На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


Зоя Копельман

Несколько слов о притче Агнона

"Жила-была козочка" - одна из агадических историй, которые Агнон приписывает польским евреям, своим предкам. Коза - не просто одно из "чистых" животных, кормивших евреев с незапамятных времен и служивших для жертвоприношений, когда они еще совершались. Козы, как известно, любят разбредаться далеко и пасутся, где вздумается. А про коз, пасущихся в Стране Израилевой, сказано в Талмуде, что "едят они сочащийся медом инжир, а у самих сочится на землю молоко".

Так коза связала диаспору и "текущую молоком и медом" Страну Израилеву: козы у евреев имелись, а Земля стала мечтой. И в идишских колыбельных песнях мама пела ребенку: "Спи, мой родненький, спи. Вот придет белый козленочек - принесет тебе миндаля и изюму". Миндаль и изюм - плоды Земли Израилевой - были редкостным лакомством для детей из местечка.

Агнон рассказал свою сказку взрослым, живущим в век преклонения перед наукой. Ведь и сейчас многие убеждены, что еще немного - и все тайны вселенной откроются. Верующий человек Агнон не стал беседовать с читателем ни об ограниченности научного знания, ни о Боге и Его Откровениях, непостижных самому изощренному уму. Агнон просто "вспомнил" народную побасенку о козочке и пересказал ее так, что читателю, размышляющему о границах человеческого разума станет ясно: мы не более владеем законами причинно-следственных связей в этом мире, чем старик и его смышленный сын.

Еврейская традиция велит учиться и в то же время ограждает от чрезмерного любопытства: "Повествование о Сотворении мира начинается с буквы з (бет), по начертанию открытой только с одной стороны. Этим предуказано, что только рассказ, изливающийся из отверстой части буквы з (бет), доступен человеческой пытливости и разумению" (Берейшит-рабба, 1).

Может быть, вместо того, чтобы любопытствовать о прогулках козы, следовало старику возблагодарить Создателя за целебное молоко и озаботиться смыслом Торы, дабы не пришлось повторить вслед за праотцем Иаковом: "Хищный зверь съел его!"

Но может быть, именно недальновидность родителей эпохи Просвещения помогла их жаждущим Откровения детям попасть в Землю Обетованную. И похоже, что даже благодарный смиренный еврей должен иногда привязать веревку к хвосту козы и отправиться вслед за нею.

Зоя Копельман

Ш. Агнон

ЖИЛА-БЫЛА КОЗОЧКА

Один старик страдал надсадным кашлем. Повели его по врачам, и те велели пить козье молоко. Тогда он купил козу и в свой сарай отвел. Но вскоре коза пропала. Искали ее долго, но не нашли ни на дворе, ни в саду, ни на низкой крыше дома учения 1, ни в горах, ни в полях. Несколько дней пропадала она и когда наконец возвратилась, было вымя ее полно молоком вкуса райских плодов. И с тех пор исчезала она не однажды. Найти ее не могли, как ни искали, пока не возвращалась сама - с выменем, полным молока, меда слаще, зефира нежней.

Сказал как-то раз сыну старик: "Сын мой! Я знать бы желал, куда она ходит и откуда приносит нам то молоко, что на вкус столь приятно и столь же целебно"2. Сын ответил:

"Я знаю, что делать". И веревку принес, чтобы козе к хвосту привязать. Отец удивился, не понял - зачем. Сын тогда пояснил: "Коза, как захочет уйти, за веревку потянет, а я, за другой ухватившись конец, с ней отправлюсь в дорогу". В знак согласья кивнул головою старик и промолвил: "Если мудр ты сердцем, мой сын, возликует и сердце мое"3. Привязал тогда мальчик веревку к хвосту, и как только коза уходить собралась, крепко сжал он свободный конец и за нею отправился вслед.

Подошли они вскоре ко входу в пещеру. За веревку держась, мальчик вслед за козой в ту пещеру вошел. Шли и шли они, и проносились часы или дни. А козе был тот путь нипочем - всю дорогу виляла хвостом и только и знала, что блеять. День забрезжил вдруг - кончилась тьма.

И вот вышли они из пещеры и увидали:

высокие горы, холмы, и деревья на них, и плоды наливные; ключ струится в горах -бьет живою водой"4; ветер легкий струится волной ароматов. Коза подошла к рожковому дереву, полному сладких, медовых плодов, - стала есть их и воду ручья попивать.

А мальчик обратился к прохожим: "Заклинаю, скажите мне добрые люди, где я, и как эта местность зовется?" Отвечали ему: "Это Израиль, Святая Земля, а ты - возле Цфата", И тогда обратил он лицо свое к небу и так произнес: "Благ Он, благословен Тот, Кто привел меня в страну Израиля". Землю поцеловал, сел под деревом и подумал: "Доколе дышит день, пока не набежали тени5, посижу-ка я здесь под деревом, на склоне горы. А затем - домой возвращусь, чтобы привести отца и мать в страну Израиля".

Так отдыхал он, наслаждаясь святостью Страны, и вдруг глашатая услышал: "Пойдемте все навстречу царице Субботе". Увидел людей в белоснежных накидках, ангелам подобных, с ветвями мирта в руках. В домах же загорелось множество свечей. Он понял:

субботний вечер темноту принес, уже нельзя уйти6. Сорвал тростинку, вместо чернил взял чернильный орешек7, лист бумаги достал и отцу так письмо написал: "От края земли песнь мою воспою 8, ибо я прибыл благополучно в страну Израиля - нахожусь поблизости от - Цфата, города святого, и наслаждаюсь святостью его. Не спрашивай, как я пришел сюда - держись покрепче за веревку, привязанную к козьему хвосту, и по следам козы пойди 9. Тогда безопасен будет твой путь 10, и приведет тебя в страну Израиля". Скатал записку мальчик трубочкой и вложил в козье ухо. Подумал так: "К отцу коза придет, отец ее по голове погладит, и головой она тряхнет. Тотчас записка выпадет из уха, отец ее увидит и прочтет. Найдет конец веревки и отправится вслед за козой в страну Израиля".

Коза вернулась к старику, но головою не трясла - не выпала записка. Старик увидел, что вернулась коза одна, и в горе стал волосы рвать на себе, и зарыдал он горько, и к сыну так воззвал:

"Сын мой, сын мой, где ты? Почему я не погиб вместо тебя 11, сын мой, сын мой... -так рыдал он, оплакивая сына, - погубил его лютый зверь, растерзан, растерзан мой сын!"12 Был он безутешен, говорил: "О сыне убиваясь, в могилу я сойду 13". И всякий раз, завидев козу, восклицал: "Горе отцу, отославшему

сына, горе и той, что была его смерти причиной!". И не знал покоя тот старик, пока не позвал резника, чтобы ее убить.

Убил ее резник и шкуру снял - тогда-то и выпала из уха записка. Старик подобрал ее, развернул - и узнал почерк сына. Прочитал и тогда, поражен новым горем - пуще прежнего - стал волосы рвать на себе, и рыдать, восклицая: "Горе тому, кто счастье свое своими руками сгубил и злом отплатил несущей добро!" Сокрушался он о козе много дней, утешенья не зная, и так размышлял:

"Ведь мигом я мог очутиться в стране Израиля, О, горе! Теперь так и умру в изгнании".

С тех пор скрыт вход в пещеру от любопытных глаз. Пути короче нет - искали много раз. А мальчик тот, коли не умер, процветает:

в доброй старости, покойно и счастливо живет он в той Стране.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Во многих восточноевропейских местечках синагоги крыли соломой (или деревом, со временем пораставшим мхом). С одной стороны здания крыша обычно бывала настолько низкой, что доходила почти до земли, так что козы на нее легко вскарабкивались в поисках соломы или травы.

2 В оригинальном тексте это парафраза к стиху из книги Притч (Мишлей 4:22). Там сказано о мудрых речах праведника; "...они - жизнь для того, кто нашел их, и плоть исцеляют".

3 Стих из книги Притч (Мишлей 23: 15)

4 Из книги Песнь Песней (Шир га-Ширим 4:15)

5 Там же. 2:17, 4:6.

6 Отправившись в дальний путь, он нарушит святость Субботы.

7 Это болезненный нарост, появляющийся на деревьях и других растениях. Переписчики Торы (а также тефилин и мезузот) имели обыкновение изготовлять чернила из "чернильных орешков", вырастающих на дубе.

8 Парафраза к стиху из книги Исайи (24; 16) : "От края земли песнь мы слышим...".

9 Парафраза к стиху из книги Песнь Песней (1 :8)

10 Из книги Притч (3:23) .

11 По стиху из Второй книги Царств (Шмуэль 2, 19:1) -так Давид оплакивал Авшалома.

12 Из книги Бытия (Брешит 37:33) - плач Иакова по Йосефу.

13 Там же. 37:35

Перевод и примечания Петра Криксунова (по материалам журнала «Отцы и дети»




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100