На главную

 Интернет-журнал
 Истоки
 О духовном
 Богом избранный
 Земля обетованная
 613 мицвот
 Время испытаний
 Персоналии
 Книжная полка
 Еврейский треугольник
 Мужчина и женщина
 Наш календарь







Краткая книга заповедей



"Краткая книга заповедей" Хафец Хаима представляет собой перечень заповедей Всевышнего (иврит: мицвот) еврейскому народу. Не все 613 заповедей, данных на горе Синай, включены в книгу, а только те из них, которые являются выполнимыми в настоящее время. Заповеди приведены в соответствии с перечнем, составленным Рамбамом. Заповеди в книге пронумерованы и разделены на три категории:
" Повелительные заповеди (77 по числу)
" Запрещающие заповеди (194 по числу)
" Заповеди, выполнение которых связано с Эрец Исраэль (26 по числу)

К настоящему времени данная книга является единственным изданием на русском языке содержащим упорядоченный список мицвот. Более того, книга - двуязычна: правая страница содержит текст оригинала на иврите, левая - перевод на русский язык. Для умеющих читать на иврите это очень удобно, т.к. руская версия может использоваться только для помощи когда иврит непонятен, а собственно изучение ведется на иврите. Двуязычный вариант также удобен во время занятий с нашими по-русски-не-понимающими детьми (хорошая идея, не правда ли?).

ХАФЕЦ ХАИМ - крупнейший мудрец и учитель нашего века. Полное имя - раби Исраэль Меир Акоэн. Годы жизни - 1838-1933. Имя Хафец Хаим получил по названию одной из своих самых знаменитых книг. Родился в Белоруссии. Тору изучал в литовских ешивах. В 18 лет переехал в Радин (Радунь), что к югу от Вильнюса, городок, который в еврейских сочинениях той поры известен под именем Литовский Иерусалим - из-за большого числа ешив и высокого уровня преподавания Талмуда в них.
Все свои силы посвятил учебе, живя очень скромно и кормясь работой в мелкой лавке, но и в ней больше сидел над книгами, чем торговал. Уже получив звание раввина, он долго отказывался принять любую должность - только чтобы не отрываться от занятий. Его имя связано с созданием знаменитой Радинской ешивы, которая быстро приобрела славу одной из лучших в Восточной Европе. Хафец Хаим был одним из основателей существующей поныне межгосударственной еврейской организации "Агудат Исраэль" ("Еврейский союз"), а также инициатором появления на свет другого важного учреждения - "Ваад Аешивот" ("Совет ешив"). Книга Хафец Хаим ("Тот, кто жаждет жизни"), посвященная законам "лашон ара" (запрету на злословие), вышла в свет в 1873 году и сразу приобрела популярность во всем еврейском мире. Известен и сборник дополнений к этой книге - Шмират Алашон ("Охрана речи"). Кстати на русском языке вышла книга рава Зелига Плискина "Береги свою речь" (О злословии), представляющая собой практическое руководство, изложенное по книге "Хафец Хаим" рабби Исраэля Меира Акоэна из Радина. Другое знаменитое его сочинение - Мишна Брура, представляющее собой расширенный и исчерпывающий комментарий на Орах Хаим, одну из четырех частей Шульхан-Аруха. Мишна Брура принята во всех современных еврейских общинах как авторитетный кодекс законов Торы и положений, установленных мудрецами. Из высказываний Хафец Хаима приведем только одно: "Нельзя выполнить заповедь наложения тфилин, даже если тысячу раз повторить стих Торы "И повяжи их (эти слова) себе на руку". Подобно этому нельзя выполнить другую заповедь - любить Всевышнего, - даже если дважды в день повторять стих "И полюби Всевышнего, твоего Б-га, всем своим сердцем и всей своей душой..." Надо много трудиться, чтобы разбудить в своем сердце любовь к Тому, Кто тебя создал".

Из предисловия Хафец Хаима к "Книге заповедей"
"... каждый еврей, сведущий в Торе, с радостью хочет соблюдать - в пределах своих возможностей - ее заповеди. Однако, окинув взором все 248 повелительных заповедей нашей святой Торы, человек найдет там много заповедей, исполнить которые невозможно. Многие заповеди имеют силу в Эрец Исраэль, но не за ее пределами. Кроме того, существуют заповеди, обязательные к исполнению только во время существования Храма. Есть заповеди, касающиеся ритуальной святости и чистоты, а есть такие, что имели силу только при наличии еврейского суда (бейт-дин), члены которого получили особое посвящение (смиха), непрерывно передававшееся от учителя к ученику, начиная с Моше (много поколений тому назад такая передача прервалась). Короче говоря, трудно самостоятельно выбрать все те заповеди, которые возможно выполнять в настоящее время. Здесь, в этой небольшой работе, мы с помощью Всевышнего и в соответствии с перечнем, составленным Рамбамом и многими ранними авторитетами (да будет благословенна их память), собрали все повелительные заповеди, которые еврей может исполнять в настоящее время, а также все запреты, т.е. то, от чего человеку сегодня следует воздерживаться.

Поскольку все повелительные заповеди трудно изучить сразу, мой совет: учите половину из них по понедельникам и вторую половину по четвергам (дни, когда в синагогах читают свиток Торы), делая это каждую неделю. Таким образом, с течением времени вы хорошо усвоите все повелительные заповеди, которые можно исполнять сегодня. Затем следует таким же образом приступить к изучению запретов, т.е. читать половину по понедельникам и половину по четвергам - до тех пор, пока с течением времени все запреты, которые нужно знать, не будут хорошо выучены. В результате серьезной учебы, когда возникнет необходимость соблюдения одной из этих заповедей, вы не забудете ее исполнить. Мудрецы, толкуя стих "Вспомните все заповеди Всевышнего и исполните их" (Бемидбар 15:39), говорили: запоминание ведет к исполнению."

Как уже было сказано книга включает текст на иврите и перевод на русский язык. Причем двуязычный вариант сохранен и для предисловия автора. Справа можно увидеть как выглядит страница, а внизу - читабельный вариант этой страницы.

47 ПОВЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗАПОВЕДИ
75. Заповедь, повелевающая делать ограду на крыше, а также устранять из дома опасные предметы
Сказано в Торе: "Возведи ограду на своей крыше - и не наведешь крови на свой дом" (Дварим 22:8).
Оставляющий крышу своего дома без ограждения не выполняет эту повелительную заповедь. Заповедь касается также всего, что может представлять опасность для жизни; например, вокруг колодца или ямы необходимо сделать ограду высотой в десять тефах (около 1 м), причем настолько прочную, чтобы она не упала, если на нее опереться. Также запрещено держать в доме злую собаку.
В книге Сефер Харедим написано: "Тому, кто, размышляя об этой заповеди каждый день, проверяет, не нужно ли починить или достроить ограду, засчитывается, как если бы он исполнял этот долг каждый день".
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде - мужчины и женщины.
76. Заповедь, повелевающая помнить то, что сделал нам Амалек
Сказано в Торе: "Помни, что сделал тебе Амалек" (Дварим 25:17).
Еврей обязан вспоминать об Амалеке и говорить о его преступлениях и кознях против нас, чтобы возбуждать ненависть к нему.
Эту заповедь обязаны соблюдать всегда и везде - мужчины и женщины.
77. Заповедь, повелевающая уничтожить потомков Амалека
Сказано в Торе: "Сотри память об Амалеке" (Дварим 25:19).
Впрочем, узнать о том, кто является народом Амалека, мы сможем только после того, как придет пророк Элияу и ответит нам на этот вопрос.
Только тогда мы сможем, как нам приказано, стереть память о нем из-под небес.

http://www.judaickiosk.com/content/index.asp



сделать домашней
добавить в закладки

Поиск по сайту

Самые читаемые страницы сегодня

Анонсы материалов
© Copyright IJC 2000-2002   |   Условия перепечатки

Rambler's Top100