Поиск по сайту



На тот большак, на перекрестке

"Дорогие граждане, извините , что я к вам обращаюсь . Мы сами люди не местные…"

К этим словам в пригородных электричках и московском метро привыкли так же , как к "Осторожно , двери закрываются" . Ну, а как живется тель-авивским "коллегам" московских нищих?

В Израиле нищих хватает. Сидит человек на тротуаре, демонстрируя свои увечья, на груди табличка с душераздирающей историей, а перед ним коробочка с монетками. Израильтяне подают охотно, ведь согласно одной из заповедей иудаизма подавать - дело богоугодное.

Я слышал тысячи бродячих сюжетов про нищих, якобы скопивших своим ремеслом огромные состояния, которые внезапно обнаруживались после смерти убогих старушек, зашивших миллионы в ветхие матрацы. Честно говоря, не верю! Но как бы там ни было, нищий - это профессия. Со своими тайнами ремесла и выдающимися профессионалами. Я не знаю, есть ли у нищих профсоюз, но ни для кого не секрет, что бизнес этот в последние годы стал вполне организованным, со своими боссами, распределением участков работы, специализацией и прочими атрибутами хорошо налаженного дела.

Сидящие и лежащие на тротуарах - жалкие «любители». «Пассивное» нищенство не требует затрат душевной и физической энергии и, думаю, не приносит большого дохода.

В последние годы в Израиле появился совершенно экзотический вариант нищенства - автонищенство. На каждом мало-мальски крупном перекрестке в Тель-Авиве есть свой «штатный» собиратель милостыни со стоящих на светофоре автомобилей. Зоны деятельности поделены, двух нищих на одном перекрестке вы не увидите - думаю, с нарушителями конвенции поступают не менее строго, чем с проштрафившимися «детьми лейтенанта Шмидта».

Технология же ремесла проста: небритый мужчина в грязной майке летом и не менее грязном свитере зимой идет от машины к машине, стоящим перед красным сигналом

светофора. При этом он обязательно подволакивает ногу, так что складывается впечатление, будто бедолага уже не раз попадал под машины. Что, впрочем, немудрено: бесстрашный нищий пробирается между плотными рядами автомобилей, увиливая от движущихся машин с ловкостью тореадора. При этом он позвякивает пластмассовым стаканчиком с мелочью, являя собой «немой укор» преуспевающим согражданам, восседающим за рулем собственных авто. Бедняге жарко... Он рискует жизнью... Водителям, даже если они и хотят немедля уехать от укоров совести, этого сделать не удается - горит красный свет. Приходится лезть в карман за медяками и шекелями...

Как-то стоя в пробке на перекрестке, я произвел статистические подсчеты. Пока горел красный сигнал, «профи» сумел обойти шесть автомобилей, и в трех ему подали! КПД немыслимый при пассивном возлежании. Пока автомобили движутся на зеленый свет (с какой тоской нищий провожает взглядом те из них, что он не успел «оприходовать»), инвалид успевает чуть ли не бегом вернуться на исходную позицию, чтобы с переключением светофора снова отправиться в опасный рейд.

Мои выводы о прибыльности этой профессии подтвердили и специалисты: они считают, что «заработок» автонищего составляет несколько десятков шекелей в час - как у высокооплачиваемого работника хай-тека. С той лишь разницей, что специалисты хай-тека платят налоги в бюджет государства, а нищие отнюдь не спешат в налоговое управление с декларацией о доходах.

В последнее время нищенство на перекрестках превратилось в значительную общественную проблему, особенно в Тель-Авиве. (Какое представление об Израиле и израильтянах может сложиться у многочисленных туристов, которым нищие встречаются на каждом шагу?!) Мэр Тель-Авива Рон Хульдаи провозгласил священную войну невидимому «профсоюзу». Муниципалитет Тель-Авива даже установил штраф в 400 шекелей за сбор подаяния на перекрестках. Казалось бы, греби, муниципалитет, деньги лопатой, ведь нищие работают открыто...

Увы, ни одного случая наложения штрафа на местных «тореро», буквально заполонивших израильские перекрестки, мне не известно. Полицейские предпочитают штрафовать пешеходов, переходящих улицу в неположенном месте. На проблему нищих полиция просто закрывает глаза. Когда журналисты все-таки «достали» полицейских запросами, те признались, что эффективных средств борьбы с «тружениками перекрестков» у них нет. Арестовать нельзя, нет такого закона. И оштрафовать тоже не получается, потому что многие из нищих попросту бомжи, зачастую не имеют никаких удостоверений личности. А на какой адрес и какую фамилию прикажете выписать штраф?

Нет, конечно, можно задержать бедолагу для выяснения личности, но потом все равно придется выпустить. А куда он пойдет, прихрамывая, прямо из полицейского участка? Правильно! На свое рабочее место...

В общем, возиться с нищими полицейским не с руки. По их мнению, этой проблемой должны заниматься социальные работники из министерства соцобеспечения. Хотя, судя по всему, эти нищие сами кого угодно могут обеспечить...

Лев АВЕНАЙС
Журнал «Алеф»


© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки