На главную

 Полезные ссылки
 Новости
 Форумы
 Знакомства
 Открытки
 Чат
 Гостевая книга

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь
 
 Информагентство
 Хроника событий
 Пресса
 Из жизни общин
 Мы и политика
 Колонка редактора
 Наше досье
 Фотоархив
 
 Интернет-лоция
 Каталог ресурсов
 Еврейские организации
 
 Деловой мир
 Торговая площадка
 Инвестиционная площадка
 Площадка высоких технологий
 Бизнес-услуги
 Новости бизнеса
 Котировки и курсы
 e-Ресурсы
 Бизнес-досье
 
 Бюро услуг
 Благотворительность
 Дорога жизни
 Житейские услуги
 
 ОТдых И ДОсуг
 Стиль жизни
 Вернисаж
 Еврейская мама
 Еврейский театр
 Игры он-лайн
 Анекдоты, юмор
 Шпиль, балалайка
 Тесты
 Гороскопы
 Один дома
 Виртуальный роман
 Конкурсы
 Виртуальные открытки
 Знакомства
 Тутти-еврутти
 
 Наш клуб
 Концепция
 Как стать членом клуба
 Устав IJC
 Имею сообщить
 Гостевая книга
 Чат
 Форумы
 Конференции
 


Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC


В нашем разделе «Книжная полка» бюллетень «НАРОД КНИГИ в МИРЕ КНИГ».

Мы будем знакомить наших читателей с новинками литературы по иудаике, еврейской истории, традиции и т.п. благодаря информации «Бюллетеня».

Поэтому вначале хотим представить вам интервью с Александром Френкелем, главным редактором «Бюллетеня», опубликованное в «Вестнике ЕАР». Он один из создателей яркого и интересного издания. А также вы познакомитесь с информацией об интересных художественных и публицистических произведениях, которые были опубликованы в прежних номерах бюллетеня «Народ Книги в Мире Книг» в разделе «Листая толстые журналы»

ЮБИЛЕЙ БЕЗ РЕТУШИ

Недавно появился 25-й выпуск выходящего в Санкт-Петербурге бюллетеня "Народ Книги в мире книг". Об этом издании рассказывает главный редактор бюллетеня Александр Френкель.

- Когда и как родилось ваше издание?

- С конца 80-х в СССР стала бурно развиваться еврейская печать. Сегодня существует уже достаточно богатая и разнообразная еврейская периодика, художественная, научная, учебная литература, альбомы высокого полиграфического качества. На определенном этапе возникла потребность в некоем органе, который бы позволял ориентироваться в море еврейской печатной продукции, где бы это море отражалось, как в зеркале. Таким зеркалом и стал наш бюллетень, возникший пять лет назад как орган создававшейся тогда Ассоциации еврейских библиотек СНГ. Разумеется, мы уделяем большое внимание библиотечным вопросам, публикуем методические материалы, информацию о библиотечных проектах. Но при этом не ограничиваемся узкопрофессиональной тематикой. Это издание - для всех любителей еврейской книги, его можно назвать еврейским "Книжным обозрением".

- Расскажите подробнее о его задачах и концепции.

- По жанру наше издание - информационный бюллетень. Поэтому в основу его концепции положена задача всестороннего информирования читателей о книгах, журналах, издательствах, ресурсах Интернета и т.д. Из номера в номер мы публикуем библиографические описания русскоязычной иудаики - книг еврейской тематики, выходящих в России, странах СНГ, а также в Израиле, США, Западной Европе. На территории бывшего СССР нет другого печатного органа, где можно было бы получить полную информацию такого рода. Регулярно даем мы и аннотированные обзоры "толстых" журналов. Одна из важных задач бюллетеня - рецензирование книг. Все, что считаем интересным и качественным, мы рецензируем и рекомендуем читателю. При этом стремимся избежать характерного для еврейских изданий комплиментарного стиля. Критический подход к издаваемым книгам просто необходим, тем более что проблема качества достаточно остра. Возьмем, например, переводы зарубежной литературы по еврейской тематике на русский язык. Очень часто их уровень оставляет желать лучшего - то ли издатели экономят на редакторах, то ли нет редакторов, компетентных в еврейской тематике. Мы не раз поднимали эту проблему. В одном из ближайших номеров планируем поместить анализ русских переводов Исаака Башевиса Зингера, пострадавшего от рук переводчиков...

В декабрьском номере за прошлый год мы опубликовали рецензию на вышедший в Минске сборник "Мудрые еврейские сказки", который не выдерживает никакой критики и в значительной мере является плагиатом. Это еще одна проблема. Наш бюллетень, к сожалению, тоже часто оказывается жертвой беззастенчивого воровства. Наши материалы постоянно перепечатываются без всяких ссылок на их авторов и опубликовавшее их издание. К тому же при перепечатке текст зачастую искажается до полной потери смысла...

Приведу еще один пример наших критических выступлений. Два года назад вышла книга, изначально запрограммированная на споры и разноречивые мнения - "Число бездны" Вардвана Варджапетяна. К нашему изумлению, она не вызвала дискуссии, а напротив - подняла волну комплиментарных, поверхностных рецензий. Наш отзыв был чуть ли не единственным критическим. Мы задались вопросом - этично ли проводить постмодернистские эксперименты на такой тонкой, требующей особой деликатности теме, как память о жертвах Холокоста, и призвали всех задуматься над этой проблемой.

- Как распространяется ваше издание?

- Абоненты бюллетеня - еврейские библиотеки бывшего СССР. Их насчитывается около двухсот. Кроме того, он широко рассылается по еврейским организациям России и стран СНГ. Издание вызывает все больший интерес и в "дальнем зарубежье", прежде всего в академических кругах. Мы получаем множество запросов от различных университетов с просьбой подписать их на бюллетень. Кроме печатной версии, существует и электронная, которая рассылается по электронной почте. Есть планы создания версии бюллетеня в Интернете.

Беседовал Л.А.

Адрес редакции бюллетеня
"Народ Книги в мире книг":
Санкт-Петербург, 191025, а/я 146.

E-mail:

ЛИСТАЯ ТОЛСТЫЕ ЖУРНАЛЫ

(по страницам Бюллетеня «Народ Книги в Мире Книг»№19)

***** Теодор Вульфович. Три главы про Матвея. Рассказ. "Новый мир",1998, #6

Мальчик ищет встречи с арестованным отцом. Случай сталкивает его с всесильным начальником ГУЛАГа НКВД СССР - Матвеем Давидовичем Берманом. После разговора с Берманом отца расконвоировали и разрешили жить на частной квартире. Берман заклеймлен во многих воспоминаниях как "кровавый палач" (впоследствии, кстати, и сам расстрелянный). Рассказ Вульфовича - по-видимому, автобиографичный - еще раз подтверждает бесхитростную мысль, что "оперные злодеи" бывают только на сцене. В жизни все сложнее, и сановный чекист может совершить добро.

***** Сергей Аверинцев. Так почему же все-таки Мандельштам? "Новый мир",1998, #6

Эссе известного культуролога о великом поэте ХХ века. Аверинцев считает, что "еврейская тема - не для О.М.". И еще: "Я с величайшим недоверием смотрю на попытки моих коллег (и отчасти уже Надежды Яковлевны) извлечь из стихов О.М., например, из "Канцоны", ух какую разработанную 'еврейскую' тему". Ну, что ж, вольному - воля. Непонятно только почему "еврейскую" Аверинцев берет в кавычки...

***** Михаил Горелик. Российская Еврейская Энциклопедия. "Новый мир",1998, #7

Журнал публикует рецензию известного журналиста на первые три тома "Российской Еврейской Энциклопедии" (РЕЭ), которые вышли в свет в 1994-1997 годах. Автор большое внимание уделяет фундаментальному методологическому вопросу РЕЭ - вопросу дефиниции ключевых понятий. Проще говоря, кого считать евреем. Учитывая то обстоятельство, что главный редактор РЕЭ - Герман Брановер и его заместитель Зеев Вагнер - активные деятели еврейского религиозного движения, Горелик предполагал, что именно галахические нормы послужат методологическим инструментом составителей РЕЭ. Однако он с удивлением отмечает, что "галахические условия были смягчены и в энциклопедийные евреи попадает тот, у кого хотя бы один из родителей - еврей". Автор констатирует, что "участие евреев во всех сферах российской жизни - грандиозно". Рецензия написана не без юмора, и за академичностью тона проглядывает шутливое: "Евреи, евреи, кругом одни евреи".

***** Людмила Улицкая. Веселые похороны. "Новый мир", 1998, #7

Роман московской писательницы. Жизнь еврейской эмиграции в Америке в дни августовского путча 1991 года в Москве. Все происходит на фоне умирания и смерти "повесы, гуляки праздничного", гениального художника Алика. Любопытна сцена, в которой к умирающему приходят, почти одновременно, раввин и православный священник. Роман заканчивается карнавализацией похорон, почти по Бахтину.

***** Михаил Горелик. История одного грехопадения. "Новый мир", 1998, #8

Литературный критик увлекательно и остроумно прочитывает заново рассказ Михаила Зощенко "Елка", неожиданно открывая в тексте ветхозаветные реминисценции.

***** Александр Солженицын. Окунаясь в Чехова. "Новый мир", 1998, #10

Выдающийся писатель продолжает публиковать свои мини-рецензии из цикла "Литературная коллекция". В частности, писателя интересует еврейская тема в произведениях Чехова. Так Солженицын сравнивает два противоположных типа еврейской женщины в рассказе "Тина" и пьесе "Иванов". Писатель не согласен с распространенным мнением, что "Тина" - это грубая карикатура на евреев. Он считает, что "чеховская естественность не делает заострения на собственно еврейской теме". Драма Сарры в пьесе Чехова - это "проблема перехода еврея в христианство". Эту же проблему находит Солженицын и в рассказе "Перекати-поле". "Очень глубокий по замыслу рассказ, и задевает душу". Для Солженицына смена веры - это тяжкий и болезненный жизненный шаг. Очень подробно пишет писатель о еврейских типах в повести "Степь". Это Мойсей Мойсеич и Соломон. "Соломон пока не революционер... Из таких-то следующих Соломонов успешно вырастут 'кожаные куртки' военного коммунизма и 20-х годов". Анализируя рассказ "Скрипка Ротшильда", Солженицын заключает: "Сценой предсмертной игры гробовщика... вносится примирение во весь сюжет рассказа. - А можно ли услышать в нем и призыв символический Чехова: к русско-еврейскому примирению вообще?". Когда эта фраза будет произнесена без вопрошающей интонации?

***** Лев Либуркин. На страже Родины. Рассказ. "Звезда", 1998, #7

Это первая публикация Льва Давидовича Либуркина (род. 1966), врача по образованию. Еврей в Советской Армии - это, конечно, неисчерпаемая тема. Издевательства как норма жизни. "Потом хохлы из зеков били Костика каждую ночь, чтобы не был жидом в душе. Знаете, что я делал, где был я, когда они вытирали об него ноги? Я лежал на своей койке, накрывшись с головой, и мне было страшно".

***** Юлия Эйдельман. Печаль моя светла. "Звезда", 1998, #7

Фрагменты воспоминаний вдовы выдающегося историка литературы и культуролога Натана Эйдельмана. Она вспоминает, что мужа глубоко возмутила рукопись Марка Виленского "Легко ли быть евреем. Если Вы русский...". Эйдельман называл эту работу "ублюдочной". Юлия Эйдельман пишет: "Редакция утверждала, что Виленский не антисемит, что в его словах - глубокий подтекст. Натан невесело шутил: 'Настолько глубокий, что обнаружить его невозможно, а в глаза лезет оголтелый русский шовинист'".

***** А.М.Верник. Наука и тоталитаризм. "Звезда", 1998, #8

Статья доктора физико-математических наук. Рассказывая о состоянии математической науки в 70-80 годах, он пишет: "Нет нужды говорить, что политика академических начальников была сугубо антисемитской. Университет лишил себя блестящей школы, представители которой сейчас входят в элиту мировой науки. Они все эмигрировали и в настоящее время работают в лучших университетах Запада".

***** Соломон Волков. Азбука Шнитке. "Звезда", 1998, #10

Известный музыковед печатает своеобразный некролог памяти выдающегося композитора. Некролог построен по принципу азбуки: 29 предложений от А до Я. "Русский максимализм, таким образом, соседствует в произведениях Шнитке с еврейским скепсисом, окрашенным в густые тона немецкой культурной традиции".

***** Анна Мария Карпи. Все-вместе. "Октябрь", 1998, #6

Журнал публикует поэму итальянской поэтессы в переводе Анатолия Наймана. Поэма насыщена религиозными и литературными еврейскими реминисценциями - в ней появляются Авраам, ветхозаветный судья Иеффай, попавший в еврейский погром "малыш из Одессы" Исаак Бабель.

***** Рада Полищук. Абсолютно гениальный рассказ.

***** Ольга Бешенковская. Пунктирная дружба. "Октябрь", 1998, #6

В рубрике "Нечаянные страницы" журнал публикует рассказы двух авторов, живущих ныне в эмиграции. Это воспоминания из жизни литературной богемы. Рада Полищук вспоминает о встречах с Рейном, Ольга Бешенковская - о Давиде Даре.

***** Ольга Бешенковская. Viewasen, 22. Дневник сердитого эмигранта. "Октябрь", 1998, #7

Раздраженные дневниковые размышления ленинградской (петербургской) поэтессы, уехавшей жить в Германию. Все не нравится, особенно не нравятся евреи-эмигранты. Шолом-Алейхем вызывает презрение. Израиль представляется чем-то вроде одесского Привоза. Написано предельно искренне. Типичный образец распространенной психологической аномалии, каковой является еврейский антисемитизм.

***** "Человек одинок в этом мире, художник же одинок вдвойне". Из переписки Вадима Сидура и Карла Аймермахера. "Октябрь", 1998, #7

Журнал представляет фрагменты переписки между московским скульптором Вадимом Сидуром (1924-1986) и немецким профессором искусствоведения. Переписка началась в 1974 году и не прерывалась до смерти скульптора. Любопытно наблюдать, как менялось отношение к Сидуру со стороны советского официоза в первые годы перестройки, по мере увеличения гласности, провозглашенной Горбачевым.

***** Борис Хазанов. Далекое зрелище лесов. Роман. "Октябрь", 1998, #8

Новый роман известного прозаика, живущего ныне за рубежом. Объективная реальность по воле автора сочетается с ирреалистическими, "фантомными" видениями. В романе одновременно существуют раскулаченные, бывшие помещики, чекисты и даже древнерусские святые. В послесловии Хазанов говорит о своих героях: "Они кажутся нарочитым произведением фантазии, но в них есть и нечто от нашей действительности; они могут показаться карикатурными, но к ним можно отнестись и всерьез".

***** Владимир Кантор. Соседи. Повесть. "Октябрь", 1998, #10

Тема повести - прямо из Саши Черного: "Ты - народ, а я - интеллигент". Споры молодых неославянофилов на фоне транспортного хамства и уличного пьянства. Присутствует персонаж по имени Алик Елинсон. Довольно бесцветная проза.

***** Александр Мелихов. Национализм и нацизм. "Знамя", 1998, #7

Журнал публикует рецензию петербургского прозаика на книгу Галины Туз "Провинциальный фашизм" (М.: ПИК, 1997). Галина Туз - ставропольская журналистка, опубликовавшая в газете "Ставропольская правда" в 1995 году антифашистскую статью. После этого краевая организация партии "Русское Национальное Единство" (РНЕ) подала в суд исковое заявление о защите чести и достоинства, оскорбленная контекстом, в котором упоминалось имя РНЕ. Суд отправил материалы дела в Москву на политологическую экспертизу. Пока ученые мужи ломают голову над определением, что же такое фашизм, в стране безнаказанно действуют экстремистские организации.

***** Владимир Шаров. Старая девочка. Роман. "Знамя", 1998, #8-9

Новое большое произведение известного романиста. История еврейской семьи Бергов. Герой романа - крупный советский инженер, замнаркома нефтяной промышленности. Время действия - 1937-1956 годы. Судьбы людей под беспощадным катком истории.

***** Марина Вишневецкая. Есть ли кофе после смерти? "Знамя", 1998, #10

Очень "женская" проза. Автор внимательно читала Джойса. Героиня повести Вера - "гойка", ее муж - еврей. Живут в эмиграции. Внутренний монолог героини как-то сразу утомляет. Много страсти, лирики и эротики. Короче, повесть о женской любви.

***** Александр Ревич. Огромный мир вливается в зрачки. "Дружба народов", 1998, #7

Одно из стихотворений в поэтической подборке - "Сны фараона" - вдохновлено библейскими мотивами.

***** Владимир Познер. Может быть, наступило время? "Дружба народов", 1998, #7

Рубрика "Мысли вслух". Известный журналист и телеведущий недоумевает, почему президент России молчит, когда в стране распространяется антисемитская пропаганда в газетенках фашистского толка. "Борис Николаевич, может быть, уже наступило время высказаться и принять меры по этому поводу?". Вопрос, конечно, интересный...

***** Семен Липкин. Стихи из найденного блокнота. "Дружба народов", 1998, #9

Прекрасные стихи московского поэта. Из стихотворения "Именам на плитах":

Я хочу умереть в июле

На заре московского дня

Посреди Рахилей и Шмулей

Пусть положат в землю меня.

Я скажу им тихо: "Смотрите,

Вот я жил, и вот я погас.

Не на идише, не на иврите

Я писал, но писал о вас".

***** Владимир Познер. Два взгляда. "Дружба народов", 1998, #10

Владимир Познер знакомит читателя с письмом г-жи Цубаренко Адель Борисовны. Адель Борисовна просит Владимира Владимировича организовать публичную дискуссию, видимо на телевидении, на тему антисемитизма. Адель Борисовна полагает, что антисемитизм - это антисионизм. На трех страницах журнала она убеждает Познера в своей правоте: евреи захватили информационную и экономическую власть в России. Познер, уже на семи страницах, пункт за пунктом опровергает все умозаключения г-жи Цубаренко и, кстати, выражает сомнение в ее реальном существовании. Удивительное дело, после подобных споров остается стойкое ощущение, что все равно никто не изменил своим взглядам на проблему. Утешительно все же, что происходит диалог, а не мордобой.

***** Юрий Манфельд. Не убий. Записки тюремного врача. "Нева", 1998, #8

Автор записок - Юрий Лазаревич Фельдман (Манфельд) живет ныне в Штутгарте. В 70-80-х годах работал тюремным психиатром в "Крестах". Точные психологические зарисовки. Опыт врача всегда полезен прозаику. Публикация Владимира Кавторина.

***** Александр Кушнер. Стихи. "Нева", 1998, #8

Подборка стихов известного поэта. Кушнер редко касается еврейской темы в своих стихах. "Национальность - странная забота", - так он писал еще в 80-х годах. В стихотворении "Еврейских шахмат нет! Арийских быть не может!..." поэт также пытается отыскать "третий путь" в решении этой проблемы: Какой при жизни нас опасной ловят сетью! Дай руку, дверь найдем, другой отыщем путь.

***** "Итак, письмо написано!..." Из писем Давида Самойлова Петру Горелику (1944 - 1989 гг.). "Нева", 1998, #9

В рубрике "Домашний архив петербуржца" печатается подборка писем Давида Самойлова. Публикатор подборки Петр Горелик - друг юности поэта и одновременно друг Слуцкого. Самойлов писал в последнем письме к Слуцкому: "Мы с тобой всегда внутренне спорили. Но я всегда помню и люблю тебя". В подборке писем прослеживается логика этого спора.

***** Эрик Фоснес Хансен. Псалом в конце пути. "Иностранная литература", 1998, #7-8

Роман норвежского писателя посвящен трагическому рейсу "Титаника". Один из героев - еврей, музыкант судового оркестра Давид Бляйернштерн.

***** Петр Вайль. Марш империи. "Иностранная литература", 1998, #8

Эссе известного литератора о Густаве Малере. Отмечая, что знаменитое крещение Малера вряд ли стало таким уж мучительным переломом для композитора, Вайль тем не менее пишет: "Совсем безболезненно это крещение не прошло: Малер знал, что многие - не только евреи - его осуждают, как осуждаются любые вероотступники".

***** В.А.Тишков. Забыть о нации. "Вопросы философии", 1998, #9

Статья доктора исторических наук, директора Института этнологии и антропологии РАН. Странно, что лидеры национальных движений не обратили внимания на эту публикацию. По крайней мере, отклика в прессе не было. А жаль. Вероятно, им есть, что возразить на призыв г-на Тишкова: "Мои заключительные слова сводятся к призыву: забыть о нациях во имя народов, государств и культур, даже если будущие исследователи подвергнут сомнению и эти последние дефиниции".

***** Саул Черниховский. К солнцу. Венок сонетов. "Литературное обозрение", 1998, #4

Журнал печатает в переводе с иврита венок сонетов выдающегося еврейского поэта. Перевод, вступительная статья и обстоятельный комментарий - Анны Нейстат. Переводчик отмечает, что "венок сонетов 'К солнцу' - произведение незаурядное, одно из наиболее интересных в еврейской литературе ХХ века".

***** Л.Ф.Кацис. В.Жаботинский и В.Розанов. "Литературное обозрение", 1998, #4

Дело по обвинению киевского мещанина Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве христианского мальчика в 1911-1913 годах всколыхнуло всю Россию. Статья известного литературоведа посвящена полемике в связи с "делом Бейлиса" между виднейшими фигурами русско-еврейского литературного и общественного противостояния - В.Жаботинским и В.Розановым.

Подготовил Лев Айзенштат (Еврейский общинный центр СПб.).

Адрес редакции бюллетеня
"Народ Книги в мире книг":
Санкт-Петербург, 191025, а/я 146.

E-mail:




сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки



Rambler's Top100