ЕВРЕЙСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
ироническое обозрение

Взгляд на мир с точки зрения трех еврейских геополитических "китов": Израиля, Америки, России


Приглашаем авторов

Если Вы уже пишите или хотели бы писать рассказы, статьи, эссе, стихи на обозначенную тему - этот раздел для вас. Мы опубликуем Ваши произведения.
Станьте постоянным автором раздела "Еврейский треугольник" портала IJC.Ru! Ждем ваших материалов и предложений.
.


Самые читаемые страницы IJC.Ru

Почта на Yafa.ru
login 
pass 
получить адрес

Поиск по сайту



Есть ли жизнь в Израиле?
взгляд из "Земли обетованной"

Глядя из Брайтона
наблюдения американских авторов

Русское поле
всевидящее око alma mater
ИЗРАИЛЬ АМЕРИКА РОССИЯ

Страна надежд и иллюзий. Часть 2. "Русские" пришли!

Валерий Дружбинский
Хорошо там, где нас... есть


В Израиле говорят: даже если еврей не верит в судьбу, то все равно жалуется на нее постоянно. Это и понятно. В России он еврей, а в Израиле - русский. Таким его воспринимает общественное сознание. Иврита он, как правило, долго не может освоить, местных обычаев не знает, религиозности в нем - никакой, за Израиль кровь не проливал. Какой же он израильтянин? Разве что по паспорту.
Такой репатриант, привыкший к определенным жизненным благам, высокому социальному статусу, возможности дать детям бесплатное высшее образование, никогда бы не отважился ринуться в пучину зыбкого эмигрантского бытия, не проснись он однажды ограбленным и беззащитным. Вот почему трудно требовать от вновь прибывших на ПМЖ, чтобы они одновременно, в приказном порядке полюбили Израиль. Как полюбить страну, где ты еще так мало прожил? Полюбить искренне, а не декларативно? А как полюбить еврейскую страну человеку, который не является евреем? Ведь таких, правдой и неправдой приехавших в Израиль, много. Мне в разных городах рассказали один и тот же анекдот: "Парадокс: в России я был еврей, а здесь я русский". - "Ну и дурак". - "А ты умный?" - "Конечно. Я там был русский, а здесь я еврей".
И первое, с чего надо начать жизнь в стране, - это пойти в ульпан и приступить к изучению государственного языка - иврита. А нормальный уровень владения языком - это единственный путь к трудоустройству по специальности, а следовательно - к решению многих бытовых (в том числе и жилищных) проблем. Грубо говоря, техник, владеющий языком, интегрируется в израильское общество куда успешнее, чем остепененный профессор, с трудом читающий вывески на иврите.

Язык - архитрудный, но репатриант из СНГ, как никакой другой, приучен к трудностям. Вот и на иврит "наш человек" наваливается так, как некогда штурмовал Берлин или осваивал целину. Правда, на серьезное изучение языка времени уходит больше. В результате - весьма слабое владение ивритом подавляющей части репатриантов из СНГ.
Зато на русском говорит пол-Израиля, даже парламентарии. Разумеется, официально, на трибуне - на иврите, а в кулуарах, на пресс-конференциях, в радиопередачах и на ТВ - на русском. К примеру, в начале мая проходила встреча "русской" интеллигенции Израиля с Ариэлем Шароном и некоторыми членами его кабинета. Оказалось, во время встречи Шарон блестяще выполнял роль синхронного переводчика - легко переводил с иврита на русский и с русского на иврит.
Вот уже три месяца на страницах израильской прессы обсуждается история гибели Германа Рожкова в бою с террористами. Старший лейтенант Рожков до последних дней боролся за право своей матери, Людмилы Рожковой, на статус постоянного жителя Израиля. Несмотря на то, что ее сын сражался в боевых частях, министерство внутренних дел упорно требовало ее изгнания из страны на том основании, что она не еврейка. Все просьбы сына - боевого офицера, и матери, умолявшей разрешить ей жить в Израиле, чтобы находиться рядом с сыном, разбивались как об стену. Не раз солдатам - выходцам из СНГ - чиновники отказывали в таком естественном для любого человека праве - объединиться с семьей. В письме, адресованном премьер-министру Ариэлю Шарону, Герман Рожков незадолго до гибели написал: неужели я должен погибнуть, чтобы мою мать оставили в Израиле? Глава правительства поручил своим помощникам срочно заняться этим делом. Но разрешение пришло слишком поздно: только после гибели сына Людмила Рожкова получила право проживать в Израиле - теперь уже, чтобы ухаживать за могилой... Таков финал этой трагической истории, увы, не первой и, вероятно, не последней.
В общем, жизнь "наших" в Израиле не медом мазана, надо тяжко трудиться, настойчиво вгрызаться в новые реалии, тут, как говорится, не до смеха. Но народ все равно не унывает, веселится напропалую, постоянно рассказывает занятные истории, анекдоты и байки. Вот одна такая байка. Некоторые наши бывшие соотечественники настолько не представляют себе жизни без свиной отбивной, что решили выращивать свиней не где-нибудь, а на земле Израиля. А ведь еще Моисей предупреждал: ни одна свинья не должна ступать по земле иудейской. Что же придумали наши изобретатели и рационализаторы? Они свинарники строят не на земле, а на сваях, и свиньи, следовательно, живут на высоте одного метра над землей. Могу свидетельствовать: свинины, украинской домашней колбасы, холодца в израильских магазинах очень много, так что это, скорее всего, не байка, а чистейшая правда.

