_

Е. Сатановский. Высшее светское образование и наука в Российском Еврейском Конгрессе

Иудаика в Россиии

(высшее светское образование и наука в Российском Еврейском Конгрессе)

Говоря о современном состоянии академической иудаики в России следует подчеркнуть прогресс, как по итогам финансового 2000 г., так и учебного 2000-2001 гг. Впервые текущие бюджеты российских академических учреждений, занимающихся иудаикой, были практически бездефицитны. Основой этого сыграла благотворительная деятельность Российского Еврейского Конгресса. Несмотря на осложения во взаимоотношениях с властями, РЕК в 2000 г. выделил на программы в области высшего светского образования и науки $ 856 тыс. (при вдвое меньшем стартовом бюджете). Стартовый бюджет Конгресса по этому направлению на 2001 г. – $ 800 тыс., предполагаемый к концу года – свыше $ 1 млн. Таким образом, начиная с 2000 г. высшее светское образование и наука – наиболее приоритетное направление деятельности российской еврейской общины и оно финансируется в большем объеме, чем любое другое.

Вложения в высшее образование и науку – вложения в будущее народа и страны, традиционные для евреев на протяжении тысячелетий. При этом сегодня для всего еврейского мира, который ведет по преимуществу (а на постсоветском пространстве – практически исключительно) светскую жизнь, стратегически важен выход иудаики за пределы мира иешив в академическое пространство - мир университетов – в котором и существует абсолютное большинство еврейской молодежи. Одновременно, поскольку мир этот не является национально или конфессионально замкнутым, академическая иудаика позитивно влияет и на нееврейскую элиту, способствуя формированию в России толерантного общества. Именно развитие высшего светского образования и науки – основа российской стратегии развития еврейской общины, что было отмечено президентом РЕК Леонидом Невзлиным на Третьем съезде Конгресса в мае 2001 г.

Все вышесказанное не касается международных еврейских организаций и фондов, в т.ч. Американского Еврейского Распределительного Комитета “Джойнт”. Средства, выделяемые мировой еврейской диаспорой ими на программы развития академической иудаики на постсоветском пространстве в настоящее время в разы меньше, чем местные ресурсы.

Говоря о стратегии развития иудаики на постсоветском пространстве, мы в первую очередь должны уделить внимание России (и в меньшей степени Украине), ибо именно в России стратегия эта не только построена, но и в большой мере обеспечена местными финансовыми и кадровыми ресурсами.

Основные элементы этой стратегии:

  1. Территориальный

    Исторически основным научным и образовательным центром СССР и России является Москва. Вторым – Санкт-Петербург. На третьем уровне – крупные промышленные города (в т.ч. столицы бывших республик СССР, ныне – стран СНГ и Балтии). Аналогично распределение финансовых ресурсов, величины и активности местных еврейских общин. В связи с этим в первую очередь развиваются структуры Москвы, во вторую – Санкт-Петербурга, на третьем уровне – такие известные университетские города, как Казань, Томск, Новосибирск и др. На сегодняшнем этапе местные кадры для российской провинции, республик СНГ и Балтии могут быть качественно подготовлены только в Москве.

    Опорными структурами для развития российской иудаики являеются Еврейский университет в Москве (профессор Александр Милитарев) и ассоциированный с ним Центр иудаики и еврейской цивилизации при Институте стран Азии и Африки МГУ (профессор Аркадий Ковельман), созданный на базе тройственного соглашения ЕУМ, Еврейского Университета в Иерусалиме и ИСАА при МГУ. Они развиваются динамично, служат базой для подготовки преподавательских кадров для российской провинции и стран СНГ, построения системы преподавания иудаики в общероссийском масштабе, имеют устойчивое местное финансирование. Чрезвычайно важны для их имиджа в стране и за рубежом академические программы Еврейского Университета в Москве: проекты “Вавилонская башня”, “Биогенез”, “Хазарский проект”, “Центр гебраистики, библеистики и древнего Ближнего Востока”, “Центр изучения еврейской идентичности и еврейской цивилизации” и др. Созданный ЕУМ, РЕК и Московского Еврейского Культурно-Просветительного Общества (МЕКПО) “Еврейский молодежный клуб” стал центром еврейской студенческой жизни города.

    Помимо упомянутых выше, в Москве следует отметить: финансируемую американскими спонсорами программу Еврейской Теологической Семинарии в РГГУ (профессор Дэвид Фишман) и поддерживаемый РЕК факультет иудаики в Академии им.Маймонида (профессор Михаил Членов). Обе структуры в настоящее время испытывают определенные организационные проблемы, связанные с административным кризисом в крышевых университетах, но обладают значительным потенциалом.

    В Санкт-Петербурге крупным образовательным центром в области иудаики является Петербуржский институт иудаики (бывший Санкт-Петербуржский Еврейский Университет) реструктурированный в 2000-2001 гг. по инициативе и на средства РЕК (профессор Дмитрий Эльяшевич), с административно-экспертным содействием руководства ЕУМ и ЦИЕЦ. Особо следует отметить создание, по аналогии с московским ЦИЕЦ, летом 2000 г., Центра иудаики и еврейской цивилизации при Санкт-Петербуржском Государственном Университете на базе тройственного соглашения Еврейского Университета в Иерусалиме, ПИИ и СПГУ. Меньшие по масштабам программы иудаики Европейского Университета (профессор Семен Якерсон), а также профессора Виктора Кельнера и д-ра Александра Дымшица обладают значительным потенциалом.

    Из провинциальных академических центров следует отметить Казань, где второй год при поддержке московской профессуры развивается программа иудаики при Казанском Государственном Университете (д-р Владимир Роскин). Инициатива местной профессуры по развитию иудаики в Томске, Новосибирске, Екатеринбурге, Хабаровске и Владивостоке не реализованы до сего дня на практике. Иудаика на постсоветском пространстве за пределами России развивается на Украине: в Соломоновом Университете в Киеве и, особенно, в его филиале в Харькове, а также в Тбилиси (Грузия).

    Важную роль инициатора ряда проектов и программ в области иудаики и связующего звена между различными исследовательскими и образовательными центрами в странах СНГ и Балтии играет центр “Сэфер” (профессор Рашид Капланов, профессор Виктория Мочалова).

  2. Опора на местные еврейские структуры

    Опыт последнего десятилетия показывает, что в России программы в области иудаики развиваются динамично и устойчиво только там, где существует сочетание местной высокопрофессиональной и инициативной академической элиты и активной, влиятельной и финансово состоятельной еврейской общины. При этом основой системы изучения и преподавания иудаики являются не государственные или частные коммерческие ВУЗы, а светские высшие учебные заведения, созданные в результате совместных усилий академической и общинной элиты.

  3. Интеграция российской системы иудаики в общемировую

    Российская иудаика все в большей степени становится частью общемировой.

    Ведущую роль в этом на сегодняшнем этапе играет израильская профессура, в первую очередь - Еврейского Университета в Иерусалиме (в т.ч. выходцы из бывшего СССР), и его руководство. Особо необходимо отметить в этой связи два факта. Во-первых, сотрудничество это служит примером не патронажа, а полноправного партнерства, что не только высоко ценится российской стороной, но и, как мы уверенно предполагаем, в недалекой перспективе принесет израильской стороне немало прямых и косвенных дивидендов. Во-вторых, Еврейский Университет в Иерусалиме выполняет роль моста не только между собственной профессурой и российскими академическими структурами, но и между ними и профессурой других университетов Израиля: Университета Бар-Илан, Тель-Авивского Университета, Открытого Университета и др., оправдывая свою репутацию “университета всего еврейского народа”.

  4. Интеграция проектов, инициированных зарубежными структурами или совместных в местную инфраструктуру

    Академические проекты, созданные на территории бывшего СССР западными и израильскими структурами имеют будущее только если они становятся частью местной инфраструктуры и опираются на интегрированные в нее местные руководящие кадры. Успешный пример этого – центр “Сэфер”. Наиболее перспективны – проекты, изначально созданные совместно с российскими академическими структурами и опирающиеся в значительной мере на местное финансирование (ЦИЕЦ в ИСАА при МГУ и его санкт-петербуржский аналог).

  5. Интеграция в государственную систему высшего образования

    Внедрение программ иудаики в ведущие государственные ВУЗы – важно, хотя и несамодостаточно. Государственная система позволяет “повысить качество студентов”, т.е. привлечь к программам по иудаике студентов лучших ВУЗов, выдающих наиболее престижные дипломы. В то же время, для преодоления бюрократической косности и отсталости, органически присущих современной государственной постсоветской системе высшего образования, необходимо наличие двух других важных элементов выработанной в России за последние пять лет схемы: местной еврейской общины, дающей финансовую самодостаточность и опорного светского некоммерческого негосударственного ВУЗа, позволяющего внедрить гибкую современную систему обучения.

  6. Сочетание иудаики и престижных нееврейских дисциплин

    На современном этапе представляется перспективным и оправданным сочетать в России (а также русскоязычном мире) преподавание иудаики с широким набором престижных с точки зрения будущей карьеры выпускников дисциплин (право, экономика, менеджмент, компьютерные науки и т.д.). Это позволяет с самого начала привлечь значительное число талантливых, мотивированных на будущую карьеру студентов, из числа которых на последующих этапах обучения легко выделить тех, для кого перспективной профессией является именно академическая иудаика.

