|
|
Е. Сатановский. Высшее светское образование и наука в Российском Еврейском Конгрессе
Иудаика в Россиии
(высшее светское образование и наука в Российском Еврейском Конгрессе)
Говоря о современном состоянии академической иудаики в России следует подчеркнуть прогресс, как по итогам финансового 2000 г., так и учебного 2000-2001 гг. Впервые текущие бюджеты российских академических учреждений, занимающихся иудаикой, были практически бездефицитны. Основой этого сыграла благотворительная деятельность Российского Еврейского Конгресса. Несмотря на осложения во взаимоотношениях с властями, РЕК в 2000 г. выделил на программы в области высшего светского образования и науки $ 856 тыс. (при вдвое меньшем стартовом бюджете). Стартовый бюджет Конгресса по этому направлению на 2001 г. – $ 800 тыс., предполагаемый к концу года – свыше $ 1 млн. Таким образом, начиная с 2000 г. высшее светское образование и наука – наиболее приоритетное направление деятельности российской еврейской общины и оно финансируется в большем объеме, чем любое другое.
Вложения в высшее образование и науку – вложения в будущее народа и страны, традиционные для евреев на протяжении тысячелетий. При этом сегодня для всего еврейского мира, который ведет по преимуществу (а на постсоветском пространстве – практически исключительно) светскую жизнь, стратегически важен выход иудаики за пределы мира иешив в академическое пространство - мир университетов – в котором и существует абсолютное большинство еврейской молодежи. Одновременно, поскольку мир этот не является национально или конфессионально замкнутым, академическая иудаика позитивно влияет и на нееврейскую элиту, способствуя формированию в России толерантного общества. Именно развитие высшего светского образования и науки – основа российской стратегии развития еврейской общины, что было отмечено президентом РЕК Леонидом Невзлиным на Третьем съезде Конгресса в мае 2001 г.
Все вышесказанное не касается международных еврейских организаций и фондов, в т.ч. Американского Еврейского Распределительного Комитета “Джойнт”. Средства, выделяемые мировой еврейской диаспорой ими на программы развития академической иудаики на постсоветском пространстве в настоящее время в разы меньше, чем местные ресурсы.
Говоря о стратегии развития иудаики на постсоветском пространстве, мы в первую очередь должны уделить внимание России (и в меньшей степени Украине), ибо именно в России стратегия эта не только построена, но и в большой мере обеспечена местными финансовыми и кадровыми ресурсами.
Основные элементы этой стратегии:
-
Территориальный
Исторически основным научным и образовательным центром СССР и России является Москва. Вторым – Санкт-Петербург. На третьем уровне – крупные промышленные города (в т.ч. столицы бывших республик СССР, ныне – стран СНГ и Балтии). Аналогично распределение финансовых ресурсов, величины и активности местных еврейских общин. В связи с этим в первую очередь развиваются структуры Москвы, во вторую – Санкт-Петербурга, на третьем уровне – такие известные университетские города, как Казань, Томск, Новосибирск и др. На сегодняшнем этапе местные кадры для российской провинции, республик СНГ и Балтии могут быть качественно подготовлены только в Москве.
Опорными структурами для развития российской иудаики являеются Еврейский университет в Москве (профессор Александр Милитарев) и ассоциированный с ним Центр иудаики и еврейской цивилизации при Институте стран Азии и Африки МГУ (профессор Аркадий Ковельман), созданный на базе тройственного соглашения ЕУМ, Еврейского Университета в Иерусалиме и ИСАА при МГУ. Они развиваются динамично, служат базой для подготовки преподавательских кадров для российской провинции и стран СНГ, построения системы преподавания иудаики в общероссийском масштабе, имеют устойчивое местное финансирование. Чрезвычайно важны для их имиджа в стране и за рубежом академические программы Еврейского Университета в Москве: проекты “Вавилонская башня”, “Биогенез”, “Хазарский проект”, “Центр гебраистики, библеистики и древнего Ближнего Востока”, “Центр изучения еврейской идентичности и еврейской цивилизации” и др. Созданный ЕУМ, РЕК и Московского Еврейского Культурно-Просветительного Общества (МЕКПО) “Еврейский молодежный клуб” стал центром еврейской студенческой жизни города.
Помимо упомянутых выше, в Москве следует отметить: финансируемую американскими спонсорами программу Еврейской Теологической Семинарии в РГГУ (профессор Дэвид Фишман) и поддерживаемый РЕК факультет иудаики в Академии им.Маймонида (профессор Михаил Членов). Обе структуры в настоящее время испытывают определенные организационные проблемы, связанные с административным кризисом в крышевых университетах, но обладают значительным потенциалом.
В Санкт-Петербурге крупным образовательным центром в области иудаики является Петербуржский институт иудаики (бывший Санкт-Петербуржский Еврейский Университет) реструктурированный в 2000-2001 гг. по инициативе и на средства РЕК (профессор Дмитрий Эльяшевич), с административно-экспертным содействием руководства ЕУМ и ЦИЕЦ. Особо следует отметить создание, по аналогии с московским ЦИЕЦ, летом 2000 г., Центра иудаики и еврейской цивилизации при Санкт-Петербуржском Государственном Университете на базе тройственного соглашения Еврейского Университета в Иерусалиме, ПИИ и СПГУ. Меньшие по масштабам программы иудаики Европейского Университета (профессор Семен Якерсон), а также профессора Виктора Кельнера и д-ра Александра Дымшица обладают значительным потенциалом.
Из провинциальных академических центров следует отметить Казань, где второй год при поддержке московской профессуры развивается программа иудаики при Казанском Государственном Университете (д-р Владимир Роскин). Инициатива местной профессуры по развитию иудаики в Томске, Новосибирске, Екатеринбурге, Хабаровске и Владивостоке не реализованы до сего дня на практике. Иудаика на постсоветском пространстве за пределами России развивается на Украине: в Соломоновом Университете в Киеве и, особенно, в его филиале в Харькове, а также в Тбилиси (Грузия).
Важную роль инициатора ряда проектов и программ в области иудаики и связующего звена между различными исследовательскими и образовательными центрами в странах СНГ и Балтии играет центр “Сэфер” (профессор Рашид Капланов, профессор Виктория Мочалова).
-
Опора на местные еврейские структуры
Опыт последнего десятилетия показывает, что в России программы в области иудаики развиваются динамично и устойчиво только там, где существует сочетание местной высокопрофессиональной и инициативной академической элиты и активной, влиятельной и финансово состоятельной еврейской общины. При этом основой системы изучения и преподавания иудаики являются не государственные или частные коммерческие ВУЗы, а светские высшие учебные заведения, созданные в результате совместных усилий академической и общинной элиты.
-
Интеграция российской системы иудаики в общемировую
Российская иудаика все в большей степени становится частью общемировой.
Ведущую роль в этом на сегодняшнем этапе играет израильская профессура, в первую очередь - Еврейского Университета в Иерусалиме (в т.ч. выходцы из бывшего СССР), и его руководство. Особо необходимо отметить в этой связи два факта. Во-первых, сотрудничество это служит примером не патронажа, а полноправного партнерства, что не только высоко ценится российской стороной, но и, как мы уверенно предполагаем, в недалекой перспективе принесет израильской стороне немало прямых и косвенных дивидендов. Во-вторых, Еврейский Университет в Иерусалиме выполняет роль моста не только между собственной профессурой и российскими академическими структурами, но и между ними и профессурой других университетов Израиля: Университета Бар-Илан, Тель-Авивского Университета, Открытого Университета и др., оправдывая свою репутацию “университета всего еврейского народа”.
-
Интеграция проектов, инициированных зарубежными структурами или совместных в местную инфраструктуру
Академические проекты, созданные на территории бывшего СССР западными и израильскими структурами имеют будущее только если они становятся частью местной инфраструктуры и опираются на интегрированные в нее местные руководящие кадры. Успешный пример этого – центр “Сэфер”. Наиболее перспективны – проекты, изначально созданные совместно с российскими академическими структурами и опирающиеся в значительной мере на местное финансирование (ЦИЕЦ в ИСАА при МГУ и его санкт-петербуржский аналог).
-
Интеграция в государственную систему высшего образования
Внедрение программ иудаики в ведущие государственные ВУЗы – важно, хотя и несамодостаточно. Государственная система позволяет “повысить качество студентов”, т.е. привлечь к программам по иудаике студентов лучших ВУЗов, выдающих наиболее престижные дипломы. В то же время, для преодоления бюрократической косности и отсталости, органически присущих современной государственной постсоветской системе высшего образования, необходимо наличие двух других важных элементов выработанной в России за последние пять лет схемы: местной еврейской общины, дающей финансовую самодостаточность и опорного светского некоммерческого негосударственного ВУЗа, позволяющего внедрить гибкую современную систему обучения.
-
Сочетание иудаики и престижных нееврейских дисциплин
На современном этапе представляется перспективным и оправданным сочетать в России (а также русскоязычном мире) преподавание иудаики с широким набором престижных с точки зрения будущей карьеры выпускников дисциплин (право, экономика, менеджмент, компьютерные науки и т.д.). Это позволяет с самого начала привлечь значительное число талантливых, мотивированных на будущую карьеру студентов, из числа которых на последующих этапах обучения легко выделить тех, для кого перспективной профессией является именно академическая иудаика.
-
Фундаментальность
Сегодняшний период развития иудаики в России – этап формирования институционального фундамента: университетских кампусов, библиотек, музеев и т.д., как базы для программ и проектов уже существующих и основы для их развития в будущем. Следует особо отметить, что историческая специфика пути развития и формирования современного русского (постсоветского) еврейства, особенно в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, фактически ставит академическую иудаику на то место, которое для еврейства западного занимает иудаизм. Университеты и сопутствующие им структуры в России как центр кристаллизации не только научной, но собственно общинной жизни, занимает место синагоги, парадоксально повторяя историю академий в Явне, Суре и Пумбадите. Это относится в полной мере и к проектам и программам, связывающим воедино местную еврейскую общину и Государство Израиль, что для евреев бывшего СССР в начале ХХI века имеет особое значение. В большой мере с этим связан современный прогресс иудаики в русскоязычном еврейском мире и приоритетная роль этих программ для местных общин и их лидеров.
Частным признаком того, какую роль играет развитие академической иудаики в формировании русскоязычной еврейской общины, служат издательские проекты, в первую очередь издательства “Гешарим” (д-р Михаил Гринберг). Проект создания на его базе в Москве “Еврейской книжной лавки” является одним из наиболее перспективных программ общинного строительства на 2001 г.
-
Качество преподавания и научных проектов
Абсолютным приоритетом для русскоязычной публики, интерес которой связан с программами в области иудаики, служит качественный уровень преподавания и научных проектов. Только лучшие специалисты имеют шансы привлечь и удержать и студентов, и спонсоров. Это в равной мере касается ученых и местных, и зарубежных. При этом приоритет отдается не столько собственно “именам”, сколько тому, что стоит за ними на самом деле, что дает уникальную возможность для карьерного роста в русскоязычной иудаике талантливых молодых ученых.
- Вертикаль образования
Основные институты высшего светского еврейского образования в России на сегодня выстроены. Это тем более важно, что высшее религиозное образование на постсоветском пространстве, как показывает опыт последних десяти лет, имеет слабую перспективу развития. При этом в полной мере стоит задача замены зарубежных преподавательских кадров местными учителями. Сегодня становится возможным выстроить на базе полученного опыта вертикаль образования, включающую полноценную систему еврейского школьного, а в перспективе и дошкольного образования, на настоящий период находящуюся в глубоком кризисе. Основой ее могут стать специализированные еврейские школы (система школ ОРТ, дополненная российскими программами иудаики) а также введение иудаики как классической дисциплины в престижных нееврейских школах, где обучается подавляющее большинство еврейских детей русскоязычного мира. Создание системы специализированных (биологических, физико-математических и т.д.) компьютеризированных школ, с программами высокого уровня по иудаике, ивриту, русскому и английскому языкам, может сыграть критически важную роль для будущего еврейского народа в целом и “русских” евреев в частности.
Несмотря на несомненные успехи в области развития русскоязычной иудаики в 2000-2001 гг., целый ряд стратегически важных и перспективных проектов не был реализован, как в связи с упомянутым выше кризисом отношений Российского Еврейского Конгресса - основного местного спонсора академических программ, с администрацией президента Путина, так и в связи с крайне недостаточным вниманием к этой сфере еврейской жизни западных спонсоров, в первую очередь “Джойнта”. В первую очередь это относится к тому, что в 2000 г. не был построен кампус Еврейского Университета в Москве, включая библиотечный и музейный комплексы и было заморожено открытие Еврейского Университета в Берлине, стратегически важного для будущего русскоязычного еврейства Германии. До сих пор нет своего помещения у Петербуржского Института Иудаики. Временно приостановлена реализация ряда образовательных и академических программ. В то же время, выравнивание отношений РЕКа с российской властью, в связи с приходом к руководству Конгрессом Леонида Невзлина, и взятый им курс на полномасштабное организационно-финансовое партнерство с американской еврейской общиной в воссоздании фундаментальных институтов русской еврейской общины, позволяет рассчитывать на реализацию этих проектов в ближайшем будущем.
Следует подчеркнуть, что несмотря на временное замораживание наиболее капиталоемких проектов, упомянутых выше, текущая деятельность в развитии иудаики шла в России в 2000-2001 гг. “по нарастающей”. Свидетельство этому не только ряд новых проектов и программ но количественный и качественный рост студентов и преподавателей, задействованных в этой области. Изменения, происходящие в мире академической иудаики, отчасти отражает проведение в России, в конце 2001 г., в здании Государственного Исторического Музея, Второго Хазарского Коллоквиума, организаторами которого, как и сопутствующей ему выставки, выступают Государственный Исторический Музей России, Еврейский Университет в Москве и Российский Еврейский Конгресс. Не случайно именно Москва приняла эстафету в проведении этого мероприятия у Иерусалима.
|
|