Что хорошо - то хорошо...
Израиль - страна, которой можно гордиться. Страна, которая на протяжении 50 лет тратит не менее 70% (!) валового национального дохода на вооружение и войну, выдерживает натиск террористов, но создала самые передовые компьютерные и алмазообрабатывающие технологии, выращивает самые экологически чистые продукты питания (и это - практически на песке и глине!) и экспортирует их в 57 развитых стран, смогла предоставить крышу над головой миллионам людей.

Здесь, думает будущий репатриант, ему обязательно будет хорошо. А как же может быть иначе? Во-первых, страна вроде бы экономически процветающая. Во-вторых, здесь все свои - евреи. Страна, конечно, не бедная. Хотя и не такая богатая, как может показаться издалека. И тем не менее, каждый репатриант ощущает на себе заботу государства, которая начинается с "корзины".
Надо сказать, что размеры этой самой "корзины" имеют устойчивую тенденцию к усыханию. Народу приезжает все больше, и денег, понятно, на всех не хватает. Стало быть, чем позже приехал, тем меньше получил. Если раньше значительная часть "корзины" предоставлялась в виде безвозмездной помощи, то теперь все, что тебе дали, позднее придется с процентами возвращать. Те израильтяне, чья зарплата не дотягивает до прожиточного уровня, получают доплату. Человек, который мало зарабатывает, налогов практически не платит. Некоторые не могут найти работу и весьма долго живут на пособие. Израильтяне на сей счет шутят: "Уже восьмой год живет семья Рабинович на месячное пособие. За это время они купили машину, квартиру и провели отпуск на Багамских островах".
Оказывается, Израиль притягателен не только для граждан СНГ, но даже для арабов. Согласно опросу, из тысячи арабов - граждан Израиля - 986 заявили о своем желании и впредь обладать израильским гражданством и лишь 9 человек сообщили, что мечтают быть гражданами палестинского государства, но при условии, что им не придется менять место жительства.
Израиль - особенная страна, здесь много такого, чего нет нигде. Ну а израильский киббуц - явление просто уникальное. Понять его со стороны непросто. Какие именно причины заставляют людей жить коллективной жизнью?
Сами же киббуцники гордятся своим домом и царящей в нем атмосферой. Но признают, что жизнь в киббуце подходит не всем. Кратко и емко сказал еврейский философ XX века Мартин Бубер: "Киббуц - образцовый не провал. Это не успех, но и не поражение".
Израильтяне (те, с кем я общался) относятся к киббуцам почему-то с нескрываемой иронией. И не любят, когда жизнь в киббуце сравнивают с жизнью в коммунистическом обществе. "Понимаете, если бы Моисей узнал, что Карл Маркс решил переехать на историческую родину, то тут же увел бы евреев обратно в Египет. Коммунистическая идея никогда не приживется на израильской почве".
Советская система образования, не изменившаяся и сегодня, растила образованного гражданина своей страны, но подавляла в нем личность. И воспитывали этого человека такие же хорошо образованные, но униженные и бесправные люди - учителя.
Израильские же школы в первую очередь воспитывают в ребенке чувство собственного достоинства, воспитывают свободных, уважающих себя людей, которые не делятся ни на троечников и отличников, ни на учеников и учителей, - все равны и одинаково достойны уважения. А со свободными людьми работать значительно труднее: на них не прикрикнешь и дневники не соберешь - о наказаниях в израильской школе не может быть и речи. У учителя есть один способ привлечь внимание учеников и сохранить тишину в классе - заинтересовать. Эффективнее всего интерес детей поддерживают игры и викторины, из которых в основном и состоят занятия.
Израильский школьник даже в почтенном возрасте 14 лет может не знать, что такое физика, что такое химия и для чего люди выдумали эти науки. И для репатриантов из СНГ, конечно же, невероятно, что в Израиле ребенок может взять и не пойти в школу, а может бросить ее совсем. Может закончить школу и не получить аттестата зрелости, как это происходит примерно с 50% израильтян. Ведь чтобы получить аттестат (после многолетних пений и плясок на уроках), ребенку вдруг приходится ломать привычный игривый ход школьных занятий и начинать заниматься изо всех сил, сидеть за учебниками днями и ночами, чтобы нагнать все то, чего он не учил.
Интересно, что и будущее ребенка для коренных израильтян и для репатриантов видится разным. Первые говорят о том, КАКИМ будет их ребенок: добрым, честным, открытым, сколько у него будет детей и каким он будет замечательным отцом или матерью. А приехавшие из СНГ говорят: КЕМ будет их ребенок по профессии.
Репатрианты по-прежнему уверены, что советская система образования все-таки лучше, она умеет воспитать всестороннюю личность. Готов согласиться (ведь сам воспитан этой системой), но почему тогда израильские дипломы не нужно подтверждать нигде в мире, а украинские, как и российские, ни одна страна не признает?
И еще одна особенность Израиля, о которой нельзя не сказать. В январе этого года здесь впервые зарегистрировали гражданский брак. Поженились обычные репатрианты - еврейская девушка Элла и русский парень Максим.
Как известно, в Израиле отсутствует институт гражданских браков (так принято называть светские браки). Поэтому, чтобы их брак был признан государственными учреждениями, Элле и Максиму пришлось пройти до этого процедуру регистрации брака на Кипре. Абсурд: чиновник муниципалитета на Кипре может сочетать браком израильтян, а муниципальный служащий в Израиле лишен такого права.

Но на сей раз представитель местной власти впервые в истории страны зарегистрировал смешанный брак. Правда, главный раввин Израиля заявил по поводу прошедшей церемонии: "Мы создали Государство Израиль не для того, чтобы здесь происходили смешанные браки представителей всех народов и религий без разбору". Понятно, что подобное ограничение задевает основные права человека и имидж Израиля как демократического государства.

(Продолжение следует)

http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/396/34980/


Copyright © IJC.Ru 2000-2002   |   Условия перепечатки