аппаратом; автор подарил музею модель и право создать на ее основе скульптуру. Среди других скульптур, поступивших в музей в 1968 году, отметим произведения Антуана Певзнера, Жана Тингели, Исаму Ногучи, Александра Кальдера и Жоржа Брака. В один из подарков вошли картины Ренуара, Авери, Вилли Баумайстера, Джоржио де Ширико, Гогена, Стамоса и скульптуры Брака, Пикассо и Батлера.


М.Шагал Букет невесты

В пятую годовщину открытия музея (1970) прибыла в подарок одна из самых прекрасных коллекций: 131 бронзовая скульптура Жака Липшица. В ней представлены и скульптуры, которые Липшиц создал еще подростком (в них очень заметно академическое влияние), и скульптуры времен его увлечения кубизмом, сюрреализмом и социополитикой, а также исполненные поэзии скульптуры, созданные в старости. Другими замечательными подарками к юбилею стали картины Эжена Будена, Огюста Ренуара, Жоржа Руо, Эдуарда Вуйара, Макса Пехштейна, Марка Шагала, Хаима Сутина, Хоана Миро - и это далеко еще не полный перечень. Теперь собрание музея росло так быстро, что можно было экспонировать целые направления, а не работы отдельных художников.


М.Шагал Невеста под бандахином

Такой подход нашел свое отражение при открытии в 1979 году павильона импрессионизма и постимпрессионизма. В 1972 году в музей поступили две значительные коллекции произведений дадаистов и сюрреалистов. Были подарены 13 готовых работ Марселя Дюшампа, подписанных и номерных, и десять гипсов Жана Арпа 1939-1965 годов. Позже поступили картины Поля Дельво, Сальвадора Дали и Марселя Янко. Одно из самых известных полотен музея - "Замок в Пиренеях" Рене Магритта - было получено в 1985 году. Музей обогатился двадцатью двумя работами на холсте и бумаге Макса Эрнста, Ива Танги и Виктора Браунера.

Стефани Рахум
«Ариэль», Январь
1993


© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки