На главную

Поиск по сайту



ЕВРЕЙСКОЕ ЗЕРКАЛО И ОТРАЖЕНИЕ В НЕМ

Дорогие соотечественники и соязычники. Да будет вам известно, что Америка - страна не только интернациональная, но и интеррелигиозная.

Не в том смысле, что она находится посередине между всеми религиями и ни в одной конкретно - до этого пока не дошло и к единому мнению, идет ли к этой золотой суперрелигиозной середине свободный мир, я пока не пришла. А в том смысле, что все разумные американские люди - да да, такие бывают, не спорьте и не пытайтесь - уважают убеждения друг друга. Или, по крайней мере, делают вид - что, согласитесь, тоже немало и намного больше, чем вообще ничего. То есть: на бескрайних просторах нашей американской Родины налицо не только политическая корректность, но и религиозная. То есть буквально: все ко всему до того терпимы, что аж пресно делается.

Так вот: едва я ступила на родную американскую землю, меня познакомили с протестанским пастором. Звали его Винсент - да и теперь, думаю, зовут так же, тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить. И вы не поверите: этот небогатый по американским измерениям человек, с точки зрения эмигрантов из России, был чуточку сумасшедшим. Да-да, совершенным, можно сказать по-теперешнему, лохом и фраером. И это его сумасшествие выражалось - знаете, в чем?

В том, что он помогал всем, кто к нему обращался с просьбой. Такой чудик.

Вы мне опять не верите? Вы хотите услышать, например, конкретный пример? А с чего бы, скажите мне на милость, вдруг такое недоверие к вашей религиозной обозревательнице? Ну, так и быть, вот вам немножечко. Например, Винсент, как сейчас помню, купил большой дом - такой большой, что при коммунистах в России точно сказали бы, как припечатали: Нетрудовые доходы! Не по средствам живет! - и поселил в нем нуждающихся. То есть не в нем, Винсенте, нуждающихся, и не в Боге нуждающихся, а в деньгах. Поэтому деньги домохозяину жильцы отдавали не раньше, чем они появлялись. Они, в смысле, деньги, а не жильцы. То есть у многих они, доллары эти зеленые, как сами понимаете, как бы не появлялись никогда. Но это не останавливало Винсента. Он был неколебим в своей доброте. Что что? Вы спрашиваете адрес и телефон? Он вам уже не потребуется и не поможет. Нет, не потому, что жизнь лоха научила, честность фраера сгубила. А потому что в результате своей доброты святой человек в конце концов не смог оплачивать моргедж (нет-нет, моргедж не от слова морг, хотя некоторых и доводит до него так или иначе - а что именно это слово означает, на русский язык перевести не берусь ибо в мое время на нем таких нехороших слов не было), вынужден был продать свой большой дом и исчез в неизвестном направлении с моего горизонта. Такой вот был светлый чудак-человек. Видели вы, когда- нибудь что-нибудь подобное-бесподобное? До моего приезда в Америку я - нет.

Но до того, как исчезнуть, Винсент процитировал для меня Библию. Понимая, что я по происхождению как бы должна признавать не всю священную книгу, а только Ветхую ее часть (да простится мне вынужденный каламбур, но что делать, не я придумала великому слову «ТаНаХ» этот не совсем благозвучный перевод на русский язык - так пусть за него отвечаю не я, а те кто выбрал из пятидесяти тысяч слов в толковом словаре Государственного Языка Сверхдержавы именно это словечко для названия Священной Книги не только евреев, но и христиан, между прочим, тоже, да простят мне те и другие, что я ставлю их рядом).

Винсент со свойственной ему деликатностью выбрал цитаточку не откуда-нибудь, а именно из Ветхого Завета, несомненно, чтобы не оскорблять мои как бы релизиозные чувства. В устах пастора и в переводе на русский с моего тогдашнего английского цитата эта звучала так: size=6>С Каждым Народом Господь обращается так, как этот народ обращается с Евреями, а если наказывает, то тем же способом.

Скажу честно: я не до такой степени экспертка по Библии, чтобы раскопать, откуда взяты эти золотые слова, так что, если кто-нибудь более ортодоксальный поможет мне в этом праведном поиске, буду признательна и благодарна. Но примеры, приведенные Винсентом, настолько до глубины поразили меня, что два из них я запомнила слово в слово. Вам, я вижу, уже не терпится узнать, что это за примерчики? Не буду испытывать ваше долготерпение. Вот они.

Испанцы сжигали евреев при Фердинаде и Изабелле - но прошло сто лет, и еще сто лет, и еще сто лет, евреи - которые не были сожжены на аутодафе - были уж триста лет как изгнаны из Испании до последнего человека, а те, кто остались, стали этнографической редкостью - и что же? испанцы продолжали сжигать друг друга как ни в чем ни бывало даже во времена Гойи. То есть эти гои сжигали друг друга на костре еще целых триста лет с гаком точно так же, как если бы те, кого они преследовали, были аидами. Другими словами: начали с евреев, а когда они кончились, незаметно перешли на себя.

Другой пример, еще более умопомрачающий, потому что по времени ближе, и некоторые из читающих меня сейчас вполне могли быть не только свидетелями его справедливости, но и своей жизнью участвовать, так сказать, в претворении его в явь - упаси всех нас Господь от повторения этого: Германия при Гитлере окружила еврейские кварталы, казалось, навсегда исчезнувшими с лица порядочных стран стенами гетто - и всего через несколько лет сама оказалась разделенной Берлинской стеной. Вас это не поражает? Ну, так задумайтесь на минуточку - и поразит!

Остальные примеры не помню, но помню, что все они были под стать этим - можете положиться на мою память, как на свою собственную.

Ну, хорошо, в смысле плохо. Но почему так? - задамся я вопросом к вам и себе. На уровне здравого смысла, которым меня слава Богу Господь не обидел и даже наоборот: все понятно, как надпись на маечке. Люди, за которыми стоит власть, думают, что с ними самими не сделают того, что они делают с теми, кто не может оказать сопротивления. Но приходит час, и, я бы даже сказала, бьет - и этими слабыми оказываются бывшие сильные, и с ними поступают так же, как недавно поступали они, будучи наверху. Причем это верно и правильно как для отдельно взятых людей, так и отдельно взятых народов. Таков рационалистический взгляд на данный вопрос. Божественные мотивы и методы реализации обещаний и обязательств свыше обсуждать не берусь - просто констатирую, что слово Божие - если я его правильно поняла и трактовала - неукоснительно претворяется в жизнь. Кем претворяется и как претворяется - вопрос отдельный, и для ответа на него вам следует пойти совсем в другое место. Нет, не на Лубянку, конечно. И даже не в канцелярию президента. А в синагогу. В мечеть. В церковь. То есть в такие места, где смотрят в небо чаще, чем в экран телевизора.

Говорю я это во-первых, просто так, чтобы знали, а во-вторых, потому что, как я на прошлой неделе обратила внимание, Европа в последнее время очень осуждает Израиль за то, как он обращается с палестинцами, которые взрывают бомбы чуть ли не каждый день на улицах и площадях. Ну, просто ногами топает от негодования культурная и образованная Европа. И невольно встает вопрос: а не окажется ли сам Запад в том же положении, что и евреи? Если не через пару лет, так через пару декад? Уже по одному тому, как дружно и какими словами европейцы осуждает евреев за мусульман - упаси меня Бог сказать несправедливо плохое о ком бы то ни было - это очень даже может случиться с ними. То есть как бы этим самым своим как бы справедливым и либеральным негодованием наши благополучные старосветские европейщики не накликали той же самой напасти со Святой Земли на себя. Что именно я имею в виду, уточнять не буду, но вы и без меня понимаете, что я говорю не о прогнозе погоды, а о ясном намеке свыше.

И наоборот: в России сейчас еврейский вопрос, конечно, стоит, но как стоит? как везде в мире, не более. То есть он вроде и есть - совсем без еврейского вопроса я не то что коммунизм, а даже рая себе ни на минуточку не представляю - но как бы и не актуален. И это прекрасный жизнеутверждающий признак! Это верный симптом того, что и русский вопрос в мире возможно перестанет быть вопросом номер один, и России перестанут дывиться за ее рубежами, как если бы она, аки летающая тарелка, приземлилась на землю с Луны. Это не Циля Львовна говорит, это Господь говорит. Конечно, если, во-первых, Винсент правильно процитировал Господа, и во-вторых, если я правильно перевела их с моего тогдашнего английского на мой тогдашний одесский.

Хотя, говоря откровенно, насчет наград на этом свете за хорошее отношение к евреям - это я от себя развила. В божественном назидании, сообщенном пастором Винсентом, ничего не говорится насчет коллективных наград вообще. Только о коллективных наказаниях. Что это вы так разволновались, русскоязычница? Возьмите себя в руки, мужчина. На том свете все как было индивидуально, так и остается, так что можете умирать спокойно - за грехи вашей тещи вам мучаться не придется, только за свои собственные. Судя по всему, коллективы вообще существуют только по нашу сторону гроба. Не могу себе представить партийную ячейку в раю. Только в аду. Там партактиву, пожалуй, было бы чем и кем заняться. Но, к счастью, о существовании каких-либо организаций с того света пока, насколько мне известно, не поступало никаких сообщений. И это скажу я вам, больше счастье и милость создателя. За которую надо молиться с тройным усердием.

Таким образом, что получается? Что история - это что-то вроде полиции Всевышнего, а не министерство раздачи пряников отличникам по поведению? Не мне судить - а судачить тем паче. Но что совершенно точно, так это то что мы - поодиночке и целым народом - зеркало. Не такое, которое стоит у меня в ванной и в котором отражается все, даже когда никого нет. В еврейскоми зеркале отражаются только люди. Причем не такими, какими они выглядят

с наружи, а такими, какими они выглядят из нутри.

Давайте проведем мысленный, хотя, конечно, немножно немыслимый, эксперимент. Давайте ликвидируем зеркала, как в 1937 году ликвидировали безграмотность в Академии Наук, о чем и рапортовали. И что же? Человечество тотчас же станет совершенно не таким, как было до того, как могло посмотреть на себя своими глазами. Причем не только женщины, но и люди, которых они родили и породили. Но: если в ком-то гомосапиенсы и могут себя увидеть не такими, какими они выглядят снаружи, а такими, какими они выглядят на самом деле, так это кто? Мы. Включая в это еврейское «мы» и меня. Потому что еврейское МЫ, в отличие, например, от советского, состоит из людей, каждый из которых человек, а не член ордена почетного караула.

На лицо можно наложить омолаживающую маску. На морщины - крем. На щеки - румяна. А на душу наложить нечего, кроме ее самой. Вот почему нас боятся и не любят, как не любят зеркало стареющие кокетки. Напрасно и глупо! Ведь отражаясь в нас, совсем не обязательно выглядеть плохо. Наоборот, с каждым днем отражаясь в нас изнутри и внося в себя целенаправленные изменения, можно добиться того, чтобы отражаться исключительно хорошо. Александр Македонский, например, в еврейском зеркале до сих пор выглядит ну, просто как мало кто.

Мы евреи. И миссия наша - быть зеркалом, в котором отражается люди, живые люди и только живые люди, и мы сами в их первую очередь. Это я вам, как женщина, на которую на улице оборачиваются, даже когда я не иду, а стою себе потихонечку, со всей компетентностью заявляю.

Циля Львовна, русская еврейка
Пятница, 20 Июля 2001 г.


© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки