На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


_ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ИУДАИЗМА.
_       Иудаизм - религия национальная. В отличие от христианства или ислама, объединяющих многие народы, иудаизм исповедуют представители только одной национальности - евреи. Поэтому духовные ценности иудаизма диалектически взаимосвязаны с менталитетом и историческим опытом еврейского народа.
      Взаимосвязь религии и народа отразилась даже в этническом самоназвании: "йехуди" ("иудей") более употребительно, чем "иври" ("еврей"). И собирательное самоназвание "Йисраэль" (этноним древнего союза двенадцати семитских племен, обозначающий "Бог сразится") изначально связано с иудаизмом.
      Несмотря на многообразие современного еврейства, насчитывающего свыше 20 этнических общин на всех континентах планеты (всего около 14 млн. чел.), можно определить общие черты национального менталитета. В основе мировосприятия всех евреев лежат три важнейших понятия: "Тора - иврит - Эрец-Йисраэль". Эти три понятия определяют - осознано или неосознанно - шкалу иудейских ценностей, и в конечном счете роднят евреев Иерусалима и Москвы, Нью-Йорка и Нижнего Новгорода, Кейптауна и Бухары, Буэнос-Айроса и Кутаиси.
      Тора (иврит. "учение") в иудаизме обозначает комплекс священных книг (Ветхий Завет), а также комментарии к ним и предания (Талмуд). С V века до н.э. Тора является основой не только религии, но и всей еврейской культуры. Национальная философия, морально-этнические предписания, гражданское и уголовное право евреев базируются на торанических текстах. Монументальные творения еврейской культуры и искусства - как религиозного, так и светского - основаны на Торе. Ученые всего мира отмечают мощное влияние Ветхого Завета на мировую цивилизацию (христианство и ислам), этику, законодательство, искусство народов.
      В еврейской традиции Тора - "Книга книг" - окружена особым почитанием: "Больше Торы - больше жизни... Велика Тора, ибо она животворит исполняющих заповеди её" (трактат "Пирккей Авот", II. 8: VI, 7).
      Во всех еврейских общинах мира ведется регулярное изучение и комментирование Торы. Таким образом, Тора духовно объединяет весь еврейский народ.
      "Книга книг" для евреев неразрывно связана с языком, на котором написаны торанические тексты.
      Иврит (так называемый древнееврейский язык) - язык семитского происхождения, генетически связанный с ассиро-вавилонским, арабским, арамейским и некоторыми другими. Евреи не случайно называют иврит "лашон кодеш" (" священный язык"): только на этом языке иудейские религиозные тексты сохраняют изначальную полноту смысла, которую невозможно передать ни в каких переводах. Для еврейских общин, разбросанных по всему миру и говорящих на разных языках, иврит всегда был одним из важнейших объединяющих факторов.
      Возникший не позднее ХIII до н.э. как живой разговорный язык древних евреев, создавших государство на Ближнем Востоке, иврит после утраты государственности (I век н.э.) и рассеяния народа превратился в язык религии, отчасти науки и литературы. Но на рубеже XIX - ХХ веков произошло уникальное возрождение языка иврит, считавшегося "мертвым". Сейчас после двухтысячелетнего перерыва значительная часть еврейского народа вновь говорит на языке Торы. Знание иврита - красивого, звучного, логически стройного, необычайно образного языка - считается очень престижным для евреев, независимо от страны проживания, так как выражает неразрывную связь человека со своим народом и религией предков.
      Понятие исторической родины - "Эрец-Йисраэль", подобно Торе и ивриту, является одним из ключевых в национальном менталитете. Любовь к узенькой полоске ближневосточной земли, зажатой между Средиземным морем и рекой Иордан (менее 30 тыс. кв.км.), евреи пронесли через всю свою нелегкую историю. Согласно Торе, Всевышний даровал евреям эту землю, "наследственный удел", "во владение вечное" (книги "Брейшит", XVII,7; XXVIII, 13; "Дварим", I, 8; III, 18; и др.). Особо подчеркивается то, что Эрец-Йисраэль дарована всем евреям (не только живущим в ней, но и находящимся за её пределами), - поэтому она является исторической родиной для всего народа, и каждый еврей обязан о ней заботится. Как говорили еврейские мудрецы, "у каждого, кто пройдет четыре шага по земле Израиля, есть удел в будущем мире".
      При этом евреи никогда не смешивали понятия "Эрец-Йисраэль" ("земля Израиля) и "Мдинат-Йисраэль" (государство Израиль): любовь к исторической родине не означает преклонения перед политикой конкретного государства, расположенного на её территории.
      В конечном счете Эрец-Йисраэль символизирует непрерывность истории еврейского народа от далекого прошлого к реальному настоящему, а также сохранение религиозной традиции, преемственность национальной культуры.
      Рассмотренная триада ключевых понятий еврейского менталитета "Тора - иврит - Эрец-Йисраэль" лежит в основе духовных ценностей иудаизма. И хотя в ХХ веке многие евреи считают себя людьми далекими от религии, не соблюдают религиозных обрядов и т. п., однако основные понятия и ценности иудаизма за тысячелетия еврейской истории вошли в сознание (или даже в подсознание) людей, закрепились и своеобразно преломились в учении о человеческой личности, о "богоизбранности" еврейского народа, в философии, истории, в отношении к другим народам, во взглядах на образование и других вопросах.
      Человек в иудаизме - цель и венец сотворения мира. Согласно талмудическим воззрениям, человек - нечто среднее между небесными и земными созданиями. Он может возвысится и занять своё место среди существ небесных, если будет следовать Торе. И наоборот, если он не следует Торе, то становится существом полностью земным, "приземленным" (Сифрей, "Хаазину"). Человек сам волен выбрать свой путь и сам несет ответственность за свой выбор.
      Так как человек создан по образу и подобию Божию, то иудаизм всегда проявляет заботу не только о душе, но и о теле. В отличие от некоторых других религиозных систем, в иудаизме не поощряется "умерщвление плоти", одиночество считается ненормальным состоянием, отсутствие семьи - величайшем несчастьем.
      Вообще, нет в иудаизме ценности выше, чем человеческая жизнь. В талмудическом трактате "Санхедрин" сказано: Если человека заставляют преступить заповеди Торы, угрожая ему смертью - пусть преступит, но не умрет". Исключение составляет лишь запрет идолопоклонства, кровопролития и разврата.
      С пониманием ценности человеческой личности связано обоснование иудаизмом её прав.
      Каждый еврей имеет право свободно высказываться по любому вопросу общественной жизни; мнение меньшинства не должно подавляться мнением большинства, ибо истина не определяется числом голосов. Поэтому, в частности, в талмудических дискуссиях фиксируются даже индивидуальные высказывания, идущие вразрез с точкой зрения всех остальных участников.
      Жизнь в изгнании (иврит. "галут"; греч. "диаспора" - рассеяние) наложила свой отпечаток на отношение иудаизма к неевреям (иврит. "гоим", буквально - "народы"), чужим религиям и государствам. В ортодоксальном иудаизме любой человек, независимо от национальности, прежде всего - человек, созданный по образу и подобию Божьему. Ценность человеческой жизни одинакова высока, идет ли речь о еврее или нееврее. Поэтому евреи обязаны соблюдать по отношению к неевреям те же самые морально-этические заповеди Торы: "не убий", "не укради", " не прелюбодействуй" и т. д. например, врач-еврей обязан пренебречь субботним отдыхом, если стоит вопрос о спасении жизни пациента-нееврея.
      Однако два тысячелетия изгнания, положения "чужаков", те или иные формы преследований способствовали развитию национального недоверия. Евреи склонны очень обостренно воспринимать высказывания в свой адрес - даже если эти высказывания абсолютно безобидны. Недружественное отношение к тому или иному еврею, подчас заслуженное, воспринимается в еврейской среде преувеличенно. Впрочем, пылкие выражения симпатий к еврейству тоже вызывают настороженность. Боязнь антисемитизма глубоко засела в сознании народа, и трагические события ХХ века лишь усиливают её.
      Такое положение не могло не привести к появлению резких высказываний в иудейских источниках по отношению к неевреям. И эти высказывания звучат тем более жестко, чем суровее были гонения на иудаизм и евреев.
      Однако законом стали слова великого гуманиста р. Хиллеля: "Никогда не делай другому то, что ты не желаешь самому себе. В этом суть нашего вероучения; все остальное - только комментарии". Поэтому человеконенавистничество остается чуждым иудаизму, даже когда обстоятельства бывают против гуманизма. Недаром еврейская мудрость гласит: "И в месте, где совершенно нет людей, постарайся оставаться человеком..."
      Обстоятельства двухтысячелетней жизни евреев в изгнании сформировали у них весьма оригинальные взгляды на государственное устройство. Вообще говоря, идеалом государственности в иудаизме является не республика, а конституционная монархия, где роль конституции должны выполнять заповеди Торы. Но для всех государств мира мудрецы Талмуда подчеркивают необходимость "сильной власти": "Молись о благополучии верховной власти, ибо, если бы не страх перед нею, люди живьем поглощали бы друг друга" ("Авот", Ш, 2).
      Вот почему заповеди иудаизма предписывают добросовестное исполнение обязанностей, налагаемых государством. Это в полной мере относится, например, к службе в армии.
      Любопытно, что в отличие от многих народов мира, имеющих "благородные сословия" военного происхождения, евреи вообще не имеют никакого дворянства. Положение человека в общине полностью зависит от степени образованности. Однако при этом иудаизм поощряет не только религиозное образование (что само собой разумеется), но и занятия светскими науками, которые раввины называли "изысканными приправами мудрости".
      Согласно иудаизму, все в мире создано единым творцом, - следовательно, каждая сфера человеческого знания отражает ту или иную сторону замысла Всевышнего. Поэтому, например, величайшие религиозные авторитеты сочетали изучение Торы с занятиями философией, логикой, медициной, математикой, астрономией, лингвистикой и другими науками.
      Подобный подход к системе образования оказался достаточно эффективным. Бесспорно, этому способствовала и специфика еврейского исторического опыта. Начиная с раннего средневековья, евреи в странах рассеяния были "изъяты" из общественной структуры, они не могли принадлежать к феодальной знати, земледелие и многие ремесла им были запрещены. Поэтому на долю евреев остались только те виды деятельности , которые не предусмотрены феодальной "лесенкой", но без которых, тем не менее, не может существовать ни одно государство. Это торговля, финансы, медицина, некоторые виды ремесел (ювелиры - в Западной Европе, красильщики - в Бухаре), фармакология, музыка и др. одним словом, евреи были интеллигенцией в средневековом смысле этого слова. Во всех перечисленных областях евреи достигли выдающихся успехов, передавая знания и совершенствуя их от поколения к поколению.
      Неудивительно, что и ныне в разных странах мира значительное большинство евреев - представители интеллигентных профессий: ведь это их традиционные занятия. И поэтому так высок в еврейском народе престиж образования, способного обеспечить человеку достойное место в обществе.       Таким образом, в системе духовных ценностей иудаизма происходит непрерывный процесс творческого взаимодействия противоположных идей и антагонистических тенденций - этики и ритуала, универсализма и национализма, "избранности" еврейского народа (как носителя Божественного откровения) и равенства всех людей, созданных по образу и подобию Божию, преданности утраченной исторической родине и необходимости приспособиться к жизни в изгнании.





сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100