  7. Фундаментальность

    Сегодняшний период развития иудаики в России – этап формирования институционального фундамента: университетских кампусов, библиотек, музеев и т.д., как базы для программ и проектов уже существующих и основы для их развития в будущем. Следует особо отметить, что историческая специфика пути развития и формирования современного русского (постсоветского) еврейства, особенно в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, фактически ставит академическую иудаику на то место, которое для еврейства западного занимает иудаизм. Университеты и сопутствующие им структуры в России как центр кристаллизации не только научной, но собственно общинной жизни, занимает место синагоги, парадоксально повторяя историю академий в Явне, Суре и Пумбадите. Это относится в полной мере и к проектам и программам, связывающим воедино местную еврейскую общину и Государство Израиль, что для евреев бывшего СССР в начале ХХI века имеет особое значение. В большой мере с этим связан современный прогресс иудаики в русскоязычном еврейском мире и приоритетная роль этих программ для местных общин и их лидеров.

    Частным признаком того, какую роль играет развитие академической иудаики в формировании русскоязычной еврейской общины, служат издательские проекты, в первую очередь издательства “Гешарим” (д-р Михаил Гринберг). Проект создания на его базе в Москве “Еврейской книжной лавки” является одним из наиболее перспективных программ общинного строительства на 2001 г.

  8. Качество преподавания и научных проектов

    Абсолютным приоритетом для русскоязычной публики, интерес которой связан с программами в области иудаики, служит качественный уровень преподавания и научных проектов. Только лучшие специалисты имеют шансы привлечь и удержать и студентов, и спонсоров. Это в равной мере касается ученых и местных, и зарубежных. При этом приоритет отдается не столько собственно “именам”, сколько тому, что стоит за ними на самом деле, что дает уникальную возможность для карьерного роста в русскоязычной иудаике талантливых молодых ученых.

  9. Вертикаль образования

Основные институты высшего светского еврейского образования в России на сегодня выстроены. Это тем более важно, что высшее религиозное образование на постсоветском пространстве, как показывает опыт последних десяти лет, имеет слабую перспективу развития. При этом в полной мере стоит задача замены зарубежных преподавательских кадров местными учителями. Сегодня становится возможным выстроить на базе полученного опыта вертикаль образования, включающую полноценную систему еврейского школьного, а в перспективе и дошкольного образования, на настоящий период находящуюся в глубоком кризисе. Основой ее могут стать специализированные еврейские школы (система школ ОРТ, дополненная российскими программами иудаики) а также введение иудаики как классической дисциплины в престижных нееврейских школах, где обучается подавляющее большинство еврейских детей русскоязычного мира. Создание системы специализированных (биологических, физико-математических и т.д.) компьютеризированных школ, с программами высокого уровня по иудаике, ивриту, русскому и английскому языкам, может сыграть критически важную роль для будущего еврейского народа в целом и “русских” евреев в частности.

Несмотря на несомненные успехи в области развития русскоязычной иудаики в 2000-2001 гг., целый ряд стратегически важных и перспективных проектов не был реализован, как в связи с упомянутым выше кризисом отношений Российского Еврейского Конгресса - основного местного спонсора академических программ, с администрацией президента Путина, так и в связи с крайне недостаточным вниманием к этой сфере еврейской жизни западных спонсоров, в первую очередь “Джойнта”. В первую очередь это относится к тому, что в 2000 г. не был построен кампус Еврейского Университета в Москве, включая библиотечный и музейный комплексы и было заморожено открытие Еврейского Университета в Берлине, стратегически важного для будущего русскоязычного еврейства Германии. До сих пор нет своего помещения у Петербуржского Института Иудаики. Временно приостановлена реализация ряда образовательных и академических программ. В то же время, выравнивание отношений РЕКа с российской властью, в связи с приходом к руководству Конгрессом Леонида Невзлина, и взятый им курс на полномасштабное организационно-финансовое партнерство с американской еврейской общиной в воссоздании фундаментальных институтов русской еврейской общины, позволяет рассчитывать на реализацию этих проектов в ближайшем будущем.

Следует подчеркнуть, что несмотря на временное замораживание наиболее капиталоемких проектов, упомянутых выше, текущая деятельность в развитии иудаики шла в России в 2000-2001 гг. “по нарастающей”. Свидетельство этому не только ряд новых проектов и программ но количественный и качественный рост студентов и преподавателей, задействованных в этой области. Изменения, происходящие в мире академической иудаики, отчасти отражает проведение в России, в конце 2001 г., в здании Государственного Исторического Музея, Второго Хазарского Коллоквиума, организаторами которого, как и сопутствующей ему выставки, выступают Государственный Исторический Музей России, Еврейский Университет в Москве и Российский Еврейский Конгресс. Не случайно именно Москва приняла эстафету в проведении этого мероприятия у Иерусалима.




© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки