Поиск по сайту



ЕСТЬ ЕЩЕ ВРЕМЯ, БРАТЬЯ!

Марьян Беленький

Иерусалимские уличные пророки


..И не уговаривайте! Работать пророком - дело тяжелое и неблагодарное. Ни тебе больничного, ни фонда повышения квалификации. Впрочем, во все времена находились люди, которые взваливали на себя эту ношу. Стоит выйти на улицы Иерусалима...
...Его зовут Давид Бен Хамелех, то есть просто - Давид царский сын.
Возврат - "в этой жизни - 43". Приехал он когда-то в Израиль туристом из Калифорнии, да так тут и остался, благо его фабрика спортивной обуви приносит постоянный доход.
Побывал Давид, как и многие его коллеги по нелегкому пророческому ремеслу в психушке. Диагноз известный - "иерусалимский синдром" - иерусалимское народное заболевание, которое заключается в том, что прибывший в столицу мира турист вдруг неожиданно начинает осознавать, что он-то и есть И. Христос, Петр и Павел, 12 апостолов, 11 затерянных колен Израиля, конь пророка Мохаммеда, или даже мэр Иерусалима. Некоторых вылечивают... и отправляют домой... Целое отделение больницы Кфар Шауль специализируется по этому заболеванию. Диссертации защищают по иерусалимскому синдрому.
Но если человек полагает, что он Господь Бог и счастлив от этого, зачем, спрашивается, его лечить?
Или, скажем, ведет себя человек абсолютно нормально, ходит на работу, воспитывает детей, но если вы познакомитесь с ним поближе, он доверит вам свою главную тайну - он-то и есть Мессия, только ему пока открываться не велено. А может и правда, кто его знает? В нашей удивительной стране чего только не случается....
Жанна Д'Арк, между прочим, слышала голоса, которые повелевали ей спасти Францию.
Давид Бен Ха Мелех был выпущен с диагнозом "амиотропный латеральный склероз". С тех пор он каждый день выходит на улицы Иерусалима в своем балахоне с сумкой и проповедует всем желающим. Живет он, по его словам, "в пещере", хотя по другим данным, родственники снимают ему номер в гостинице. Пещерой от нашего героя и не пахнет, а пахнет дорогим дезодорантом. Такие они, нынешние пророки - законы пиара и им приходится учитывать.
Давид бен Ха Мелех - реинкарнация царя Давида:
Когда Израиль устанет от войн и усобиц, они восстановят меня на Сионе, - скромно говорит Давид. ...Он выходит на улицу и начинает речь. Неважно, есть ли слушатели, а пока он проповедует в пустоту, в надежде, что прохожие остановятся.
Это принцип любого массовика- затейника - начинай работу, а люди подтянутся Английский в Израиле знают все, а иврита он за много лет пребывания здесь так и не выучил:
- "Израиль в скором времени ждет невиданный расцвет... Он соберет вокруг себя все народы и научит их жизни праведной..."
Скорей бы, а то у меня в банке такой минус, что без Мессии не справиться... разве что в русских газетах будут платить как в ивритских... -...Израиль будет светочем народов...
Приближение этого светлого часа зависит от вас, уважаемый читатель. У меня к вам маленькая личная просьба - если вы еще начали соблюдать заповеди и субботу, пожалуйста, начните прямо сейчас, а то Давид говорит, что из- за вас все задерживается. Ведь мы, евреи, все ответственны друг за друга.

У нас нет оснований не доверять словам пророка, тем более, что информацию он получает непосредственно от Господа:
- Мы живем в вавилонско-христианской вещевой цивилизации...Вы впали в разврат с вашими мертвыми вещами. (Стругацких он, что ли читал? Или наоборот, они это откуда-то вставили в "Улитку на склоне").
- После ужасов Апокалипсиса мы вернемся к природе и будем жить в мире со всеми Божьими созданиями.
Антисемиты, дальше не читайте. Дело в том, что после Страшного суда мир будет разделен между коленами Израиля. Давид даже карту показывает всем желающим. Спрашивается, как можно этому не верить, если карту Давид рисовал по подсказке Самого...
Послушаем еще умного человека:
- "Израиль, тебя не спасет военная сила, но только сила духа. Сегодня весь мир против вас и вам надо выстоять..."
А вот - другой представитель беспокойного племени пророков Израиля. Базар, да еще иерусалимский - не самое подходящее место для пророчеств, с другой стороны - аудитория всегда находится, поэтому Хаим Кальса выбрал для работы это беспокойное место. Продавцы его хорошо знают и снабжают его своим товаром бесплатно.
Целый день, с утра до вечера бродит наш предтеча между рядами и вещает в мегафон
- Мы хотим Мессию сейчас!

Хаим толкает перед собой колясочку с младенцем, который спокойно спит под звуки мегафона. У младенца видимо, с нервной системой будет все в порядке, а вот со слухом могут быть проблемы...
- Будьте готовы к приходу Мессии в любую минуту! Он уже среди нас! Одевайтесь скромно! Соблюдайте заповеди! Он уже пришел, но еще не объявился! Мессия, мы ждем тебя!
Да, подзадержался наш Избавитель... Не приходит и даже не звонит, как поется в популярной песне Дани Сандерсона. Тем не менее, это не значит, что можно жрать свинину или разъезжать на машинах в субботу. Потерпите, уже недолго осталось. Наши мудрецы говорят, что после прихода Мессии суббота будет каждый день... Нужно только верить и ждать...
Присмотритесь повнимательней к своему ребенку, может быть именно ему суждено стать спасителем человечества?

Поэтика и образно-символический строй иерусалимского мусоросборника
(Из цикла "Подслушанное)"

Всему хорошему на мне я обязан мусорным ящикам. Вид у меня очень элегантный - я одеваюсь из лучших мусорников города. За многие годы жизни в стране я вообще не покупаю вещей. Качество содержимого мусорных ящиков отражает качество жизни в стране. Есть в Иерусалиме мусорные ящики для газет - такие оранжевые, круглые. Они вполне заменяют университетские библиотеки. В Израиле макулатуру не собирают, поэтому в мусорных ящиках оказываются старинные книги и журналы, дневники и письма, плакаты и брошюры. Однажды я нашел там несколько пачек еврейских книг издания 16 века... Аукционист, не говоря ни слова, отсчитал мне за каждую 500 долларов, не спрашивая, где я их взял...
В богатых районах города, например в Рамоте, вещи не выбрасывают, а складывают стираные и глаженые в кульки у ящиков или просто оставляют на улице. Здесь часто можно найти вещи, которые и в магазинах не найдешь. Из-за высокого уровня жизни комиссионных магазинов в Израиле практически нет. Поэтому, если человек купил вещь и она ему не подошла или не понравилась, он выносит ее к мусорному ящику. Поэтому там можно найти и совершенно новые вещи в фабричной упаковке. В мусорнике можно найти и картину неизвестного гения, статуэтки из слоновой кости, пластинки и дискеты.
Всякий мусорник таит в себе сюрпризы. Никогда не знаешь что найдешь. Словом, все, что есть в жизни - есть и в мусорнике.

Иерусалимские нищие
с точки зрения эстрадного драматурга

В стране, в которой при всем желании невозможно не то, что умереть с голоду, но и просто проголодаться, нищенство это всего лишь профессия, которую человек выбирает сам. Не каждый может быть профессиональным нищим - для этого нужны особые таланты. Главное в работе нищего это создаваемый им художественный образ. Здесь каждый - сам себе актер, режиссер и художник по костюмам. Работа нищего нелегкая - просиживать целыми днями на жаре за 20-40 шекелей в час без всяких социальных гарантий. И это вместо того, чтобы работать концерты по матнасам за 1200 шекелей (продолжительность концерта - полтора часа, связаться со мной можно через газету) или посылать тексты в американские русские журналы. Если эти строки попадутся на глаза работникам налоговой инспекции, я скажу, что я все это выдумал. Кстати, самое смешное в моих концертах - это гонорары, которые остаются после уплаты налогов.
Много лет стоял на старой автостанции Овадья. Он работал в черной религиозной униформе и был удивительно похож на Льва Толстого. Он вел себя с огромным достоинством, и каждому было ясно, что собирает он не для себя, а для какой-нибудь благотворительной организации. Нехама работает на новой автостанции. Она сидит на одеяле, вокруг нее разложены брошюры с изображения цадиков. Она их не продает - это всего лишь антураж для работы.
Сейчас появилось новое поколение работников, использующих агрессивный маркетинг. Один такой - маленький и плюгавый носится по улице Яффо и продает "квитанции о пожертвованиях". Каждый может заказать себе такие квитанции в типографии, но не каждый осмелится продавать их на улице. Еще один представитель агрессивного маркетинга - Йоске Хромой - работает на тахане мерказит. Он хромает вдоль очереди на автобус, потряхивая своей баночкой и заглядывая в глаза каждому. Причем хромает он только в рабочее время. Однажды я чуть не дал этому гипнотизеру 10 агорот. Йоханан на рынке Махане Йегуда работает в образе слепого. Одет он в длинную светлую арабскую рубаху, которая поражает своей свежестью. Для этого их нужно менять каждые несколько часов. Однажды я встретил его в Беэр Шеве за рулем автомобиля... Очевидно, он ездит в Иерусалим на работу и это окупается.
Я несколько раз стоял неподалеку от нищих и подсчитывал их заработки. Хороший профессионал зарабатывает в час 30- 40 шекелей. Мало кто кидает по 10 агорот, есть такие, что дают по 5 и по 10 шекелей. Среди дающих - большинство религиозные.
Арабки в старом городе просят под детей. Упитанные двух и пятилетние дети нагло тянут туристов за полу, показывая при этом на свой рот, якобы голодные. Однако предложенную еду не берут, только наличные, предпочитая доллары. Такой ребенок уже не будет ни ученым, ни художником. Иногда работники по сбору пожертвований оставляют на рабочем месте лишь жестянку для пожертвований и уходят по своим делам. Прохожие бросают деньги, и, по-моему, ни разу не было, чтобы жестянка исчезла. Профессионалы годами сидят на одном месте и имеют постоянную клиентуру. Они часто спят прямо на тротуаре, что не мешает жестянкам наполняться. Полицейские не только не гоняют нищих, но и частенько подают им.

Статья опубликована с любезного разрешения редакции журнала "Заметки по еврейской истории"

http://rjews.net/berkovich/



© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки