_

Благотворительная деятельность американского еврейства: истоки и традиции

« Спасая человека, ты спасаешь мир»

(Мишна ,4:5)

Благотворительность («цдака”) является одной из главных заповедей иудаизма, исполнение которой является обязательным для каждого еврея. Это обязательство вытекает из идеи, что «все евреи ответственны друг за друга и у единого народа одно сердце».

В наибольшей степени исполнять эту заповедь сегодня удается американскому еврейству. Большую роль в этом играет активная позиция еврейских благотворительных организаций, появление которых относится к концу 19 века. Их цементирующей составляющей является Объединение Еврейских Общин (или UJC). Это самое большое еврейское благотворительное объединение, существующее на сегодняшний день в США. UJC представляет североамериканские, прежде всего, еврейские агентства, которые выделяют средства и оказывают помощь всем нуждающимся. Объединение Еврейских Общин - это сеть из 189 еврейских федераций и 400 независимых общин. Эти организации изыскивают ежегодно до 2 млрд. долларов, направляя их на улучшение и обогащение еврейской жизни по всему миру. UJC была создана в результате слияния трех известных еврейских учреждений: Объединенного Еврейского Призыва, Объединенного Израильского Призыва и Совета Еврейских Федераций. UJC строит и укрепляет еврейскую общину от родного города , где вы живете до нашей родины-Израиля, помогает тем, кто имеют жилье и бездомным, пожилым евреям в России и подросткам в США, открывая для них Израиль.

Существует ли потребность в ликвидации бедности и голода, спасении и расселении иммигрантов или еврейском возрождении во всем мире, Федерация обязана сделать все, чтобы гарантировать продолжение еврейской нации.

Истоки

Почти две тысячи лет назад началось еврейское рассеяние. Евреи разбрелись по многим странам, представляя собой маленькие группы среди широко простирающихся культур и империй. Но под христианским и исламским игом, в немецком гетто и в польском местечке евреи оставались интернационально связанными.

Вынужденные терпеть тяжелые условия, не имея возможности положиться на кого-либо, кроме как на самих себя, евреи выработали общинную модель выживания, которая стала уникально еврейской. Выполняя еврейский закон о помощи нуждающимся, каждый в общине был обязан делать регулярные пожертвования в общинную коробку- Kuppah (кассу).

Эта система взаимопомощи не была ни унижающей, ни прославляющей: и нуждающийся, и податель оставались анонимными.

Руководители общины устанавливали сумму взноса для состоятельных членов общины. От похорон и еды до приданого для бедных девочек, общинная организация удовлетворяла потребности каждого. Kuppah тогда была последней спасающей нитью для евреев, для тех кто, в течение столетий жил в тяжелых условиях, перенося бедность, погромы….

Эта система сохранялась и в новой стране проживания.

Восточноевропейские евреи, терпящие лишения, неграмотные обосновались в самых больших городах Америки. Они осели в Южной Филадельфии, в северной части Бостона, Южном Балтиморе и Западном районе Чикаго, рядом с Maxwell`s Стрит. Нижняя, Восточная сторона Нью-Йорка стала сердцем миграции, с 330,000 евреями, зажатыми в обедневших, тесных квартирках.

В течение первого времени эти евреи занимались своим бизнесом относительно свободно - и многие иммигранты весьма преуспели. Они продолжили заниматься проблемами общины и теперь могли помочь своим менее удачливым соседям, создавая сложную филантропическую

сеть, которая обслуживала потребности целого объединения.

Первая Федерация

Множество еврейских благотворительных групп боролось сначала в этих городах за право « заботиться о себе», давая еду голодному, предоставляя приют бездомным, обеспечивая работой и вылечивая больных и пожилых.

В 1895г., евреи Бостона создали централизованную, общинную организацию - позже ставшую Объединением Еврейских Общин (UJC), которое соединило под своим крылом различные местные группы взаимопомощи.

Она представляла собой первое универсальное благотворительное объединение, когда-либо сформированное на американском континенте. Каждое состоятельное агентство, вносившее вклад в общинный фонд, сохраняло свою полную независимость и получило пропорциональное представительство на CJP- опекунском совете. Это был совершенный «союз» еврейских традиций и современной действительности: евреи адаптировались к новой ситуации, пересмотрев старую европейскую модель финансового накопительства.

Евреи других городов быстро признали достоинство Бостонской федерации, поскольку она позволяла общине собирать большое количество денежных средств с наименьшими издержками и распределять их более мудро для удовлетворения больших потребностей. Сегодня действуют около 200 федераций на территории Северной Америки - по одной в каждом городе с еврейским населением более 1,000 чел.

В ранние годы федерации посвящали себя почти исключительно локальным проблемам - здравоохранению, благополучию детей, помощи инвалидам и приютам и обеспечению жильем пожилых людей. В дополнение к заботе о физическом здоровье иммигрантов, федерации открыли еврейские общинные центры, предлагая культурные, развлекательные мероприятия и образовательные программы для взрослых и детей. Культурная ассимиляция стала другим важным приоритетом благотворительной деятельности федераций. Ничего удивительного, что вскоре новые американцы смогли разрушить антисемитский «стеклянный потолок». Это позволило им добиться успеха во всех сферах профессиональной области, искусства и бизнеса. Еврейские иммигранты стали в полном смысле слова «американцами».

Тем временем, европейские события 30-х гг. поставили под угрозу жизнь евреев.

В ответ на германские действия 1939г. был сформирован Объединенный Еврейский Призыв, цель которого - единение во имя национальных усилий по сбору средств UPA и JDC. Работая вместе с UJA, федерации изыскали большую часть средств для расселения оставшихся в живых бывших узников концентрационных лагерей и помогли беженцам наладить новую жизнь в Израиле. Федерации также оказали помощь пострадавшим еврейским сообществам Венгрии, Польши, Чехословакии, Египта, Ирана, Ливана и других стран.

Сегодня

Спасение продолжается неустанно и в современное время: драматическая воздушная перевозка эфиопских евреев( возвращение потерянного племени на их родину спустя тысяч лет), переселение советских евреев-все это на счету американских благотворительных организаций.

За эти годы федерации оказали также чрезвычайную помощь сообществам, пострадавшим от наводнений и землетрясений. В 1992, после опустошения, вызванного ураганом Эндрю, федерации вокруг США вместе выделили $ 2 миллиона (одна федерация Майами выделила $ 1.25 миллионов), помогая ее жертвам евреям и неевреям в обеспечении услугами, поддержке и восстановлении. Еврейские федерации выделили также $ 2.5 млн. после Лос-Анджелесского землетрясения 1994г. Забота о евреях осуществляется в духе tikkun olam( «исправления мира»).

Ядро успеха Федераций

Еврейская система общинного сбора средств стала сегодня более сложной, чем в дни kuppah(«касса»). Все же, принципы остаются те же самые.

Индивидуальное стремление к благу общины управляет системой федерации. Добровольцы - женщины и мужчины, желающие улучшений условий жизни евреев в своем городе и во всем мире - тратят бесценное время на помощь нуждающимся. Эти “ духовные лидеры ” определяют приоритеты объединения.

Ежегодная Компания - центральный механизм федераций по сбору средств. Выписывая отдельный чек Ежегодной Компании, даритель и выполняет религиозную обязанность и способствует благосостоянию еврейской общины дома, в Израиле, и во всем мире.

Проблемы

В течение первых ста лет федерации спасали преследуемых евреев во всем мире, помогали Израилю превратиться из уязвимой, развивающейся страны в жизненную нацию, помогали людям в налаживании новой жизни в Северной Америке. Сегодня, когда федерации вступают в новую эпоху, верность tikun olam («спасению мира») остается столь же сильной, как это было в 1895 г. «Пейзаж», однако, сегодня выглядит иначе.

Крики о сплочении прошлого исчезают. Еврейское сообщество США столкнулась сегодня с новыми проблемами: еврейского единства и еврейской идентификации.

Став интегральной частью американской культуры, поколения евреев добились успеха в бизнесе, в культуре и искусствах, в торговле . Индивидуализм стал важной чертой еврейских людей, оказываясь очень полезным в осуществлении каких-то рискованных мероприятий. Однако этот индивидуализм затруднил для многих евреев сохранение и поддержание их наследия и работу во имя коллективного блага.

Лидеры федерации осознали, что еврейское единение больше не может быть гарантировано. Из-за ослабления антисемитизма, высоких темпов передвижения (особенно среди более молодых поколений ) и более свободных социальных связей, поддержание еврейского единства и еврейской идентичности становится все более сложным.

Отвечая на внутренние вызовы, федерации сегодня занимаются воспитанием еврейских поколений-детей, подростков и взрослых.

Как евреи Бостона в 1895г. oбъединяли свои усилия для создания более сильного еврейского единства, федерации сегодня работают над тем, чтобы связать евреев вместе в новых товариществах. Духовные лидеры, профессионалы, вместе с руководством агентства, раввины, педагоги, родители - все участвуют в трудной, но вдохновляющей задаче, отвечая на вызовы нового времени.

ПАРАДИГМА ИЗМЕНЕНИЯ

Проблема еврейской преемственности и идентификации - одна из четырех стратегических проблем, стоящих перед системой федерации. Другие три - поддержание социальной политики, обеспечение необходимых финансовых ресурсов, и пересмотр взаимоотношений между Диаспорой и Израилем - также требуют сосредоточенной энергии и творческих ответов.

До утверждения «Нового курса» Ф.Рузвельта в 1930-хг, федерации уже имели установленную сеть социального обеспечения. Поскольку правительственное финансирование являлось реальностью, эти суммы денег были объединены с долларами федерации, приводя к расширению услуг, что позволило удовлетворить возрастающие потребности местных общин. За эти годы, уверенность еврейских агентств относительно правительственного финансирования увеличилась. Сегодня, например, еврейские частные санатории на 76 % оплачиваются из государственного бюджета. Правительственное финансирование агентств, обслуживающих семьи и профессионально-технические услуги также выросло, в соответствии с возросшими потребностями. В связи с этим, сокращение на федеральном и государственном уровнях угрожает изменить путь, по которому обеспечиваются услуги и с помощью которого федерации смогут поддерживать свои благотворительные агентства в следующие 100 лет.

Отношения Диаспоры и Израиля

Превращение Израиля из хрупкого, зависимого объекта в преуспевающую страну - очень изменило его отношение с еврейскими общинами в Диаспоре. Сегодня, евреи Северной Америки осознали необходимость поиска новых способов взаимодействия с Израилем.

Израильтяне также должны адаптироваться к переменам в Израиле и Диаспоре.

В Израиле сейчас делается стратегический акцент на поддержку культуры и искусств и создание новых моделей благотворительности. В основе всех этих взаимных усилий будет лежать совместный ответ на эти исторические вопросы, на которые можно ответить только вместе: каково еврейское значение и будущая роль связи между Израилем и Диаспорой? Могут ли эти отношения способствовать росту значения еврейского единства?

P.S.

В течение последнего столетия через обширную сеть социального обеспечения, через спасение и специальные кампании, система федерации помогла миллионам людей во всем мире. Чтобы продолжать и расширять эту роль федерации должны противостоять новым проблемам и сделать новый выбор, сохраняя ответственность перед еврейскими людьми и миром.

http://www.jdc.org

http://www.uja.org




© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки