27.06.01


Илья Смирнов. "За гуманизм киноискусства!" - "Зиг хайль!" Скандал на Московском кинофестивале

 
На главную




Реклама на IJC

RB2 Network

RB2 Network
Реклама на IJC

Во внеконкурсной программе был показан фильм западно-украинского режиссера Олеся Янчука "Непокоренный". Главный герой (тот самый "Непокоренный") - гауптштурмфюрер СС Роман Шухевич.

"Шухевич, видимо, интересует его (режиссера Янчука) не столько как святой мученик за веру, но как идеальный носитель патриотического служения. Идеал должен быть безупречен: чист помыслами, благороден, великодушен к единомышленникам и беспощаден к врагам".(1) "Продолжали вооруженную борьбу обессиленные, обескровленные, но не сломленные духом части Украинской Повстанческой Армии. Во главе Армии стоял легендарный Роман Шухевич... судьба которого положена в основу фильма... Мы нашли национального героя, в которого хочется верить..."(2)

В украинских СМИ (которые мы процитировали), а также на киноафише все герои названы своими именами. Причем довольно давно. В московском фестивальном путеводителе - маленькая военная хитрость. "Романа Шухевича" переименовали в "Романа Шушкевича"(3). Интересно, что для конспирации использована фамилия одного из беловежских деятелей. Фрейд оценил бы игру подсознания. Но проходит она впустую. Конспирации все равно не получается. Должность-то и в буклете названа правильно: командующим УПА ("Украинской Повстанческой Армии") с декабря 1943 года был совершенно конкретный персонаж.

Роман Шухевич (1905 - 1950) первое убийство совершил в юные годы во Львове. Жертвой стал школьный куратор, а Львов тогда принадлежал Польше (вполне антисоветской), так что подвести это преступление под "борьбу с советским тоталитаризмом" будет непросто даже искушенным киноведам. За убийство бедного куратора осудили совершенно посторонних людей, а "святой мученик за веру" занялся грабежами, пополняя таким способом казну уголовно-националистического подполья. В 1929 году поступил в итальянскую разведшколу. Вернувшись в Польшу, применял полученные знания на практике. Был судим польским судом за террор (вместе с другим выпускником той же разведшколы - С.Бандерой), вышел из тюрьмы подозрительно быстро, продолжил образование на курсах при военной академии в Мюнхене (это уже не фашистская Италия, а нацистская Германия). По другим данным, учился также в разведшколе в Вильгельмсдорфе под Берлином (4) и, видимо, был прилежным учеником, если ему, лицу славянской национальности, гитлеровцы присвоили офицерское звание.

Германия готовилась к нападению на Советский Союз, и "с разрешения Риббентропа и Кейтеля были сформированы два украинских батальона общей численностью около 700 человек"(5), "Роланд" и "Нахтигаль", где одним из командиров назначается Шухевич (второй - немец Герцнер). Хорошо знавшие Львов, "соловьи" заранее готовят проскрипционные списки. Дальнейшее описывает историк Владимир Рябчиков:

"18 июня 1941 года одетые в форму гитлеровского вермахта с единственной отметкой - небольшой сине-желтой ленточкой на погонах "нахтигалевцы" были переброшены к советской границе. Там на кресте и Евангелии они поклялись в "верности до крови" фюреру.

Уже 30 июня вслед за фашистскими солдатами они вошли во Львов. Вот тут-то и всплыли "черные списки". Оуновцы Е.Врецена и И.Климов уточнили с помощью телефонного справочника адреса приговоренных, затем к "делу" приступил "Нахтигаль". Вояки начали объезжать улицы города, вылавливали свои жертвы и тащили их на казнь. Ни в чем не повинных людей десятками расстреливали, вешали, закапывали живьем в землю на Вулецкой горе. Среди львовских жертв был ректор Львовского университета Роман Ремской, бывший премьер-министр Польши, профессор, почетный член многих академий мира Казимир Бартель и многие другие. Фашисты намеренно оставили националистам Львов на семь дней, чтобы дистанцироваться от зверств "Нахтигаля".

Подобными "деяниями" прославил себя и батальон "Роланд", которым руководил Е.Побегущий. Оба батальона дошли до Винницы, оставляя за собой горы трупов"(6).

Затем Шухевича в составе "шуцманшафтбатальона-201" отправили в Белоруссию, там он заслужил Железный крест.

Более подробно о карьере "носителя патриотического служения", а также о том, какими именно способами украинские нацисты истребляли поляков, русских, евреев и многие тысячи своих же "подопечных" украинцев, желающие могут узнать из статьи В.Рябчикова и других материалов, представленных в Сети (7).

Именно эти подвиги вдохновили Олеся Янчука на создание фильма, а львовских киноведов - на ценные рекомендации по его применению: "Наверное, этот фильм нужно показать детям младших классов, для которых романтическими героями являются Бэтман и Человек-паук. Может быть, наш герой достучится до их сердец... Зритель может убедиться, что украинский кинематограф в полный голос говорит про героев своего народа"(8). Следует добавить, что во Львове бывшая улица Пушкина переименована в честь "генерала Чупринки" (агентурная кличка Шухевича), а улица Лермонтова - в честь Д. Дудаева (9).

Но руководителей ММКФ, - их-то что вдохновило осчастливить фестиваль шедевром Янчука? Ведь в Москве улицы, вроде бы, еще в Гиммлер-штрассе не переименованы.

На самом деле все мы люди, и все можем ошибаться, особенно второпях. Да и престиж ММКФ упал так низко, что качественные фильмы выбирать не из чего - приходится брать, что дают по принципу: "На те, небоже, что в Канн не гоже". Конечно, трудно поверить, что Кирилл Разлогов, человек ученый и умеющий правильно связать искусство с политикой (10), не знает, какая война началась 22 июня и на чьей стороне воевала "УПА" в этой войне. Предположим, организаторы доверились девочкам-секретаршам. А про шумную национал-презентационную кампанию в Киеве просто не слышали. Но вопрос: "Господа, а что это за "легендарный Шушкевич" у вас в программе на завтра? Не львовский ли палач Шухевич?" - прозвучал на пресс-конференции по крайней мере за сутки. Именно 22 июня. После чего люди, сохранившие элементарную совесть, должны были выяснить обстоятельства (на это нужно 5 минут, не зря же в жюри ММКФ заседает Богдан Ступка), потом извиниться перед публикой и снять ленту с просмотра.

Никто даже не почесался.

Единственная реакция - пустая болтовня про "плюрализм", "отсутствие цензуры" (при чем тут "цензура"?) и "на самом деле, все было сложнее".

Что было "сложнее"? Версия современных бандеровцев - что во Вторую мировую войну они якобы боролись "на два фронта", "против обоих тоталитарных режимов". Версия эта отражена и в фильме: кучу русских и польских трупов режиссер "уравновесил" двумя проходными и плохо мотивированными эпизодами, в которых благородный герой убивает немцев. Своего же однополчанина - немецкого офицера - ни с того ни с сего пырнул в тамбуре поезда ножом в живот. Видимо, на гауптштурмфюрера внезапно нахлынул украинский патриотизм.

Что же до реальной истории, то па-де-труа "против обоих режимов" исполнялось УПА в своеобразной манере. Реальный ущерб, сколько-нибудь заметный в историческом масштабе, бандеровцы во время Второй мировой войны причиняли только одному "режиму", да и его олицетворяли в основном безоружные люди неправильной национальности (включая восточных украинцев). А противостояние нацизму развернулось в псевдоисторических трудах и художественном, прости господи, творчестве - после того, как настоящая война кончилась, и нужно было срочно оправдываться перед новыми спонсорами.

Ссылаются еще на опалу, которой Гитлер время от времени подвергал то одного, то другого своего украинского подручного. Парочку даже расстрелял за недисциплинированность. О чем это говорит? Только о презрении к славянам и о том, что претензии лакея на самостоятельную политическую роль воспринимались, как оскорбление арийской расы. Никаких принципиальных разногласий с "большим" германским нацизмом у "маленького" украинского не было и быть не могло, потому что он исповедовал ту же самую идеологию и изначально находился на содержании у Третьего Рейха.

Вот такое кино.

"В России есть много кинофестивалей, но этот - единственный и главный. Наша гордость. Он - класса "А". Как Канны, Венеция и Берлин: свой, Московский Фестиваль, с большой буквы... А тут оно - вот, синица в руке, под боком, в "Пушкинском" или "Художественном", самое что ни на есть фестивальное кино. Поэтому мы его, этот наш фестиваль, любим... Как нам его не любить? (Антон Долин) (11)

Действительно, "как нам его не любить", если аккурат в "Художественном" мы имеем "самое что ни на есть фестивальное кино". В нем наши солдаты предстают оравой тупых матерящихся зверей, которые продаются за стакан самогона и озабочены исключительно тем, какое бы еще зверство совершить над мирным населением. Резню во Львове в 1941 году, оказывается, учинили тоже они! А бедный Шухевич, как был в немецкой форме, так и заплакал над трупами земляков.

Специально для продвинутых эстетов, которые у нас выше морали, оговариваю, что произведением искусства (в строгом смысле слова) изделие пана Янчука и Министерства культуры Украины не является. Это политическая агитка, сляпанная кое-как из худших штампов, характерных для студии Довженко еще в советское время. Тупо, фальшиво и скучно - как очередь в бухгалтерию РЭУ.

В лучшие свои времена Московский фестиваль имел девиз: "За гуманизм киноискусства, мир и дружбу между народами". В 90-е годы девиз рассосался. И теперь понятно, почему. Слишком бы он резал глаз рядом с иконой Романа Шухевича на фестивальной афише.

Дипломатическая ремарка под занавес. Немцы не знают, как еще покаяться за отцов и дедов, а с них требуют все новых извинений и компенсаций. Но отождествляя целый народ с нацизмом, мы фактически принимаем логику Гитлера. А на его стороне воевали нацисты всех европейских стран. И представители оккупированных народов, добровольно пошедшие на службу к оккупантам, заслуживают большего осуждения, чем мобилизованные германские граждане. Во Львове, Бабьем Яру и Саласпилсе большинство палачей составляли не немцы, а местная мразь. Та самая, которой на Украине и в Латвии ставят памятники. По логике вещей, коричневые недодемократии, ведущие свою родословную от вассалов Третьего Рейха, должны были бы разделить и ответственность. В том числе материальную.

Не надоело ли Федеративной республике платить одной за всех?

Примечание:

(1) Киев 2000: Новости - Культура, 22 ноября 2000 г.

(2) Канарская А. Генерал Чупринка против Бетмана? - Поступ, 2001, # 3. Цит. по: По страницам львовских газет. Февраль 2001. Народный депутат Украины А. Голуб.

(3) ММКФ. Путеводитель по фильмам, с. 2- 21.

(4) Столяров И. Сброшенные в бездну. - Коммунист Кривбасса, 18.05.2001,

(5) Служба безопасности ОУН

(6) Владислав Рябчиков. Нынешние герои Украины

(7) "От рук бандеровских структур - батальонов "Нахтигаль" и "Роланд", Украинской вспомогательной полиции, т.н. Украинской повстанческой армии, полков дивизии "СС-Галичина", пали жертвами 120.000 мирных поляков, как минимум 40000 украинцев, неустановленное число евреев. Всех их замучили со звериной жестокостью". Украина. Информационный бюллетень. См. также Герасимчук В. Украинофобия наследников С. Бандеры. и др.

(8) Канарская А. Цит. соч. Интересно, что формулировки из этой рецензии дословно воспроизведены в фестивальном путеводителе.

(9)Путешествие кацапа во Львов - Общая газета, 2000, # 32.

(10) "...Марксистско-ленинская наука рассматривает искусство как специфический способ духовного освоения действительности, а художественную деятельность - как активный фактор социальной борьбы и идейного, нравственного и эстетического воспитания личности. Ленинский принцип партийности искусства представляет собой высшую форму социальной действенности художественного творчества..." - Мельвиль А. Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и "новый" консерватизм. М., 1981, с. 12.

(11) Долин А. Московский фестиваль-2001. РЖ, Культура, июнь 2001.

Русский Журнал


_

© Copyright IJC 2000   |   Условия перепечатки