ЕВРЕЙСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
ироническое обозрение

Взгляд на мир с точки зрения трех еврейских геополитических "китов": Израиля, Америки, России


Приглашаем авторов

Если Вы уже пишите или хотели бы писать рассказы, статьи, эссе, стихи на обозначенную тему - этот раздел для вас. Мы опубликуем Ваши произведения.
Станьте постоянным автором раздела "Еврейский треугольник" портала IJC.Ru! Ждем ваших материалов и предложений.
.


Самые читаемые страницы IJC.Ru

Почта на Yafa.ru
login 
pass 
получить адрес

Поиск по сайту



Есть ли жизнь в Израиле?
взгляд из "Земли обетованной"

Глядя из Брайтона
наблюдения американских авторов

Русское поле
всевидящее око alma mater
ИЗРАИЛЬ АМЕРИКА РОССИЯ

Давайте бояться вместе

Григорий Асмолов


Согласно одному из последних социологических исследований, проведенных в Израиле, около 90 процентов населения боится, что они или их близкие станут жертвами терактов. Можно предположить, что бесстрашие оставшихся десяти - это или механизм психологической защиты, или природный фатализм. Потому что уверенности в том, что кто-то никогда не станет жертвой, быть не может, - для терроризма не важно, кто ты и какой ты, - достаточно того, что ты - человек. Значит, тебя можно лишить жизни...
По Иерусалиму развешаны плакаты с фотографиями нескольких десятков израильтян, погибших в террористических актах. Среди них и фотография моего друга Эдди, погибшего во время взрыва в Газе.
Через несколько месяцев после начала кровавых событий, в сентябре 2000 года, израильская газета "Едиот Ахранот" решила на целый разворот опубликовать фотографии всех жертв. Фотографий в тот раз было около двухсот, и были они столь мелкими, что в фотографии Эдди, расплывающейся на некачественной газетной бумаге, с трудом угадывались черты его лица... После кровавого марта 2002-го, в течение которого в терактах погибли более ста израильтян, все та же газета снова решила назвать имена всех жертв новой волны террора. Фотографий уже не было - полного разворота с трудом хватило, чтобы вместить в себя хотя бы имена и фамилии погибших.
В этом алфавитном хаосе я с трудом разыскал имя Эдди. В столбцах имен растворились девушки и ребята, погибшие на входе в дискотеку у Тель-Авивского дельфинария, посетители иерусалимского кафе "Сбарро", пассажиры многочисленных автобусов, пешеходы... Все они затерялись, превращаясь в число - в устрашающую сумму, заполнившую пространство газетного разворота.
И когда ты входишь в автобус, тревожно вглядываясь в лица соседей, или идешь по улице, внимательно глядя по сторонам, или когда просто сидишь дома, вслушиваясь в ночные перестрелки, ты ощущаешь себя маленькой фигуркой в бегущей веренице тира и невольно задаешься вопросом: за что и зачем нас убивают?
Почему молодой парень берет с собой сумку с взрывным устройством, приходит вечером на берег Средиземного моря и взрывается в толпе девочек 14-16 лет? Что надо чувствовать за секунду до того, как ты нажимаешь кнопку в сумке или под курткой, когда отчетливо видишь лица детей и, как циркулем, можешь очертить круг тех, для кого эта минута будет последней?.. Понять, как убийство превращается в цель жизни сотен людей, в их мировоззрение, мы обязаны, потому что списать все это на животную бессмысленную жестокость нелюдей - безответственно. Снова вглядываешься в траурную сумму газетного разворота, с ужасом понимая, что перед тобой скорее статистика, нежели трагедия... Однако, чтобы понять, необходимо остановить взгляд на одном имени... Любом, но одном. Почему среди жертв оказалась, предположим, 18-летняя Лена из дельфинария или Давид с праздничной пасхальной трапезы, закончившейся 29 мертвыми телами?.. Почему именно они, почему именно на них пал выбор убийцы?
Террорист-самоубийца не выходит на свою страшную охоту, вооружившись анкетами потенциальных жертв. Не анализирует их политические взгляды и национальность. Для него - они просто люди, оказавшиеся случайной жертвой. Кто они, террористу не важно. Важно, сколько их. А вот их мечты, мысли, имена и номера удостоверений личности, которые потом окажутся в аккуратном списке института медэкспертизы Абу Кабир, значения не имеют. Но нет в этом ответа на главный вопрос: почему? Нет ответа: откуда появилось это бессмысленное и вместе с тем методичное убийство? Целью является каждый. Каждый - потенциальная жертва. Всюду. Последствия ежедневных терактов - это не только новые могилы, горе и слезы близких погибших, боль и травмы раненых в больнице, траурные объявления у подъездов... Терроризм - это прежде всего страх тех, кто остается в живых.
И когда после очередного теракта в экстренных выпусках новостей появляются до ужаса знакомый ряд покрытых одеялами тел, пятна крови на асфальте, разорванные в клочья скелеты автобусов, изуродованные страхом лица, машины "скорой помощи", увозящие раненых, - все это лишний раз напоминает каждому: под прицелом и ты. Но почему? А потому, что ты человек и живешь, а значит, можешь быть лишен этой жизни. Каждая идеология доказывает свое существование и борется за место под солнцем своими способами. Можно вести дебаты в парламенте и плести ухищренные интриги, и тогда это называется политикой. Можно решать вопросы организованной силой, и тогда это - война. Можно просто истребить соперника, стереть его с лица земли, и тогда это - геноцид... Но если ты слаб и ничего этого не можешь, но готов пойти на все, поскольку для тебя нет ничего выше твоей идеи, терроризм - это твой путь.
Сам по себе терроризм лишен содержания. Он - средство в руках идеологии, однако средство уникальное по своей эффективности и способности поколебать устойчивость любой социальной системы.
Одна из базисных потребностей человека согласно знаменитой пирамиде Маслоу - это чувство безопасности. Терроризм стучится в каждую дверь, в сердце каждого, заражая его страхом: следующим будешь ты. Главные жертвы террора, его главная цель - это не те, чьи тела лежат под покрывалами на липком асфальте, а оставшиеся в живых - гипнотически прилипшие к экранам телевизоров, замершие в паническом ожидании оглашения списка погибших по радио и лихорадочно ищущие знакомые лица среди фотографий на страницах завтрашних газет. Самое бесчеловечное и жуткое в терроризме - это не то, что тебя убивают, а то, что это убийство является просто средством. Тебя убивают не потому, что ты - это ты, некая личность, которая может быть достойна любви или ненависти. Тебя убивают просто потому, что ты - это тело, ты - средство, ты - материал, и того, кто тебя убивает, абсолютно не интересуют иные подробности. Страшно, просто обидно... Обидно до слез, до детской истерики, как будто ты остался последним в детском саду, за окном темно, а родители все не приходят. Обидно, когда тебя убивают не потому, что ты - это сумма воспоминаний, взглядов, желаний, надежд и снов, а просто тело... Это совсем не та смерть, когда, поставив лицом к стене, тебя убивают за твои идеи, когда тебя убивают как личность... Убийство в системе террора чем-то близко к изнасилованию. Ты не интересен убийце. Тебе отказано в самом минимальном праве - быть убитым как личность. Терроризм страшен тем, что в век, когда уникальность человеческой личности является главной ценностью цивилизации, он обезличивает человека, используя его тело как механизм конструирования страха.
Палестинский террор страшен именно своей методичностью. Когда тебя убивают везде и каждый день, когда ты постоянно спиной чувствуешь, что ты жертва, самый стойкий социум рассыпается на одиночек, пугливо вжавшихся в стены своих квартир. Социальная система переживает землетрясение. Общество заболевает психозом страха. Социальная структура, основанная на четких ценностях, целях, идеалах, лежащих в основе базисной идеологии и культуры, теряет свой скелет и фундамент, превращаясь в шаткую конструкцию, угрожающе покачивающуюся с каждым порывом ветра. Общество теряет свой иммунитет к различного рода потрясениям, не только политическим, но и социальным, финансовым...
Страх, приобретая стратегические масштабы, превращает социум в сумму одиночек, ослабляя выживаемость общественного устройства, внося нестабильность и тем самым запуская процесс саморазрушения. И тогда идеология, стоящая за террором, стаей стервятников торжественно марширует по останкам своего врага, добивая тех, кто еще пытается сопротивляться. Обычно в пятницу вечером на центральные улицы Иерусалима высыпает проснувшаяся от будничной спячки молодежь. Ты пытаешься пробиться сквозь узкие улицы, наталкиваясь на плечи и наступая на ноги, в надежде найти место для приземления в каком-нибудь уютном кафе, пабе, дискотеке, клубе или просто под деревом, располагающим к продуктивной тусовке или не менее продуктивному уединению.
Недели две назад, вернувшись из армии поздней ночью в пятницу, я решил окунуться в этот круговорот, чтобы немного забыться и вспомнить, что жизнь бывает отличной от пустынных пейзажей Газы... Я доехал до центра Иерусалима, но там меня встретила пустота. Отдельные парочки испуганно шли, прижимаясь к стенам, по мощеным пешеходным улицам. Пустые столы, опущенные решетки кафе и магазинчиков... Только в высоких окнах горел свет. Город был поражен эпидемией страха.
Я бродил по улицам, утопая в этой новой призрачности, и мне вдруг ужасно захотелось пойти на большую-большую площадь и крикнуть громко-громко, так, чтобы было слышно во всех квартирах и домах: "Выходите, давайте бояться вместе!!!". Впрочем, конечно, я этого не сделал, а выпил чашку кофе в одном из, к моему удивлению, не закрытых кафе и поехал домой...

23.05.2002
Григорий АСМОЛОВ,
лейтенант Армии обороны Израиля,
2002.novayagazeta.ru

http://www.sem40.ru/vostok/0130.shtml


Copyright © IJC.Ru 2000-2002   |   Условия перепечатки