На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь







"Почему нам снятся сны, из которых вырастают драконы?"


Наталия Гельман


"Мы все должны попросить друг у друга прощения за то, что заболтались до последней степени, и нормальное королевство превратилось в хороший сумасшедший дом. Я подготовил указ, по которому все прежние законы объявляются недействительными …"
Эзра Ховкин "МАЛАХОВСКИЙ ПАРОВОЗ"

От станции Малаховка, недалеко от Москвы, отправляется настоящий еврейский паровоз. Вот он - на нарядной подарочной обложке книги, оформленной Ларисой Каплан при участии Александра Вайсмана, - новой книги Эзры Ховкина "Малаховский паровоз", которая стоит на полке в недавно открывшемся, обновленном магазине издательства "Гешарим" на Агриппас 10.
Еврейский паровоз - настоящая модель мира: здесь есть все, начиная от зингеровской швейной машинки, самовара с пузатым заварным чайником, шахматной доски, старого холодильника ЗИЛ, киноаппарата, детской коляски, скрипки и т.д. и т.п. Не паровоз это едет, а целый МИР перемещается, последний оплот цивилизации, мир травоядный, живой, добрый, теплый, нет, даже горячий. Современный Ноев Ковчег! Название просто гениально!
Книга, написанная в жанре fantasy, захватывает сразу же, с первого слова, а самое первое ( и главное!) слово книги - это, как известно, ее название, - "Малаховский паровоз". Куда он летит? Куда летит еврейский паровоз?..
Ответит на этот вопрос только тот, кто с первого слова книги почувствует себя в ее команде - команде Малаховского паровоза. Откуда летит еврейский паровоз?.. Паровоз … трогается из Малаховки.

Для еврейского уха слово "паровоз" обладает особенным смыслом. Многим известно выражение "а hиц ин паровоз", возникшеее когда по "черте оседлости" прошла железнодорожная колея и вагоны потащил паровоз. Паровоз Эзры Ховкина тоже начинает свой путь из Малаховки, подмосковного поселка, ставшего местом обитания для многих отказников из Москвы.

Сюда, в Малаховскую синагогу, приходили набираться ума и сердечного трепета будущие олим: отсюда, из Запущенной Зоны (еще одно емкое и оригинальное название, за которым открывается Страна нашего Исхода - особенное МЕСТО, где в результате аварии в Институте общих проблем произошло загибание пространства кверху, вот почему, "если вы попали в Зону, то, похоже, навсегда") идет дорога (не просто дорога, а Боковой путь) на Святую Землю. Так открывается для еврейского паровоза Боковой путь - зеленый свет на Святую Землю. Вот откуда и куда летит еврейский паровоз!!..
В Малаховке у евреев появляется тот самый "плацдарм, как написал в одной из своих статей Эзра Ховкин, откуда он может начать наступление. Это - "четыре локтя Галахи", то есть место, где он и его близкие выполняют приказы Торы, живут и думают по-еврейски. И хотя, согласно житейской логике, эти "четыре локтя" представляют песчинку по сравнению с общей площадью пустыни, но еврей этой логике не подчиняется. Он верит и знает, что никто, кроме Всeвышнего, не имеет над ним никакой власти. Об этом сказано: "И увидят все народы, что ты несешь Имя Бoга, и испугаются тебя…".
"Чтобы жить с этой мыслью, требуется огромное духовное напряжение…". Малаховка - это место, откуда "НЕКУДА отступать"….
В мире Запущенной Зоны с хорошо знакомыми нам и уже нестрашными реалиями советской действительности ("здесь многие люди превращаются в зверей - "многие, надо сказать, весьма охотно") - рождается еврейское чудо - знаменитый травоядный паровоз, изобретение инженера Рабиновича, "под завязку набитое разной электроникой".
Советские военпреды того и гляди установят на изобретении Рабиновича ракеты, распылитель ядовитых микробов, огнемет и бросалку для финских ножей, но еврейский паровоз не выдерживает надругательства над своей благородной природой и подается в бега. Куда бежит еврейский паровоз?.. Храбрые еврейские дети осмеливаются стать командирами умной машины, сбежавшей от советских хищников: они "покупают" паровоз любовью и добротой, и чудо инженера Рабиновича не дает им пропасть в самых немыслимых обстоятельствах: потому что "это все-таки еврейский паровоз. А значит, дважды два у него - не только четыре. Но и "тетя Женечка", и "клизму в нос"…
В пространстве Великого Загибания раскрывается романтическая история любви Гали Соломончик и ее жениха Саши Робинзона, великого изобретателя машины времени, оказавшегося в большой беде. Дети, сумевшие победить взрослых, утративших человеческий облик ("бараны в волчьих шкурах" и по-настоящему хищная рысь), отправляются на помощь Робинзону.
Так начинается третья часть "Малаховского паровоза"- "Королевская охота": команда еврейского паровоза спешит на помощь изобретателю, но сама оказывается в крайне затруднительном положении. Еврейский паровоз летит на помощь СТРАНЕ, но вместо нормального государства оказывается в настоящем сумасшедшем доме!!
Пространство "Королевской охоты" - королевский Дворец ("один большой и в общем-то поганый прикол") - может быть представлено как современная аллегория Святой Земли, где "птичками" называются кровожадные и огнедышащие драконы, а, по инициативе тайного советника ("Ой, какая голова! Какая голова на нашу голову!"), с этими самыми чудовищными тварями, "птичками", заключается мирный договор. Здесь приняты новые "Законы о гадостях", в соответствии с которыми "нельзя вспоминать, что было вчера", не думать, что будет завтра, не менять то, что есть сейчас, не говорить "я верю", не говорить "я могу", а главное- "не молчать- болтать!"
"Зеленое чудовище", дракон придумало стихи:
Я мечтал о троне,
А также о короне,
Буду наконец я
Теперь дракон в законе …
И неудивительно, что словечки "враг" и "воин" внесены в список глупых слов.
Герои Э.Ховкина, милые и честные еврейские дети, стараются жить "с открытым сердцем". Йося - это тот самый "мальчик", который осмелился в свое время закричать "А король-то голый!", решает: "У вас в замке много всякой ерунды и чуши. И если вы сами не могли в ней разобраться, значит, это сделаю за вас я…"
"Кто у вас придумал всю эту дрянь?- спрашивает Мотя, - называть драконов "птичками". Объявить, что вокруг ничего нет, а ваш замок один на белом свете. И не защищаться, когда на вас нападают…"
И слышит ответ Библиотекаря: "В этом-то и фокус… никто не хотел воевать, почти всем этот план понравился, особенно … как десяток человек ко мне в библиотеку записали (посадили за решетку)".
"Полный разрыв системы, - делает вывод Марк Бубенчик, - Лоханулись все и по-большому!.." Короче, как добавил капитан паровоза, "глотая комок, подступивший к горлу", "нормальная еврейская ситуация. Сейчас нужно думать головой и шевелить мозгами, а вспоминать, как было плохо, мы будем потом…" Итак, еврейский паровоз в "нормальной еврейской ситуации".
Пока "птичек" готовятся впускать в королевский замок поэтапно, "ступенька за ступенькой": "Я заключил с ними (драконами) договор, говорит тайный советник, что на первых порах им можно пользоваться только королевским садом. Вы же знаете, бедным птичкам не хватает глюкозы, сахарозы, кальция…Пусть прилетят, навитаминятся и - задний ход, дуй обратно. И еще одно условие: не больше одной птички в день. Чтобы садовники успели заживить то, что поломано, и вскопать то, что потоптано…"
Драконы выдвигают встречный ультиматум:" Немедленно отдавайте нам половину дворца, а не то - отнимем все! Даем неделю на размышление. И все это время будем поливать вас огнем! Миру мир!".
Пытаясь "не тормозить" мирный процесс, тайный советник предлагает жителям Дворца перейти жить в подвалы, погреба и канализацию, многие его поддерживают. И только дворецкий со слезами на глазах задумывается: "… если у меня там, в подвале, сын родится,то как я ему потом объясню, что такое луна. В подвале-то ее нет, а наверху эти твари ползают…" Дворецкий засыпает и видит во сне, как он показывает своим будущим детям достопримечательности дворца:"Дети, это погреб, это опять погреб, это снова погреб…Посмотрите, какая красивая труба для водопровода… Ясно, что будущий мирный договор "совершенно точно" принесет мир на неделю, а если "мы научимся достаточно глубоко зарываться в землю, то может, и на вечные времена". И несмотря на грозящую всеобщую гибель, Королева готова подписать мирный договор и даже наказать идущего супротив Короля заточением в библиотеку.
В подписании мирного договора "на вечные времена" со стороны драконов участвует некто Пестрый, попугай, наделенный особыми полномочиями, сам по себе совершенно ничтожный, но прекрасно владеющий механизмом манипуляций: каждый дракон жизнью и душой связан с одним из обитателей замка" - "погибнет человек - умрет и дракон. И тогда я лишусь своего могущества".
Автор "Королевской охоты" находит великолепный сюжетный и философский ход: он завязывает в единое целое состояние обитателей замка и могущество драконов.
Эзра Ховкин подводит читателя к выводу: "чтобы покончить с драконами, надо узнать их тайну!" Все, как должно быть в сказке: традиционный финал с открытием главного Секрета, но отчего же с первой и до последней минуты книги читатель так несказочно-нетерпеливо, с "открытым сердцем", взволнованно и серьезно - ждет этой Главной тайны. Что должна знать команда спасателей еврейского паровоза?
Это находка напоминает открытие, которое делает в знаменитой философской сказке Фазиля Искандера "Кролики и удавы" Задумчивый кролик: он догадался о том, что гипноз удавов не является автономной силой, а целиком и полностью покоится на "страхе кроликов быть проглоченными". Боязнь заглота рождает гипноз. Между кроликами и удавами образуется некая необратимая взаимозависимая связь. Для Искандера в основе этой связи - слабость и трусость одних, ее порождение - могущество других . В сказке Э. Ховкина ситауция сложнее, потому что "в наших краях сны очень привязаны к своим хозяевам".
Менахем рассказывает, что "некто Пестрый" повадился воровать у обитателей замка сны, сажать их на поле чудес, чтобы каждый раз из волшебной болотной жижи появлялась голова нового дракона. Душа дракона (уворованный сон) неудержимо стремится вернуться к своему хозяину- вот почему "чудовищных птичек" так тянет к обитателям Замка. "А подлец Пестрый пользуется этим, чтобы захватить замок и возложить на себя корону". Куда летит еврейский паровоз? Еврейский паровоз летит на помощь Стране!
Слушайте! Слушайте внимательно!
Чтобы победить дракона, нужно чтобы "каждый хозяин" приблизился к нему и отозвал свой сон, вернул его на свое место. Риск невероятный, потому что, говорит Библиотекарь, "даже если я на все 100 буду знать, что мой сон внутри какой-то поганой твари, неужели я смогу незаметно подобраться к ней" - "Дракон меня живьем спалит!"
- Есть риск, - согласился Звездочет.
- А если есть риск, - заключил Библиотекарь, - то никто и не пойдет на дракона… во всяком случае в нашем королевстве…
- Я пойду, - сказал Король.- В юности, охотясь, я умел незаметно подкрадываться к дичи.
Наступает время Ч, последний день пребывания жителей Дворца над землей. Страшную битву с мерзкими тварями возглавляет Король. Слушайте! Слушайте внимательно!
"Размахивая ржавым мечом, который был сознательно загнут и затуплен во время мирного процесса", он отправляет дозорных на башни. Автор крупным планом показывает каждый эпизод сражения, демонстрируя перерождение духа защитников Замка и финальное возвращение снов к их законным хозяевам. Попугай Пестрый в итоге оказывается в помойном ведре под крышкой, куда его отправляет (принцесса) девочка Лея. Прозревший тайный Советник замогильно объявляет:
"… Я думал, что драконы - это сила, а это оказались наши собственные сны, которые психованный попугай сажал в поле грязных чудес…" Однако Автор и не думает свалить вину за то что нормальное королевство превратилось в хороший сумасшедший дом, на "психованного" Попу: Он, действительно воровал чужие сны. Но почему он это делал? Слушайте! Слушайте все!
"Почему, господа, вам снятся такие сны, из которых потом драконы вырастают?"
Так заканчивается первая книга, а команда еврейского паровоза отправляется дальше - на помощь Саше Робинзону.
Природа жанра рождает у автора множество ассоциативных связей: трудно сказать, каких мотивов волшебных сказок здесь нет, и невозможно перечислить все творческие удачи автора в создании собственных фантастических предметов и образов, чаще всего ориентированных на развитие биоэлектроники, кибернетики и просто игры воображения.
За всем этим волшебством автор не забывает о слове, всегда ярком и образном. Вот несколько примеров:
"Ковровая дорожка уткнулась в обитую каким-то совершенно заморенным дубом дверь",
"Я пришел из другого мира. .. я пришел взглянуть, кто творит бесчинства в моем родовом гнезде!.. Негодяйка! Как ты осмелилась коснуться моих вин? Моих гардин?.. Моих сардин?.."
"Крышка откинулась, и на стол скакнул крупный и действительно очень пестрый попугай с тяжелым черным клювом. На нем, стягивая крылья, был надет почти новый полосатый носок сорок пятого размера, что делало вожака драконов похожим на настоящего каторжника".
"Малаховский паровоз" - десятая книга Эзры Ховкина. Ее автор родился в Москве, закончил факультет журналистики Московского университета. Можно сказать, что с 1976 года он - "бааль а-тшува". В 1980 году стал отказником и в течение без малого 8 лет находился в "отказе"- сначала время от времени наезжая в Малаховку (где сохранилась синагога и можно было общаться с мудрыми стариками и познавать иудаизм), а последние 3 года - перед алией- постоянно, поселившись в этом "заповедном" месте. Отсюда, из Малаховки, его семья и друзья в 1987 году отправились на Святую Землю. В Малаховке есть нечто особенное, м.б. символическое, во всяком случае, так кажется после прочтения книги "Малаховский паровоз".
В Израиле Эзра закончил педагогическое училище им. Давида Елина, он преподает историю и граждановедение, пишет книги, издает газету "Фарбренген", он - Эзра Ховкин- совершенно особенный человек, о котором следовало бы сказать так, как он написал в одной из своих статей: Сказано у наших мудрецов: "Тот, с кем случилось чудо, ничего не знает о нем". Горько, но верно. Откуда простому человеку знать, сколько раз Всевышний приходил к нему на помощь, сколько раз камень, брошенный нам в спину, возвращался в лоб тому, кто его запустил... И скрытые праведники наверняка встречались нам, и пророк Илияу сидел совсем рядом. Если б знать, а что тогда?.. Но есть на свете люди, которые видят мир другим и по-другому. Это цадики. Свет их души проникает в суть вещей, пренебрегая мелочами. Иногда они пользуются этой способностью, чтобы раскрыть преступление. А чаще - чтобы предотвратить его. В детективных историях, которые распутывали еврейские праведники, почти всегда отсутствует убитый. Это несколько уменьшает остроту сюжета. Зато приятно, когда все живы-целы-невредимы...

Куда летит еврейский паровоз? Еврейский паровоз летит на помощь Стране!
Читайте! Читайте внимательно!

Цена книги в твердой, "подарочной" обложке 50 шекелей, телефон для справок 02-586-02-47

http://rjews.net/maof/article.php3?id=1254&type=s&sid=23



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100